Журнал «Золотой Лев» № 171-172 - издание русской
консервативной мысли
Ю. Крысановская
В
«бывшей стране» может возникнуть бывший Большой театр
Потому что Путина начали "кидать" его же
назначенцы
Проект реконструкции Большого театра в Москве находится в
катастрофическом состоянии - даже в худшем, чем строительство новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Напомним, что на исторической родине захватившего власть в
России клана (после миграции которого в Москву, как
отмечают питерцы, в городе на Неве даже воздух стал чище) для широко
разрекламированного строительства снесли архитектурный ансамбль, воздвигнутый
великим Кваренги, но решили сэкономить на проведении необходимых геофизических
исследований. В результате новую сцену Мариинского
театра пытаются построить поперек подземной реки, которая регулярно смывает
фундамент постройки.
В Москве же, куда перебрался питерский клан, все проще и
элегантней: огромная стройка (реконструкция Большого театра), на которую уже
потрачен без малого миллиард долларов, ведется без какого бы
то ни было контроля вообще - как финансового, так и инженерного. В частности,
строительные работы, как это ни удивительно в XXI веке, идут не то что с
нарушением подготовленного и одобренного всеми инстанциями проекта
реконструкции, а вообще без его учета.
В результате не только график строительства полностью
провален, но и сам Большой театр находится в значительно худшем положении, чем
в начале «реконструкции»; так, в некоторых местах стены здания просели на
полметра. Дошло до того, что строители всерьез опасаются, что «здание
сложится», и стены одного из символов Москвы просто рухнут, похоронив под собой
всех находящихся на стройплощадке.
Новый Министр культуры, бывший посол России во Франции,
кадровый дипломат Авдеев разбирается в культуре, вероятно, так же хорошо, как и
в строительстве. Возможно, это не его вина, а норма путинской
кадровой политики, при которой филолухи (как это
слово произносится теперь в Украине, и даже у нас в Севастополе) внедряют
систему ГЛОНАСС, торговцы мебелью заведуют национальной обороной, организаторы
дефолтов - атомной энергетикой, а здравоохранение и социальная сфера отдаются
на растерзание то инженерам, то бухгалтерам.
Однако результат, как говорится, на лице, в данном случае -
Большого театра, к зданию которого уже можно смело прилагать эпитет «бывшее».
После упразднения Агентства по делам культуры и ухода Швыдкого из руководства Министерства культуры стройка
стояла как минимум три месяца - на протяжении всего лета, в течение периода,
наиболее благоприятного для работ. Причина заключалась в том, что в условиях
полной бесконтрольности работы, даже жизненно необходимые для обеспечения
минимальной безопасности самих строителей, выполнялись
дай Бог наполовину, а выделенный почти миллиард долларов был выведен при явном
как минимум попустительстве со стороны Швыдкого непонятным
способом и в неизвестном направлении.
Руководители стройки передавали исполнение работ на
субподряды своим знакомым и родственникам, в результате чего реконструкция
Большого театра превратилась в финансовый и инженерный хаос.
После ухода Швыдкого руководители
Москвы и столичного строительного комплекса как минимум дважды предлагали
новому Министру культуры Авдееву признать несостоятельность прошлых федеральных
властей в реконструкции Большого театра и хотя бы зафиксировать его бедственное
положение.
Но профессиональный дипломат, похоже,
просто побоялся (или поленился) докладывать о ситуации даже своему
непосредственному начальству - премьеру Путину (еще бы - ведь это Швыдкой выполнил, насколько можно понять, неформальную и
совершенно необязательную для него тогда просьбу директора ФСБ о показе по
телевидению скандальной пленки с «человеком, похожим на Генпрокурора Скуратова»
и двумя проститутками).
В результате Швыдкой молниеносно
стал орденоносцем и советником Медведева, что исключает возможность получения
от него ответов на вопросы, интересующие следствие, - а руководители
строительства, хотя и ходят на беседы в прокуратуру, ничего внятного объяснить,
похоже, не в состоянии.
30 сентября Авдеев провел коллегию Министерства культуры,
посвященную реконструкции Большого театра, результаты которой были немедленно
засекречены.
Насколько можно понять, до сознания Министра культуры все
же дошло, что стройка выродилась в неуправляемый и хаотичный процесс освоения
денег. Выявились на коллегии, вероятно, и непримиримые противоречия между ее
участниками: так, заказчик - ФГУ «Дирекция реконструкции и реставрации» и
подрядчик - «СУИпроект» - обвиняют друг друга во всех
смертных грехах, от срыва сроков до финансовых махинаций (одни говорят, что им
не дают денег, другие - что у них денег не берут).
В пиковом положении находятся и немецкие компании,
привлеченные к реконструкции, - например, поставщик сценического оборудования
«Бош Рексрот». Они выполнили заказ вовремя,
но, так как сроки строительства сорваны, монтировать его нельзя - просто
негде. В результате немцы не только не получат вовремя средств за монтаж (что в
условиях глобального финансового кризиса исключительно болезненно), но и
вынуждены хранить его на складах за свой счет. Пока они терпят, но, когда до
них дойдет, что «задержка» строительства составляет минимум
пять лет, Россия может получить полноценный международный скандал и
понести значительные убытки.
Реконструкция Большого театра уже давно не является единой
системой: участники процесса воюют друг с другом по принципам «каждый сам за
себя» и «сядь ты сегодня, а я завтра».
Вероятно, осознав все это, Министр культуры Авдеев две
недели думал, а затем внезапно издал приказ о прекращении всех работ на
строительстве до 26 ноября. Приказ не то что секретный, а, скажем так, неоглашаемый. В самом Министерстве о нем узнали не от
собственного Министра, а от сотрудников администрации президента - и долго не
могли в это поверить.
Логика Авдеева понятна: убедившись в своей неспособности
что-либо сделать с Большим театром, он, вероятно, намерен передать его в
ведение московских властей и в собственность города. Конечно, под ним может
появиться торговый центр с автостоянкой, а вместо знаменитой квадриги -
несколько дополнительных этажей под офисы, но зато стены ни на кого не упадут.
На 15 ноября намечена замена директора ФГУ «Дирекция
реконструкции и реставрации»: вместо Ивана Боровицкого
им, по данным московской строительной общественности, станет Яков Саркисов,
руководивший строительством доброй половины новых московских театров и, в
частности, новой сцены Большого театра. Вероятно, после этого будет заменен и
главный подрядчик - «СУИпроект». Эту замену можно бы
было только приветствовать, если бы не одна деталь - при всей важности ни
аппарат правительства, ни даже собственное Министерство г-на Авдеева в
известность о намеченных преобразованиях, вопреки существующим правилам, не
ставятся.
Логика в этом есть, ибо, скрыв положение реконструкции
Большого театра при приеме должности, Министр культуры Авдеев тем самым принял
на себя ответственность за состояние объекта. А теперь совершенно непонятно,
как можно вообще найти какого бы то ни было подрядчика на работы на объекте,
который находится в исключительно опасном, по сути дела аварийном состоянии и
без какого бы то ни было финансирования. Деньги на реконструкцию Большого
театра пойдут лишь с начала 2009 года, однако они будут выделяться не на
действительно насущные нужды по спасению Большого театра и восстановлению его
руин, а в точном соответствии с планом работ, - который полностью провален и
сорван еще в начале этого года.
Существенно, что выбор в пользу московских строителей еще
только намечается; вероятно, Министр культуры Авдеев рассматривает и иные
варианты.
Так, во время поездки вместе с Путиным в Астрахань он
обсуждал со скандально известным предпринимателем Столповских
перспективы его подключения к проекту. А в кругах, близких к Министерству
культуры, всерьез поговаривают о возможности использования для аврального и
непубличного исправления положения ресурсов Беджета Пакколи, вместе еще с Коржаковым реконструировавшим
Московский Кремль. Тогда это вызвало бурное негодование общественности, - но
когда выяснилось, что расценки Пакколи оказались в
несколько раз ниже, чем расценки, по которым чуть позже реконструировалась,
например, такая гордость Путина, как Константиновский дворец в Стрельне, негодование как водой смыло. Так что в
возвращении некогда скандально известного предпринимателя, на сей раз в проект
«Большой театр», может оказаться сермяжная правда.
Между тем выкидываемый из денежного проекта «СУИпроект», например, готовит, насколько можно судить,
полноценную пропагандистскую войну против решений Авдеева и в целом против
федеральных властей, которые тот должен представлять и которых в результате так
неудачно подставляет.
А премьер Путин, который искренне верует
во всю ахинею, рассказываемую ему его назначенцами, продолжает твердить, что
Большой театр откроется в октябре 2009 года - и никто, по-видимому, не
удосужился проинформировать его даже о том, что гастроли миланской оперы «Ла-Скала» в октябре 2009 года, которыми должен был
открыться Большой театр после реконструкции, давно уже отменены.
Это напоминает португальского диктатора Салазара,
которой так и не узнал о том, что его лишили власти, так как добросердечное
окружение до самой его смерти успешно скрывало от бывшего властителя эту
неприятную новость…
Форум, 25.10.08