Журнал «Золотой Лев» № 169-170 - издание русской
консервативной мысли
С.Ю. Глазьев
Украинская
карта в геополитической игре США
Отрыв Украины от России традиционно является главным
вектором геополитики США на постсоветском пространстве. При этом в Вашингтоне
руководствуются формулой известного русофоба Бжезинского, согласно которой
"Россия без Украины не может быть сверхдержавой". У
этой формулы есть историческое (Украина — колыбель русской цивилизации),
экономическое (Украина — наиболее развитый в промышленном и
сельскохозяйственном отношении регион Российской и Советской империй),
географическое (Украина — это выход к теплым морям и землям, к которым
традиционно стремился вынужденный жить в неблагоприятном климате русский
народ), геополитическое (Украина — крупнейшее государство Европы с населением
около 50 млн. человек, большинство из которых воспитано в русской
культуре).
К сожалению, руководство РФ недооценивало значение
маниакального стремления Вашингтона оторвать от России Украину. В отношении
последней не было и нет никакой стратегической линии,
несмотря на критическое значение многих украинских предприятий в кооперационно-технологических
связях русской промышленности. За исключением одного эпизода неуклюжего
вмешательства в выборы украинского президента, отношение руководства РФ к Украине
оставалось и остается пассивным, сводясь главным образом к коммерческим
интересам по экспорту и транспортировке энергоносителей.
В отличие от Москвы, Вашингтон не жалеет сил для
"окучивания" украинского истеблишмента. Сотни профессиональных
разведчиков, аналитиков и политтехнологов, постоянно работающих в американском
посольстве в Киеве, десятки фондов, финансирующих украинскую интеллектуальную
элиту, агенты влияния в высших эшелонах власти изо дня в день вели работу в
антирусском направлении. Явное, последовательное и глубокое вмешательство во
внутренние дела Украины дало свои плоды: американские
спецслужбы контролируют и направляют аппарат украинского президента и его
самого, а также деятельность Службы безопасности Украины, фактически руководят
деятельностью министерств иностранных дел и обороны, оказывают влияние на
ключевые вопросы экономической политики.
В условиях кризиса глобальной валютно-финансовой системы,
обусловленного саморазрушением финансовой пирамиды долговых обязательств США,
последние объективно заинтересованы в эскалации международной напряженности для
удержания глобального лидерства и монополии на эмиссию резервной мировой
валюты. Они неоднократно прибегали к развязыванию региональных войн в этих
целях: в Югославии в период введения евро и в Ираке в период предыдущего
финансового кризиса, чреватого переводом активов арабских стран-экспортеров нефти
из доллара в другие валюты.
Очередной "горячей точкой" на карте мира может
стать не Иран, как думают многие эксперты, а Украина. Во-первых, Иран в
настоящее время Пентагону просто не по зубам. Во-вторых, немотивированная
агрессия США против Ирана может вызвать антиамериканскую революцию во всем
мусульманском мире. В-третьих, разжигание конфликта в Украине будет непременно
провоцировать Россию, ослабление и колонизация которой и без того является
важной целью американской геополитики.
Наконец, эта агрессия уже давно и последовательно
совершается в латентной форме в качестве приоритетного направления американской
политики на постсоветском пространстве. Ее перевод в открытую форму требует
лишь легитимного предлога, которым может стать обращение Ющенко за помощью в
условиях острого финансового и политического кризиса. При этом, даже провоцируя
на Украине гражданскую войну, Вашингтон ничем не рискует. Напротив, разжигая
конфликт между Украиной и Россией, он реализует геополитическую стратегию Бжезинского
— стратегию отрыва России от корней и окончательного низведения до уровня региональной
державы, а также расширяет возможности давления на ЕС. К примеру, в условиях открытого
силового конфликта в Крыму и в других Юго-Восточных регионах Украины европейские
державы будут вынуждены поддерживать политику США — и блок НАТО обретёт второе
дыхание. Даже если в результате этой авантюры Украина распадётся, США выиграют,
втянув Европу в очередной междоусобный конфликт и изолировав Россию от
Евросоюза.
Так же, как и в Грузии, президентская власть Украины
контролируется Вашингтоном. Это даёт возможность легитимной организации
управляемого конфликта. Хотя его масштаб и последствия могут оказаться намного
более серьезными, чем грузинский и даже югославский, США почти ничем не
рискуют. Даже при самом худшем для Украины сценарии: распад и гражданская
война, — Вашингтон избежит потерь. Он будет действовать руками украинских же боевиков,
последователей гитлеровских коллаборационистов, а также поляков, турок и других
русофобски настроенных пособников. США заставят европейских союзников по НАТО
оплатить основные расходы и принять на себя любые последствия этой авантюры,
как это уже было на Балканах.
У украинского руководства есть свои мотивы для эскалации
напряженности вплоть до силового конфликта. У Ющенко нет шансов сохранить
президентский пост на приближающихся президентских выборах. Ему не привыкать к
борьбе за власть нелегитимными способами, и нет сомнений, что он пойдёт на
любые меры для её удержания. Для государственного переворота и узурпации власти
ему нужен лишь благовидный предлог, который был бы воспринят как его легитимное
основание покровителями из НАТО и частью украинской правящей элиты. Таким основанием
может стать политическая дестабилизация в условиях надвигающегося
валютно-финансового кризиса.
Состояние и прогноз платежного баланса Украины
свидетельствуют о неизбежном кризисе её валютно-финансовой системы,
обусловленном быстрым нарастанием дефицита торгового баланса. Вплоть до последнего
времени он компенсировался притоком иностранных кредитов, возможности
расширения которого исчерпаны. В этих условиях политика укрепления гривны,
проводимая денежными властями Украины на фоне высокой инфляции, ведет к
классическому валютно-финансовому кризису, который разразится в ближайшие полгода.
Его составляющими будут:
— девальвация гривны (в полтора-два раза);
— банкротство системообразующих банков, ("подсевших"
на иностранные кредиты);
— обрушение фондового рынка с падением цен на акции в 3-5
раз;
— всплеск инфляции до 15-30% в месяц;
— снижение реальных доходов населения примерно на треть.
Расчеты показывают, что переход на европейские цены на газ
делает нерентабельными предприятия химико-металлургического комплекса, которые
обеспечивают поступление основной части валютной выручки. Снижение экспорта при
одновременном удорожании импорта повлечет резкое ухудшение и без того дефицитного
торгового баланса Украины — до 20% ВВП, что не может быть компенсировано
притоком иностранного капитала. Наоборот, иностранные банки в ситуации кризиса
глобальной валютно-финансовой системы будут вынуждены свернуть кредитование
украинской экономики. Всё это приведет к резкой девальвации гривны, которая, в
свою очередь, вызовет банкротство многих коммерческих банков, набравших иностранные
кредиты. Это на некоторое время парализует платежно-расчетную систему и
повлечет за собой ухудшение финансового положения предприятий реального сектора
экономики. Спад производства может достичь 10-15%, капитализация предприятий
упадёт в разы.
Ухудшение социально-экономической ситуации в условиях
приближающихся президентских выборов будет толкать украинское руководство на
радикальные меры по узурпации власти. В случае роспуска Верховной Рады Ющенко
попытается сорвать парламентские выборы и ввести режим президентской диктатуры,
опираясь на силовые структуры и поддержку США. Своих политических оппонентов он
обвинит в провоцировании кризиса и назовет изменниками родины. При этом в
качестве причины кризиса будет объявлено повышение цен на газ, а Вашингтон
сыграет роль "спасителя", предоставив вместе с МВФ стабилизационный
кредит. Разумеется, под обязательство Украины войти в НАТО и передать контроль
за своей внешней, финансовой и оборонной политикой Вашингтону.
Недовольство населения и протесты оппозиции украинское
руководство попытается частично канализировать в антирусскую кампанию, частично
подавить силой. Для легитимизации последней могут быть спровоцированы
межэтнические конфликты с человеческими жертвами. Наиболее вероятными площадками
для их организации являются Крым, Карпаты, Одесса, где уже проводились
репетиции межэтнических провокаций. В конфликт обязательно попытаются втянуть
Вооруженные Силы РФ, устроив крупномасштабные провокации в Севастополе против
Черноморского Флота. Путчисты будут стремиться к максимальной остроте конфликта
с тем, чтобы создать основания для введения военного положения в Крыму и
Юго-Восточных областях Украины, силового подавления оппозиции и проведения
референдума с целью изменения Конституции Украины и сохранения Ющенко у власти
на неопределенный срок.
Для силового подавления оппозиции и народного протеста
путчистам потребуется военная помощь НАТО. Чтобы получить предлог для этого,
будут проведены провокации с целью втягивания в силовые действия Черноморского
флота или имитации таких действий. Возможно, американцы посоветуют своим коллегам
из украинских спецслужб применить свой излюбленный приём — потопить пару
собственных кораблей вместе с командой, обвинив в этом русских моряков. Может
быть, придумают новые трюки с целью создания образа русского военного вторжения
с целью аннексии Крыма. В условиях распущенной Верховной Рады привлечения
вооруженных сил США и НАТО на территорию Украины можно будет достичь относительно
легитимным путем, ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства.
Нет сомнений, что США и ЕС непременно воспользуются
кризисом, чтобы окончательно установить контроль над Украиной. Процесс
экспансии иностранного капитала в экономику Украины облегчается тем, что
необходимые для этого предпосылки уже созданы. Ведущие украинские банки и
предприятия уже находятся в глубокой зависимости от иностранных кредиторов.
Последним только остается конвертировать просроченные долги и облигации в акции
обанкротившихся банков. Однако, уступив за бесценок наиболее прибыльные и
стратегически важные отрасли экономики, Украина утратит экономический
суверенитет в обмен на кредиты в целях финансирования жизненно необходимых
государственных расходов и строительство управляемых генералами НАТО антирусских
вооруженных сил. Украина надолго увязнет в глубокой экономической депрессии,
сопровождающейся тяжелым падением уровня жизни основной части населения и
эмиграцией его наиболее работоспособной части.
Совершенно иной сценарий возможен в случае реального
возвращения Украины в единое экономическое пространство с Россией. Доступ к русским
энергоносителям на условиях национального режима и получение русских кредитов
позволят существенно смягчить кризис, сократить его продолжительность и обеспечить
максимально благоприятные условия выхода из него.
Согласно проведенным нами расчетам,
возвращение Украины в интеграционный процесс, предусматривающий создание
полномасштабного ЕЭП и формирование общей стратегии экономического развития, к
2015 г. ВВП Украины увеличится на 84%, конечное потребление — на 82%,
инвестиции в основной капитал — на 75%. При этом макроэкономическая оценка
интеграционного эффекта на период до 2010 г. для Украины составит 18,6%
современного уровня ВВП (50,5 млрд. гривен). К 2015 г. Украина получает наибольший эффект интеграции
среди участников ЕЭП — 34% современного уровня ВВП (92 млрд. гривен). Украина получает
также наибольший эффект интеграции по приросту конечного потребления: к 2010 г.
— на 19,2% (40 млрд. гривен), а к 2015 г. — 33,6% (70 млрд. гривен). Эффект интеграции
по величине дополнительных инвестиций в основной капитал для Украины к 2010 г.
составит 19,3% (12 млрд. гривен) прироста от современного уровня, а к 2015 г. —
32,3% (21 млрд. гривен).
В рамках единого экономического пространства с Россией
создаются благоприятные возможности для развития высокотехнологических отраслей
Украины, составляющих основу современного экономического роста. К примеру,
только в авиационной промышленности потенциал роста выпуска изделий, производимых
в рамках российско-украинской кооперации, оценивается более чем в 10 млрд.
долл., в ракетно-космической сфере — не менее чем 3 млрд. долл., в атомном и
электротехническом машиностроении — не менее чем в 5 млрд. долл. в
краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе интеграционный эффект для
указанных отраслей будет на порядок выше.
Нет сомнений, что в ближайшее время народ Украины ждут
серьезные испытания и окончательный судьбоносный выбор. России в этой ситуации
тоже следует сделать свой выбор — взять свою долю ответственности за Малороссию
— колыбель русской цивилизации во главе с Киевом — матерью городов русских.
Что для этого необходимо? Прежде всего — фактическое
введение элементов единого экономического пространства путем перевода торговли
газом на рубли, широкое кредитование украинских партнеров, отмена изъятий из
режима свободной торговли, расширение кооперации с украинскими предприятиями,
подключение их к крупным русским проектам в наукоёмкой промышленности,
втягивание в формируемые в России корпорации и консорциумы, мощные инвестиции в
украинскую экономику. Другим направлением должно стать восстановление общего
гуманитарного пространства, предполагающее предоставление украинским
абитуриентам прав на бесплатную учебу в русских вузах, субсидирование программ
преподавания русского языка и литературы в школах, поддержка русскоязычных
украинских СМИ.
России ни в коем случае нельзя отождествлять Украину с ее
президентом и правящей элитой. Нужна стратегия широкого открытого
сотрудничества, ориентированная на вовлечение украинской деловой и интеллектуальной
элиты в сотрудничество с Россией, создание привлекательного образа России в
глазах народа Украины. При этом, конечно, нужно своевременно блокировать антирусские
провокации и помогать здравомыслящим политическим силам Украины удерживать наши
отношения в русле взаимовыгодного сотрудничества, братской дружбы и общего
видения будущего.
Завтра, 1.10.08