Журнал «Золотой Лев» № 169-170 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.И. Лутовинов

 

Необходимость новой стратегии национальной безопасности[1]

 

 

В современных условиях, особенно в свете событий, связанных с вооруженной агрессией Грузии против Южной Осетии, со всей остротой проявилась нерешенность целого ряда проблем национальной и военной безопасности России как одного из мировых центров силы. Главным документом, определяющим исходные положения и стратегические установки в этой сфере, является, как известно, Концепция национальной безопасности (КНБ) РФ, утвержденная указом президента РФ в январе 2000 г.

С момента своего появления данный документ вызвал немало вопросов и критических суждений. В самом общем виде они сводятся в основном к следующему.

Во-первых, теоретические основы концепции, разрабатывавшейся под влиянием либеральной идеологии и с использованием проамериканской терминологии, обусловили соответствующую направленность и содержание принципиально важных проблем. Подход к их пониманию и решению лишь весьма условно, формально ориентирован на обеспечение национальных интересов РФ.

Во-вторых, игнорирование реальной действительности, особенно в плане нерешенности проблем российского общества и государства на рубеже тысячелетий, привело к отсутствию анализа причин, противоречий, факторов, обусловливающих конкретное состояние национальной безопасности (НБ) и, соответственно, к невозможности определения направлений, путей ее развития и укрепления на ближайшую и среднесрочную перспективу.

В-третьих, слабая концептуальная проработанность, которая выражается в отсутствии целого ряда важных положений, моментов теоретического характера, без которых понимание национальной безопасности и ее обеспечения не представляется возможным, а также в чрезмерной схематичности, фрагментарности, усеченности (выхолощенности) документа.

В-четвертых, нерешенность, слабая проработанность целого ряда практико-ориентированных вопросов в реализационной части концепции (раздел 4 "Обеспечение НБ РФ").

В-пятых, декларативность, необязательность для исполнения реализационной части концепции в связи с отсутствием в ней правовых положений, определяющих выполнение конкретных задач и функций по обеспечению НБ соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, министерствами, ведомствами и др.

Рассмотрение этих и других недостатков КНБ на предмет их преодоления целесообразно через призму подготовки принципиально нового документа - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (СНБ). Уже само это название во многом предопределяет избавление от многих недостатков и условностей действующей в настоящей время концепции, особенно в плане ее целенаправленной реализации, последовательного и системного осуществления продуманной, тщательно разработанной стратегии, ориентированной прежде всего на достижение конкретных результатов. Именно этим и характеризуется разработанная сразу после известных событий 11 сентября 2001 г. СНБ США, представляющая собой доктрину, выражающую идеологию и политическую волю находящейся у власти элиты.

СНБ США является основой американского военно-политического курса. "Сформулированные в ней цели и требования являются главными ориентирами программно-целевого планирования строительства Вооруженных Сил и развития всей системы НБ страны. Этот документ обеспечивает реализацию целевого подхода в управленческой деятельности всех государственных органов, то есть постоянную ориентацию на конечные результаты".

Что касается КНБ РФ, то она определяется как

 

"система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности".

 

Характерно, что концепция не содержит принципиально важных положений, которые определяли бы систему НБ РФ, систему обеспечения НБ РФ и различие между ними. Это свидетельствует не только о слабости системного подхода, но и об оторванности от наиболее важных проблем, связанных с их реализацией в сфере НБ в российском обществе и государстве.

В то же время нельзя не обратить внимание на то, что в определении концепции фигурируют во взаимосвязанном виде три термина: "личность, общество и государство", которые неоднократно употребляются в такой связке в последующем изложении документа. В связи с этим возникает вопрос: зачем понадобилось введение этих терминов, которые в значительной степени повлияли на содержание и направленность концепции? Ее название - "КНБ РФ" уже определяет главный объект и субъект этой сферы жизнедеятельности общества и государства - Россию. Ибо Россия - это предельно широкое понятие, включающее в себя и общество, и государство, и личность (равно как и любые общности, группы, слои, другие объединения людей (личностей), их ценности, нормы, традиции, историю, культуру, образ жизни и многое другое).

Если же рассматривать эти три термина - "личность, общество и государство" в абстрагированном от РФ виде, то более общим по отношению к двум остальным является "общество", которое включает в себя и государство, и личность (как частицу социума). Вследствие этого, как, безусловно, доминирующее среди этих понятий, "общество" должно было быть в данной связке не на втором, а на первом месте. Тем самым налицо нарушение правил не только формальной, но и диалектической логики.

Однако терминологические изыскания, точнее сказать, излишества при всей их несообразности сами по себе не заслуживали бы сколь-нибудь существенного внимания, если бы не неизбежные последствия концептуального характера. Что же следует из анализа искусственно созданного терминологического ряда: "личность, общество и государство", если рассматривать его в контексте НБ и ее обеспечения?

Общеизвестно, что проблема безопасности, рассматриваемая в широком смысле, является прерогативой государства, которому общество делегирует соответствующие возможности, права и полномочия, чтобы обеспечить нормальные условия жизнедеятельности каждого индивида. Без общей (общественной) безопасности - безопасности всех - не может быть и индивидуальной безопасности (отдельной личности). Но не наоборот: обеспечение безопасности личности (индивидуальной безопасности) не только не может гарантироваться, но и не может быть достигнуто в принципе без общей (общественной) безопасности. Поэтому вести речь о безопасности личности как приоритетной, равно как и выделять ее в качестве отдельного компонента по отношению к обществу и государству просто бессмысленно. Личность, ее жизнь и безопасность детерминированы условиями общественного и государственного устройства. Любые социальные, экономические, политические и иные масштабные катаклизмы и потрясения неизбежно отразятся на каждой личности, как бы она ни стремилась оградить себя от этого. Итак, безопасность общества и государства, если она действительно обеспечена, является главным условием безопасности личности. Проблема безопасности решается, прежде всего, на общественном и государственном уровне с учетом, разумеется, прав и свобод каждой личности, равно как и ее обязанностей.

Далее, расчленение понятия "Российская Федерация" на три компонента, выступающих в качестве ее относительно самостоятельных субъектов, вынудило к дальнейшей теоретизации - интересов личности (отдельно), интересов общества (отдельно) и интересов государства (отдельно). Вследствие этого со всей неизбежностью возникла проблема соотношения, координации и гармонизации этих трех групп интересов ("баланс интересов"). На практике, в реальной жизни эта гармония оказывается недостижимой, поскольку особенности и различия в интересах почти всегда преобладают над их единством и консолидацией. Одна из причин этого в том, что интересы личности опять-таки выступают приоритетными по отношению к интересам общества и государства.

Такой подход является основанием для того, что личность, несогласная с тем, как решаются проблемы безопасности в обществе и государстве, может попросту игнорировать ее, то есть не выступать ее субъектом (такая позиция характерна для очень значительной части российских граждан). Более того, личность может не только избавить себя от необходимости вносить свой посильный вклад в дело обеспечения НБ, но и даже участвовать в ее разрушении. Наличие в современном российском обществе большого количества внутренних угроз является результатом активной и целенаправленной деятельности самых различных личностей, коих развелось со времен пресловутой "перестройки" огромное множество. При всей очевидной опасности конкретных действий такого рода личностей в самых различных сферах нашей жизни - информационной, духовной, социальной, финансовой, экономической, правовой и т.п. - государство практически не способно оказать им должного противодействия. Ибо так называемые "интересы личности" в сфере уже не обеспечения безопасности, а ее разрушения, причем реального и постоянного, являются тем не менее приоритетными по отношению к государству, которому в лице соответствующих органов и структур остается нести ответственность за последствия асоциальных и даже антигосударственных действий наших граждан.

Приоритетность интересов личности по отношению к обществу и государству - это проявление либерализма, свободы (вседозволенности) и индивидуализма (эгоцентризма), которые ведут в тупик, то есть к разрушению общества - его деконсолидации и атомизации и государства - его неспособности выполнять важнейшие функции и решать социально значимые проблемы в интересах общества.

В СНБ речь должна идти только о национальных интересах России в целом, без какой бы то ни было дифференциации, пагубность которой слишком очевидна. За примером далеко ходить не надо: СНБ США - это безопасность прежде всего общества, государства, роль которого в лице соответствующих и все более многочисленных структур, чья деятельность становится все более централизованной, постоянно возрастает. Ни о каком приоритете интересов личности в данной стратегии речи не идет, хотя упоминается о ее правах, свободах, личном достоинстве и др. Но это не более чем дань "демократии": основа НБ США - это сила государства, его эффективная политика, особенно внешняя и военная, помноженная на экономическую, технологическую и финансовую мощь. Личность же - не более чем крохотный винтик, который жестко встроен в действующий механизм мощной государственной машины и не в силах противостоять ей. Вот какой "демократии" следует учиться - умению укреплять государство и развивать его возможности в обеспечении НБ, равно как и в решении других проблем в интересах усиления могущества США как сверхдержавы. Пора нам, наконец, избавиться от комплекса боязни государства и страха покуситься на "свободную" и "демократическую" личность. От такой позиции в теории, на практике страдает не только государство, общество, но и сама личность.

С учетом сказанного СНБ РФ может быть определена как система взглядов, принципов, направлений обеспечения безопасности путем защиты от существующих и потенциальных угроз, их своевременного выявления, локализации и нейтрализации, а также максимального снижения возможности их возникновения. Национальная безопасность - это такое состояние общества и государства, при котором национальные ценности, условия и образ жизни его граждан защищены от возможного ущерба и обеспечивается устойчивое развитие и реализация национальных интересов во внутренней и внешней политике России.

Весьма ущербным является определение национальных интересов России, которые формулируются как "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства" в различных "сферах". Помимо уже рассмотренного недостатка - расчленения национальных интересов РФ на три различных субъекта, следует отметить также крайне неудачную попытку определить интересы через: интересы, не прибегая к другим взаимосвязанным с этой категорией понятиям, прежде всего таким, как ценности, цели, потребности и некоторым другим. В СНБ США, например, так называемые "высшие ценности" занимают безусловно доминирующее положение. Они отождествляются с высшими национальными интересами США и настолько значимы, что государства, посмевшие их игнорировать, не признавать и т.д., могут вследствие этого оказаться жертвами вооруженной агрессии.

Еще один существенный минус национальных интересов, излагаемых в КНБ, в том, что они сводятся лишь к внутриполитической сфере и совершенно лишены внешней геополитической, глобальной направленности. В этом плане национальные интересы России представлены как оборонительные, ориентированные лишь на защищенность от внешней экспансии и угроз извне. Такая однозначная оборонительная направленность неизбежно обрекает на пассивность и поражение, подтверждением чего и является дальнейшая сдача Россией своих геополитических и геостратегических позиций до последнего времени уже в XXI веке.

Национальные интересы отражают объективные потребности народов Российской Федерации в самосохранении и развитии. Эти потребности, в свою очередь, определяются не только геополитическим положением государства, но и историческими традициями, национальными ценностями, образом жизни людей, а также проявлением факторов, влияющих на национальную безопасность.

Национальные интересы Российской Федерации отражают высшие приоритеты государства и всего общества, осознанные и выраженные в виде целевых установок. Россия должна исходить из того, что ее политика, в том числе военная, определяется ее собственными национальными интересами и ценностями. Осознавая свои интересы, Россия, как великая держава, должна стремиться не только сочетать их с интересами других стран и народов, но и решительно отстаивать.

В силу сложившегося положения первоочередные задачи России в области обеспечения безопасности состоят в естественном сохранении своих исторических рубежей и отстаивании национальных интересов, обеспечении надежной защищенности своего военно-стратегического пространства. Национальная безопасность России в XXI веке все теснее будет увязываться с безопасностью глобальной и региональной.

Национальные интересы России не ограничиваются в пространстве. Они в значительной мере определяются многосторонним воздействием внутренних и внешних факторов, которые, в свою очередь, подвержены временной зависимости. Например, для Российской Федерации на ближайшую перспективу на глобальном уровне приоритетными национальными интересами являются следующие:

- сохранение за Россией статуса великой державы;

- активное и полноправное участие в построении такой системы международных отношений, в которой она занимала бы место, в наибольшей степени соответствующее ее статусу великой державы;

- предотвращение, локализация и прекращение войн и вооруженных конфликтов, представляющих угрозу международной и региональной безопасности; полноценное участие наравне с другими странами в процессе миротворчества;

- защита окружающей среды на глобальном уровне, предотвращение мировых экологических катастроф;

- борьба с терроризмом, наркобизнесом, незаконным вывозом и торговлей оружием и другими видами международной преступности.

На региональном и субрегиональном уровне жизненно важными интересами России на ближайшую перспективу являются:

- обеспечение стабильного и безопасного международного окружения территории государства, а также продвижение и закрепление военно-политических и экономических позиций России на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества;

- развитие всесторонних взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами, особенно на постсоветском пространстве, и участие в развитии интеграционных процессов между ними на основе взаимных интересов;

- урегулирование этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве;

- обеспечение безопасности внешних границ СНГ;

- урегулирование статуса и положения российских войск, размещенных за пределами России;

- обеспечение прав русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья.

В условиях сложной военно-политической обстановки особое значение приобретает механизм реализации национальных интересов. Какие подходы, принципы, нормы права, политики, морали будут приоритетными при достижении этих интересов? События последних лет показывают, что на первом плане в большинстве случаев оказываются прагматические интересы, достигаемые при помощи силы и не ограничиваемые какими-либо нормами и принципами морали, не говоря уже о так называемых "общечеловеческих ценностях". Главное различие в достижении интересов состоит в том, что одни - ведущие и обладающие большой военной мощью государства - стремятся к максимальной реализации всех своих интересов в кратчайшие сроки; другие - средние и слаборазвитые страны - добиваются этого по частям и постепенно. Одни пытаются достичь своих национальных интересов путем активной, а другие - ползучей экспансии.

Из правильного понимания всего спектра национальных интересов России как великой державы - глобальных, региональных и субрегиональных - следует, что их защита является и условием, и средством обеспечения национальной безопасности нашего государства, сохранения его целостности, независимости, стабильности и способности к эффективному функционированию и устойчивому развитию. Это и является главным смыслом, сутью СНБ любого государства, любого общества.

Значительные изменения и дополнения должны быть внесены при разработке СНБ в раздел КНБ "Угрозы НБ РФ", который характеризуется односторонностью, преобладанием констатаций над рассмотрением причинно-следственных связей и отношений, отсутствием целого ряда важных моментов и положений.

В первую очередь следует определиться с глобализацией как главным процессом мирового развития - с ее содержанием, направленностью, движущими силами, основными субъектами, их глобалистскими устремлениями и негативными последствиями для большинства народов и государств, в том числе для России.

Под воздействием глобализации происходит значительная эволюция взаимосвязи между экономикой, политикой и стратегией. Сегодня стратегия уже не может ограничиваться защитой суверенитета и территориальной целостности страны. Ныне не менее важной ее задачей становится обеспечение политики свободы выбора решений, которые призваны обеспечить интересы развития экономики государства. Но этот принцип может работать только при том условии, что стратегия получает от экономики достаточные ресурсы для обеспечения определяемых политикой задач. Таким образом, политика не может потребовать от стратегии больше того, что она сама дает ей. Это уже закономерность, нарушение которой делает политику несостоятельной и авантюристичной.

В целом революционные изменения, происходящие под воздействием глобализации, потребуют соответствующего реформирования системы безопасности, изменений в концепции строительства и применения Вооруженных Сил, военной доктрине и военной стратегии России. Поэтому и в текущий период, и в обозримой перспективе без учета влияния глобализации на другие мировые процессы невозможен продуктивный анализ развития военно-политической обстановки в мире на среднесрочную, а тем более на длительную перспективу. Без этого крайне сложно прогнозировать и оценивать политику, в том числе военную, равно как и военную стратегию любого крупного государства, и прежде всего своего собственного.

Поэтому концепцию глобализации с научной точки зрения следует рассматривать как предметную основу методологии анализа и выработки стратегии государственного развития в основных сферах его деятельности - экономической, политической, военной и других. Как методологическая база анализа концепция глобализации дает возможность аналитикам, политическому и военному руководству государства лучше понять и сформулировать концептуальные основы обеспечения его безопасности.

Для определения влияния глобализации на международную и региональную стабильность и безопасность в соответствии с требованиями всеобщей методологии анализа общественных явлений и процессов следует прежде всего уяснить характер основных противоречий, присущих развитию глобализации, и определить субъекты, стоящие за этими противоречиями.

Главным субъектом, общепризнанным лидером глобализации выступают США, как единственная мировая сверхдержава. Обладание наибольшими возможностями в управлении глобализационным процессом в своих интересах и наивысшим статусом среди государств мира способствовало появлению феномена американского глобализма, то есть идеологии и политики, направленных на достижение абсолютного господства, планетарной гегемонии. Как полагает американский аналитик Д. Каллео,

 

"стилизованный по-американски глобализм означает однополярный Pax Americana, а не диверсифицированный плюралистический мир, где властью нужно делиться. Разрыв между фиксированным однополярным воображением и растущими плюралистическими тенденциями в реальном мире представляет собой постоянно углубляющуюся опасность. Эта опасность проявляется в политической линии, которая противопоставляет Америку одновременно интересам России, Китая и даже Европы".

 

Как признают западные исследователи, "страной, более других получившей от мировой глобализации, являются Соединенные Штаты". Поэтому не удивительно, что США намерены выступать наиболее убежденным и жестким сторонником мировой глобализации. "Получая наибольшие блага от глобализации, - отмечает американский политолог Э. Басевич, - Соединенные Штаты используют благоприятное стечение обстоятельств, их главная задача - выработка стратегии продления на будущее американской гегемонии".

Великодержавные глобалистские цели и интересы США, сформулированные в последовательно реализуемой СНБ, ориентированные на установление нового мирового порядка по-американски, являются совершенно неприемлемыми в силу не только своей абсурдной сверхамбициозности, но и очевидной недостижимости. Объективно (тотально) противопоставляя себя всему остальному миру, США порождают глобальные противоречия и являются вследствие этого главным источником угроз. Это выражается в постоянно растущих потребностях США и других ведущих стран мира ("золотой миллиард") в энерго-, сырьевых, трудовых и других ресурсах, которые могут быть удовлетворены только за счет других стран и народов, среди которых, безусловно, главным объектом экспансии является Россия.

В СНБ России должна быть четко и ясно определена главная угроза международной и НБ Российской Федерации - внешняя и военная политика США, НАТО и их союзников, направления реализации их стратегии достижения мирового господства и установления нового мирового порядка. Следует непременно дать анализ основных результатов ее реализации в XXI веке с целью обоснования экспансионистско-агрессивного гегемонистского курса США, особенно развязанных ими, продолжающихся и планируемых вооруженных конфликтов, а также действий по отношению к России, направленных на ухудшение ее геостратегического и военно-политического положения, на всестороннее ослабление ее НБ путем создания и усиления внутренних угроз. Как можно в этой связи, осознавая императивность имперского глобализма и антироссийской направленности внешней политики США, оценивать так называемое "стратегическое партнерство" России с этой страной?

Совершенно очевидно, что до произошедших событий августа 2008 г. (вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии) это "партнерство" представляло собой улицу с односторонним движением, поскольку внешняя политика РФ осуществлялась, как правило, либо в фарватере стратегии США, либо с оглядкой на Вашингтон. Такая многолетняя уже сложившаяся зависимость от американской политики подтверждает отсутствие у России собственной национальной стратегии, которая должна быть в конце концов разработана, принята и целенаправленно реализовываться. Эта стратегия не может, конечно, игнорировать имеющийся потенциал партнерства с самой могущественной державой мира (при всей его ограниченности), но ни в коем случае не должна, как раньше, не противодействовать глобалистским устремлениям и антироссийской по определению геополитике и геостратегии Вашингтона, НАТО и их союзников. Основное содержание и направленность СНБ РФ должны определяться необходимостью противодействия именно главной угрозе с учетом, разумеется, всех остальных.

В этой связи в СНБ должно быть определено действительное место международного терроризма (МТ) в системе угроз[2]. Со времени событий 11 сентября 2001 г. и с подачи Вашингтона эта угроза представлялась главной. Соответственно, борьбе именно с ней и уделялось первоочередное внимание. При этом закрывали глаза на то, что МТ - это порождение все той же гегемонистской и агрессивной политики США, он используется для прикрытия ее истинных целей и задач по достижению абсолютного превосходства в мире, особенно военного, и насаждению чуждых другим народам и государствам американских "демократических" ценностей.

Неизбежное противодействие такой политике со стороны ряда стран, особенно исламского мира, и явилось одной из главных причин появления и быстрого разрастания терроризма в небывалых масштабах. Достаточно вспомнить, что оба главных очага (центра) современного МТ созданы именно благодаря экспансионистской и авантюристической политике США далеко за пределами их территории - в Афганистане в период борьбы с ограниченным контингентом советских войск, находящихся в нем, и в Ираке - после совершенной против него агрессии и попытки установления контроля над оккупированной территорией. Поэтому именно США, объявившие себя лидером в борьбе с МТ, являются главной причиной его эпидемии в XXI веке, превратившейся в глобальную угрозу уже после сентября 2001 года. Следует отметить, что сам этот процесс эскалации МТ необходим США для оправдания своих действий по завоеванию мирового господства.

При этом нельзя, конечно, недооценивать всей опасности терроризма, укоренившегося в ряде государств исламского мира, имеющего духовно-религиозную основу - ваххабизм. Несмотря на то что главным врагом этих террористов являются США, Россия, особенно Северо-Кавказский регион, представляет для них огромный геополитический интерес. Соответственно, именно на этом направлении МТ представляет для России наибольшую опасность.

Определяя место МТ в системе угроз НБ РФ, которое, естественно, не может быть приоритетным, важно все расставить наконец по своим местам: МТ как глобальную угрозу, и чем именно он угрожает России; МТ в отдельных регионах страны: степень и специфика конкретных угроз; аналогично - на субрегиональном уровне.

В соответствии с этими угрозами, их реальной степенью проявления следует пересмотреть место, роль и функции силовых министерств и ведомств в борьбе с МТ. Например, даже крупнейшие учения в Вооруженных Силах (в том числе с участием других государств), как правило, имеют именно антитеррористическую направленность. Однако события в Южной Осетии показали, что главное предназначение Вооруженных Сил было, есть и будет - готовность к отражению вооруженной агрессии извне. Зацикливание же на одной из угроз, отнюдь не первостепенной, может привести к неспособности успешно противостоять другим, представляющим значительно большую реальную опасность.

Гораздо больше внимания по сравнению с КНБ в СНБ РФ должно быть уделено проблеме обеспечения духовной безопасности. С самого начала холодной войны, развязанной США и их союзниками против СССР, главным объектом специально разработанной на Западе стратегии непрямых действий являлись сознание и воля народа, победившего фашизм[3]. Пресловутая доктрина Даллеса, явившаяся основой информационной войны против СССР, продолжается и в настоящее время, причем не только через СМИ, Интернет, но и средствами "массовой культуры", книгоиздательства, рекламы, моды, спорта и т.д. В этом отношении в русском информационном и культурном пространстве почти ничего не изменилось даже после вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии. Поэтому в СНБ должно быть определено, что важнейшей целью государства при решении задач обеспечения НБ России в условиях глобализации, характеризующейся дальнейшим возрастанием темпов интернационализации всех сфер общественной жизни, является сохранение национальной идентичности наших граждан.

В духовной сфере угрозы национальной безопасности связаны с утратой передовых позиций России в мировой культуре, падением культурного и образовательного уровня русского народа, вестернизацией общественного сознания, забвением русскими своего великого культурного и исторического прошлого, а также снижением роли нравственности как важного фактора, определяющего их межличностные отношения и трудовую деятельность[4].

Деградация духовного, нравственного и творческого потенциала населения России создает предпосылки для усиления преступности, негативно сказывается на способности органов государственной власти, местного самоуправления и трудовых коллективов выполнять стоящие перед ними задачи. Вместе с тем угрозы в этой области могут привести к духовному обнищанию и закабалению граждан РФ.

Обеспечение духовной безопасности требует кардинального изменения содержания и направленности деятельности важнейших социальных и политических институтов общества и государства - семьи, воспитания, образования, культуры, науки, СМИ, физкультуры и спорта и других. Необходимо сделать все, чтобы в короткие сроки избавить общественное сознание от худших проявлений идеологии либерализма, космополитизма, индивидуализма и вернуться к лучшим отечественным традициям, утвердить высшие духовные и социально значимые ценности в качестве важнейшего неотъемлемого атрибута всей нашей жизни.

В условиях сложной международной обстановки значительно больше внимания заслуживают угрозы военно-политического характера. Их целесообразно представить четко, конкретно и адресно - по основным геополитическим и стратегическим направлениям: Северо-Западному, Западному, Юго-Западному, Кавказскому (Черноморско-Прикаспийскому) и другим. Значительное место в СНБ должен занять прогноз военно-политической обстановки в мире и вокруг России (в системе внешних и военных угроз, их изменения и развития в ближайшей, среднесрочной и долговременной перспективе по основным стратегическим направлениям).

В своем выступлении на встрече с дискуссионным клубом "Валдай" в сентябре 2008 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, дав негативную оценку надежности существующих в настоящее время механизмов международной безопасности в связи с событиями в Южной Осетии, заявил, что мы обязаны построить другую систему безопасности.

В сложный и трудный период развития России СНБ должна максимально способствовать созданию благоприятных условий для динамичного общественного роста, укрепления государства, повышения уровня и качества жизни граждан РФ. Это возможно только при обеспечении высокого уровня НБ, эффективной деятельности всей системы социальных и государственных институтов, призванных предотвращать, нейтрализовывать и ликвидировать внешние и внутренние угрозы. Представляется необходимым, чтобы задачи, функции и механизм деятельности субъектов обеспечения НБ являлись императивными. В завершающей части СНБ РФ в этой связи необходимо предусмотреть соответствующее правовое закрепление: ее важнейшие положения и конкретные установки, направления реализации должны иметь силу закона.

 

Автор - профессор РАГС при президенте Российской Федерации, эксперт Института системного анализа СП РФ, доктор философских наук, полковник

 

ВПК, №39 (255) 1 - 7 октября 2008 года



[1] В «Золотом льве» неоднократно размещались материалы фундаментально-теоретического характера, посвященные теме «национальная безопасность России», содержавшие, в том числе, принципиальную критику существующих нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в этом направлении государственных органов и учреждений. Эти акты несостоятельны и не наносят ущерб безопасности России. Разделяя в основном положения данной статьи, следует, однако, отметить излишний «академизм» автора, что, скорее всего, обусловлено ведомственной принадлежностью СМИ, в котором эта статья опубликована. Заглавие дано редакцией «Золотого льва».

[2] Гипотеза о наличии в мире «международного терроризма» - с точки зрения редакции «Золотого льва» - является беспочвенной, спекулятивной, провокационной и вредной.

[3] Заявления о том, что Вторая мировая война велась союзниками и Российским государством (названным большевиками в 1922 годку Советским Союзом)  как «война с фашизмом», то есть с идеологией, противоречит историческим фактам и является элементом идеологической фальсификации. Историки выдвинули многочисленные гипотезы и версии причин этой войны, не придя к какому-то единому мнению.

[4] Деморализация населения РФ заложена в Конституции РФ 1993 года, предусматривающую запрет на доминирование какой бы то ни было идеологии. На практике бюрократическая власть и связанная с ней плутократия, превратившие своекорыстие в единственную цель своей деятельности, осуществляют политику нравственного разложения и физической деградации коренного населения, прежде всего через образовательную, воспитательную и информационно-пропагандистскую системы.


Реклама:
-