Журнал «Золотой Лев» № 171-172 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В. Дектерёв

 

Неужели всё хорошо?

 

Несмотря на убаюкивающие заявления властей о том, что Россия — это тихая гавань в бушующем море мирового финансового кризиса, масштабы обрушения отечественного фондового рынка намного превосходят западные. Но это лишь полбеды. Гораздо более угрожающие процессы происходят в реальном секторе экономики. Здесь кризис набирает обороты, что грозит тяжёлыми последствиями не только богатым, но и всем нам.

 

Неплатежи

 

Это слово вновь входит в оборот после приснопамятного черномырдинского “военного коммунизма”. Система кредитования, на которой держались расчёты в торговле и промышленности, перестала работать. Вследствие финансового кризиса кредиты не просто подорожали, их не просто труднее стало получить, а вообще нельзя: предприятиям в них просто отказывают.

Та мифическая финансовая помощь, которую правительство выделило и ещё обещает выделить якобы для стабилизации банковской системы, застряла в приближённых к высшим госчиновникам финансовых структурах. До банков, кредитующих подавляющее большинство торговых и производственных предприятий, она просто не дошла и, по-видимому, не дойдёт.

По этой причине торговые сети продлевают отсрочки по оплате за поставленный товар до 60—90 и более дней. Их поставщики не могут приобрести сырьё и вынуждены сокращать или приостанавливать производство, вводить сокращённую рабочую неделю или отправлять работников в вынужденные отпуска. 

Это распространяется по технологическим цепочкам. Склады всё большего количества предприятий оказываются забитыми готовой продукцией. У их партнёров просто нет денег, чтобы выкупить заказанное оборудование, комплектующие, материалы, готовые изделия. А нереализованная продукция — это ещё и не выплаченная зарплата. Задолженность по ней повсюду растёт катастрофическими темпами. Начались банкротства предприятий, массовые увольнения.

Конечно, соблазнительно списать всё происходящее на воздействие мирового финансового кризиса, как это пытается сделать правительство. Но кризис неплатежей — это не единственная, возможно, даже не главная причина того, почему у предприятий не стало хватать денег даже на самое необходимое, не говоря уж о развитии.

Другие, ещё более серьёзные причины кризисных явлений в реальном секторе кроются в экономической политике властей и тесно связанных с ни-ми олигархических структур.

Здесь можно выделить три основных рычага, с помощью которых власти и криминально-олигархические структуры гробят производство: налоговый, коррупционный и ценовой.

 

Налоги

 

Налоговая система, которую, по словам бывшего директора-распорядителя Международного валютного фонда Мишеля Камдессю, специально для России разработали его “специалисты”, изначально была нацелена на разрушение производства. Ноу-хау этой системы состоит в “накручивании” налогов и других обязательных платежей на стоимость продукции и друг на друга.

Кроме зарплаты и прибыли, налогами и другими обязательными платежами (тьма всевозможных пошлин, акцизов, взносов, сборов, лицензий и поборов за придуманные чиновниками бесчисленные согласования и справки) облагаются оформление и периодически требуемое переоформление самого предприятия, его имущество, потребление им ресурсов, его деятельность, его бездеятельность и даже его убытки. И всю эту массу платежей действующее в России налоговое законодательство предписывает предприятиям включать непосредственно в себестоимость продукции.

Причём не сразу, а последовательно. Включили в себестоимость один налог, а затем на эту сумму накручивается другой, на то, что получится,— третий и т.д. Образуется этакая налоговая матрёшка, в которой самая маленькая фигурка — это реальная стоимость, а самая большая — цена товара. В результате почти вся наша продукция не могла конкурировать не только на внешнем, но даже и на внутреннем рынке.

Вплоть до последнего времени производство в России выживало благодаря двум факторам. Первый — последовательное, под давлением всех политических сил общества, снижение налогов. Так, НДС в несколько приёмов был снижен с 28 до 18%, взносы в государственные внебюджетные фонды — с 50 до 26%. Многие из предусмотренных заокеанскими разработчиками налогов вообще были в разное время отменены. Это позволило хоть в какой-то степени повысить конкурентоспособность отечественной продукции в ряде отраслей. 

Второй фактор, позволявший выживать остальным отраслям, был связан с тем, что наши чиновники сознательно закрывали глаза на существование так называемого теневого сектора экономики. Многие производства выживали только за счёт увода зарплаты и других компонентов производства полностью или частично в тень.

Однако с прошлого года Государственная налоговая служба (ГНС) с чьей-то отмашки принялась за “улучшение администрирования”. Руководителей предприятий стали вызывать на ковёр и предъявлять ультиматум: либо выводите зарплату из тени, либо мы вас уничтожаем. В итоге ГНС стала выбивать из предприятий гораздо больше налогов, чем прежде, когда власти на многое закрывали глаза, понимая, что такое колоссальное налоговое бремя большинство предприятий реального сектора просто не вынесет.

Максимального “эффекта” от этой работы налоговикам удалось добиться в первом квартале 2008 года: 50-процентного увеличения сбора налогов по сравнению с тем же периодом 2007-го. А дальше им пришлось столкнуться с закономерным результатом: выяснилось, что выжимать из предприятий больше нечего. Их попросту подвели к разорению.

Это стремление как можно сильнее закрутить налоговый пресс обусловлено прежде всего чудовищными размерами казнокрадства как высшими госчиновниками, так и их региональными коллегами, которое “узаконено” в принимаемых бюджетах. Это и бесконтрольное пользование колоссальными суммами, закачанными в разного рода “резервы”, “фонды”, “госкорпорации”, и просто “прокручивание” неиспользованных остатков, исчисляемых триллионами рублей. Это и вывод “за баланс” крупных заимствований без какой-либо отчётности об их использовании, не говоря уж о полной их бессмысленности при профицитных бюджетах. Это и кормёжка близких к властным структурам финансовых спекулянтов не только через займы, но и через принудительное страхование (ОСАГО и т.п.), размещение у них “накопительной части” пенсионных взносов предприятий и т.д.

Именно эти каналы “законно оформленного” разворовывания бюджетных средств порождают безудержное стремление чиновников наращивать налоговую нагрузку на предприятия сверх всяких разумных пределов. Даже сейчас, когда всем ясно, что предприятия не могут справиться с “улучшенным налоговым администрированием”, правительство строит планы дальнейшего затягивания налоговой удавки на их шее под предлогом совершенствования пенсионной системы.

 

Поборы

 

Но налоги — это только часть “нагрузки”, которой чиновники обременяют предприятия. Последним приходится выполнять ещё и массу внешне вроде бы даже легальных, но абсолютно противозаконных требований чиновников. К ним относятся непомерные платежи за подключение к электросетям, водо- и теплоснабжению, оплата огромного количества бюрократических процедур, придуманных чиновниками для выдачи разрешений на работу предприятий, и в нескончаемом — вплоть до месячного и даже двухнедельного режима — их переоформлении, сборы на благоустройство территорий, на проведение различных мероприятий, принудительное по разнарядке финансирование избирательных кампаний и деятельности проправительственных партий, вроде “Единой России”, разного рода “общественных” организаций и многое другое. Здесь фантазия как местных, так и федеральных на местах чиновников неистощима.

Отбиться от этих поборов у предприятий нет никакой возможности. Ведь все ветви и сучки власти очень тесно друг с другом переплетены и спаяны общим разбойничьим интересом. У ослушников под любым предлогом могут заморозить или арестовать счета в банках, под видом проверки изъять на неопределённый срок не только всю бумажную документацию, но и компьютеры, полностью парализуя работу предприятия. Могут просто задержать или арестовать руководителя, а то и нанять киллера.

Объёмы этих неналоговых поборов вкупе с вымогательством взяток, по оценкам всех экспертов, сравнялись с налоговой нагрузкой на производство или превысили её. Распространилось даже представление о том, что бессмысленно сокращать налоги на предприятия при таких темпах роста коррупционной нагрузки на бизнес. Надо прежде пресечь распространение этой заразы.

О коррупционной составляющей всё более углубляющегося кризиса в реальном секторе экономики России власть, наконец, вынудили заговорить. Она даже в какой-то мере отреагировала на это требование и приняла так называемый антикоррупционный план Медведева. Однако он лишь имитирует борьбу со взяточничеством, не касаясь ни узаконенного казнокрадства, ни узаконенных поборов. Но, не трогая эти элементы паразитирования чиновников, невозможно вывести из кризиса реальный сектор экономики.

 

Произвол

 

Однако не только непомерные налоги и поборы, которые включаются в цены на отечественные товары, делают их неконкурентоспособными, сокращая возможности сбыта. Отечественных товаропроизводителей разоряет и тот ценовой произвол, который устроили в стране так называемые олигархи, тесно связанные с властью. Они беспрепятственно пользуются своим монопольным положением и попустительством государственных органов, ответственных за регулирование цен.

Даже в тех случаях, когда чиновники регулируют цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, они устанавливают темп их роста в 2—3 раза выше, чем планируют темпы инфляции. И так повторяется в течение многих лет. Поэтому доля затрат на электроэнергию, железнодорожные перевозки, услуги коммунального хозяйства в цене продукции всё время растёт. Те же монополисты, деятельность которых регулируется Федеральной антимонопольной службой (ФАС), вообще распоясались, хотя их аппетиты очень больно бьют по всей экономике.

Например, цены на авиационный керосин с начала года подняли почти вдвое. Это с неотвратимостью привело к разорению ряда авиаперевозчиков, прекращению полётов. Аэропорты заполнились разгневанными пассажирами. Не успело правительство административными мерами кое-как “разрулить” одну ситуацию, надвинулась другая. А рычагов воздействия на монополистов ни у ФАС, ни у премьера практически нет. На их угрозы все чихают. Ведь законы принимались в интересах олигархов.

Другой пример: олигархи от металлургии повысили с начала года цены на металл на 80%. В результате его основные потребители — строители и машиностроители — из-за резко возросших издержек, делающих неконкурентоспособной их продукцию, вынуждены были резко сократить своё производство, а значит, и потребление металла. Так, на Горьковском автозаводе остановили конвейер сборки “Газелей”, а затем и грузовиков. На КамАЗе перешли на 4-дневную рабочую неделю и сократили планы производства в 2008 году на 20%.

В итоге и сами металлурги попали в расставленную жадностью их хозяев западню: те в массовом порядке начали сокращать производство. Из 36 доменных печей в стране уже остановлены 17. Под угрозой закрытия находятся и остальные производства металлургического цикла.

 

***

 

Кризис в реальном секторе экономики набирает обороты. Но правительство его в упор не желает замечать. Предприятиям дали лишь рассрочку по уплате НДС на три месяца. Авось, как-нибудь выкрутятся.

Путинский же кабинет, судя по всему, занят лихорадочным спасением своих собственных капиталов за счёт государственных финансов. По крайней мере, из тех уже четырёх триллионов рублей, которые правительство и Центробанк выделили “своим” банкам (ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк под началом Грефа) якобы для кредитования всех остальных банков, последним ничего не перепало. Создаётся впечатление, что идёт ускоренное распихивание по офшорам остатков государственных ресурсов. А когда закончат, нам, как в 1998 году, предъявят пустые закрома Центробанка.

Напомню, что о 4,8 триллиона рублей, числящихся за резервным фондом и фондом народного благосостояния, которые якобы сберегаются на чёрный день, можно забыть. Об этом 19 марта министр финансов проинформировал депутатов Госдумы, заявив, что никаких других заначек, кроме золотовалютных резервов Центробанка, у государства уже нет.

 

Правда, 17-20.10.08


Реклама:
-