Этнополитическая доктрина России
Аналитический центр Фонда «Русский проект» предлагает вниманию читателя обзор этнополитических доктрин новой и новейшей истории России, а также проект этнополитической доктрины будущего. Мы глубоко убеждены в том, что подержание крепкого, дееспособного духа нации - первостепенная задача государства, коль скоро оно желает на что-то претендовать. К возрождению России не могут привести просто экономические реформы. В основе любого исторического подъема всегда лежит национальное воодушевление и самосознание. Как этого достичь, мы предлагаем вместе обсудить.
1. Этнополитическая доктрина Российской Империи
Основные документы: полемика между Л.А.
Тихомировым и В.С. Соловьевым
Содержание доктрины: Россия создана и
поддерживается русским по племени и православным по вере народом. Никакая
другая народность не должна иметь больших прав в России, чем русские, но
некоторые народности могут быть поставлены наравне с русской. Право на развитие
получают лишь те народности, которые не угрожают существованию России и не
мешают русским управлять по-русски и оставаться русскими (принцип государствообразующего племени).
Россия есть семья народов, собранная вокруг
русского народа в государственном единстве. Национальное соединение
(русификация) может быть только добровольной и проходить в отношении тех
народностей, которые не способны к созданию собственной коллективности,
юридической субъектности. Одновременно, пресекается всякое раздувание
племенного антагонизма, подчеркивание по любому поводу различий между
каким-либо племенем и русскими. В слабых или враждебных народностях государство
замечает лишь людей и их личные права, но не коллективность и право ее развития
(принцип исключения этничности из политики).
В соответствии с принципом лояльности формируется
отношение к национальностям Империи, которое дифференцировано в зависимости от
заслуг и отношения к российской государственности.
В соответствии с принципом справедливости (а не
уравнительности) права соотнесены с обязанностями, награды или наказания — с
заслугой или виной. Уравнительность в отношении национальностей означала бы
«отнять у русских их достояние и отдать тем, кто его не только не собирал, но
и возьмет только для того, чтобы разрушить или эксплуатировать в своих особых
целях».
Основные результаты
применения доктрины: Отсутствие крупных межэтнических конфликтов, сохранение всех вошедших
в состав Империи народностей, лояльность иноконфессионального и иноэтнического
населения к русской власти, определенность этно-культурного образа власти в
глазах населения.
2. Этнополитическая доктрина советской эпохи
Основные документы: произведения В.И. Ленина и
партийных съездов.
Содержание доктрины: Исходные посылки советской
этнополитической (национальной) доктрины покоились на принципе ликвидации
государства и антипатриотизме («у пролетария нет отечества») и ненависти к
«великорусскому шовинизму» (доктрина «тюрьмы народов»).
В дальнейшем советская доктрина
преобразовалась в доктрину «дружбы народов», сочетающую в себе представление о
«новой исторической общности - советском народе» (аналог нации-государства
западного типа) и развития самобытности народов (поощрение этнических кадров в
управлении, науке, искусстве, выравнивание уровней развития и т.д.).
В результате национально-территориального деления
(взамен губернского в Российской Империи) возникли этнические номенклатуры и
этнические клановые группировки. Одновременно происходило ущемление русского самосознания (русская история, литература, искусство
преподносились как борьба передовых слоев общества против жестокого абсолютизма)
и русской коллективности (РСФСР была
лишена не только собственной Академии Наук, но и республиканской парторганизации).
Важным элементом доктрины
было признание справедливости национально-освободительных
движений, за которые выдавались любые всплески революционной стихии стран
третьего мира. Впоследствии аргументация в поддержку этнических движений была
использована этнономенклатурой для разрушения СССР и организации межэтнических
конфликтов, облегчавших получение привилегий и этнических уделов.
Важной особенностью
указанного периода было игнорирование этнополитических процессов, протекающих
вопреки постановлениям партийных съездов об укреплении советского патриотизма и
пролетарского интернационализма, изживании местничества и воспитания граждан в
духе дружбы народов.
Основные результаты
применения доктрины: Последовательное разрушение русского самосознания, размывание
этнокультурного образа власти (и страны в целом), усиление этнической
дифференциации за счет искусственного возвышения этнического самосознания
нерусских народностей (в особенности среднеазиатских народов и украинцев),
возникновение искусственных административных границ между этносами, по которым
в дальнейшем была расчленена страна.
3. Этнополитическая доктрина эпохи ельцинизма
Основные документы: материалы Миннаца,
Концепция национальной политики, материалы парламентских слушаний.
Содержание доктрины: Первоначально доктрина
складывалась на основе принципа «сбрасывания периферии» и выделения России из СССР
как наиболее поддающегося демократическим реформам ядра. Затем произошло
соединение демократической риторики с прежними политическими штампами о дружбе
и свободном развитии народов России. Этнополитическая
конструкция СССР была повторена в России: выделены «титульные» уделы,
которые получили возможность строить систему управления по собственному усмотрению
и иметь преимущества как в верхней палате парламента (представительство в
Совете Федерации от территорий, а не от равного числа избирателей), так и в
нижней (специальные избирательные округа для малочисленных субъектов
Федерации). Советская этнополитическая доктрина была внедрена в
госстроительство концепцией федерализма, некорректно трактующей Россию как
«союз народов» или союз независимых субъектов («титульных»), федерирующихся в
зависимости от своего желания (исторически Россия никогда не была федерацией, а
федеративное устройство эпохи Ельцина лишь отражало лишь ослабление государственного
единства).
В этнополитической доктрине
ельцинской эпохи были восстановлены принципы, которые официальная пропаганда
советского времени не востребовала из наследия большевиков. Наиболее ярким
проявлением этой преемственности была организация кампании борьбы с «русским
фашизмом» (Минюст + «Мост»). Второе проявление – тезис о необязательности
русского языка в системе образования (под видом принципа ненасилия в системе
образования и соблюдения прав на образование на национальном языке).
Доктрина о «советском
народе» была заменена доктриной
«многонационального народа», которому официальная риторика дала имя
«россияне».
Основной особенностью указанного периода был переход к рассмотрению русских как этноса
(а не суперэтноса и не политической нации) – то есть, однородного племенного
образования, отличающегося от прочих племен только своей численностью. Новым
явлением стала открытая консолидация этнических элит в борьбе за привилегии,
образование «интернационалов» национальных меньшинств без участия русского
народа (Миннац, Комитет ГД по делам национальностей, Ассамблея народов России и
др.). Законодательство предоставило легальные возможности для этнического
обособления за счет бюджетных средств (система национально-культурных
автономий).
Основные результаты
применения доктрины: Болезненное обострение этнического самосознания и тяжелейшие
межэтнические конфликты, возникновение этнического паразитизма – набора
необоснованных привилегий, которыми наделяются национальные меньшинства (точнее
– выступающие от их имени группировки) в сравнении с русским большинством;
подавление всех проявлений русскости, утрата образа страны, распад власти и
«верхов» общества на клановые группировки (в значительной степени имеющие
этнический характер).
4. Основы для
современной этнополитической доктрины
Ключевые задачи
этнополитики:
1.Воссоздание социокультурного
ядра политической нации – русского самосознания, которым формируется образ
страны и ее стратегические устремления в мире. Формирование единой политической
нации в противовес интернационалу субкультурых и этнических меньшинств.
2.Восстановление
демографического потенциала русского народа как государствообразующего.
3.Восстановление лояльности
этноэлит к центральной власти.
Основные принципы:
1.Принципа равенства прав
граждан вместо иллюзорного принципа равенства прав народов (формирование многонародной
нации с единым культурным стандартом на основе достижений русско-православной
цивилизации).
2.Принцип национальной
иерархии: государствообразующая русская нация (состоит из множества русских
этносов: великороссы, малороссы, белорусы и др.) и национальные меньшинства,
защищаемые в соответствии с нормами международного права, но без формирования
политической субъектности. Первая группа составляет около 90% населения страны,
что отражает ее мононациональный (а не многонациональный) характер.
3.Принцип деэтнизации
политики: Россия – родная земля для всех российских народов, граждане
политически равны вне зависимости от этнической принадлежности. Следствие:
ликвидация «титульных» субъектов Федерации, введение принципа равного
представительства в парламенте от равного числа граждан, запрет на политические
организации, формируемые по этническому принципу или выступающие от имени
этносов и за их политические права (монополия государства на этнополитику).
4.Принцип лояльности:
гражданство не означает автоматического вхождения в политическую нацию.
Политическую нацию составляют лишь те, кто лоялен к государственному укладу и
культурно-историческим традициям, а также включенность в решение общенациональных
(а не только частных или групповых) задач.
Главная задача этнополитики России – снова
сделать Россию русской страной. Только тогда межэтническая конфликтность может
быть усмирена, только тогда будет возможно сотворчество малых народов под сенью
русской культуры, русской исторической традиции.