Этнополитическая доктрина России

 

Аналитический центр Фонда «Русский проект» предлагает вниманию читателя обзор этнополитических доктрин новой и новейшей истории России, а также проект этнополитической доктрины будущего. Мы глубоко убеждены в том, что подержание крепкого, дееспособного духа нации - первостепенная задача государства, коль скоро оно желает на что-то претендовать. К возрождению России не могут привести просто экономические реформы. В основе любого исторического подъема всегда лежит национальное воодушевление и самосознание. Как этого достичь, мы предлагаем вместе обсудить.

 

1. Этнополитическая доктрина Российской Империи

 

Основные документы: полемика между Л.А. Тихомировым и В.С. Соловьевым

Содержание доктрины: Россия создана и поддерживается русским по племени и православным по вере народом. Никакая другая народность не должна иметь больших прав в России, чем русские, но некоторые народности могут быть поставлены наравне с русской. Право на развитие получают лишь те народности, которые не угрожают существованию России и не мешают русским управлять по-русски и оставаться русскими (принцип государствообразующего племени).

Россия есть семья народов, собранная вокруг русского народа в государственном единстве. Национальное соединение (русификация) может быть только добровольной и проходить в отношении тех народностей, которые не способны к созданию собственной коллективности, юридической субъектности. Одновременно, пресекается всякое раздувание племенного антагонизма, подчеркивание по любому поводу различий между каким-либо племенем и русскими. В слабых или враждебных народностях государство замечает лишь людей и их личные права, но не коллективность и право ее развития (принцип исключения этничности из политики).

В соответствии с принципом лояльности формируется отношение к национальностям Империи, которое дифференцировано в зависимости от заслуг и отношения к российской государственности.

В соответствии с принципом справедливости (а не уравнительности) права соотнесены с обязаннос­тями, награды или наказания — с заслугой или виной. Уравнительность в отношении национальностей означала бы «отнять у русских их достояние и отдать тем, кто его не только не соби­рал, но и возьмет только для того, чтобы разрушить или экс­плуатировать в своих особых целях».

Основные результаты применения доктрины: Отсутствие крупных межэтнических конфликтов, сохранение всех вошедших в состав Империи народностей, лояльность иноконфессионального и иноэтнического населения к русской власти, определенность этно-культурного образа власти в глазах населения.

 

2. Этнополитическая доктрина советской эпохи

 

Основные документы: произведения В.И. Ленина и партийных съездов.

Содержание доктрины: Исходные посылки советской этнополитической (национальной) доктрины покоились на принципе ликвидации государства и антипатриотизме («у пролетария нет отечества») и ненависти к «великорусскому шовинизму» (доктрина «тюрьмы народов»).

В дальнейшем советская доктрина преобразовалась в доктрину «дружбы народов», сочетающую в себе представление о «новой исторической общности - советском народе» (аналог нации-государства западного типа) и развития самобытности народов (поощрение этнических кадров в управлении, науке, искусстве, выравнивание уровней развития и т.д.).

В результате национально-территориального деления (взамен губернского в Российской Империи) возникли этнические номенклатуры и этнические клановые группировки. Одновременно происходило ущемление русского самосознания (русская история, литература, искусство преподносились как борьба передовых слоев общества против жестокого абсолютизма) и русской коллективности (РСФСР была лишена не только собственной Академии Наук, но и республиканской парторганизации).

Важным элементом доктрины было признание справедливости национально-освободительных движений, за которые выдавались любые всплески революционной стихии стран третьего мира. Впоследствии аргументация в поддержку этнических движений была использована этнономенклатурой для разрушения СССР и организации межэтнических конфликтов, облегчавших получение привилегий и этнических уделов.

Важной особенностью указанного периода было игнорирование этнополитических процессов, протекающих вопреки постановлениям партийных съездов об укреплении советского патриотизма и пролетарского интернационализма, изживании местничества и воспитания граждан в духе дружбы народов.

Основные результаты применения доктрины: Последовательное разрушение русского самосознания, размывание этнокультурного образа власти (и страны в целом), усиление этнической дифференциации за счет искусственного возвышения этнического самосознания нерусских народностей (в особенности среднеазиатских народов и украинцев), возникновение искусственных административных границ между этносами, по которым в дальнейшем была расчленена страна.

 

3. Этнополитическая доктрина эпохи ельцинизма

 

Основные документы: материалы Миннаца, Концепция национальной политики, материалы парламентских слушаний.

Содержание доктрины: Первоначально доктрина складывалась на основе принципа «сбрасывания периферии» и выделения России из СССР как наиболее поддающегося демократическим реформам ядра. Затем произошло соединение демократической риторики с прежними политическими штампами о дружбе и свободном развитии народов России. Этнополитическая конструкция СССР была повторена в России: выделены «титульные» уделы, которые получили возможность строить систему управления по собственному усмотрению и иметь преимущества как в верхней палате парламента (представительство в Совете Федерации от территорий, а не от равного числа избирателей), так и в нижней (специальные избирательные округа для малочисленных субъектов Федерации). Советская этнополитическая доктрина была внедрена в госстроительство концепцией федерализма, некорректно трактующей Россию как «союз народов» или союз независимых субъектов («титульных»), федерирующихся в зависимости от своего желания (исторически Россия никогда не была федерацией, а федеративное устройство эпохи Ельцина лишь отражало лишь ослабление государственного единства).

В этнополитической доктрине ельцинской эпохи были восстановлены принципы, которые официальная пропаганда советского времени не востребовала из наследия большевиков. Наиболее ярким проявлением этой преемственности была организация кампании борьбы с «русским фашизмом» (Минюст + «Мост»). Второе проявление – тезис о необязательности русского языка в системе образования (под видом принципа ненасилия в системе образования и соблюдения прав на образование на национальном языке).

Доктрина о «советском народе» была заменена доктриной «многонационального народа», которому официальная риторика дала имя «россияне».

Основной особенностью указанного периода был переход к рассмотрению русских как этноса (а не суперэтноса и не политической нации) – то есть, однородного племенного образования, отличающегося от прочих племен только своей численностью. Новым явлением стала открытая консолидация этнических элит в борьбе за привилегии, образование «интернационалов» национальных меньшинств без участия русского народа (Миннац, Комитет ГД по делам национальностей, Ассамблея народов России и др.). Законодательство предоставило легальные возможности для этнического обособления за счет бюджетных средств (система национально-культурных автономий).

Основные результаты применения доктрины: Болезненное обострение этнического самосознания и тяжелейшие межэтнические конфликты, возникновение этнического паразитизма – набора необоснованных привилегий, которыми наделяются национальные меньшинства (точнее – выступающие от их имени группировки) в сравнении с русским большинством; подавление всех проявлений русскости, утрата образа страны, распад власти и «верхов» общества на клановые группировки (в значительной степени имеющие этнический характер).

 

4. Основы для современной этнополитической доктрины

 

Ключевые задачи этнополитики:

1.Воссоздание социокультурного ядра политической нации – русского самосознания, которым формируется образ страны и ее стратегические устремления в мире. Формирование единой политической нации в противовес интернационалу субкультурых и этнических меньшинств.

2.Восстановление демографического потенциала русского народа как государствообразующего.

3.Восстановление лояльности этноэлит к центральной власти.

 

Основные принципы:

1.Принципа равенства прав граждан вместо иллюзорного принципа равенства прав народов (формирование многонародной нации с единым культурным стандартом на основе достижений русско-православной цивилизации).

2.Принцип национальной иерархии: государствообразующая русская нация (состоит из множества русских этносов: великороссы, малороссы, белорусы и др.) и национальные меньшинства, защищаемые в соответствии с нормами международного права, но без формирования политической субъектности. Первая группа составляет около 90% населения страны, что отражает ее мононациональный (а не многонациональный) характер.

3.Принцип деэтнизации политики: Россия – родная земля для всех российских народов, граждане политически равны вне зависимости от этнической принадлежности. Следствие: ликвидация «титульных» субъектов Федерации, введение принципа равного представительства в парламенте от равного числа граждан, запрет на политические организации, формируемые по этническому принципу или выступающие от имени этносов и за их политические права (монополия государства на этнополитику).

4.Принцип лояльности: гражданство не означает автоматического вхождения в политическую нацию. Политическую нацию составляют лишь те, кто лоялен к государственному укладу и культурно-историческим традициям, а также включенность в решение общенациональных (а не только частных или групповых) задач.

 

Главная задача этнополитики России – снова сделать Россию русской страной. Только тогда межэтническая конфликтность может быть усмирена, только тогда будет возможно сотворчество малых народов под сенью русской культуры, русской исторической традиции.


Реклама:
-