М. Серов

 

Лишние люди и очеловечивание сознания

 

Обычно, когда заходит речь о «лишних людях», вспоминается то школьный курс русской литературы, в котором таким эпитетом называют некоторых романных героев из дворян, вроде Онегина или Печорина, и горьковских обитателей ночлежки из пьесы «На дне», то курс политической экономии капитализма, где описана безработица и резервная армия труда, - следствие относительной избыточности населения. Что касается безработицы, то, как известно, она является неизбежным следствием частной собственности на средства производства. И после того, как в 1989-91 годах наше общество, совершив очередную социально-экономическую революцию, восстановило этот вроде бы забытый после 1917 года социальный институт, безработица вернулась в повседневную жизнь. В РФ не имеющих постоянной работы сейчас около 10 из примерно 80 миллионов способных к труду жителей страны. Да и у многих, кто работает, нет чувства нужности, потому что унижает и угнетает размер заработка. Относительно Печориных, Онегиных, Рудиных, Сатиных и прочих образов, то, видоизменяясь от эпохи к эпохе, они никогда не исчезали на пространствах беллетристики, а значит - и самой жизни. Все дело в их количестве.

Конечно, литература и практика исследуют эту проблему с разных сторон. Первая имеет дело с субъективными ощущениями, когда «лишность» возникает главным образом благодаря действию рока, судьбы, когда ее исток скрывается в недостатках личности, в морально-нравственных свойствах характера. Статистика и наука оперируют объективными факторами, действием естественных законов и общественных закономерностей, тенденций.

Для государства, - то есть политически организованного общества, - отнюдь не безразличны ни количественные, ни качественные характеристики этого явления. Чем меньше доля лишних людей в общей численности населения, чем меньше значение занимает в массовом сознании ощущение собственной ущербности, тем устойчивее будет самоощущение. Ныне, к сожалению, происходит нечто противоположное. Психологическое ощущение ненужности приобрело угрожающие размеры, а наличие постоянного источника дохода еще не гарантия того, что человек действительно занимается деятельностью, приносящей общественную пользу. Отсюда такие эксцессы, как не имеющая прецедентов преступность, связанная с насилием, эпидемия самоубийств, наркомания, сексуальные извращения и т. д.

Когда возникает явление лишних людей? В эпоху кризисов, предшествующих социальным революциям. Они - признак грядущих потрясений. В период, наступающий после того, как революции совершаются, и тогда лишние люди являются данью, которым общество откупается от прошлого. Наконец в тех редких случаях, когда происходит гибель самого общества; на него уже можно смотреть только со стороны, и когда лишними, ненужными становятся практически все. Известно, что посмотрев со стороны на СССР середины 80-х годов, г-жа Тетчер, британский премьер, пришла к выводу, что право на жизнь в его пределах имеет не больше 15 миллионов человек. Остальных она зачислила в категорию лишних.

Современное состояние России, где избыток лишних людей более чем очевиден, есть как раз «распад времен», сочетание всех трех причин. Предшествующее, так называемое "советское общество" погибло. За предыдущие 10-15 лет разрушились все прежние системы общественных связей, исчезли возникшие в прежнюю эпоху социальные классы и группы, прекратили свое существование сами государства. Разрушение общества обернулось неизбежной его атомизацией, созданием условий, в которых каждая человеческая личность принуждена выживать или умирать по одиночке, когда разгул эгоизма приводит к  классической войне всех против всех, что предвидели философы, но что никогда не воплощалось на практике, по крайней мере в новое время.

Уникальность современного периода русской истории состоит в том, что гибель старого общества не сопровождалась возникновением нового, как это было во времена прежних великих революций, вроде Английской, Американской, Французской, а также Русской начала XX столетия. Почему? Потому что таков характер новой революции, состоявшейся в России. В отличие от всех предшествующих социальных переворотов, на знаменах которых были начертаны идеи прогресса, предвкушение всеобщего счастья, порождавшее необыкновенное воодушевление в массах, у этой революции явные признаки регресса, а в состоянии воодушевления находится не больше 2-5 процентов населения. Да и оно связанно главным образом с возможностями завладеть крупным состоянием, тем или иным жирным куском бывшего общественного богатства. Надо ли объяснять, что происходит, когда обожествляется своекорыстие, когда  деньги становятся объектом поклонения.

Как и всякое социальное явление, феномен лишних людей не вечен. Он неизбежно исчезнет, по крайней мере перестанет оказывать существенное влияние на ход событий, когда перестанут действовать факторы, его породившие. Выздоровление социума, а значит уменьшение числа лишних людей, в какой бы форме они не проявлялись, происходит первоначально с изменения мировоззрения той части населения, которое им руководит, которое оказывает воздействие на его настроение. Видимое разрушение всегда сначала совершается метафизически. Разруха в жизни начинается с разрухи в голове. Значит, и реставрация, восстановление, возрождение жизни может произойти, если она обретет положительный, творческий смысл в сознании. Невозможно изменять мир, предварительно не объяснив, не очеловечив его.


Реклама:
-