Журнал «Золотой Лев» № 167-168 - издание русской
консервативной мысли
П. Ковалёв
Геополитический
Puzzle
Архитектура глобальной политики последнего времени была
заложена на Ялтинской и Потсдамской конференциях союзников 1945 г. Центральное
место в этой архитектуре должна была занимать Организация Объединённых Наций.
Де-юре ООН является военным блоком, де-факто она должна была стать
надгосударственным «мировым жандармом». Однако в условиях острого противостояния
«социалистического» и «капиталистического» мировоззрений неизбежно должны были
оформиться «подблоки», которые и стали основными
политическими игроками: НАТО («Организация Северо-Атлантического договора») –
блок, объединивший государства капиталистической экономики, от США и
Великобритании до Люксембурга и Исландии; и ОВД («Организация Варшавского
договора») – блок, объединивший государства социалистической экономики России (СССР)
и Восточной Европы. Идейный, экономический и геополитический крах социализма
как мировоззрения, социалистической экономики как возможной альтернативы капитализму
и СССР как геополитической реальности нарушил сложившийся баланс сил. Державшийся
на страхе и тоталитаризме коммунистических партий и полиции государственной
безопасности (КГБ, Штази и т.п.), социалистический
блок распался.
Для России этот период был особенно тяжёлым. Наша страна
стала заложницей коммунистического эксперимента, наши ресурсы были потрачены на
попытку установления мировой коммунистической системы. Интересы России были
принесены в жертву глобальному противостоянию неэффективной и ущербной
экономики социализма с эффективной и основанной на естественных интересах и
потребностях людей капиталистической экономикой: в этом противостоянии победитель
был известен заранее.
Сейчас в России идёт опасный процесс – попытка обеления
коммунистического периода. Нынешней власти Российской Федерации это выгодно,
поскольку позволяет воспитывать особую форму «патриотизма» - «патриотизм
Российской Федерации». Де-факто это любовь к политической системе, построенной
Ельциным и Путиным. Однако стратегически это чрезвычайно опасная идеология,
призванная Россию в сегодняшних границах сделать заложницей мирового глобалистского проекта.
Социалистические режимы Восточной Европы держались только
на военной поддержке СССР. С уходом танков советской армии ни один из
европейских народов не пожелал сохранять социалистический строй. Бархатные
революции смели коммунистические режимы, как пепел истории. Но оборотной
стороной медали стала экстраполяция нелюбви к коммунистам и коммунизму на
русских и Россию. Русский народ, ставший первой жертвой коммунизма, в очередной
раз должен был заплатить за то, что допустил победу большевиков в 1920 г.[1]
Исконно-русские земли оказались в составе иностранных государств, люди, которых
мы считали своими (украинцы и белорусы), демонстрировали свою самость,
противопоставляя себя России. Был подорван экономический потенциал нашей
страны. В результате Россия оказалась окружена государствами, которые априори
не считали возможным строить с Россией союзные отношения. Политика складывалась
вокруг принципа «поцелуи в обмен на нефть и газ».
В XXI век Россия вошла без союзников. Но и мир претерпел за
последние двадцать лет кардинальные изменения.
В Европе произошло глобальное изменение границ:
объединилась Германия, распались Чехословакия и Югославия. В результате НАТО
включила в себя бывших членов ОВД: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию Болгарию, Румынию,
Эстонию, Латвию, Литву. Россия же не смогла найти ни одного нового союзника.
В эпоху Ельцина пытались говорить о возможной оси Париж –
Берлин – Москва. Однако отношения с Западной Европой остаются противоречивыми.
С одной стороны, старая Европа, особенно, Франция и Италия, более благосклонна
к России, чем США, с другой стороны выстроить равноправный диалог у нас не
получается.
Франция никогда не отказывалась от статуса великой державы.
Если Великобританию рассматривают как продолжение её бывшей колонии – США, то
Франция настойчиво подчёркивает, что она великая держава № 4, наряду с США,
Россией и Китаем. Эта идея является объединяющей для всей французской элиты,
хотя в большей степени к России хорошее отношение у правых политиков. Именно
при правых Шираке и Саркози отношения России и
Франции стали конструктивными.
Италия – индустриально развитое государство, однако уже
давно без каких бы то ни было имперских амбиций. Идеальный союзник в
политическом плане. Однако в Италии присутствуют разнообразные политические
элиты. Правые, условно объединённые вокруг Сильвио Берлускони, благоволят России. Левые, олицетворяемые
фигурой Романо Проди, выступают против нашей страны.
Традиционно в качестве «исторического союзника» России
предлагается дружить с Германией. Но сегодняшняя Германия – это не та Германия,
которая была историческим союзником Российской Империи. Сегодняшняя немецкая
элита страдает комплексом пораженчества, как и всё немецкое общество. Германия
глубоко больна и не способна на самостоятельную геополитическую роль. Именно
потому Германия до последнего времени являлась главным европейским союзником
США. Теперь же, когда эта роль перешла Великобритании, Германия превратилась в
союзника Франции. За союзные отношения с Францией (а главная идея французской
дипломатии – европейская интеграция) и Россией в Германии выступают левые – социал-демократы.
Свидетельством тому служат политика правительства Герхарда Шрёдера и выступления
в период конфликта в Южной Осетии министра иностранных дел Германии
социал-демократа Франца Штайнмайера. Правые,
христианские демократы и свободные демократы, наоборот являются сторонниками
проамериканской политики Берлина, чему свидетельством является политика
нынешнего канцлера христианской демократки Ангелы Меркель.
Стратегическое партнёрство с Францией, упрочение отношений
с Италией и Германией, где нужно содействовать укреплению позиций прорусских сил (сохранение в Италии правительства Берлускони, победа в Германии Штайнмайера),
могло бы стать важным направлением русской дипломатии. Сейчас, когда
Европейский Союз трещит по швам, когда Франция говорит о необходимости нового
формата европейской интеграции (в качестве возможного проекта Париж предлагает
Средиземноморский союз), создание политического клуба России с Францией и
Италией могло бы быть очень полезным и своевременным. Такой политический клуб
мог бы для Москвы и Парижа стать взаимовыгодным политическим противовесом
укреплению позиций Вашингтона в восточноевропейских странах: прежде всего, в
Польше и Чехии.
В свою очередь, на сегодняшний день сложились условия для
эффективной русской внешней политики в Восточной Европе. Традиционно Россия
опиралась в этом регионе на Сербию. Однако последние события показали, что
Сербия не готова и не хочет быть союзником России. На президентских выборах
сербы поддержали противника пророссийской политики
Белграда Бориса Тадича. Сербия выступила против
участия в проекте «Южный поток», не поддержала Россию в период агрессии Грузии в
Южную Осетию. С учётом всего вышеизложенного вряд ли можно всерьёз рассчитывать
на Сербию. Сербофильские возгласы пора оставить.
Россия ещё долго будет вспоминать 1914 год. Основными точками опоры для России
могут стать Венгрия и Румыния.
Правительство Ференца Дурчаня в Венгрии отличается последовательной прорусской позицией. Венгрия поддержала Россию,
согласившись участвовать в «Южном потоке» и отвергнув американский проект «Набукко». Неоднократно Венгрия при Дурчане
была «русским адвокатом» в Европейском Союзе. Переосмыслить роль Венгрии как
исторического врага России (во времена Австро-Венгрии именно венгры, как
правило, заставляли Дунайскую монархию занимать антирусскую позицию, а отнюдь
не немцы) на нашего возможного регионального союзника – важная задача.
Румыния – важнейший стратегический партнёр для России.
Долгое время нормальным отношениям наших стран препятствовала приднестровская
проблема. Однако в августе этого года после встреч президента Медведева с
президентом Молдавии Ворониным и президентом Приднестровской Молдавской
Республики Смирновым сложилось впечатление, что России видит перспективы
разрешения этой проблемы. Возможным её вариантом является прекращение молдавской
государственности с вхождением бессарабских районов Молдавии в состав Румынии и
провозглашением признаваемой Бухарестом независимости Приднестровья, никогда не
входившего в состав Румынии[2].
Другое стратегическое звено в нашей потенциальной
геополитической игре – Турция. Турецкая политическая элита расколота. С одной
стороны, есть ориентированные на США кемалисты,
опирающиеся на армию, с другой стороны – чрезвычайно лояльные к России
умеренные исламисты, возглавляемые нынешним президентом Турции Абдуллой Гюлем. Турция поддержала действия России при осуществлении
операции против грузинского агрессора в Южной Осетии. Турция является важным
торговым партнёром России. Как и в случае с Венгрией, России предстоит
переосмыслить роль Турции как потенциального союзника после многовекового
противостояния с Османской Империей. Турция идеально вписалась бы в возможную
средиземноморскую ось русского внешнеполитического сотрудничества на западном
фронте: Россия – Франция – Италия – Турция. В идеале здесь можно увидеть и
Испанию. Хорошее отношение к России короля Испании Хуана Карлоса I хорошо
известно, а в Испании королевская власть совершенно не номинальная, как в
Великобритании.
Восточное направление для России ещё более противоречиво и
сложно, чем западное.
Для русских правых[3],
к сожалению, стал нормой оголтелый антиамериканизм. Это очень вредная норма. Как
следствие, русские националисты готовы дружить с кем угодно, лишь бы это было
во вред США. А это неверная парадигма мышления. Верная парадигма – дружить с
теми, с кем выгодно России.
Стратегическими игроками на карте Азии являются Китай,
Индия, Япония, Пакистан и Иран. Регион Ближнего Востока следует, вопреки
географии, рассматривать отдельно.
На сегодняшний день в этом регионе произошли перемены,
которые пока не в полной мере осознаны. Произошло размежевание между бывшими
союзниками в годы Холодной войны – между США и Пакистаном. Наоборот, Индия,
которая в годы Холодной войны была «центром неприсоединения», всё же более
лояльном к СССР, чем к США, на сегодняшний день стала в регионе стратегическим
союзником США. США сделали ход на опережение, осознавая как китайскую угрозу,
от которой, как от назойливой мухи отмахиваются многие русские националисты,
так и клубок противоречий между азиатскими государствами. Китай в свою очередь
выстроил очень плодотворные отношения с Пакистаном, который становился для Китая
стратегическим партнёром. Именно поэтому США допустили свержение в Пакистане
президента Мушаррафа. США начали игру на распад Пакистана. Создаются условия,
чтобы северо-запад Пакистана отошёл Афганистану, откуда НАТО выведет свои
войска, что окончательно дестабилизирует регион, а на западе Пакистана
образуется независимый Белуджистан, что не даст Пакистану и Китаю реализовать
проект стратегического сотрудничества, в частности, создать военную базу Китая
в Гвадаре.
Обособленно в этой игре стоят Япония и Иран, которые жаждут
возврата утерянных ими имперских позиций. Япония стоит в шаге от воссоздания
собственной армии. Япония обладает мощнейшей экономикой (третьей в мире).
Японии явно тесно в её берегах, ей требуется физическое расширение. Рядом
находятся незаселённые области русского Дальнего Востока, что априори создаёт
почву для возможного конфликта. Однако в Токио также прекрасно понимают
китайскую угрозу, к тому же хорошо известны взаимно неприязненные отношения
японцев и китайцев. В этих условиях Россия, следуя примеру США, должна играть
на опережение. И такой игрой должен быть стратегический союз с Японией. Это
позволит Японии быть в военном отношении независимой от США, а России
приобрести союзника на случай противостояния с Китаем.
Выгодна ли России дестабилизация в Средней Азии? Полагаю,
что выгодна. В этой игре мы должны играть на стороне США, а не на стороне
Китая. Дестабилизация Средней Азии заставит Казахстан искать помощи у России,
что позволит нам существенно усилить там свою позиции и вовлечь его в орбиту
своих интересов. Дестабилизация же ситуации в Киргизии, Узбекистане,
Таджикистане – это головная боль для Китая, которая будет мешать нашему южному
соседу в реализации экспансионистских планов на север. Если ситуация выйдет
из-под контроля и в Туркмении, то это можно будет считать ударом бумеранга по
самим США: у русского газа не останется альтернативы для Европы.
Что же с СНГ? Его де-факто давно нет. С этим просто нужно
смириться. Распад Украины – дело времени. В ближайшее время существенные перемены
произойдут в Белоруссии. Официальный Минск уже начал торг с Западом, что нужно
понять - с Вашингтоном или с Брюсселем и на каких условиях договорится Минск. В
Закавказье при условии союзнических отношений с Турцией у нас проблем не будет.
Совместное воздействие России на своего союзника Армению и Турции на своего
союзника Азербайджан позволят стабилизировать там обстановку.
Блоковая структура, сложившаяся в годы Холодной войны,
требует пересмотра. И этот пересмотр начнётся. Законы геополитики вечны и
перестанут действовать только с наступлением апокалипсиса, поэтому логика
требует создания новых блоков, отвечающих реалиям времени. Попытка объединять
усилия с одиозными режимами Венесуэлы и Ирана ничего, кроме вреда, не принесёт,
а вот чем действительно стоило бы заняться, это поиском платформы для стратегического
сотрудничества с Францией, Турцией и Японией.
[1] Разумеется, русские такие же «жертвы коммунизма» , как разорившийся игрок жертва страсти к карточной игре.
[2] Вряд ли подобное развитие событий соответствует русским интересам.
[3] Само собой разумеется, речь не идет о либералах.