Журнал «Золотой Лев» № 165-166 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

«Священная война» с «ракушками». Наступление …..цатое.[1]

 

Одно из немногих достижений демократической власти, это осуществление давней мечты советских граждан - свободного доступа к обладанию личным автотранспортом. Поскольку рынок оказался насыщенным подержанными импортными автомобилями, мечту смогли реализовать многие, включая примерно 3 миллиона москвичей. Новоиспеченные владельцы автомобилей сразу оказались озабочены вопросом, как уберечь обретенную ценность от «лихого глаза». К их услугам тут же было организовано массовое производство так называемых ракушек или тентов – миниатюрных гаражей из оцинкованного железа, которые идеально решали все проблемы владельцев личного транспорта. Беда лишь в том, что власти, будучи в плену рыночных предрассудков, своевременно не озаботились упорядочением стихийного процесса установки тентов, в результате чего город покрылся сыпью разнокалиберных, хаотично разбросанных новообразований. «Головную боль», которую вызывает эта неприятная сыпь, власти, особенно не задумываясь о последствиях, лечат радикальным методом Саакашвили, то есть, не взирая на законные права и заслуги владельцев, и без намека на возмещение ущерба, осуществляют тотальный снос тентов, предваряя этот акт лишь расклейкой обезличенных ультиматумов адресованных абстрактным владельцам.

Чтобы как-то противостоять этой кампании разрушения, которая создает неудобства и сопровождается большими материальными потерями, особенно чувствительными для автовладельцев пенсионного возраста, необходимо понять исходную побудительную причину таких действий властей. Похоже, что в основе лежит каприз некоторых руководителей с ослабленным чувством реальности, пребывающих в плену надуманных схем устройства идеальной городской жизни.

Но все же, почему конструкция из металла – тент встречает у части руководителей и обывателей эстетическое неприятие, в то время как конструкция из большего по весу металла, размещаемая как попало по всей территории города, – легковой автомобиль такого неприятия не встречает? Возможно дело в присущем многим из нас инстинкте кочевника, у которого предмет выше уровня глаз, мешающий обзору подконтрольной территории, вызывает раздражение. Не случайно грузовые автомобили и крупногабаритные «вседорожники» тоже не пользуются особой любовью у обывателя.

Поскольку эстетический критерий состояния городского лица для обоснования серьезного решения слишком субъективен – некоторым ведь нравятся и лица с веснушками - чтобы утвердиться в собственной правоте, а также для убеждения сограждан, власти используют и другие аргументы.

Среди них не последнее место занимают ссылки на протесты прогуливающих собак старушек, которые, вместе со своими подопечными уже давно инстинктивно пометили территорию прогулок как свою собственность. Но заблуждение старушек на этот счет также не может быть аргументом.

Другой довод - это возражения эстетствующих зеленых по поводу сокращения площади газонов. Однако они легко отметаются простым предложением озеленения тентов. Такое предложение было бы принято грамотными автолюбителями с энтузиазмом, поскольку тонкий слой дерна в пластмассовых поддонах на крышах тентов служил бы теплоизолятором, предотвращающим быстрое охлаждение металлоконструкций в ясные ночи, сопровождающееся осаждением влаги, и тем самым способствовал бы защите автомобилей от коррозии.

В «узком кругу» весьма убеждает в правильности радикального решения и прямой экономический интерес. Ведь забрать ранее проданный автолюбителям металл очень выгодно, даже если его реализовать в виде металлолома. На практике корыстный интерес выражается в предложениях купить за бесценок или перевезти тенты, поступающих одновременно с предупреждениями об их сносе. Но это мелочь по сравнению с прибылями от продажи расчищенного места для точечной застройки.

Есть еще один надуманный предлог: тенты де могут использовать террористы. Почему террористы предпочтут холодные, пропахшие бензином металлические тенты теплым благоустроенным квартирам – совершенно неясно. Деньги, как известно, у них водятся. Да и последствия теракта, совершенного в многоэтажном паркинге, будут существенно эффектнее, чем в отдельно взятой ракушке.

Практически все ракушки поставлены с разрешения, а в некоторых случаях, и поощрения властей. Серьезность настроений обывателя против тентов несложно оценить рублем. Если противники тентов способны собрать деньги на снос и компенсацию ущерба, наносимого их владельцам, то вопрос решен. Однако совершенно ясно, что ни один здравый обыватель, кроме тех, кто видит в этом прямой экономический интерес, не даст на эти цели ни рубля. Напротив, владельцы тентов готовы платить за тенты разумный налог. Следовательно, все общественное недовольство тентами - это не более, чем безобидное обывательское ворчание, ссылки на которое не состоятельны.

К сожалению, чиновник, выполняющий радикальное решение, абсолютно уверен, что оно направлено не против него, а против соседа. Убедить, что оно вернется к нему бумерангом, почти невозможно. Вряд ли поможет классическая литература, где подобные случаи давно описаны. Даже если чиновник образован и когда-то читал сочинения Салтыкова-Щедрина, то наверняка не задержал своего внимания на поучительной сказке о диком помещике, который, проявив «душевную твердость», из эстетических соображений извел мужиков, тем самым разорил свое поместье и одичал сам. Можно также посоветовать перечитать «Историю одного города» того же автора, который, как известно, был не просто сатириком, но и имел солидный опыт управления городскими делами, поскольку в разное время состоял на должности вице-губернатора двух центральных русских губерний

Указание на сомнительность эстетических критериев при решении социальных вопросов нашло отражение и в сатирическом рассказе Станислава Лема, где правители некой планеты в стремлении к эстетическому идеалу создали совершенную машину, превращавшую граждан в белые кружочки, симметрично размещаемые по поверхности планеты. Смысл этого рассказа в том, что, хотя руководителям при решении социальных вопросов и приходится рассматривать людей как человеческий материал, следует всегда помнить, что этот материал главный и все их действия должны быть подчинены интересам именно этого материала.

Решать надуманную проблему тентов радикальными методами нельзя уже потому, что количество металлических тентов в столице по разным подсчетам исчисляется сотнями тысяч единиц, что они стихийно образовали инфраструктуру, обеспечивающую равновесие в системе содержания и обслуживания миллионов автомобилей. В функциональном смысле тенты уже давно сделались продолжением жилищ автовладельцев. Там хранятся инструменты, запчасти для машин, сменная резина, горюче-смазочные материалы, иногда садовый инвентарь и т.д. При сносе владельцы будут вынуждены перенести содержимое тентов в свои тесные квартиры, что приведет к захламлению балконов и увеличению пожароопасности в домах.

Если вещи негде хранить, то не будут и покупать! Излишние деньги вывезут за рубеж. Учитывая масштабы акции, она будет подталкивать развитие классического кризиса перепроизводства. В первую очередь это касается отечественного автопрома, который со своей ненадежной продукцией сохраняет свое положение на отечественном рынке в значительной степени благодаря дешевизне запчастей и способности наших автолюбителей самостоятельно исправлять поломки. Базой для самостоятельного ремонта и, следовательно, саморегулирования цен в автосервисе служат тенты. Поэтому уничтожение тентов болезненно отразится не только на использующих их людях, но и сократит рынок отечественного автопрома.

Немедленный результат антитентовой акции - это усугубление проблемы парковки. На газонах, где сейчас в основном размещаются тенты, ставить машины запрещено законом. А мест парковки на асфальте не хватает уже для безгаражных автовладельцев. Ежедневная борьба автовладельцев за место парковки на асфальте отнюдь не будет способствовать гармонизации социальных отношений.

Оставшись без надежного укрытия, многие автолюбители-пенсионеры вынуждены будут за бесценок продать свои автомобили молодым людям. Появление на рынке большой партии дешевых подержанных автомобилей еще больше сократит рынок автопрома, и одновременно увеличит интенсивность автомобильного движения на улицах столицы, хотя авторы антитентовой акции, при ее разработке, вероятно, предполагали обратное. Еще одним побочным следствием этой акции является переключение внимания большой прослойки деятельного населения на спасение личной собственности. Понятно, что на этот период снизится эффективность их труда в общественном секторе экономики.

Наличие в семьях гаражей-тентов играет большую роль в формировании у оторванных от земли городских детей технических навыков, которым не в состоянии научить школа. Если у подрастающего поколения не сформировать этих навыков, то страна очень быстро потеряет статус великой технической державы. Известно, что формирование высококвалифицированного рабочего класса США, при низком уровне школьного образования, во многом обязано непрерывному опыту общения с автомобилем, который вобрал в себя основные достижения современной науки и техники. Значения гаражной инфраструктуры для научно-технического прогресса наглядно иллюстрируется уже тем фактом, что первая телевизионная система и первый персональный компьютер были собраны молодыми энтузиастами именно в гаражах. Согласитесь, что засоренные собачьими экскрементами песочницы и лужайки на детских площадках не создают адекватных условий для развития технических навыков у молодежи. Если бы это было не так, то в авангарде цивилизации давно оказались бы племена африканских и южноамериканских туземцев, у которых условий для игры на природе гораздо больше, чем у европейцев.

Другая сторона проблемы – это угроза моральному и физическому здоровью большого числа престарелых автовладельцев. Стрессы, связанные с изъятием собственности, и поисками способов сохранения оказавшегося незащищенным четырехколесного друга, неизбежно испортят статистику инсультов и инфарктов пожилых владельцев тентов, процент которых весьма велик. А эти последствия уж никак не вяжутся с провозглашаемыми планами увеличения продолжительности жизни. В этом случае исповедуемые властями эстетические пристрастия вступают в прямое противоречие с принципами гуманизма, в то время как в цивилизованном мире наоборот: эстетика подчинена принципам гуманизма и выводится из них.

Когда устаревшие эстетические взгляды обывателя становятся тормозом общественного развития, прогрессивные правительства предпринимают шаги, чтобы привести их в соответствии с социальной и экономической целесообразностью. Примером может служить центр Помпиду, который построен так, чтобы все коммуникации: водопровод, газопровод, канализация, вентиляционные трубы, электропроводка - которые обычно прячутся внутри зданий, выведены наружу. В условиях мягкого климата Франции эта архитектура - «кишки наружу» - вполне оправдана, поскольку дает значительную экономию при установке коммуникаций и их ремонте. Примером того, насколько быстро можно изменить эстетические вкусы публики на противоположные, служит Эйфелева башня. Общественное мнение Франции при постройке Эйфелевой башни считало, что она уродует Париж. Не прошло и десяти лет, как в глазах того же общественного мнения она сделалась украшением и всеми признанным символом Парижа. Что касается архитектурных новаций Помпиду, то за короткое время они настолько внедрились в сознание публики, что их начали безумно воспроизводить даже там, где это не имеет никакого рационального обоснования. В качестве примера может служить недавно построенное по французскому проекту здание вблизи Киевского вокзала. Оно без всякого рационального смысла оплетено бутафорскими стальными трубами и украшено бессмысленными фрагментами стен со сквозными проемами, имитирующими окна. Это значит, что если руководство будет следовать здравому смыслу в решении социальных вопросов, то общество в короткий период можно освободить от власти укоренившихся эстетических предрассудков и сделать тенты эстетическим символом современной гражданской архитектуры.

Планируемый снос тентов очень напоминает печально известное из отечественной истории раскулачивание или хрущевское обрезание приусадебных участков. Не секрет, что раскулачивание привело не только к непосредственным экономическим потерям, но и вызвало глубоко затаенное неприятие власти у значительной части населения, которым эффективно пользовались ее враги. Разрушение приусадебных хозяйств посредством обрезания выбросило женщин в общественное производство, подорвало семью и привело, в конечном счете, к демографическому кризису, который сейчас угрожает существованию страны. И хотя в то время было немало энтузиастов этих акции, видевших перспективу сделать карьеру или преследующих другие выгоды, спустя годы уже не приходилось слышать ее одобрения в частных беседах ни с кем из лиц старших возрастов. Что касается инициаторов этих акций, то, как известно, Сталину для прекращения беззаконий пришлось опубликовать статью в «Правде»: «Головокружение от успехов», а Никита Сергеевич благодушно дождался принудительной отставки. Несмотря на то, что число владельцев тентов в одной Москве значительно превышает число раскулаченных в свое время во всей Московской области, настоящая власть по всем признакам склоняется ко второму варианту. Второй вариант – это раскачивание маятника созидания и разрушения, в очередной раз истощающее силы нации. Ведь общественную потребность в доступной гаражной инфраструктуре указом отменить невозможно и, следовательно, после сноса тентов их установка через некоторое время в том или ином виде будет возобновлена. Борьба властей с металлическими тентами выглядит так же абсурдно, как выглядела бы борьба с конюшнями, в то время, когда перевозки осуществлялись исключительно посредством конной тяги, или борьба с дровяными сараями, когда господствовало печное отопление.

Учитывая сказанное, невольно возникает мысль, а не направлена ли развернутая сначала в преддверии выборов, а затем возобновленная в период разрушения грузинской армией Цхинвали кампания по сносу тентов на дискредитацию существующей власти. Зуд использования радикальных решений для достижения целей, продиктованных субъективным отношением к социальным процессам, распространенная болезнь недалеких политиков. На практике подобная активность оборачивается фарсом не решающим реальных проблем, а лишь приводящим к моральным и материальным потерям для его участников.

Масштабный безальтернативный снос тентов является крайне вредным в политическом плане. Он не только не снизит угрозу терроризма, но, напротив, может вызвать у обиженной части общества сочувствие к террористам и, соответственно, расширит их социальную базу. Более того, снос тентов может быть использован для раскола общества, имеющего целью дестабилизацию, сходную с «оранжевой революцией». Говорят, в Петербурге почва для этого властями уже не плохо подготовлена. Когда такая почва есть, то, как учит украинский опыт, достаточно в нужный момент вливания необходимого объема денежных средств, чтобы мгновенно распустились «ядовитые оранжевые сорняки», разрушающие общественное благополучие.

В обсуждаемом случае это инициируется просто. Сначала рабочих из бывших республик вместо созидательной работы официально тренируют на разрушении тентов. Затем в качестве «подготовленных специалистов» некто неофициально за те же деньги бросит их под видом борьбы за социальные права на разрушение остальной инфраструктуры. Потери на противодействие этому злу будут несоизмеримо выше, чем затраты на справедливое решение гаражного вопроса.

Преимущество тентов перед стационарными паркингами в их подвижности, сохраняющей на территории города возможность архитектурного маневра. Если пересилить эстетические предубеждения кочевника и отказаться от расточительного строительства подземных или многоэтажных паркингов, то вопрос развития и оптимизации гаражной инфраструктуры можно решить для всех в ближайшие годы в рамках сумм годового налога 300 – 500 руб. за тент. Это расходы на асфальтирование вблизи домов владельцев автомобилей подходящих площадок, а также перенос и расстановку на них тентов по ранжиру в соответствии с их заводскими параметрами. Такая деятельность и составит часть работы по благоустройству дворов, поскольку для всех, разумеющих по-русски, благоустройство означает устройство блага. А тенты – это благо для значительной части населения. Следовательно, их снос является действием, направленным против благоустройства и фактически на ослабление запаса прочности городской инфраструктуры. Кто знает, может случиться так, что в результате техногенной катастрофы, стихийного бедствия или, не дай бог, войны, когда население вынуждено покидать многоэтажные дома, металлические тенты окажутся единственным укрытием, сохраняющим в наших климатических условиях жизнь миллионам людей.

В качестве примера разумного и аккуратного размещения тентов, такого, что и мысли не возникает об их сносе и рука не поднимется на это, можно привести двор дома 14 по улице Орджоникидзе. При этом место хватило и для деревьев, и для зеленой детской лужайки и даже для площадки выгула собак. А район, как известно, имеет довольно плотную застройку. Это и не удивительно, поскольку площадь, занятая даже полумиллионом тентов, составит менее 1% территории Москвы.

Таким образом, единственно правильное решение проблемы хранения личного автотранспорта состоит в эволюционной оптимизации сложившейся тентово-гаражной инфраструктуры, при исключении возможности материального и морального ущерба для владельцев тентов. При необходимости сноса тентов следует, также как и в случае сноса жилых помещений, предоставлять владельцам, как минимум, равноценную замену. Поощрение же беззакония в отношении владельцев тентов неприемлемо еще и потому, что ведет к соблазну распространения его на другие стороны общественной жизни: например, в виде практики изъятия у пенсионеров автомобилей под предлогом их бесхозности или произвольного выселения жильцов из занимаемых квартир.

В заключение отметим, что в постановлениях Московской думы, на которые для оправдания своих действий любят ссылаться исполнительные власти, говорится об упорядочении размещения тентов, а не о их сносе. Но ведь упорядочение, то есть приведение в порядок, размещение в ряд и т.д. – это достаточно сложная работа. Снести тенты и закатать в асфальт выделенные правительством деньги на благоустройство– гораздо проще и доходнее для исполнителей. Непонятно только куда смотрят организаторы широко разрекламированной кампании борьбы с коррупцией.

 

КПР, 11.09.08



[1] Настоящий материал вышел в свет на сайте «Кольцо патриотических ресурсов» без подписи и, следовательно, является редакционным. Разумеется, в нём изложены не вся подоплека «священной войны» столичной администрации с автовладельцами, которые обречены той же властью на стихийную защиту своих автомобилей от превратностей судьбы. В ее основе - беззаконие, произвол и коррупция московской администрации. Но не эту причину следует считать главной. Мегаполис Москва, давно переставший быть русским городом в собственном смысле этого слова, это, прежде всего, сложнейшая инженерная система. Она рассчитывается. По своим главным параметрам эта система способна обеспечить удовлетворительную жизнь не более 3-4 млн. народонаселения. Фактически же ее используют почти 15 млн. человек постоянного населения, не считая приезжих. Отсюда основные противоречия, возникшие между Москвой как инженерной системой и москвичами как ее пользователями. Что же касается мест хранения личных автомобилей, то, как это следует из настоящего материала, чтобы все они были обеспечены тентами или «ракушками», требуется не более 5% городской территории или 50 кв. км. Ныне общая площадь мегаполиса Москва составляет 1091 кв. км. Иначе говоря - технически проблемы не существует вообще. Её создала в Москве сама власть. (Прим. ред. ЗЛ). Заголовок дан редакцией «Золотого льва».


Реклама:
-