Журнал «Золотой Лев» № 171-172 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М.М. Дунаев, профессор Московской Духовной Академии

протоиерей М. Козлов, настоятель храма св. мц. Татианы

 

Православие и культура – тезисно

 

Симфония или, напротив, вражда культуры и религии – частый камень преткновения различных дискуссий. Поэтому иногда полезно четко, тезисно формулировать позицию по этому вопросу Что и сделано в настоящей статье.

Православие отвергает две крайности по отношению к культуре. Оно не приемлет культурного минимализма, то есть умаления роли культуры в жизни православного народа. Но оно также не допускает и культурного максимализма, абсолютизации культуры, превращения ее в самодавлеющую ценность.

Православие декларирует генетическую зависимость культуры от культа. Всякая культура имеет религиозную основу. Поскольку любая культура представляет из себя систему жизненных ценностей человека и общества, а ценности определяются пониманием смысла жизни, места человека в мире, и, в конечном итоге, верою, то подобная зависимость очевидна.

В мировоззрении церковного человека культура не может быть конечной целью и высшей ценностью, поскольку земной мир не вечен, и в то же время культура является необходимым этапом в духовном развитии человека, но лишь в той степени, в какой она опирается на христианскую веру.

Исторически известные и утвердившиеся типы культур восходят к крупнейшим мировым религиям. Фундаментом христианской культуры является Божественное Откровение, запечатленное в Священном Писании.

Не меньшее значение в формировании христианской культуры Православие придает Священному Преданию в его литургическом, учительном и каноническом аспектах, а также святоотеческой мудрости.

Православие с уважением относится к нехристианским культурам, исторически неоднократно ассимилировало их достижения, прямо не связанные с вероучительными моментами и духовно-молитвенной практикой.

Исходя из того, что Православие проходит свое историческое бытие как общество Поместных Автокефальных Церквей, оно постулирует непреходящую значимость национального своеобразия культуры каждого народа.

Признавая как объективную реальность возникающие время от времени и в разных странах кризисы культурного развития, Православие видит выход из создавшегося положения, прежде всего, в укреплении веры, религиозных устоев народа, а не в исправлении периферийных повреждений в культуре.

Православие оценивает состояние культуры по нравственному состоянию человека, а не по материальным проявлениям этой культуры, ее внешнему блеску.

Исповедуя, что дух христианской культуры есть дух любви, Православие видит высшее достижение культуры в установлении соборного единства людей, на любви основанного. Это соборное единство - единство многообразия, которое не допускает нивелирования личности, но, напротив, содействует ее укреплению и развитию.

В православной культуре антиномически сочетаются дух внутренней свободы человека, не понимаемой при этом как произвол, и дух послушания авторитету Церкви (без слепого следования канону), проистекающего из свободного духовного устремления человека.

Православие отвергает гуманистическое превознесение человека как меры всех вещей и утверждает непреходящую ценность личности в том, что человек сотворен по образу и подобию Божию.

Культура, с точки зрения православного мировоззрения, есть живая, развивающаяся система, а не застывшая форма. И поэтому формализация и механизация культуры - противоречит христианскому духу и свидетельствует о ее вырождении.

Прогресс культуры сознается Православием не как количественное умножение ее внешних материальных форм, но с точки зрения соответствия культуры ее служению единому на потребу, спасению души человека.

 

Татьянин день, 17 октября 2008


Реклама:
-