Журнал «Золотой Лев» № 167-168 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

П. Ковалёв

 

Геополитический Puzzle

 

Архитектура глобальной политики последнего времени была заложена на Ялтинской и Потсдамской конференциях союзников 1945 г. Центральное место в этой архитектуре должна была занимать Организация Объединённых Наций. Де-юре ООН является военным блоком, де-факто она должна была стать надгосударственным «мировым жандармом». Однако в условиях острого противостояния «социалистического» и «капиталистического» мировоззрений неизбежно должны были оформиться «подблоки», которые и стали основными политическими игроками: НАТО («Организация Северо-Атлантического договора») – блок, объединивший государства капиталистической экономики, от США и Великобритании до Люксембурга и Исландии; и ОВД («Организация Варшавского договора») – блок, объединивший государства социалистической экономики России (СССР) и Восточной Европы. Идейный, экономический и геополитический крах социализма как мировоззрения, социалистической экономики как возможной альтернативы капитализму и СССР как геополитической реальности нарушил сложившийся баланс сил. Державшийся на страхе и тоталитаризме коммунистических партий и полиции государственной безопасности (КГБ, Штази и т.п.), социалистический блок распался.

Для России этот период был особенно тяжёлым. Наша страна стала заложницей коммунистического эксперимента, наши ресурсы были потрачены на попытку установления мировой коммунистической системы. Интересы России были принесены в жертву глобальному противостоянию неэффективной и ущербной экономики социализма с эффективной и основанной на естественных интересах и потребностях людей капиталистической экономикой: в этом противостоянии победитель был известен заранее.

Сейчас в России идёт опасный процесс – попытка обеления коммунистического периода. Нынешней власти Российской Федерации это выгодно, поскольку позволяет воспитывать особую форму «патриотизма» - «патриотизм Российской Федерации». Де-факто это любовь к политической системе, построенной Ельциным и Путиным. Однако стратегически это чрезвычайно опасная идеология, призванная Россию в сегодняшних границах сделать заложницей мирового глобалистского проекта.

Социалистические режимы Восточной Европы держались только на военной поддержке СССР. С уходом танков советской армии ни один из европейских народов не пожелал сохранять социалистический строй. Бархатные революции смели коммунистические режимы, как пепел истории. Но оборотной стороной медали стала экстраполяция нелюбви к коммунистам и коммунизму на русских и Россию. Русский народ, ставший первой жертвой коммунизма, в очередной раз должен был заплатить за то, что допустил победу большевиков в 1920 г.[1] Исконно-русские земли оказались в составе иностранных государств, люди, которых мы считали своими (украинцы и белорусы), демонстрировали свою самость, противопоставляя себя России. Был подорван экономический потенциал нашей страны. В результате Россия оказалась окружена государствами, которые априори не считали возможным строить с Россией союзные отношения. Политика складывалась вокруг принципа «поцелуи в обмен на нефть и газ».

В XXI век Россия вошла без союзников. Но и мир претерпел за последние двадцать лет кардинальные изменения.

В Европе произошло глобальное изменение границ: объединилась Германия, распались Чехословакия и Югославия. В результате НАТО включила в себя бывших членов ОВД: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию Болгарию, Румынию, Эстонию, Латвию, Литву. Россия же не смогла найти ни одного нового союзника.

В эпоху Ельцина пытались говорить о возможной оси Париж – Берлин – Москва. Однако отношения с Западной Европой остаются противоречивыми. С одной стороны, старая Европа, особенно, Франция и Италия, более благосклонна к России, чем США, с другой стороны выстроить равноправный диалог у нас не получается.

Франция никогда не отказывалась от статуса великой державы. Если Великобританию рассматривают как продолжение её бывшей колонии – США, то Франция настойчиво подчёркивает, что она великая держава № 4, наряду с США, Россией и Китаем. Эта идея является объединяющей для всей французской элиты, хотя в большей степени к России хорошее отношение у правых политиков. Именно при правых Шираке и Саркози отношения России и Франции стали конструктивными.

Италия – индустриально развитое государство, однако уже давно без каких бы то ни было имперских амбиций. Идеальный союзник в политическом плане. Однако в Италии присутствуют разнообразные политические элиты. Правые, условно объединённые вокруг Сильвио Берлускони, благоволят России. Левые, олицетворяемые фигурой Романо Проди, выступают против нашей страны.

Традиционно в качестве «исторического союзника» России предлагается дружить с Германией. Но сегодняшняя Германия – это не та Германия, которая была историческим союзником Российской Империи. Сегодняшняя немецкая элита страдает комплексом пораженчества, как и всё немецкое общество. Германия глубоко больна и не способна на самостоятельную геополитическую роль. Именно потому Германия до последнего времени являлась главным европейским союзником США. Теперь же, когда эта роль перешла Великобритании, Германия превратилась в союзника Франции. За союзные отношения с Францией (а главная идея французской дипломатии – европейская интеграция) и Россией в Германии выступают левые – социал-демократы. Свидетельством тому служат политика правительства Герхарда Шрёдера и выступления в период конфликта в Южной Осетии министра иностранных дел Германии социал-демократа Франца Штайнмайера. Правые, христианские демократы и свободные демократы, наоборот являются сторонниками проамериканской политики Берлина, чему свидетельством является политика нынешнего канцлера христианской демократки Ангелы Меркель.

Стратегическое партнёрство с Францией, упрочение отношений с Италией и Германией, где нужно содействовать укреплению позиций прорусских сил (сохранение в Италии правительства Берлускони, победа в Германии Штайнмайера), могло бы стать важным направлением русской дипломатии. Сейчас, когда Европейский Союз трещит по швам, когда Франция говорит о необходимости нового формата европейской интеграции (в качестве возможного проекта Париж предлагает Средиземноморский союз), создание политического клуба России с Францией и Италией могло бы быть очень полезным и своевременным. Такой политический клуб мог бы для Москвы и Парижа стать взаимовыгодным политическим противовесом укреплению позиций Вашингтона в восточноевропейских странах: прежде всего, в Польше и Чехии.

В свою очередь, на сегодняшний день сложились условия для эффективной русской внешней политики в Восточной Европе. Традиционно Россия опиралась в этом регионе на Сербию. Однако последние события показали, что Сербия не готова и не хочет быть союзником России. На президентских выборах сербы поддержали противника пророссийской политики Белграда Бориса Тадича. Сербия выступила против участия в проекте «Южный поток», не поддержала Россию в период агрессии Грузии в Южную Осетию. С учётом всего вышеизложенного вряд ли можно всерьёз рассчитывать на Сербию. Сербофильские возгласы пора оставить. Россия ещё долго будет вспоминать 1914 год. Основными точками опоры для России могут стать Венгрия и Румыния.

Правительство Ференца Дурчаня в Венгрии отличается последовательной прорусской позицией. Венгрия поддержала Россию, согласившись участвовать в «Южном потоке» и отвергнув американский проект «Набукко». Неоднократно Венгрия при Дурчане была «русским адвокатом» в Европейском Союзе. Переосмыслить роль Венгрии как исторического врага России (во времена Австро-Венгрии именно венгры, как правило, заставляли Дунайскую монархию занимать антирусскую позицию, а отнюдь не немцы) на нашего возможного регионального союзника – важная задача.

Румыния – важнейший стратегический партнёр для России. Долгое время нормальным отношениям наших стран препятствовала приднестровская проблема. Однако в августе этого года после встреч президента Медведева с президентом Молдавии Ворониным и президентом Приднестровской Молдавской Республики Смирновым сложилось впечатление, что России видит перспективы разрешения этой проблемы. Возможным её вариантом является прекращение молдавской государственности с вхождением бессарабских районов Молдавии в состав Румынии и провозглашением признаваемой Бухарестом независимости Приднестровья, никогда не входившего в состав Румынии[2].

Другое стратегическое звено в нашей потенциальной геополитической игре – Турция. Турецкая политическая элита расколота. С одной стороны, есть ориентированные на США кемалисты, опирающиеся на армию, с другой стороны – чрезвычайно лояльные к России умеренные исламисты, возглавляемые нынешним президентом Турции Абдуллой Гюлем. Турция поддержала действия России при осуществлении операции против грузинского агрессора в Южной Осетии. Турция является важным торговым партнёром России. Как и в случае с Венгрией, России предстоит переосмыслить роль Турции как потенциального союзника после многовекового противостояния с Османской Империей. Турция идеально вписалась бы в возможную средиземноморскую ось русского внешнеполитического сотрудничества на западном фронте: Россия – Франция – Италия – Турция. В идеале здесь можно увидеть и Испанию. Хорошее отношение к России короля Испании Хуана Карлоса I хорошо известно, а в Испании королевская власть совершенно не номинальная, как в Великобритании.

Восточное направление для России ещё более противоречиво и сложно, чем западное.

Для русских правых[3], к сожалению, стал нормой оголтелый антиамериканизм. Это очень вредная норма. Как следствие, русские националисты готовы дружить с кем угодно, лишь бы это было во вред США. А это неверная парадигма мышления. Верная парадигма – дружить с теми, с кем выгодно России.

Стратегическими игроками на карте Азии являются Китай, Индия, Япония, Пакистан и Иран. Регион Ближнего Востока следует, вопреки географии, рассматривать отдельно.

На сегодняшний день в этом регионе произошли перемены, которые пока не в полной мере осознаны. Произошло размежевание между бывшими союзниками в годы Холодной войны – между США и Пакистаном. Наоборот, Индия, которая в годы Холодной войны была «центром неприсоединения», всё же более лояльном к СССР, чем к США, на сегодняшний день стала в регионе стратегическим союзником США. США сделали ход на опережение, осознавая как китайскую угрозу, от которой, как от назойливой мухи отмахиваются многие русские националисты, так и клубок противоречий между азиатскими государствами. Китай в свою очередь выстроил очень плодотворные отношения с Пакистаном, который становился для Китая стратегическим партнёром. Именно поэтому США допустили свержение в Пакистане президента Мушаррафа. США начали игру на распад Пакистана. Создаются условия, чтобы северо-запад Пакистана отошёл Афганистану, откуда НАТО выведет свои войска, что окончательно дестабилизирует регион, а на западе Пакистана образуется независимый Белуджистан, что не даст Пакистану и Китаю реализовать проект стратегического сотрудничества, в частности, создать военную базу Китая в Гвадаре.

Обособленно в этой игре стоят Япония и Иран, которые жаждут возврата утерянных ими имперских позиций. Япония стоит в шаге от воссоздания собственной армии. Япония обладает мощнейшей экономикой (третьей в мире). Японии явно тесно в её берегах, ей требуется физическое расширение. Рядом находятся незаселённые области русского Дальнего Востока, что априори создаёт почву для возможного конфликта. Однако в Токио также прекрасно понимают китайскую угрозу, к тому же хорошо известны взаимно неприязненные отношения японцев и китайцев. В этих условиях Россия, следуя примеру США, должна играть на опережение. И такой игрой должен быть стратегический союз с Японией. Это позволит Японии быть в военном отношении независимой от США, а России приобрести союзника на случай противостояния с Китаем.

Выгодна ли России дестабилизация в Средней Азии? Полагаю, что выгодна. В этой игре мы должны играть на стороне США, а не на стороне Китая. Дестабилизация Средней Азии заставит Казахстан искать помощи у России, что позволит нам существенно усилить там свою позиции и вовлечь его в орбиту своих интересов. Дестабилизация же ситуации в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане – это головная боль для Китая, которая будет мешать нашему южному соседу в реализации экспансионистских планов на север. Если ситуация выйдет из-под контроля и в Туркмении, то это можно будет считать ударом бумеранга по самим США: у русского газа не останется альтернативы для Европы.

Что же с СНГ? Его де-факто давно нет. С этим просто нужно смириться. Распад Украины – дело времени. В ближайшее время существенные перемены произойдут в Белоруссии. Официальный Минск уже начал торг с Западом, что нужно понять - с Вашингтоном или с Брюсселем и на каких условиях договорится Минск. В Закавказье при условии союзнических отношений с Турцией у нас проблем не будет. Совместное воздействие России на своего союзника Армению и Турции на своего союзника Азербайджан позволят стабилизировать там обстановку.

Блоковая структура, сложившаяся в годы Холодной войны, требует пересмотра. И этот пересмотр начнётся. Законы геополитики вечны и перестанут действовать только с наступлением апокалипсиса, поэтому логика требует создания новых блоков, отвечающих реалиям времени. Попытка объединять усилия с одиозными режимами Венесуэлы и Ирана ничего, кроме вреда, не принесёт, а вот чем действительно стоило бы заняться, это поиском платформы для стратегического сотрудничества с Францией, Турцией и Японией.



[1] Разумеется, русские такие же «жертвы коммунизма» , как разорившийся игрок жертва страсти к карточной игре.

[2] Вряд ли подобное развитие событий соответствует русским интересам.

[3] Само собой разумеется, речь не идет о либералах.


Реклама:
-