Журнал «Золотой Лев» № 169-170 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.П. Пыхтин

 

Великий Пётр и территориальное устройство России

 

 

Когда царь Петр, которому исполнилось 22 года, стал реальным государем (1694 г.), Россия находилась в состоянии войны с Османской империей, с 1683 г. борясь за возврат своих причерноморских владений в союзе с Австрией, Польшей и Венецией. Тогда была взята крепость Азов и создан флот (1696), неожиданно для турок вышедший в Черное море, поляки вторглись в Молдавию, австрийцы в 1697 г. наголову разгромили турок при Зенте. Но развить успех не удалось. Из-за англо-французского соперничества ожидалась большая война между ведущими государствами, - Францией, Испанией, Баварией, с одной стороны, и Англией, Австрией, Голландией, Португалией, Пруссией, с другой. Она началась в 1701 г. и продолжалась до 1714 г. Поэтому война с Турцией теряла актуальность и конгресс в Карловицах (Славония) в 1699 г. её завершил. Пётр заключил с султаном мир в 1700 г. Азов и прилегающие земли остались за Россией, но политика Петра решительно изменилась.

За время поездки в Европу в составе «великого посольства» (1697-98), после бесед с европейскими монархами царю Петру стала очевидна новая расстановка сил. Большая европейская война, прервав на время движение России на юг, предоставляла её возможность решить другую проблему. В союзе с Саксонией, Данией и Польшей вернуть свои земли на Балтийском море. Предстояла война со Швецией, поражение которой казалось очевидным. Но в 1700 г. из-за несогласованности действий военное счастье изменило союзникам. Весьма энергичный 18-летний король Карл разбил их порознь. Сначала сдались датчане, затем русские потерпели крупное поражение при Нарве. Карл торжествовал, и, сочтя тех и других поверженными, повернул в Польшу и Саксонию, увязнув там на семь лет, перемежая военные виктории с политическими интригами, а русские во главе с Петром стали готовиться к реваншу.

Непродолжительное военное предприятие обернулась для России двумя десятилетиями напряженной войны. Боевые действия шли на огромных пространствах Прибалтики, Белоруссии, Польши, Украины, Карелии, Поморья, Финляндии, а в дальнейшем по всему балтийскому побережью от невского устья до датских проливов. Союзники были ненадежны. Основная военная нагрузка легла на Россию. Прекрасно вооруженная и дисциплинированная шведская армия одерживала победы, уступая в численности. Чтобы победить, России надо было превзойти противника. Но кампания 1700 года доказала слабость сухопутной армии, да и о морской войне пока что не могло быть и речи - на Балтике не было ни одного русского корабля.

«Нарвская конфузия» открыла Петру глаза на реальное положение дел. Россия не была готова к большой войне. Дворянское ополчение и стрельцы уже не годились. Стране угрожало поражение. Необходима была многочисленная регулярная армия, оснащенная лучше шведской. Требовалось изготавливать сотни пушек в год, включая осадные, так как у шведов имелись десятки крепостей; война на море требовала сотни больших и малых судов. Только единая организация, охватывающая все стороны жизни, делала возможной военную победу - её конечный результат. Прежние, отчасти архаические формы управления не годились. Регулярный характер армии требовал создания такого же регулярного государственного устройства, не менее эффективного, чем в ведущих странах Европы. И так как наличных ресурсов было недостаточно, то все отрасли деятельности Петр подчинял интересам государства, превращал их в службу «царю и отечеству».

Говоря по правде, Петр ни в одной своей реформе не начинал с чистого листа. Изменения начинали ещё его предшественники - первые Романовы. При царе Михаиле, деде Петра, в стране был наведен порядок и восстановлено управление. При Алексее, Фёдоре и Софье, отце, брате и сестре, последовали разнообразные экономические, социальные и военные преобразования, и Пётр лишь энергично их продолжал. Единственное, что в них принадлежит ему лично, это система органов власти и территориальная организация страны, рычаги управления в руках государя.

У Петра не было времени для тщательной подготовки всех насущных изменений. Решения, которые много позже назовут реформами, он принимал на ходу, хорошо усвоив законы естествознания и выгоды появившейся тогда новой промышленной и военной техники. Лишь неприязнью лично к государю можно объяснить многочисленные упреки, которые предъявляют ему post festum, называя его реформы случайными, стихийными, торопливыми, отрывочными и бессвязными. Ничего подобного. Петр управлял страной с решимостью военного гения и талантом выдающегося администратора. Фактически он был верховным главнокомандующим, полководцем и реально действующим главой правительства, обладавшим властью во всей её полноте. Царствовать, но не править противоречило его натуре.

Конечно, невозможно было заниматься всем одновременно. Возникавшие проблемы находили решение, когда в этом чувствовалась необходимость. Как всегда было в русской истории, в решительную минуту во власти не хватало толковых и энергичных людей. А многие из тех, кто был под рукой, страдали неизлечимыми чиновными пороками - взяточничеством и казнокрадством, что теперь называют коррупцией, заразой, с которой Петр боролся всю жизнь, вводя везде, где было возможно, коллегиальный порядок управления вместо единоначалия и понуждая сословия и общины к самоуправлению.

Преобразования, начавшиеся с военной организации, создали 100-тысячную полевую регулярную армию и сильный Балтийский флот[1], постепенно охватив всё государство. Война, новые отрасли производства, пути сообщения, создание Петербурга, коммерция, множество других насущных дел привели в движение миллионы людей. Задача Петра состояла в том, чтобы ими управлять. Надо было одновременно воевать, строить, кормить, учить и учиться. Заставлять приходилось всех: крестьянство, чтобы производить материальные блага и поставлять армии рекрутов, купечество, чтобы создавало мануфактуры, дворян с духовенством, чтобы лично служили для государственной пользы.

Война являлась осью, на которую нанизывались все реформы Петра, и, в конечном счёте, одержанная в ней победа - главный аргумент их необходимости. Это был период, когда у России появился шанс стать великой державой мира, наряду с Францией, Англией и Голландией, или, упустив его, оказаться в роли второго Китая, огромной, но бессильной и технически отсталой полуколонии.

Военные нужды требовали точности и быстроты, и прежние учреждения, довольно беспорядочные, с ними не справлялось. Потребовались новые более оперативнее методы - юридические регламенты, служебная иерархия, абсолютизм. В этот период Российское государство, самое обширное в мире, простиралось на 15 млн. кв. км, её население достигало 15 млн. чел., имелось 339 городов и 798256 дворов[2]. До Петра собиралось 1,5 млн. руб. налогов, в 1701 г. - 2,3 млн., в 1710 - 3,2 млн., из которых 1,81 млн руб. пошли на нужды армии, в 1725 г. доходы достигли 10,2 млн. руб.

Административно страну в начале XVIII века составляли уезды, управляемые воеводами, назначаемые царём. Всего уездов было от 150 до 200. Украиной управлял гетман. Из Москвы ими руководили около 25 приказов. Обширность державы делала неизбежной громоздкость административной системы. Ощущалась явная необходимость укрупнить местное управление. Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» последовал, когда шведы вторглись в пределы России, 18 декабря 1708 г. Прежнее устройство страны сохранялось, но создавалось 8 губерний - Московская (128,6 кв. км./191 тыс. дворов), Ингерманландская (482,2/106)[3], Архангелогородская (1317,8/60), Киевская (231,0/31), Смоленская (85,4/35), Казанская (1398,6/119), Азовская (393,7/36) и Сибирская (10978,3/59)[4].

Война и нашествие врага торопили. Из цифр видно, насколько несоразмерным оказалось первоначальное губернское устройство. Но в 1708 году было не до жиру. Как писал английский дипломат Чарльз Витворт (1675-1725), «губернаторы распоряжаются всеми делами - военными и гражданскими, получают доходы, оплачивают все расходы в своих нескольких провинциях и ежегодно посылают определенную сумму в большую казну, свободно от всех обложений; они имеют абсолютную власть во всем, помимо того, что касается регулярных войск, которые никогда не должны быть ни под их руководством, ни оплачиваться ими».

Затем, еще в правление Петра, к территориальному управлению не раз возвращались. В 1713 г. на прибалтийских землях образовали Рижскую губернию. В 1717 г. из южной части Казанской губернии выделили Астраханскую. В 1719 г. губернии разукрупнили, их стало 11, разделив на 45 провинции, а провинции на дистрикты. Два столетия губернская система несколько раз менялась, особенно при Екатерине II, положения которой Н.М. Карамзин, наш последний летописец, назвал изящной, и в течение всего XIX века, однако оставались незыблемыми её принципы, заложенные Петром. Губернии суть не самоуправляемые области, а установления центральной власти, ибо «всякая губерния есть Россия в малом виде». Задача губернской власти заключена в том, чтобы ревностно блюсти вверенное благо жителей, обуздывать чиновное корыстолюбие и предприимчивую алчность, чтить правосудие, заботиться о земледельцах, воодушевлять торговлю и промышленность, хранить пользу казны и народа.

Политический режим, возникший после катастрофических событий 1917 года и последовавшей за ними гражданской войны не оставил от этих самоочевидных и простых истин камня на камне. Административное устройство, сохранявшее целостность Российского государства, было ниспровергнуто. Его заменили территориальным делением на 15 «союзных» республик и десятки «республик» менее значимого ранга, созданных по этническому («национальному») принципу со своими парламентами, правительствами и законами и даже с «правом самоопределения вплоть до отделения» Единое государство сменила конфедерация искусственных этнических и племенных государственных образований, чреватых множеством конфликтов и противоречий, раздуваемых их местечковой интеллигенцией и «титульными элитами». Падение этого режима в 1991 году сопровождалось не только распадом такой конфедерации, но и еще одним актом деления - на этот раз территории так называемой РСФСР или Российской республики. Под предлогом переименования её на самом деле упразднили, учредив федерацию из 89 государств, наделив этим статусом области, этнические автономии и даже округа.

Странная это вещь - русская политическая история. Войны, которые обрушивались во множестве на Россию, расширяли и укрепляли Российское государство, а продолжительный мир ее разрушил, превращая населяющие ее народы в противников и даже врагов. Неужели прав древний греческий мудрец Гераклит, прозванный «тёмным», и действительно «война - отец всего и мать всего, одних она делает великими, других ничтожными, одних свободными, других - рабами, кому быть стадом - а кому великим народом»?...

 

Приложения

 

 

 

 

 

Прим. Схемы административно-территориального устройства Российского государства воспроизведены из работ В.Л. Каганского.

10.10.2008



[1] К концу Петровского царствования в регулярной русской армии было 210 тыс., на флоте около 30 тыс., в иррегулярных войсках 110 тыс.; имелось более 16 тыс. пушек.

[2] Подворный учет существовал, так как «двор» был налоговой единицей. Когда дворяне стали скрывать настоящее число дворов подворное налогообложение пришлось заменить подушным.

[3] В 1710 г. Ингерманландская губерния переименована в Санкт-Петербургскую.

[4] Губернаторами Пётр назначил (соответственно перечисленным губерниям): боярина Тихона Никитича Стрешнева, князя Александра Даниловича Меншикова, князя Петра Алексеевича Голицына, князя Дмитрия Михайловича Голицына, боярина Петра Самойловича Салтыкова, боярина Петра Матвеевича Апраксина, адмирала Федора Матвеевича Апраксина, князя Матвея Петровича Гагарина. Последний за злоупотребления властью губернатора был в 1719 г. отрешен от должности, приговорен Сенатом к смертной казни и повешен в марте 1721 года.


Реклама:
-