П.Д. Сорокин

 

Ржевская аномалия

 

Правы те историки и публицисты, которые полагают, что "если история не имеет смысла, то все дозволено", что "дозволено все то, что ее разрушает", что ее "коверкает, переиначивает и переписывает". За примерами далеко ходить не приходится. Во Ржеве, к примеру, строится кладбище-мемориал для солдат Вермахта. Что это должно означать? Что мы должны к ним относиться если и не дружелюбно, то по крайне мере нейтрально, словно речь идет о случайно оказавшихся в нашей стране иностранцах, которые лишились жизни при случайных, но крайне неблагоприятных обстоятельствах. Ну не повезло им. А тот факт, что эти вояки вторглись на нашу землю и при этом воевали, игнорируя все принятые в мире законы и обычаи войны, истребляя мирное население, создавая на захваченной территории выжженную пустыню, грабя все, что попадает под руку, это надо предать забвению.

Зато не должно быть забыто другие страницы истории России. Так называемые политические репрессии. О них нам денно и нощно напоминают все телеканалы и радиостанции, газеты и журналы.

Но если народная память протестует против увековечивания на русской земле страдальцев Вермахта, это свидетельство русского варварства и явный признак неискоренимого "русского фашизма", когда как строительство кладбищ для павших оккупантов - признак правильного понимания общечеловеческих ценностей.

Положительная оценка нашей истории - пример тоталитарного мышления, с которым необходимо бороться, обливание той же истории помоями - признак подлинной интеллигентности.

Почему бы не принять закон, что и немецкие подданные, оказавшиеся на территории России после 22 июня 1941 года в германской военной форме, подлежат реабилитации, поскольку они принадлежат к народу, репрессированному кровожадным сталинским режимом. А все, кто будет критически обсуждать данный закон или предложение, подлежат неотвратимому наказанию.

Получается так, что вооруженная помощь врагу – то есть агрессорам, оккупантам, нацистам и фашистам - это естественно и ненаказуемо. Чечены, ингуши, крымские татары так и должны были поступать. А вот репрессировать, то есть наказывать, их за эти деяния было преступно, негуманно, недопустимо. Это в 1944 году искажало «общечеловеческие ценности»? Надо было дать им и дальше возможность заниматься бандитизмом, вредительством и террором в нашем тылу.

Так ли трудно понять, что если ничего не прощать и не забывать, то не могут быть ни забыты, ни прощены и зверства и разрушения, принесенные в нашу страну европейскими интернациональными ордами, вторгшимися 22 июня 1941 года? Почему те же самые СМИ, те же политики и общественные деятели, которые не устают низвергать хулу на "сталинский режим", постоянно призывают простить страны-агрессоры, почему, проклиная свое прошлое, они пытаются "примирить" нас с чужим, враждебным нам прошлым? И почему, одобряя возведение "цивилизованных" кладбищ для агрессоров, нашедших смерть на русской земле, которую те предполагали обезлюжить, захватить и присвоить, они проклинают и предлагают стереть с лица земли кладбища и братские могилы, на которых покоятся останки тех, кто защитил Россию от нашествия Гитлера и его европейских союзников? Братские могилы наших воинов в Прибалтике, в Польше, даже на Украине сносят и оскверняют. А в самом центре России, наоборот, захватчикам и насильникам, убийцам и палачам возводят мемориальные кладбища.

Во Ржеве, как раз там, где был самым трудный и самый кровавый для нас фронт. По инициативе какого-то "Германского народного союза по уходу за военными мемориалами" А. Харченко, глава администрации, отвел почти 3 гектара городской земли под немецкое военное кладбище в центре города. Строится мемориал с размахом: на видном месте - трехметровый крест, перед ним - плац для воинских почестей, у входа - арка (говорят - триумфальная). Нечего сказать: хорошо задумали отметить в Ржеве 60-летие несчастного для России начала войны, развязанной Германией Гитлера.

Против этого кощунства протестует не только общественность и ветераны. Был даже протест областной прокуратуры, но 18 января 2001 года Ржевский городской суд его отклонил. Какие законы, такие и суды. Они не просто не запрещают, а, так уж получается, обязывают нас, русских, стать беспямятливыми и любить не только врагов своего отечества, но даже память о них. Ведь мемориалы создают не для проклятия, а для благодарности, чтобы было где поклоняться выдающимся людям. Таким образом, мемориал во Ржеве оказывается не простым кладбищем, а неким мистическим знаком. Он должен исказить нашу память о прошлом.

Запомнилась публикация 1997 года в журнале "Огонек", где некий Янис Бремзис, председатель существующего в Москве "Совета по возрождению Братского кладбища", существующего в районе Сокола, журил наших невежд-ветеранов за то, что они "протестуют против установления во Ржеве скромного знака - католического креста из металла в память о погибших немецких солдатах. Этот памятник (инициатива принадлежит немцам) должен стать знаком примирения участников битвы под Ржевом". Этот с позволения сказать гуманист наизнанку полагает, что у нынешних немцев есть основание чтить "своих погибших под Ржевом". Он даже назвал это чувство "святым" и "человеческим", давая понять, что кощунственно и бесчеловечно протестовать против подобных кладбищ на земле, оскверненной завоевателями. Стоит ли удивляться такому отношению, когда на стороне Гитлера воевало 140 тыс. латышей, а под видом возрождения на Братском кладбище в Риге создается мемориал для солдат эсэсовского Латышского добровольческого легиона. (НГ, 20.03.2001)

Двойная мораль доходит до полного абсурда. С одной стороны, немецким агрессорам в России ставят мемориалы, с другой - постоянно отождествляют наше прошлое, которое назвали "сталинизмом", с гитлеровским рейхом. Оказывается, и у нас, и у немцев было одно и то же - фашизм. Более того, те же силы, используя телевидение, без устали внушает, что и теперь наша страна больна "русским фашизмом". Как единодушны в этом все центральные телеканалы - Познер на ОРТ, Сванизде на РТР, Млечин на ТВЦ, Киселев сначала на НТВ, а теперь на ТВ-6. Ну не паранойя ли это? Как же надо ненавидеть, страшится и презирать Россию, чтобы заниматься этой грязной, безосновательной клеветой.  Жаль, что этот теле-трест все еще не лопнул, и его вдохновителям и исполнителям все сходит с рук.

Но если люди, которые думают иначе. Вот мнение, принадлежащее Елене Моисеевне Ржевской, известной писательницы, к тому же ветерану Отечественной войны:

 

"Я была военным переводчиком в 30-й армии, сражавшейся на ржевской земле и вступившей в город 3 марта 1943 г… Ржев - моя судьба, моя неизжитая боль, мое литературное имя (ставшее фамилией). Думаю, что сотрудники ассоциации "Военные мемориалы", откликнувшиеся на пожелание немецкой стороны именно в Ржеве построить сборное кладбище немецких военнослужащих, не отдавали себе отчета ни в особом значении Ржева в прошедшей войне, ни в том, что перенес Ржев, какой след от оккупации остался в душах и генах ржевитян. Но глава администрации Ржева? Но городская Дума? Обязаны знать и отдавать себе отчет. С какой же нравственной глухотой отстаивают они то, что отстаивать нельзя… Считаю невозможным сооружать кладбище немецких военнослужащих в Ржеве, великом городе-мученике, городе-символе. С момента захвата города разгул насилия был повсеместный. Повальные облавы. Расстрелы евреев. Мало-мальски заметные в городе люди были схвачены и погибли. Повешен на заборе школы учитель. Расстрелян священник Покровской церкви. Его могила находится в церковной ограде… Всего не перескажешь, и нет нужды в этом. Люди знают… В городе, где до войны размещались склады "Заготзерна", был жуткий лагерь советских военнопленных, тоже с действующей посреди лагеря виселицей. Сюда, в лагерь, бросали и гражданских. Людей обрекали на мучительную смерть от голода, избиений, холода, надругательств. Этот участок городской земли весь на костях мучеников. Перезахоронены ли жертвы фашистского злодейства, отдана ли дань памяти им и всем мученикам Ржева? Уже только оттого, что в Ржеве был лагерь уничтожения, кощунственен замысел строительства в городе мемориального кладбища немцев… Отстаивая свое решение, чтобы именно в Ржеве было сооружено мемориальное немецкое кладбище, городские власти поступают во вред примирению. Ведь примирение осуществляется не между жертвами и мучителями, палачами, а между воевавшими… солдатами на полях сражений. В самом Ржеве боев почти не было. А за пределами города на ржевской земле было беспрерывное, протяженное сражение, здесь - одна из самых кровавых ран войны. В местах боев были немецкие кладбища. Привести ли их в порядок, реконструировать или обозначить памятным знаком, отвести ли при одном таком кладбище место для сборного перезахоронения и для погребения останков немецких солдат, которые могут обнаруживаться при поисковых работах, - это, наверное, надо решать сообща на месте… Но в самом Ржеве после всего, что вынес город при оккупантах, такого кладбища не может быть. Не сомневаюсь, что немцы поймут нас. Немецкий народ в массе своей уже давно отверг фашизм. В настоящее время в Германии действует привлекшая огромное внимание передвижная выставка фотодокументов и других материалов, впервые со всей безоглядностью свидетельствующая о преступлениях вермахта, вопреки бытовавшему мифу, будто преступления творили лишь SS, полевая жандармерия, зондер-команды. Немцы не прекраснодушны по отношению к своему прошлому. Не будем же мы беспамятны к своей истории".

 

Надо ли говорить, что и эти веские аргументы на власти впечатления не произвели. Как не произвело никакого впечатления и постановление Государственной Думы "О строительстве мемориала-кладбища немецким солдатам в городе Ржеве", принятое в мае 1997 года 284 голосами, в котором содержался призыв к исполнительной власти отказаться от этой постыдной затеи. Куда там! При Ельцине на такие постановления плевать хотели. И теперь тоже, как мы видим, ничего по сути не изменилось.

К тому же ржевский мемориал не уникален. За годы либеральных реформ их успели понастроить в России во множестве. Например, в Коростыне, недалеко от Ильмень-озера, возле скромного памятника нашим русским воинам, возведен роскошный мемориал солдатам эсэсовской дивизии "Мертвая голова". То же на границе Старорусского района, у Корпова - военное немецкое кладбище.

Кому и чему сострадает режим, утвердившийся в РФ? Он сострадает неистовым большевикам и их родственникам, считая их преследование в 30-е годы согласно действовавшим тогда нормам права незаконным и необоснованным. Он сострадает этническим меньшинствам, сотрудничавшим с нацистами в годы войны. Он сострадает мошенникам и авантюристам, которые в 90-е разорили, расчленили и унизили  страну.

Как ни вспомнить Никколо Макиавелли, который писал в книге "Правитель", что "людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести". В отличие от стран Запада, которые этим дальновидным политическим законам неукоснительно следуют, мы ими пренебрегли, за что теперь жестоко расплачиваемся.


Реклама:
-