Журнал «Золотой Лев» № 173-174 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М.М. Гельман

 

Как ликвидировать банковский кризис в РФ[1]

 

 

Финансовый кризис в стране длится с 1992 года…

 

Якобы внезапно возникший дефицит ликвидности в банках страны, так по-учёному камуфлируется исчезновение всех или почти всех финансовых средств, размещенных в этих кредитных организациях их клиентами, рулевые нашей экономической политики объясняют просто и понятно: мол, мы являемся частью мировой экономической системы, а потому зависим от всего того, что в ней происходит.

Говорится это с плохо скрываемой гордостью неопытного подростка, лишённого невинности развратной девкой, и заразившей его дурной болезнью. Такой болезнью для мировой экономики, и российской тоже, является зависимость от навязанной ей в качестве мировой валюты доллара США.

Почему эти условные, символические, деньги не могут заменить золото, которое когда-то выполняло функции настоящих мировых денег, но его время объективно и безвозвратно прошло, – предмет отдельного разговора[2].

Поэтому именно национальные валюты, а это тоже символические деньги, должны обеспечивать как оборот товаров и услуг в своих странах, так и продаваемых за рубеж и импортируемых. При этом для эквивалентности международного товарообмена по стоимости, т. е. чтобы не обманывать друг друга на рынке, курсы конвертации соответствующих валют необходимо устанавливать равными паритетам их покупательной способности. Упрощенно говоря, это означает, что если, допустим, в Москве, пирожок с мясом обходится в один рубль, то, обменяв его по паритетному курсу на евро, можно купить такой же пирожок, к примеру, в Брюсселе.

Выпускаемая в стране в оборот денежная масса (агрегат М2) должна в идеале соответствовать стоимости национальной товарной массы с учётом их обращения, чтобы можно было ее полностью выкупать. В противном случае, избыток денег ведет к ценовой инфляции, а при их нехватке – к дефляции, тогда часть продукции остается невостребованной, сворачивается товарное производство, растет безработица, и происходят прочие напасти. Во избежание всего этого в нормальных странах денежная масса составляет никак не меньше 70% по отношению к национальному ВВП. Такое соотношение позволяет ей прокручиваться примерно 1,5 – 2 раза в год, обеспечивая, хотя и на пределе возможного, производство и сбыт различных видов продукции, товаров и услуг.

Известно, что у каждого товара, как и у каждого представителя флоры и фауны, есть вполне определённый период инкубационного созревания и развития. Однако у идеологов псевдолиберальных экономических реформ оказались свои представления о производственных циклах. Они, подобно печально известному «народному академику» Трофиму Лысенко, полагали, что генетику любого живого объекта или субъекта можно изменять их перевоспитанием, применяя метод кнута и пряника.

Лысенко для этого кормил коров конфетами, уверяя партию и лично Иосифа Виссарионовича в возможности повышения таким образом – от сладкой жизни - надоев молока, скрещивал для повышения урожайности пшеницу с сорняками, сопровождая скрещивание для повышения эффективности эксперимента свадебным маршем Мендельсона, и проделывал еще многое другое, пытаясь доказать общность и всеядность идеологических догм[3].

Гайдар сотоварищи оказались, по сути, достойными последователями борцов с проклятым наследием прошлого - вейсманизмом-морганизмом, но только в сфере экономики, придумав свои догмы. Они, по всей видимости, полагали, что ребёнка можно родить после зачатия в любое время: через месяц, два, а кому захочется – как обычно или даже спустя более длительный срок. Требуется лишь создать для будущей матери соответствующие внешние условия. В том числе подобрать для неё определенный сорт конфет, а также набор музыкальных мелодий для будущего ребенка, жанр и характер которых будут предопределять время его появления на свет.

При этом главным регулятором времени рождения реформаторы считали режим питания матери. Они, надо полагать, были убеждены, что если задавать его в интервале от сытого до голодного - на грани дистрофии, то тем самым будет регулироваться комфортность пребывания ребенка в чреве, и при систематическом недоедании ему захочется поскорее выйти из заточения. Ведь голод, как говорится, - не тетка, что означает: бытие определяет сознание.

Поэтому реформаторы директивно привязали допустимый размер эмиссии рублёвой массы не к товарной массе, чтобы обеспечивалось ее приобретение покупателями, а к золотовалютному резерву, задав произвольно курс обмена рубля на доллар. Естественно, значительно уценив «деревянный». Долларов с золотом в казне в 1992 г. в пересчете на рубли по установленному ими среднепотолочному курсу конвертации оказалось менее 10% по отношению к тогдашнему ВВП.

Но борцы с проклятым прошлым утверждали, что чем меньше денег, тем якобы быстрее они крутятся. Мол, тогда возникнет острая необходимость, к примеру, молочное стадо коров выращивать за один или два месяца вместо обычных нескольких лет, скармливая им конфеты под ноктюрны Шопена, трактора собирать за минуты, зерно выращивать даже зимой в снегу и собирать несколько урожаев в год, и т. д. Следовательно, меньше будет и инфляция, стояли на своем борцы, не поясняя, о какой инфляции идёт речь - ценовой, денежной или затрат на производство.

Однако, строительство, к примеру, мощной АЭС длится 5-10 лет, этим делом занято множество различных промышленных, строительных и монтажных организаций, и поэтому деньги в таком кооперационном сообществе крутятся не один год. Впрочем, как и в большинстве случаев производства различных видов продукции и строительства зданий и сооружений. Это только на спекулятивных рынках одна и та же денежная сумма оборачивается за год десятки раз. Так что последователи «народного академика», посадив страну на голодный денежный паек, направили ее по губительному пути развития – дороге спекуляций и коррупции. Причем, не только на фондовых рынках…

Одновременно, для перехода в стабильный режим денежной дистрофии, они запустили и комплекс механизмов увеличения цен и их диспаритета. Толчком, помимо искусственно созданного дефицита денег, стало директивное в начале 1992 г. повышение цен на все энергоносители в 5 раз и отпуск прочих цен на свободу[4].

Такая политика, вынудившая и само правительство заняться финансовыми спекуляциями и строительством финансовых пирамид, привела в 1998 г. к дефолту. Затем, как известно, стали расти мировые цены на нефть, и реформаторы вынуждены были увеличивать эмиссию рублей под пополнявшийся золотовалютный резерв. И хотя денежная масса увеличивалась незначительно, начался рост товарного производства и ВВП в целом. Но последователи Гайдара в борьбе с вейсманизмом-морганизмом не отказались от прежней политики поддержания в стране денежной дистрофии.

Так как в Россию пошёл валютный поток, требовавший для его конвертации дальнейшего увеличения рублёвой массы, то они, в конце концов, отказались от обязательного ввоза валютной выручки в страну. Фактически это было негласное признание провала прежней финансовой политики, но его выдали за очередной успех либерализации экономики. После чего создаваемая у нас прибавочная стоимость все в большей мере стала перетекать за рубеж и работать на экономику США и других стран.

Одновременно борцы во имя чистоты реализации идеи придуманной ими псевдорыночной экономики стали изымать из обращения значительную часть денежной массы и «замораживать» её. В последние годы она в среднем за год составляла 20-25% по отношению к ВВП, однако из обращения разными путями изымалось примерно 40% «безналички».

Самым эффективным способом является многократное изъятие одних и тех же налогов, что регламентировано Налоговым кодексом РФ. А их, в конечном итоге, исключая экспортную деятельность, вместе с прибылью изготовителей и продавцов оплачивает население страны, когда приобретает потребительские товары и услуги. Ведь сама по себе промышленная продукция никому не нужна, если она не востребована для их производства. Поэтому налог с граждан у нас не самый низкий в мире, как утверждается с высоких трибун, а достигает, согласно официальной статистике, 60-70% от годовой заработной платы наемных работников.

Эти налоги предварительно выплачивают из своих оборотных средств предприятия, кредитуя таким образом население. А с навязанного кредита население, приобретая товары, платит еще и НДС, который превышает обычную банковскую ставку[5]  Тем самым достигается двойной «эффект»: изымается из обращения немалая доля и без того мизерных оборотных средств предприятий, которую они систематически выплачивают в казну, и, кроме того, дополнительно снижается платежеспособный спрос населения, который из-за низких доходов у большинства людей и так невелик.

Немалая часть денежной массы отсасывается валютным и фондовым рынком, любимым детищем и гордостью министра финансов. В прошлом году в среднем в день только по межбанковским кассовым операциям на конвертацию валют использовалось порядка 1 трлн., а для торгов на всех площадках групп РТС и ММВБ - еще примерно 600 млрд. рублей, итого было «заморожено» 1,6 трлн. или 12% от денежной массы.

Самый же иезуитский способ поддержания денежной дистрофии – перевод получателям значительной части положенных им бюджетных средств не равномерно, как предусматривается ежегодными законами о бюджетах, а в конце года. На декабрь, по оценкам специалистов, обычно приходится в среднем около четверти бюджетных сумм. Естественно, потратить эти деньги почти не удается, и они подлежат возврату в казначейство. Подобное повторяется из года в год, чем наносится громадный ущерб стране и людям. Хотя денег в казначействе полным полно.

Не исключено, что недавняя трагедия в Оренбургской области – обвал стены ремонтировавшегося здания сельской школы и гибель при этом нескольких школьниц – результат почти полугодовой задержки открытия соответствующего финансирования. Какой здравомыслящий директор добровольно начнет капитальный ремонт здания не во время школьных каникул, а после начала в нем занятий?

Сознательно созданный дефицит денежного обращения, высокая ставка рефинансирования ЦБ и финансовые спекуляции, в том числе с участием банков, привёли к существенному удорожанию рублёвых кредитов. Поэтому корпорации и банки стали занимать деньги на Западе под 5-6% годовых, что было примерно втрое дешевле кредитов в рублях. А под эти валютные заимствования Центробанк выпускал и выпускает новые рубли, переполняя неизвестно для чего золотовалютный резерв, который девальвируется.

Спрашивается, а почему для необходимой денежной эмиссии нельзя было с самого начала обойтись без валютного посредника, экспортируя углеводороды за рубли? Неужели покупать не стали бы? Весьма сомнительно! Да и отток капитала из страны во многом сократился бы, на что расходуется тот же золотовалютный резерв.

 

Российские гобсеки и результаты их деятельности

 

Многие также задаются вопросом, почему для кредитования реального сектора нельзя было «разморозить» Стабфонд и использовать часть его средств на инвестиции в товарное производство? Ведь для уменьшения возможностей их воровства и возникновения ценовой инфляции – «взбухания» цен, чем так пугают «реформаторы», можно использовать давно известные целевые кредитные линии.

А за первые три года «лежания» без движения денег они вследствие инфляции цен потеряли свою покупательную способность на сумму около 1 трлн. рублей (см. «Что ожидает Стабилизационный фонд при нынешнем министре финансов?» - «Промышленные ведомости» № 3, март 2006 г.).

Хотя Алексей Кудрин утверждал, что средства Стабфонда инфляции не подвержены - видимо их пытались заколдовать. Такое нецелевое использование, а, по сути, уничтожение государственных средств, провоцирующее заимствование кредитов за рубежом, вывоз капитала из страны и развал экономики, является, мягко говоря, нарушением положений Бюджетного кодекса.

Раздувание, в том числе по рейтингам всяческих «авторитетных» организаций, виртуальной капитализации спекулятивных финансовых рынков ведёт к отвлечению туда значительных средств вместо их инвестирования в реальный сектор экономики. Вследствие этого нарушается баланс товарно-денежного обращения и увеличивается дефицит денег, из-за чего кредиты дорожают еще больше, растет инфляция...

Наши банки, следуя в фарватере проводимой с 1992 г. экономической политики, в основе которой лежит поддержание дефицита денежного обращения, непрерывно расширяли своё участие в спекуляциях на фондовых рынках. Не надо забывать, что это в основном вторичные рынки, и проку от сделок на них предприятиям, чьи акции ради личной наживы перепродают спекулянты, играя на разнице случайно и неслучайно меняющихся котировок, нет никакого.

Но собственный капитал большинства российских банков сравнительно невелик, и они играют, рискуя деньгами своих клиентов, а также полученными взаймы на Западе. А почему бы ни играть? Ведь государство, страхуя только некоторую часть вкладов населения и оставляя незащищенными средства на счетах юридических лиц, как бы поощряет тем игроков к продолжению рискованных спекуляций. За чужой счет, в том числе налогоплательщиков. Это становится весьма привлекательным при нынешнем денежном дефиците, в чем несложно убедиться.

Согласно данным Центробанка, финансовые показатели 1124 действующих российских кредитных организаций, исключая Внешэкономбанк, на 1 августа этого года выглядели следующим образом (см. таблицу).

 

Показатель

Сумма, млн. рублей

Общий собственный капитал

3022931

Привлеченные банками средства,

в том числе:

кредиты, депозиты и прочие средства

других кредитных организаций;

средства нефинансовых организаций,

размещенные  на их счетах;

частные вклады;

вклады индивидуальных предпринимателей

14771566

 

 

3601521

 

4465106

5850441

85498

Выдано кредитов и размещено средств

в других финансовых организациях,

из них -

выдано кредитов:

нефинансовым организациям,

в том числе со сроком погашения

от года и больше,

физическим лицам,

кредитным организациям;

акции и другое участие в чужом капитале

 

17341639

 

 

11839926

 

6055882

3738921

1762792

3115988

 

Итак, при собственном капитале в размере около 3,023 трлн. рублей, сумма привлеченных банками средств составила около 14,77 трлн. рублей. Итого, своих и чужих денег на 1 августа оказалось почти 17,79 трлн. рублей. Из них выдано кредитов и размещено средств в других организациях на сумму свыше 17,341 трлн. Кроме того, на покупку акций и другие формы участия в чужом капитале банки затратили свыше 3,11 трлн. рублей. Однако сегодня из-за обвала котировок продавать акции придется с громадными убытками.

Получается, что на 1 августа банки разместили на стороне 20,45 трлн. рублей, то есть больше на 2,66 трлн. рублей, чем имели своих и чужих средств, или на 5,68 трлн. больше позаимствованных чужих.

Можно предположить, что часть кредитов выдана банками своим клиентам, счета которых открыты у них же. Но это только часть привлеченных средств. А чем при таком дефиците обеспечивать платежные поручения и возврат вкладов других клиентов? Ведь свободных денег у многих банков совсем не осталось, и возник дефицит платежного баланса, что увеличило дефицит денежного обращения. Замечу, собственный капитал первых 5 наиболее крупных - по российским меркам - банков равнялся почти 1, 246 трлн. рублей или 41% от собственных средств всех 1124 банков, а первых 20 – 1,82 трлн. рублей или 60% соответственно.

Сейчас ряд банков ограничил суммы выплат по «платежкам» организаций и срочным вкладам частных лиц. Если исходить из законодательства, то такое ограничение следует рассматривать не только как нарушение договорных соглашений с клиентами, но и как внесудебное отчуждение их собственности, что противоречит п. 3 ст. 35 Конституции России.

К 1 апреля этого года внешний долг российских банков (полученные кредиты, различные долговые обязательства, депозиты нерезидентов и пр.) достиг 171,4 млрд. долларов или примерно 4,5 трлн. рублей. А общий внешний долг страны составил 477,1 млрд. долларов, из которого на корпорации приходилось 264,6 млрд. долларов. За год, к 1 апреля, общий внешний долг возрос на 129,7 млрд., в том числе банков – на 60,5 млрд. и корпораций – на 79,6 млрд. долларов. К этому времени свободных денег (остаток ликвидности) на коррсчетах Центробанка оставалось 960,2 млрд. рублей, а в третьей декаде октября их сумма уменьшилась до 713 млрд.

Необходимо обратить внимание (см. табл.) на общую сумму средств на счетах нефинансовых организаций, включая товаропроизводящие, – менее 4,5 трлн. рублей. На 1 января этого года она составляла 3,52 трлн. рублей, а в 2007 г. оборот всех отраслей экономики составил почти 59,8 трлн. рублей, в том числе обрабатывающих отраслей – 13,9 трлн.

Спрашивается: сколько же раз должны были прокрутиться деньги, размещенные на счетах этих организаций, чтобы обеспечить указанную сумму их оборота? Получается, почти 17. Но это немыслимо – в лучшем случае, они могут обернуться трижды, покрыв лишь 10,56 трлн. рублей.

Можно с уверенностью предположить, что значительная часть оборота обеспечивалась «теневыми» деньгами и за счет бартера. При этом суммарная задолженность организаций за 2007 г. возросла на 43%, достигнув 21,406 трлн. рублей или почти 36% от общего оборота в экономике. Иначе говоря, значительная часть денежной массы по-прежнему всеми способами выводилась из обращения. Замечу, что в указанную задолженность не входят полученные кредиты.

Зато валютный и фондовый рынки процветали. В 2007 г. общий объем торгов валютой, акциями и различными финансовыми бумагами на всех площадках Группы РТС достиг почти 18 трлн., увеличившись за год в 6 раз, а Группы ММВБ – 107 трлн. рублей, увеличившись за год вдвое. Суммарно это составило 125 трлн. или 200% по отношению к обороту всех отраслей экономики. Налицо очередной результат слепого копирования пороков американской финансовой системы - громадный «мыльный пузырь».

Такому очередному «успеху» реформаторов поспособствовало увеличение в прошлом году на 47,5% объема денежной массы. Она возросла за год до 13,272 трлн. рублей (в реальном выражении – на 32%, т. е. инфляция оказалась равной 15,5% вместо официальных 11,9%), составив почти 58% по отношению к ВВП. Но реальный сектор экономики, как и в прежние годы, держали на голодном пайке.

Таковы печальные последствия продолжающейся с 1992 г. денежной дистрофии, а по сути – финансового кризиса, который время от времени обостряется. Не спасают и валютные заимствования.

К 1 сентября с начала этого года денежная масса, вместо 30-35%, обещанных ЦБ, увеличилась всего на 9,5%, хотя инфляция за это же время составила 9,7%. Как отмечалось, в 2007 г. реальная денежная масса возросла на 32 %, что привело к росту объемов товарного производства. Таким образом, реальный объем денежной массы в этом году даже снизился, что ведет к снижению темпов роста экономики.

Замечу, что все приведенные выше данные размещены в различных официальных документах различных организаций, министерств и ведомств. Однако ни одного сводного среди них, где приводились бы результаты сопоставления показателей, хотя бы те результаты, которые изложены в статье, обнаружить не удалось. Поэтому у меня сложилось впечатление, что макрофинансовым анализом в стране никто официально не занимается.

Для проверки версии я опросил некоторых специалистов в области финансов, известно ли им прошлогоднее соотношение продаж на фондовых рынках страны с оборотом в российской экономике. Оно составило, как показано выше, 200%. Увы, никто об этом не знал, даже в Центробанке, и среди публикуемых им показателей эти сведения отсутствуют. Хотя именно ЦБ вменено в обязанность контролировать финансы страны и их обращение. Ведь это не частный, а государственный ресурс.

 

Раковая опухоль экономики

 

Судя по официальным данным Центробанка, который обязан контролировать деятельность банковского сообщества, уже зимой этого года стало ясно, что многие российские банки оказались на грани банкротства или оно им угрожает.

Финансовый кризис в США, начавшийся еще год назад, привёл, как отмечалось, к постепенному удорожанию валютных кредитов. Из-за этого в последние месяцы внешние заимствования российских корпораций и банков существенно сократились, что привело и к сокращению рублевой эмиссии. Иначе говоря, у нас обострился перманентный финансовый кризис.

Он проявился и в виде обострения банковского кризиса, обычно камуфлируемого «успехами» спекулятивных операций банков, а также их непрерывными краткосрочными заимствованиями кредитов с погашением ранее взятых. Но теперь такая возможность исчезла. . В результате стали уменьшаться и без того мизерные инвестиции в реальный сектор экономики, и начали сворачиваться многие инвестиционные проекты.

Поэтому когда официально заявляется, что банковский кризис у нас порожден финансовым кризисом в США и других странах, то это правда. Но не вся. Банковский кризис, из-за перманентности денежной дистрофии, у нас тоже перманентный. С давних пор. А сейчас произошло его очередное обострение вследствие финансового кризиса на Западе, из-за чего подорожали валютные кредиты.

Причина же банковского кризиса указана выше – это демонетизация российской экономики, проводимая с 1992 г. по совету консультантов МВФ якобы для борьбы с инфляцией. По всей видимости, апологеты поддержания дефицита денежного обращения и тем самым хронического финансового кризиса исходят из того предельного случая, когда при отсутствии денег экономика страны помрет, и тогда все виды инфляции исчезнут. Поэтому для достижения цели экономику России надо поддерживать в полуобморочном состоянии. Такая политика вместо долгосрочного кредитования реального сектора неизбежно ведет к ориентации банков на спекуляции.

Психиатрам известна такая болезнь, как игромания. Давать деньги игроманам, паразитирующим за счет своих близких и знакомых людей, означает поддерживать их патологическую страсть. Сегодня финансовые игроки все больше и больше оккупируют экономику, вытесняя из нее товаропроизводителей отвлечением денег из товарно-денежного оборота на свои спекуляции. Тем самым они проедают создаваемую обществом прибавочную стоимость.

Время от времени в среде их обитания, лукаво именуемой рынком, и который характеризуют «капитализацией», наступает безденежье, и тогда котировки акций, а с ними и сами финансовые рынки обрушиваются. Происходит это когда «капитализация» из-за роста объемов продаж ценных бумаг раздувается до размеров, превышающих денежный оборот в экономике, и значительные суммы с вполне определенной целью – обвалить котировки акций и других бумаг, чтобы скупить их подешевле, на какое-то время изымаются крупными игроманами из спекулятивного оборота.

Спекулятивные финансовые рынки при не ограничиваемом государством росте на них денежного оборота стали раковой опухолью мировой экономики вообще и российской, в частности. Болезнь усугубляется ничем не обоснованным использованием в качестве мировой резервной валюты доллара.

Хотелось бы напомнить, что, согласно классике, капитализация – это создаваемая прибавочная стоимость, то есть стоимость создаваемых в результате трудовой деятельности товаров и определенных услуг, к примеру, транспортных, но это отнюдь не доходы от денежных спекуляций. И вот почему.

Нынешние деньги, бумажные, безналичные или в виде долговых бумаг, не являются товаром. В отличие от прежних денег – золота, они символические, то есть некий символ товара. Можно сказать, что это всего лишь подобие справки, удостоверяющей, что ее предъявитель в качестве оплаты за свой труд, то есть за созданную им прибавочную стоимость, получил право обменять свои деньги на нужные ему товар или услугу. Обмен должен быть в идеале эквивалентным, чего, к сожалению, как известно по ряду причин не происходит.

Так как денежные доходы от спекуляций на финансовых и фондовых рынках к категории прибавочной стоимости не относятся, то говорить о капитализации этих рынков и инвестициях в их «основной капитал», лукаво именуемых «портфельными» с явным намеком на чьи-то карманы, просто абсурдно. Это все равно, что говорить о прибавочной стоимости, якобы создаваемой работниками публичного дома. Упомянутые экономические термины притянуты за уши, чтобы «теоретически» легализовать бесконтрольную торговлю несуществующими товарами.

А торговля валютой – абсурд вдвойне. Устанавливаемые по ее спросу и предложению на рынках разных регионов и стран различные валютные курсы нарушают эквивалентность международного товарообмена по стоимости и тем самым балансы товарно-денежного обращения внутри стран. Поэтому обмениваться валюты должны по соответствующим паритетам их покупательной способности, как прежде обменивались по золотому паритету. Конечно же, за определенные комиссионные.

Фондовые рынки разных стран образуют сообщающиеся сосуды, так как торгуют там акциями одних и тех же компаний собственные и пришлые игроки, нередко одни и те же. Поэтому падение котировок на самом крупном мировом фондовом рынке – Соединенных Штатов уже не впервые неизбежно вызывает мировой финансовый кризис. Ведь значительную долю игроков на фондовых рынках составляют банки, которые фактически бесконтрольно используют деньги своих клиентов.

 И так как в качестве мирового валютного эквивалента всеми странами безропотно принят доллар, то при «внезапном» обвале котировок акций на дутых по капитализации рынках США доллар девальвируется, и у многих банков других стран скачкообразно возникает дефицит платежного баланса. При этом одновременно начинается кризис на кредитных рынках, кредиты резко дорожают, и многие банки становятся банкротами. В результате растут цены, сворачивается часть производства и сферы услуг, растет безработица…

Сказанное наглядно иллюстрируется приведенными выше финансовыми показателями деятельности российского банковского сообщества и народившихся у нас фондовых рынков, оборот на которых, как отмечалось, в прошлом году вдвое превысил оборот в экономике.

Сегодня вместо того, чтобы деньгами помочь в первую очередь отечественным товаропроизводителям, наш Минфин за счет госрезервов по примеру США и Евросоюза решил восстановить павшие спекулятивные рынки. Иначе говоря, поощрить игроманов как и прежде отсасывать средства из реальной экономики. Причем, помочь не только в России, но и в странах «семерки». Для этого нескольким российским банкам, активным игрокам на финансовых рынках, уже выдали и еще выдадут немалую сумму - примерно 1 трлн. рублей, из которых 500 млрд. достанется Сбербанку. Причем, без всяких гарантий возврата, что даже закреплено недавно законодательно.

Кроме того, на таких же условиях запросили у государства кредиты «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», ТНК-ВР и «Газпром». По некоторым данным, речь идет о сумме от 27 млрд. до 30,9 млрд. долларов. Спрашивается, а как же прежние идейные установки по борьбе с инфляцией? По боку?

Однако простое вбрасывание денег ни к чему хорошему не приведёт, так как оно не устраняет принципиальных пороков экономической политики, проводимой в стране с 1992 г., и приведшей к дефолту в 1998 г. Но дефолт, который произошел в результате строительства правительственной финансовой пирамиды, откуда игроманами откачивались деньги налогоплательщиков, судя по нынешней поддержке игроманов, ничему не научил.

Сегодняшняя ситуация отличается только тем, что у правительства за счет нефтедолларов накоплен определённый денежный резерв. Но его при последующем поддержании спекуляций и снижении цен на нефть хватит ненадолго, и все может повториться вновь. И вот почему.

Как отмечалось, рост дороговизны рублёвых кредитов из-за дефицита денежной массы и растущей ставки рефинансирования Центробанка поставил российскую экономику в зависимое положение от зарубежных займов, что ведет к нарастающему оттоку капитала из России в те же Соединённые Штаты. Теперь в этот поток без гарантий возврата включены и несколько обесцененные государственные резервные накопления, которые наш, доморощенный, гобсек обильно посыпал нафталином в своём сундуке.

Кроме того, по прогнозу МЭРТа, в 2010 г. импорт в сравнении с 2006 г. возрастёт в 1,8 раза. При этом экспорт несколько сократится, и сальдо внешнего торгового баланса с прошлогодних 130,9 млрд. сократится до 3,2 млрд. долларов, т. е. почти в 40 раз.

В то же время из-за дороговизны кредитов российских банков, вызванной дефицитом рублей и ценовой инфляцией, как отмечалось, увеличивались внешние заимствования банков и корпораций. Они к 1 апреля этого года суммарно превысили 436 млрд. долларов, а ежегодно приходится возвращать примерно по 50 млрд. К сумме внешнего долга России нужно прибавить еще 36,9 млрд. долларов долга органов государственного управления.

За неполные два месяца – с 8 августа по 3 октября этого года - международные резервы Банка России уменьшились на 51 млрд. долларов. Из оставшихся 546,1 млрд. собственно валюта и золото составляют всего 416,2 млрд., а остальные средства размещены на длительные сроки в МВФ и зарубежных бумажных «активах» под убыточные проценты, которые затем выдают нашим же заемщикам в виде кредитов. Причем, Центробанк, постоянно присутствуя на валютных торгах, фактически обеспечивает вывод средств за границу.

Помимо резервов ЦБ, 141 млрд. долларов «закачано» в Резервный фонд и 48,7 млрд. в Фонд национального благосостояния. Таким образом, всего резервов в стране насчитывается 735,8 млрд. долларов - без неучтенных заначек.

По оценкам д. э. н. Никиты Кричевского, сумма уже обещанных и намечаемых кредитов из государственных резервов достигнет в ближайшее время примерно 150 млрд. долларов. И это, возможно, далеко не предел.

Он полагает, что «если в течение ближайшего полугодия мировой финансовый кризис не прекратится, то летом следующего года свободные средства федерального бюджета, резервных фондов и международных резервов ЦБ в основном закончатся. А те деньги, что останутся, трогать нельзя будет ни в коем случае, иначе наши легализованные корейки на свои собственные самолеты опоздают».

Поэтому, исходя из упомянутого прогноза МЭРТ, в стране, вследствие необходимости выплачивать внешние долги и вывоза капиталов спекулянтами через фондовые рынки, в том числе спекулянтами пришлыми, деятельность которых, как и в 1990-е годы, поддерживается Минфином, к 2010 г. может возникнуть дефицит платёжного баланса в валюте.

В результате возвращать валютные долги станет нечем, и часть заёмщиков может обанкротиться. При этом Центробанк вынужден будет обвалить рубль, импорт, значительную часть которого составляют «ширпотреб» и продовольствие, сократится, что вызовет их дефицит на рынках. И тогда новая масштабная инфляция цен, которая породит негативные экономические и социальные последствия, может оказаться неизбежной. Ее тенденции уже проявляются, если не сказать больше…

Каким же может быть выход из созданного у нас на американский манер финансового абсурда?

 

Как управлять экономикой и финансами?

 

Происходящее – результат неэффективного управления экономикой, о чём говорил и, будучи президентом страны, Владимир Путин, признав, что трёхуровневая структура правительства «не сработала». Иначе говоря, принцип разделения властей, пригодный для управления государством, рыночной экономике не подходит.

Структура управления вторична по отношению к выполняемым ею функциям. Нынешние функции министерств – написание всяческих директив, в том числе в виде нормативных документов, не изменились с советских времён. Но они тогда выполнялись, так как министерства и ведомства в Советском Союзе представляли собой, говоря языком рынка, холдинговые компании, которые управляли подчинёнными предприятиями и являлись хозяйствующими субъектами, действовавшими в рамках общего государственного плана.

Сегодня их положение иное. Поэтому и функции управления должны отвечать целям рыночной экономики, а для реализации этих функций требуется создать соответствующую структуру.

Однако большие сложные системы не возникают и не функционируют сами по себе. Их надо строить и управлять ими в соответствии с заданными целями. Рыночная экономика – не исключение. Чтобы она нормально работала без кризисов дефицита и перепроизводства продукции необходимо добиваться баланса ресурсов, спроса и предложений товаров и услуг. При этом надо соблюдать баланс товарно-денежного обращения за счёт выпуска в оборот соответствующей денежной массы, а также создания государством законодательных и экономических условий, которые обеспечивали бы эквивалентность товарооборота по стоимости.

Эти условия создаются устранением диспаритета цен и их регулированием для поддержания относительной ценовой стабильности, дифференциацией налогообложения для выравнивания условий хозяйствования, причем налогообложение необходимо принципиально изменить, чтобы исключить многократное изъятие одних и тех же налогов, нормированием прибыли и др.

Подробно предлагаемые механизмы, реализующие эти меры, описаны в упомянутых выше статьях «Инфляция цен - как порождение антирыночной экономической политики» («Промышленные ведомости» № 12, декабрь 2007 г.) и «Налогообложение для инновационной экономики» («Промышленные ведомости» № 6, июнь 2008 г.).

Исходным условием эквивалентности товарообмена по стоимости должна служить цена труда, которая обеспечивала бы, как минимум, простое воспроизводство ресурсов наёмного работника. Это создаст платёжеспособный спрос на довольно значительные объёмы потребительских товаров и услуг и, следовательно, на промышленную продукцию, необходимую для их производства, которая сама по себе никому не нужна.

Но «ширпотреб» для поддержания и развития собственной экономики должен быть отечественного происхождения. Тогда возрастут ВВП, а также бюджетные доходы, так как все налоги в конечном итоге, исключая экспорт, что отмечалось, выплачивает население страны, когда приобретает потребительские товары и услуги. Всё это будет способствовать развитию внутреннего рынка и социальной ориентации экономики (подробно см. «Социальное государство – как общенациональная идея. И для олигархов тоже».- «Промышленные ведомости» № 3, март 2006 г.).

Однако поддержание баланса товарно-денежного обращения, помимо упомянутых мер, чтобы избегать кризисов требует, прежде всего, общегосударственного индикативного планирования развития экономики — отраслевого и межотраслевого. К примеру, в производстве автомобилей или авиалайнеров используются тысячи технологий, и участвуют тысячи предприятий большинства промышленных отраслей. Кто-то же должен координировать и балансировать их кооперацию и тем самым поддерживать баланс соответствующего товарно-денежного обращения?

В советские времена за это отвечали Госплан и соответствующие министерства и ведомства. Сегодня в правительстве некому отвечать, а ни одно корпоративное объединение в России такое дело не потянет. Не говоря уже о естественных монополиях, требующих громадных вложений, или о проектах производства новейшей техники, требующих создания уникальных технологий, окупаться которые будут только после продаж изготовленной с их использованием конечной продукции.

Кто будет координировать и финансировать такие сложные проекты? Рыночные отношения не способствуют их реализации ввиду больших рисков, в том числе из-за отсутствия предыстории спроса. На Западе, как прежде в Советском Союзе, подобные проекты осуществляются при поддержке и координации государства. У нас же либерал-реформаторы выталкивают государство из экономики куда подальше, хотя бизнес нуждается в стратегических ориентирах.

Учитывая масштабы страны и её экономики, во избежание дальнейшего нарастания хаоса в управлении экономикой, в том числе вызванного последней административной «реформой», и вывоза капитала за рубеж необходимо упорядочить хозяйственную деятельность множества субъектов. Добиться этого можно путём государственного индикативного планирования развития экономики и управления балансами ресурсов и объемов производства продукции.

Такое планирование необходимо и для проведения объективной бюджетной политики с формированием федерального бюджета, сбалансированного по доходам и расходам без искусственно создаваемого профицита.

Для этого, как отмечалось, придется изменить функции многих министерств и соответственно структуру управления экономикой. Думается, что должен быть создан общефедеральный орган индикативного макроэкономического планирования и разработки макроэкономических балансов ресурсов и объемов производства продукции, а также ее спроса и предложения. А министерства в соответствующих секторах экономики должны заниматься отраслевым планированием и разработкой соответствующих балансов производства и потребления.

Для реализации рекомендованных макроэкономического и отраслевых планов потребуется также разрабатывать индикативные планы межрегионального развития и кооперации производства и соответствующие балансы. Поэтому потребуется создать федеральное министерство межрегионального макроэкономического планирования, в федеральных округах – министерства окружного планирования и социально-экономического развития, подобные хрущевским совнархозам, а в субъектах Федерации – соответствующие региональные органы.

В новых условиях управления значительно возрастут значимость государственного нормативно-правового регулирования, в том числе стандартизации, которая сегодня бездумно разрушается с принятием Закона «О техническом регулировании» (см. «Хаос в экономическом законодательстве и его опасные последствия. Как их устранить». – «Промышленные ведомости» № 7, июль 2008 г.).

Поэтому необходимо будет воссоздать национальный орган стандартизации и сертификации, подчиненный непосредственно главе правительства. Кроме того, понадобится усилить государственный контроль над проектированием, строительством, эксплуатацией и утилизацией потенциально опасных объектов – промышленных и транспортных.

Тем, кто декларирует свободу экономики от государства, хотелось бы напомнить, что именно координирующая роль правительств стран Западной Европы позволила после Второй мировой войны восстановить и развить хозяйство этих государств. То же самое произошло в Советском Союзе.

В Англии правительство для рационального использования ресурсов тогда регламентировало даже количество по видам деятельности вновь создававшихся малых и средних предприятий, не допуская возникновения избыточного предложения на рынке. Чтобы не расходовались зря ресурсы, и люди не разорялись. Так, было ограничено число парикмахерских.

А у нас в середине 1990-х годов при конверсии предприятий ВПК из-за отсутствия планирования и оценок спроса возникло перепроизводство ряда видов промышленной продукции, в частности, нефтяных станков-качалок, на что зря потратили немало бюджетных средств.

Для устранения дефицита ликвидности и восстановления межбанковских расчетов в качестве оперативной меры представляется необходимым директивно хотя бы на какое-то время ограничить вывоз капитала за рубеж. Для этого одновременно нужно ограничить и спекуляции банков на рынках, обусловив общую сумму их кредитных заимствований, затрат на приобретение акций и выдаваемых кредитов определенным соотношением с суммой привлеченных средств - вкладов физических лиц и депозитов организаций, что заодно позволит минимизировать риск их исчезновения.

Вместе с тем на время выхода из кризиса представляется необходимым прекратить выдачу кредитов физическим лицам наличными деньгами, заменив их безналичными. Для этого потребуется заемщику открывать в банке на ограниченное время расчетный счет и переводить с него деньги, допустим, продавцу товара по его платежному требованию и письменному распоряжению заемщика. Это позволит уменьшить риски воровства денег.

Кроме того, Центробанку, чтобы не гонять деньги между банками, целесообразно хотя бы на какое-то время ввести клиринговые взаиморасчеты между ними через их корсчета в ЦБ. Ведь суммарный платежный дефицит при взаимном обмене всеми «здоровыми» банками платежами своих клиентов может возникать на относительно короткое время.

А в качестве критерия «здоровья», исходя из имеющейся статистики, можно выбрать дефицит платежных средств, возникающий у банка, допустим, в среднем за неделю, и который устраняется в течение месяца встречными платежами других банков. Тогда ЦБ недостающие в это время средства будет компенсировать соответствующими кредитами.

Если платежный дефицит банка устраняется за более длительный, но тоже ограниченный отрезок времени, то кредитная ставка будет увеличена. Если же платежный дефицит того или иного банка за предыдущий год хронически возрастал, то банк должен быть подвергнут принудительному банкротству и выставлен на торги.

При этом банки, допущенные к клиринговым расчетам, должны представить обоснованную программу вывода показателей своей деятельности на уровни, гарантирующие их клиентам и кредиторам минимальный, по международным меркам, риск потерять свои деньги. Конечно же, эти обязательства потребуют принципиального изменения кредитной и финансовой политики, проводимой с 1992 г., и еще многого другого.

Переход к клиринговым межбанковским расчетам при указанных выше условиях позволил бы банкам более эффективно использовать привлеченные средства, так как уменьшится время их бесполезного «простоя». При этом меньше денег потребуется для оборота и поддержания межбанковских платежей. Следовательно, можно было бы обойтись без выдачи громадных нынешних кредитов нескольким банкам, причем, кредиты, выдаваемые для покрытия временного платежного дефицита, полностью контролировались бы. Вместе с тем такая мера позволит обоснованно санировать недееспособные кредитные организации, присоединив их к более удачливым.

Представляется целесообразным клиринговую систему расчетов между кредитными организациями использовать внутри России постоянно, что позволит ускорить оборачиваемость денег и уменьшить в них потребность в обращении. Такая система успешно используется во Франции для товарообмена.

 

Нужна новая мировая финансовая система

 

Итак, необходима программа подлинного, пока еще не все проедено, реформирования отечественной экономики и ее финансовой системы. Причём, реформирования в интересах каждого человека, всего общества и государства, а не группы определенных лиц. Какие-то шаги в этом направлении в последние годы предпринимаются. Но без коренного изменения экономической и финансовой политики не обойтись.

Не обойтись и без крупных государственных инвестиций в реальный сектор экономики, в частности, в электроэнергетику, состояние которой чревато коллапсом всей экономики. А для этого необходимо срочно, пока не совсем поздно, прекратить её разрушительное «реформирование» и восстановить организационное и технологическое единство Единой энергосистемы страны, выкупив распроданные акции. Как показали последние события, деньги для этого есть. Но давать их нужно не игроманам, а товаропроизводителям, открывая для этого целевые кредитные линии с поэтапным финансированием работ.

Описанная модель регулирования рыночной экономики - не плод больного воображения, она отображает экономические реалии в развитых странах мира. Вопреки наивным (а может быть, заказным?) представлениям наших доморощенных либерал-реформаторов, в США, Китае и странах ЕС проводится активная государственная политика, направленная на развитие и защиту внутренних рынков, а также осуществление целевых программ по развитию национальных экономик и их отраслей за счет бюджетного финансирования.

Расходы эти составляют не менее половины всех бюджетных затрат, в то время как у нас все расходы консолидированного бюджета на экономику не превышают 13-14%, будучи в абсолютном исчислении на порядки меньше. Тем не менее, раздаются призывы сократить госрасходы еще больше, невзирая на зачаточность в стране банковского долгосрочного кредитования товарного производства. Зато по примеру Запада поддерживается ничем не ограничиваемая деятельность финансовых спекулянтов.

Так как Россия встраивается в мировую экономику, которой в качестве «мировой» валюты навязан ее фальсифицированный двойник - доллар, то наших собственных усилий для обеспечения стабильных позитивных перемен окажется недостаточно.

Впрочем, как и разрозненных усилий других стран, в том числе Евросоюза, которому не помогло в защите от финансового кризиса даже введение евро. Ведь в экономике США все большее место занимают спекулятивные финансовые рынки. Поэтому раздувание их виртуальной капитализации в интересах группы крупных международных спекулянтов ведет к деформациям ложного стандарта валютных курсов и, следовательно, к глобальным финансовым кризисам. Этим наносится громадный ущерб и самим Соединенным Штатам.

Выход из создавшейся ситуации видится в солидарном с Евросоюзом, Китаем, странами Юго-Восточной Азии, СНГ, а также Ближнего и Среднего Востока формировании новой мировой финансовой системы для взаиморасчётов во внешней торговле. Представляется, что продавать продукцию за рубеж необходимо за соответствующие национальные валюты стран-экспортёров, а покупать – за валюту стран-продавцов.

При этом обменные курсы для торговли без обмана должны, как отмечалось, устанавливаться государствами по паритетам покупательной способности соответствующих валют с периодической их коррекцией на ценовую инфляцию. Для удобства взаимных расчётов целесообразно перейти на клиринговую систему с подсчётом сальдо, допустим, раз в год, что позволит отвлекать из внутреннего оборота меньше денег для их заграничных командировок за товарами.

На начальном этапе реформирования для взаиморасчётов представляется целесообразным договориться о выборе нескольких резервных валют, наиболее обеспеченных экспортными товарами. Таковыми могут быть евро, рубль и юань с образованием клиринговых центров соответственно в Брюсселе, Москве и Пекине. Валюты других стран на этом этапе будут конвертироваться по кросс-курсам с одной из резервных валют.

Тогда исчезнут принципиальные причины распространения чумы экономических кризисов между странами, так как окончится эпоха глобальной финансовой аферы – подмены исчезнувшего навсегда золотого стандарта валютных курсов его фальсифицированным отображением – долларом. Именно эта афера во многом способствовала возникновению нынешней однополярности мира, что угрожает и будущему самого претендента на роль мирового гегемона.

Последние события на Кавказе в очередной раз показали, что политика всегда была и продолжает оставаться концентрированным выражением экономических интересов. А так как причина плохих дорог и прочих напастей является типовой и характерна не только для России, то никто не должен быть и никогда не станет единоличным хозяином земного шара.

Подробно о том, что требуется предпринять и как это исполнить в деталях, ибо дьявол прячется всегда в них, - предмет отдельной публикации. Но очевидно: для подлинного реформирования экономики к её руководству необходимо привлечь, наконец, специалистов, заменив ими менеджеров-астрологов и любителей ловить рыбку в мутной воде.

Сегодня это наиболее сложная проблема, так как за последние 15 лет в госорганах исчезла преемственность поколений управленцев-хозяйственников…

 

«ПВ» № 8-9, август, сентябрь 2008



[1] Заглавие дано редакцией «Золотого льва».

[3] Эта клеветническая байка о Т. Лысенко, которую выдумали завистники известного селекционера, давно опровергнута. (Прим. Ред. ЗЛ).


Реклама:
-