В. И. Зубков

 

Не надо салютов

 

Президенты России и Молдавии Владимир Путин и Владимир Воронин во время официального визита в Москву главы Молдавии подписали базовый договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами.

В нем отмечается, что важные политические и экономические изменения, произошедшие за последний период в обоих государствах и в Европе, создают возможность развития отношений на принципиально новом уровне. Они помогут "формированию механизмов, способных гарантировать в европейском масштабе безопасность всех государств и расширение сотрудничества между ними в различных областях".

Но это, как говорится, официальная часть. Она ни кого особенно не интересует, поскольку похожие словосочетания повторяются после каждых переговоров. Несколько больше может сказать состав делегации. В состав российской делегации помимо главы МИДа и посла в Молдавии входили министр обороны С. Иванов, министр энергетики И. Юсуфов, председатель правления ОАО "Газпром" А. Миллер. С. Иванов, надо полагать, принял участие в переговорах в связи с присутствием остатков воинского контингента на территории Приднестровья. А главный энергетик и газовщик были привлечены в связи с тем, что российские энергоносители являются той самой пуповиной, которая и в прошлом, и в дальнесрочной перспективе будет удерживать Молдавию в зоне влияния России.

Президент Молдавии В. Воронин недавно подтвердил, что вектор экономических и политических интересов его страны направлен на Восток. «Другое дело, что реализация этой идеи была неподобающей, она базировалась больше на конъюнктурных соображениях. Вкратце, стратегия Республики Молдова состоит в том, что мы должны быть там, где есть наши интересы». Звучит убедительно, если забыть, что Кишинев задолжал Западу 2 миллиарда долларов, и только проценты с этой суммы превышают государственный бюджет страны. Как что «где есть наши интересы» звучит двусмысленно. Что же касается отношений с Россией, то задача Молдавии – реструктуризировать задолженность за энергоносители, а еще лучше – расплатиться сельскохозяйственными предприятиями, которые дышат на ладан.

Пресс-конференция президентов, устроенная после подписания договора, заставила думать, что либо В. Путин зачарован В. Ворониным, либо он стал законченным дипломатом. Так совершенно не ясно, каким это образом Договор – «повысит качество жизни наших граждан, обеспечить их мир и безопасность», если вслед за его подписанием будут реструктуризированы долги, и Россия уменьшит свое влияние в Предбалканье и продолжит вывод войск из дружественного анклава - Приднестровья.

По словам В. Воронина, «русский язык по-прежнему остается языком межнационального общения в республике». В связи с этим, сообщил он, с 2002 года вводится обязательное изучение русского языка в молдавских школах со второго класса. Российский президент отметил, что изменилось отношение молдавского руководства к русскоязычному населению и русскому языку. На самом деле, что касается русских и отношения к ним, то оно не очень заметно изменилось, а часы преподавания русского языка в школах уменьшается. Можно вспомнить и о предвыборных обещаниях В. Воронина придать русскому языку статус второго государственного. А это, согласитесь, не то же само, что преподавать его в школах.

По словам президента России, в Молдавии решаются проблемы экономики, повышается уровень жизни. А «Коммерсант Молдовы» за два дня до этого констатировал: «за восемь месяцев новой власти так и не удалось достичь хотя бы самых незначительных успехов ни на одном из направлений».

Предыдущий вариант подобного соглашения Государственная Дума много раз отказывалась ратифицировать из-за неопределенного статуса Приднестровья, однако отношения между двумя странами развивались, так как было возможно при явно прозападной ориентации Молдавии. Вообще от этого договора, как мне кажется, России проку большого нет. Иное отношение к нему у кишиневских политиков. Договор позволяет им приблизится к решению проблемы Приднестровья в том формате, каком они хотят. И хотя В. Путин «глубоко убежден», что урегулирование приднестровского конфликта на базе сохранения суверенитета и территориальной целостности Молдовы при обязательном соблюдении интересов всех народов и этнических групп, проживающих в Молдове, включая Приднестровье, соответствует национальным интересам России, есть подозрения, что за этим стоит как раз отказ от своих интересов в этом регионе. Косвенно подтверждает это тем, что подписание Договора, не отвечающего интересам Тирасполя, произошло как раз в то время, когда Кишинев путем таможенной блокады старается разрушить экономику Приднестровья. Выходит, формально Россия поддержала эту блокаду, хотя все понимают, что она может привести к серьезной дестабилизации обстановки в регионе.

Напомню суть разногласий. Кишинев стоит за унитарность государства. Тирасполь, основываясь на том, что Республика Молдова и Приднестровье никогда не были единым государством, настаивает на конфедеративном устройстве. В принципе, видимо, можно искать согласия на базе федерализма.

Россия склоняется к варианту ликвидации самостоятельной приднестровской государственности и присоединении Приднестровья к Молдове в качестве автономии. Этот подход выработан совместно МИДом РФ и ОБСЕ и означает, фактически, выдавливание России из этого региона. Надо иметь в виду, что Молдова имеет крупные финансовые обязательства перед МВФ и другими западными структурами и, следовательно, не может проводить самостоятельную политику. План поглощения Приднестровской государственности может начаться сразу после вывода отсюда русского военного контингента. Кстати, чьи войска займут его место, думаю, говорить не надо. Опыт ухода из Восточной Европы еще не забыт.

Было бы недальновидно забывать еще об одном игроке в этой части света –Украине, чьей автономной республикой до 1940 года было Приднестровье. У нее свои интересы, подтвержденные в материале главного консультанта Управления внутренней политики администрации Президента Украины Г. Коржа на тему «Что нас ожидает в результате нового переустройства Европы». По мнению автора, в результате нового переустройства Европы и объединения Румынии с Молдавией Приднестровье получит право на внешнее самоопределение согласно международным документам и в результате референдума создаст общее государство с Киевом. В заключении такого соглашения примут участие государства-гаранты – РФ и Украина, а также ОБСЕ. Заключив союз с Приднестровьем, Киев приобретет своего рода современную Запорожскую Сечь, то есть территорию, которая будет выполнять функцию по защите страны. И далее, когда РФ распадётся, Украина выступит интеграционным ядром, объединяющим различные южнорусские земли.

Согласен, план возвращения Киеву статуса «матери городов русских» выглядит весьма экзотически. Но в конце концов, ткань истории сплетена из невозможных событий. И уж точно московским политикам стоит поучиться у киевских коллег мышлению категориями национальных интересов.

Отвечая на вопросы журналистов, В. Путин подчеркнул, что Россия готова продолжать выступить гарантом в процессе приднестровского урегулирования. Следовательно, российское руководство при помощи Приднестровья старается удерживать Молдову в сфере своего влияния. Второй рычаг воздействия – энергоносители. Но сомнительная его эффективность видна на примере Грузии.

С точки зрения интересов России ситуация в Приднестровье противоречива. С одной стороны, в обмен на лояльность В. Воронина в отношении российской политики, Москва оказывает политическую поддержку Воронину в вопросе приднестровского урегулирования. При этом она сохраняет презентабельный образ в глазах Запада, который весьма чувствителен к распаду государств, если это не отвечает его интересам. С другой стороны реализация планов Кишинёва по установлению своего контроля в Приднестровье значительно ослабит влияние Москвы в этом регионе, и усилит его зависимость от Запада. Тем более, что В. Воронин к президентском кресле не вечен. Что для нас важнее?

Кстати, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации №24 от 10.01.2000 г., к основным угрозам в международной сфере отнесены такие факторы, как:

- опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

- возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

- возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств.


Реклама:
-