М. Серов
Обычно, когда заходит речь о
«лишних людях», вспоминается то школьный курс русской литературы, в котором
таким эпитетом называют некоторых романных героев из дворян, вроде Онегина или
Печорина, и горьковских обитателей ночлежки из пьесы «На дне», то курс
политической экономии капитализма, где описана безработица и резервная армия труда,
- следствие относительной избыточности населения. Что касается безработицы, то,
как известно, она является неизбежным следствием частной собственности на
средства производства. И после того, как в 1989-91 годах наше общество,
совершив очередную социально-экономическую революцию, восстановило этот вроде
бы забытый после 1917 года социальный институт, безработица вернулась в повседневную
жизнь. В РФ не имеющих постоянной работы сейчас около 10 из примерно 80
миллионов способных к труду жителей страны. Да и у многих, кто работает, нет
чувства нужности, потому что унижает и угнетает размер заработка. Относительно
Печориных, Онегиных, Рудиных, Сатиных и прочих образов, то, видоизменяясь от
эпохи к эпохе, они никогда не исчезали на пространствах беллетристики, а значит
- и самой жизни. Все дело в их количестве.
Конечно, литература и
практика исследуют эту проблему с разных сторон. Первая имеет дело с
субъективными ощущениями, когда «лишность» возникает главным образом благодаря
действию рока, судьбы, когда ее исток скрывается в недостатках личности, в морально-нравственных
свойствах характера. Статистика и наука оперируют объективными факторами,
действием естественных законов и общественных закономерностей, тенденций.
Для государства, - то есть
политически организованного общества, - отнюдь не безразличны ни
количественные, ни качественные характеристики этого явления. Чем меньше доля
лишних людей в общей численности населения, чем меньше значение занимает в
массовом сознании ощущение собственной ущербности, тем устойчивее будет
самоощущение. Ныне, к сожалению, происходит нечто противоположное.
Психологическое ощущение ненужности приобрело угрожающие размеры, а наличие
постоянного источника дохода еще не гарантия того, что человек действительно
занимается деятельностью, приносящей общественную пользу. Отсюда такие
эксцессы, как не имеющая прецедентов преступность, связанная с насилием, эпидемия
самоубийств, наркомания, сексуальные извращения и т. д.
Когда возникает явление
лишних людей? В эпоху кризисов, предшествующих социальным революциям. Они -
признак грядущих потрясений. В период, наступающий после того, как революции
совершаются, и тогда лишние люди являются данью, которым общество откупается от
прошлого. Наконец в тех редких случаях, когда происходит гибель самого общества;
на него уже можно смотреть только со стороны, и когда лишними, ненужными становятся
практически все. Известно, что посмотрев со стороны на СССР середины 80-х годов,
г-жа Тетчер, британский премьер, пришла к выводу, что право на жизнь в его
пределах имеет не больше 15 миллионов человек. Остальных она зачислила в
категорию лишних.
Современное состояние
России, где избыток лишних людей более чем очевиден, есть как раз «распад
времен», сочетание всех трех причин. Предшествующее, так называемое "советское
общество" погибло. За предыдущие 10-15 лет разрушились все прежние системы
общественных связей, исчезли возникшие в прежнюю эпоху социальные классы и
группы, прекратили свое существование сами государства. Разрушение общества
обернулось неизбежной его атомизацией, созданием условий, в которых каждая
человеческая личность принуждена выживать или умирать по одиночке, когда разгул
эгоизма приводит к классической войне
всех против всех, что предвидели философы, но что никогда не воплощалось на практике,
по крайней мере в новое время.
Уникальность современного
периода русской истории состоит в том, что гибель старого общества не
сопровождалась возникновением нового, как это было во времена прежних великих
революций, вроде Английской, Американской, Французской, а также Русской начала XX
столетия. Почему? Потому что таков характер новой революции, состоявшейся в
России. В отличие от всех предшествующих социальных переворотов, на знаменах
которых были начертаны идеи прогресса, предвкушение всеобщего счастья,
порождавшее необыкновенное воодушевление в массах, у этой революции явные
признаки регресса, а в состоянии воодушевления находится не больше 2-5
процентов населения. Да и оно связанно главным образом с возможностями
завладеть крупным состоянием, тем или иным жирным куском бывшего общественного
богатства. Надо ли объяснять, что происходит, когда обожествляется своекорыстие,
когда деньги становятся объектом
поклонения.
Как и всякое социальное
явление, феномен лишних людей не вечен. Он неизбежно исчезнет, по крайней мере
перестанет оказывать существенное влияние на ход событий, когда перестанут
действовать факторы, его породившие. Выздоровление социума, а значит уменьшение
числа лишних людей, в какой бы форме они не проявлялись, происходит
первоначально с изменения мировоззрения той части населения, которое им
руководит, которое оказывает воздействие на его настроение. Видимое разрушение
всегда сначала совершается метафизически. Разруха в жизни начинается с разрухи
в голове. Значит, и реставрация, восстановление, возрождение жизни может
произойти, если она обретет положительный, творческий смысл в сознании.
Невозможно изменять мир, предварительно не объяснив, не очеловечив его.