Журнал «Золотой Лев» № 169-170 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.Ф. Черняховский,

доктор политических наук

 

Добить врага![1]

 

 

Значительное число обвинений в адрес России по поводу ее действий в грузино-осетинском конфликте сводились к утверждению о «чрезмерности» и «избыточности» ее действий.

Критикам задавали вопрос: «Кто начал первым»? – во многих случаях ответ был «Саакашвили». Задавали вопрос «наносился удар грузинскими подразделениями по мирным жителям? Отвечали: «Да». «Убивали граждан России?» - «Да». «Должна была Россия защищать своих граждан и просившую о помощи Южную Осетию, мирных жителей которой убивали отряды Саакашвили?» - «Да». «Так в чем дело?» - «Но не так же!!!».

И вот когда задается вопрос «А как?» - в ответ можно услышать даже не бред, а немыслимое лепетание, не то что бы абсурдное – а просто не понятно о чем говорящее. Что-то про переговоры, привлечение международных наблюдателей, роль международного права, разумную достаточность, и многие вещи, сами по себе как будто привычные, но в данном случае абсолютно не объясняющие, что именно нужно было делать и как это «что» в данном конкретном случае могло остановить Саакашвили.

Вообще, одна из подспудно работающих в современной политической жизни провокаций времен горбачевщины – это реминисценция и некие «политические методы» решения конфликта. Этими словами забалтывалось все. Под «политическими методами» имелись ввиду «ненасильственные методы». А ненасильственные методы по определению своему – не политические методы.

Политика ни в коем случае не сводится к насилию, хотя всегда, в скрытом или открытом виде несет в себе насилие. Потому что любой политический внешне «ненасильственный» метод предполагает насилие в случае отказа от мирной договоренности. Мир признает только один способ разделения влияния и самого мира – по силе.

Есть, гипотетически, один способ перейти от раздела мира по силе к решению всех вопросов в нем на основе справедливости – это построить коммунизм во всем мире. Пока не то что во всем мире, но и в отдельной его части ни у кого не получилось – кто-то отказался от таких попыток, кто-то их продолжает осуществлять, но пока не построили. А значит, в основе всех политических отношений лежит одно: сила. Когда будет иначе – не будет ни политики, ни политических методов.

Потому что политика – сфера отношений по поводу власти, то есть – по поводу господства и подчинения, по поводу способности той или иной стороны принудить другую к соблюдению ее воли.

Разумная достаточность в этом отношении – это такой объем силы, который заставляет противника отказаться от своих намерений в отношении иной стороны, возможность нанесения ему такого ущерба, который оказывается больше выгод, получаемых в результате успеха.

Тут есть несколько важных аспектов.

Первый, для того, чтобы противник всерьез рассматривал такую возможность, и всерьез учитывал потенциал ответного удара, нужно не просто наличие такой возможности. Нужно понимание, что оппонент готов действительно привести в действие свой потенциал. А для этого, в первую очередь – нужны прецеденты. Нужно чтобы страна – инициатор агрессии не просто знала, что за оппонентом стоит столько то танков, столько то самолетов и т.д. – а чтобы она в активной памяти имела примеры их использования оппонентом. Чтобы была уверена, что в случае ее нападения дело не ограничится разговорами, протестами и осуждениями – а в действие будет введен реальный механизм подавления.

Современное общество имитации, общество замены политического театральным, общество намеков – все больше создает тягу к тому, чтобы из него изгонялось реальное политическое действие и именно это открывает дорогу потенциальному агрессору.

Действие в современном мире вообще сведено в реальной политике до минимума – и подменено устрашением аналитическими выкладками и многочисленными «последствиями».

Тут самый яркий пример – КП РФ. Они всегда так долго считают последствия и видят в любом действии так много рисков, что предпочитают никогда не действовать. Но так во многом жила и России последние пятнадцать лет на международной арене.

В 2001 году в истории с 11 сентября Буш был хорош тем, что не стал слишком долго анализировать Аль-Каида или не Аль-Каида осуществила теракт – а принял рабочую гипотезу, что это она – и ответил превосходящим по силе ударом.

Действия России в Осетии были, в первую очередь хороши тем, что они были реальными, силовыми. Это тот случай, когда лязг гусениц и раскаты ракетных ударов – это жизнь. А дипломатические переговоры – это смерть. И в переносном смысле – как отсутствие действия, - и в прямом – как смерть тех, кого убьют за время их ведения.

Но здесь есть и другой вопрос: какой объем этих действий необходим, для того, чтобы остановится? Что есть адекватный ответ? Что необходимо, чтобы противник счел свой урон неприемлемым?

И это зависит как от политической культуры противника, так и от психологических особенностей тех, кто принимает с его стороны решения.

Для США и в большей степени европейцев, как остывающих комфортных цивилизаций, устрашающ вид первых гробов и первых разрушенных городов: европейцы потому почти мгновенно капитулировали перед Гитлером – что жертва собственным комфортом и тем более собственной жизнью для них была неприемлема[2]. Если мы провозглашаем странную и чудовищную идею о том, что никакая идея не стоит того, чтобы платить за нее жизнью человека, мы признаем, что идея свободы – то есть и сама свобода (и справедливость и т.д.) не стоят того, чтобы за них умирать. А потому, с точки зрения умирающей тенденции либерально-европейского сознания – всегда лучше избрать рабство, чем смерть в борьбе против него. У Поппера это прописано почти прямым текстом.

Но европейцы и не обстреливали Цхинвали. Цхинвали обстреливали бандформирования Саакашвили, состоящие из людей с криминальным типом мышления – твердо уверенные, что ответа не будет.

А для Саакашвили смерть ни своих, ни чужих граждан ограничением не является. Для Саакашвили есть одно ограничение – собственная власть и собственная жизнь.

Поэтому что значит «разумная достаточность» в ответе Саакашвили?

Она не может заключаться в уничтожении тех или иных его подразделений – он соберет новые.

Она не может заключаться в уничтожении того или иного объема военной техники или объектов инфраструктуры – он уверен, что США поставят новые.

Она не может заключаться в том или ином объеме материального ущерба стране – режим Саакашвили существует за счет материальных выплат США.

Она не может заключаться в том или иной объеме разрушений городов – это будет лишь использовано как сценарий для пропагандистских установок.

Она может заключаться в одном – в прямом, действительном, силовом отстранении его от власти, причем чтобы это было понятнее – в театрально поставленном отстранении – ну, например, чтобы Саакашвили, как немецкие генералы в Сталинграде, на четвереньках вылезал из подвала разрушенного при штурме своего президентского дворца[3].

И в последующем суде его, как военного преступника.

И с этой точки зрения – ответ России, к сожалению, не был ни адекватным – адекватным психологии Саакашвили – ни достаточным – потому что не избавил Саакашвили от стремления к новой войне: перестрелки на границах с той же Абхазией идут полным ходом.

Но это частность.

Что значит адекватность? С чьей стороны адекватность? Вот если по твоему городу сутки стреляли системами залпового огня – наверное, адекватно по городу противники вести аналогичный огонь в течении аналогичного времени?[4]

Но тут вопрос: а о каком городе идет речь? Если у тебя разрушен город с населением в сто тысяч человек, но это твоя столица, а у противника столица с населением в миллион человек, нужно разрушить противнику город с населением в сто тысяч, или нужно разрушить его столицу?

Если, например, агрессор принес смерть тысяче твоих граждан, а население твоей страны – сто тысяч человек – нужно как, уничтожить у него тысячу человек, или нужно уничтожить один процент населения – скажем сорок тысяч человек, если население страны противника составляет четыре миллиона? А если враг разрушил половину твоей страны, нужно считать адекватным разрушение половины его?

То есть разговор об адекватности и соразмерности бессмыслен в этом абстрактном виде: это лишь забалтывание политической реальности и подмена политического действия бесконечным политическим анализом.

Адекватность – равно как достаточность, в сути своей, это решение четырех задач:

Первое - отражение атаки противника[5].

Второе – лишение противника материально-технической и военной возможности не только вести атаку, но и возобновить агрессию в удобный момент, после передышки, передислокации и пополнения своих сил.

Третье – это значит отбить на ближайший исторический период всякое желание у противника вновь начинать против тебя агрессию.

Четвертое – и тоже необходимое – осуществление наказания лиц, ответственных за развязывание агрессии.

Вот это и есть на самом деле адекватность, соразмерность и разумная достаточность ответа.

В полузабытой книге «Нагие и Мертвые» о войне США и Японии на Тихом Океане, автор, Норманн Мейлор, по относительно вторичному, не политическому вопросу излагает очень глубокое положение о необходимости несоответствия наказания преступлению.

Суть его примерно в следующем: наказание никогда не должно соответствовать проступку или преступлению. Оно всегда должно зримо его превышать.

Если наказание равно преступлению, их соотношение оказывается простым обменом, покупкой права на наказание. Если, в частности, наказывать вора тем, что заставлять его вернуть похищенное – это вполне приемлемый и соблазнительный вариант: получилось – выиграл. Не получилось – не проиграл.

Наказание всегда должно быть заведомо больше проступка – чтобы риск оказывался столь не соразмерным, что исключал всякую оправданность авантюры. Агрессор должен знать, что риск потерь – много больше возможных приобретений.

Агрессора нельзя останавливать угрозой отражения его атаки. Агрессора нужно останавливать реальностью его ответного уничтожения.

Ограничившись защитой Осетии и Абхазии – Россия не решила проблему. Она ее лишь отложила.

Ее решение впереди. А пока – России остается лишь готовиться к новой агрессии Саакашвили – лучше организованной и лучше подготовленной, либо готовить его превентивное уничтожение и решение вопроса об освобождении Грузии и установление в ней дружественного России политического правления

АПН, 1.10.08



[1] Заглавие уточнено редакцией «Золотого льва».

[2] В Европе иначе вели себя, во всяком случае, два православных народа - сербы и греки, которые не изменяли отечеству в обмен на сохранение комфорта. (Прим. ред. ЗЛ).

[3] Справедливости ради, в Сталинграде все дворцы и даже подвалы были не немецкими, а нашими, русскими.

[4] Если не считать Гонолулу, то на города США во второй мировой войне японцы не сбросили ни одной бомбы, что не помешало исповедующим толерантность североамериканцам сбросить на два японских города атомные бомбы. Аналогичным образом эти проповедники «справедливости» действовали в отношении германии, Италии. А затем против Кореи, Вьетнама, Ирака. Афганистана и так далее.

[5] Скорее уничтожение вооруженных сил противника; «отразить атаку» - это рассуждения штатского.


Реклама:
-