Журнал «Золотой Лев» № 171-172 - издание русской
консервативной мысли
Е.Н. Комисарчук,
Член Коллегии военных экспертов
Пять
пунктов Д.А. Медведева vs трёх пунктов Дж. Буша
На конференции по проблемам мировой
политики во французском Эвиане в октябре с.г. Президент
РФ Д.А. Медведев сформулировал пять принципов нового Договора о европейской безопасности. Эти принципы сами по себе не новы и
напоминают Декларацию Бандунгской конференции 1955
года, в которой зафиксированы известные положения о мирном сосуществовании государств
/”Панча сила”/. Впоследствии они неоднократно были поддержаны в общепризнанных
международных документах и, в частности, в “Декларации о недопустимости
вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении независимости и
суверенитета”, принятой в декабре 1965 года на XX сессии ГА ООН.
Более тридцати лет “Дух Бандунга” опирался на мощь России
(СССР), но после 1991 года “ветер с Востока” перестал довлеть над “ветром с
Запада”. Новый “ветер” стал разрушительным для установленного Ялтинскими,
Потсдамскими и Хельсинкскими соглашениями миропорядка, который основывался на
признании суверенитета всех участников мирового сообщества. Взамен ему США
предложили руководствоваться новой концепцией “однополярного мира”, в основу
которой заложены идеи неоконсерватизма.
Их суть можно суммировать следующим образом. Главным
детерминантом национальной безопасности является сила, опираясь на которую США
могут действовать в одностороннем порядке. Сильным не
нужны правила, которые могут их ограничить. Им не надо бояться анархии и хаоса,
так как такая обстановка позволяет наилучшим образом обеспечивать силой их
собственное благополучие и безопасность.
Подобных взглядов придерживались и продолжают придерживаться
влиятельные фигуры Администрации Президента США - Дик Чейни,
Рональд Рамсфельд, Пол Вулфовиц.
Их разделяет и Президент США Дж. Буш, который после терактов 11 сентября 2001
года сформулировал три главных принципа американской национальной стратегии:
США не должны зависеть в своих действиях от международных организаций и
альянсов; они имеют право не только на упреждающие удары, но и на ведение
превентивных войн, а также на принудительную /”агрессивную”/ демократизацию
зарубежных государств.
Таких же взглядов придерживается и кандидат в Президенты
США от республиканцев Дж. Маккейн, советником
которого является один из теоретиков неоконсерватизма Роберт Каган. В
многочисленных статьях Р. Кагана “обосновываются” следующие тезисы: все
государства должны демонстрировать свою лояльность лишь единственной оставшейся
в мире сверхдержаве – США, которые в свою очередь несут ответственность за
процессы “глобальной демократической революции”. Такая
ответственность предполагает право США вмешиваться во внутренние дела других
“авторитарных” государств, в том числе и России, которая, по словам
госсекретаря США Кондолизы Райс,
является якобы “всё больше авторитарной на своей территории и агрессивной за её
пределами” (выступление К. Райс в Фонде им. Маршалла 18 сентября с.г.).
Вмешательство в чужие внутренние дела США осуществляют, как
известно, под прикрытием специально созданных для этих целей фондов и
организаций /“Национальный фонд за демократию”, фонд Сороса, Freedom House, Human Rights Watch
и др./, которые финансируют за рубежом якобы независимые “неправительственные
организации”. Так, фонд Сороса совместно с Госдепартаментом оплачивал деятельность
грузинского Института свободы /Georgia Liberty Institute/, который
возглавлял будущий президент Грузии и ставленник США - М. Саакашвили.
Этот же “Институт свободы” создал и проамериканскую организацию “Kmara” по образу и подобию югославской группы “Otpor”, принимавшей активное участие в свержении
Милошевича.
Идея “перманентной демократической революции” заимствована неоконсерваторами у Л.Д. Троцкого, IV Интернационал
которого тоже стремился к “перманентой революции“, а
идея ставки на грубую силу - у А.А. Гитлера. Результаты известны: после
вмешательства во внутренние дела суверенных государств американцы оставляют там
не “демократию”, а тяжёлое наследство трудноразрешимых проблем. Политический
хаос и клептократия правят бал на Украине,
“демократическая” Грузия демонстрирует миру типично авторитарное правление М. Саакашвили. Тяжёлые проблемы оставила
“рука Вашингтона” и целому ряду других стран /Филиппинам, Гаити, Мексике,
Ираку, Афганистану, Пакистану и т.д./.
США стали, особенно в последнее время, жертвой собственной
пропагандистской машины и заложниками раздутых страшилок об угрозах их
национальной безопасности, исходящих не только от террористов, но и от
“авторитарных” режимов, к которым они относят всех, кто не признаёт в них
мирового “гегемона”. Стратегия безопасности США 2006 года начинается, например,
с пугающего утверждения: “Америка находится в состоянии войны”, а упоминания о
“демократии” и “свободе” встречаются в этом документе более 200 раз.
Обнародованные в Эвиане пять
принципов Договора европейской безопасности Д.А. Медведева, как и мюнхенская
речь В.В. Путина в феврале прошлого года, - это прямой вызов “мегарегулятору” мировых процессов, к роли
которого США уже стали привыкать в последние годы и от которой
они добровольно не откажутся. Но за эти годы мир получил уникальную возможность
сравнить “дух Бандунга” и основывающиеся на нём “пять принципов” Д.А. Медведева
с “тремя принципами” Дж. Буша. И сравнение это – не в пользу США.