Возмутитель спокойствия с Красной Пресни

 

После событий 1993 года в столице не существовало местного самоуправления. Его функции исполняли органы власти субъекта федерации — Московская городская дума и мэр города. Но недавно этот порядок был изменен. Статус органов местного самоуправления получили районные собрания и главы районных управ. Первым альтернативно избранным главой Пресненской районной управы в Москве стал А.В. Краснов. А уже в ноябре 2001 года разразился первый конфликт. Преснеское собрание советников запретило платные частные парковки, что  тут же было опротестовано прокуратурой. Наш обозреватель встретился с Александром Викторовичем Красновым. Так как многие суждения г-на Краснова носят спорный характер, редакция сочла уместным сопроводить публикацию выдержками из интервью первого заместителя мэра Москвы О. Толкочева.

 

Как прокомментируете факт Вашего избрания.

 

Сработал бренд, торговая марка политического товара. Краснов на Красной Пресне — бренд. Он начал свою жизнь в 90-м году, когда мне удалось стать сначала депутатом Краснопресненского райсовета, а потом его председателем. Четыре года послужили основанием для установления его показателей. Это приоритет интересов жителей над интересами государственной и муниципальной власти. Абсолютно прагматичный, спокойный подход в решении местных проблем. Минимум пускания пыли в глаза.

 

Но это могут сказать все.

 

Есть нюанс - противостояние стилю руководства, который существует в Москве. Понятно, что после разгона Советов было невозможно принимать участие во власти. Ситуация стала другой только после того, как Московский и Верховный суды признали иски жителей Пресни к мэру.

 

В чем состояла суть этих исков?

 

Самостоятельность районной управы, главу которой должны избирать районные советники не по представлению мэра, а по альтернативным кандидатам. Теперь придется отстаивать несколько очевидных позиций: независимость районного бюджета; независимость кадровых назначений; четкое разделение имущества на муниципальное и государственное.

 

Чему конкретно вы оппонируете?

 

Исполнительная власть субъекта федерации должна имеет только один, очень четкий, критерий оценки деятельности. Сумма извлеченного дохода для имущественной части бюджета[1]. В собственности Москвы огромное имущество, колоссальный капитал, но Москва исхитряется здесь иметь отрицательный баланс[2]. А дефицит покрывается за счет административной части, налогов, которые от городских властей не зависят.

 

И здесь есть о чем спорить?

 

Зачем вкладывать деньги города в Москва-Сити[3], в комплекс на Манежной площади, в Гостиный двор. Значит, недополучают милиция, здравоохранение, ремонт дорог, благоустройство, дешевое и бесплатное муниципальное жилье. Вот система сбора и распределения денег. Можно не собирать арендные платежи или земельный налог, а заботиться о собственном кармане. Как гражданин я с болью вижу, что под прикрытием правой фразы, рыночной терминологии, коррумпирована столичная администрация. В результате дискредитируется хорошая идея.

 

Район, чтобы быть самостоятельным, должен обладать необходимым экономическим потенциалом. Каков ваш ресурс?

 

Пресненский район в Москве самый удойный с точки зрения налогов. Чемпион по количеству нежилых помещений. Очень дорогая земля.

 

Ситуация с местным самоуправлением в Москве изменилась. Значит ли это, что городские власти должны исполнять теперь лишь полномочия, принадлежащие им как органам субъекта федерации?

 

Для меня такое разграничение полномочий бесспорно. Но вряд ли это очевидно для московских политиков.

 

Ведь самоуправление создается в Москве заново.

 

Неблагодарная задача — создавать что-либо заново. Но другого выхода нет.

 

Цена вопроса. Ваш район — 125 тысяч жителей.

 

Но 500 тысяч работающих и миллион покупателей ежедневно.

 

Что это в денежном выражении?

 

В район из города поступает 80 миллионов рублей в год.

 

Меньше одного рубля на жителя.

 

Для осуществления задач, которые выполняет районная управа, мы должны получать, по данным налоговой инспекции, более полутора миллиардов рублей в год. Но мы не хотим отрезать деньги от города, положив его в районный бюджет. Речь о самостоятельности. Вспомним Архимеда: "Дайте точку опоры, и я переверну весь мир". Вот и я говорю: дайте хотя бы налог на собак и на вывоз мусора — и Пресня будет золотой. Мы знаем, как превращать камни в золото.

 

С чего начали?

 

С отлаживания работы аппарата управления. Надо освободиться от ненужной писанины. Мы будем переписываться лишь с жителями района — если у них возникнет такая потребность. Добро пожаловать. В лепешку будем расшибаться, решая их проблемы. А общение с вышестоящими, как предписано Конституцией. Местное самоуправление от органов государственной власти отделено. Затем — четкие правила отношений, понятные всем — от жителя до предпринимателя. Все должны знать, под какие задачи мы собираем деньги. И никого не держать в черном теле, но для районного бюджета свою долю забрать. Стремиться к тому, чтобы снижать налоги. Это активизирует деловую активность. Тогда в районе появятся рабочие места и возможность решать социальные задачи.

 

Имущественная часть бюджета означает хозяйственную деятельность районной администрации?

 

Ни в коем случае. Чиновники не должны быть предпринимателями. Они не должны заниматься извлечением прибыли[4].

 

А как быть со сдачей нежилых помещений в аренду?

 

Нужно всего лишь получать нормальную арендную плату. Я вообще сторонник отмены платы за право аренды[5]. Если и применять ее, то лишь в исключительных случаях. Если речь идет об особо бойком торговом месте, о дорогом ресторане. Речь идет о колоссальном ресурсе. Ведь до 80 процентов площадей занято незаконно и оплата за них не попадает в бюджет.

 

Вы не боитесь, что вместо одного в городе появится более сотни администраторов? И порядок сменится беспорядком.

 

Попробуйте арендовать помещение или оформить торговую точку. Спросите тех, кто пытался. Но вряд ли вы опубликуете эти исповеди. Они полны слез, взяток, мучительства, крови. Легально сделать нельзя ничего[6].

 

Известный алгоритм — норма меньше, зато масса больше.

 

Мы хотим конкуренции с другими районами Москвы. В 90-93 годах мы создали на Пресне ресторанный рай. Повторяйте наш опыт. Не говорю об окраинах, но есть много районов в центре, у которых имеется и земля, и иные возможности. Пусть соревнование показывает, глава какого района лучше работает. Скажу больше — кто в нем победит, тот и будет мэром Москвы.

 

Что от самоуправления получит житель района?

 

Если денег на благоустройство, на ремонт, на дороги можно будет потратить больше — очевидно, что качество работ повысится и количество возрастет. Надо ликвидировать существующую ситуацию, когда распоряжается не закон, а чиновник. Хотелось бы уменьшить их количество, увеличив в два-три раза зарплату. Чиновник не должен ни побираться, ни грабить. Сейчас он на вольном выпасе. Его кормит не должность, а служебное положение. Если же говорить о конкретике, то вот наши первые решения. Мы запретили в районе платные частные парковка. Их существование в городе - вопиющее беззаконие. К сожалению, прокурор, опротестовывая это решение, защищал не федеральный закон, а незаконное решение правительства Москвы. Районное собрание этот протест недавно отклонило. Мы не будем больше разрешать на Пресне рекламу спиртных напитков и табака. И мы запретили отправлять в вытрезвители нетрезвых жителей района. Пусть с ними дома разбираются их жены.

 

В столице — все на виду. Здесь не обойтись без политических противоречий и конфликта интересов.

 

В отношении муниципальных проблем, конфликтов по линии район — город, город — федеральный центр, я рассчитываю на солидную поддержку. Мосгорсуда, Верховного суда — они показали свою самостоятельность, и всей вертикали Прокуратуры. Я вижу союзника в Администрации президента и конкретно в заместителе руководителя администрации Д. Козаке, который курирует местное самоуправление. И в представителе федерального центра в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко. Объективно говоря, все эти люди, проводя жилищно-коммунальную реформу, столкнуться с теми же проблемами, что и я. А так как я реально стою на земле и занимаюсь этой проблемой 11 лет, то Пресню можно было бы использовать как модель для продвижения вперед. В этой реформе мы 100 очков вперед дадим всем. Мы знаем, как ее проводить.

 

Ваша точка зрения на эту реформу.

 

За жилье и коммунальные услуги всегда и везде полной монетой платит житель. Но все дело в том, что часть платежей он платит из своих доходов, а часть из тех денег, которые у него изымают в бюджет. Абсолютно правильное соображение — платить из одного источника, из кармана жителя. Но при этом будьте любезны — перестаньте забирать в бюджет те деньги, которые вы не выплачиваете. Сейчас же все делается наоборот. Чтобы появился рынок коммунальных услуг, необходимы гуляющие деньги. Сейчас человек получает 30 процентов денег, а ему предписывают платить 100 процентов платежей. Такой рынок не может быть привлекательным для предпринимателя.

 

Надежны ли деньги квартиросъемщиков, когда люди просто бедны.

 

В том-то и дело. Жилищно-коммунальная реформа не может опережать реформу социальных отношений. Вернуть деньги в кошельки жителей — полдела. Надо повышать зарплату бюджетников. Снижать налоги на предпринимательство. Для инвалидов, ветеранов, малоимущих в разы увеличивать адресную помощь. В отрыве от общегосударственной политики опасно что-либо предпринимать. Все должно идти в единой связке.

 

Не кажется ли вам, что  реформа городской власти, оказавшейся между молотом федеральной власти и наковальней местного самоуправления,  представляется совершенно неизбежной?

 

Если они положительно мыслят и хотят движения вперед, то должны сосредоточится на трех вещах. Кардинально сократить количество чиновников. Заняться общегородскими задачами; их очень много и они требуют больших средств. И ввести существенные поправки в городские законы. Почему, например, строится такое большое количество коммерческого жилья, особенно в центре города? Говоря о решении жилищной проблемы, всегда имелось в виду муниципальное жилье. Сейчас же все свели к коммерческому. А уплотнение городской застройки, которое не лезет ни в какие ворота, не говоря уж о санитарных нормах и архитектурных канонах. А псевдо-экономия на подземных парковках? А общегородские инженерные системы? Вообще говоря, в Москве назрели общегородские решения. Она задохнулась от автомобильных пробок. Нет разноуровневых развязок, не хватает туннелей, эстакад. Центр города надо освобождать от застройки. Его надо озеленять, создавая парки, скверы, пешеходные зоны, фонтаны, водоемы. Это не задачи муниципалитетов, а функции города.

 

Работы хватит, было бы желание?

 

В этом ключ ко всему.

Беседовал С. Моторный

 



[1]По данным О. Толкачева, примерная стоимость государственного, муниципального и иностранного (?) недвижимого имущества на территории Москвы составляет «порядка 200 млрд. долларов». Аренда земли приносит 3,5 млрд. руб., 250 млн. руб. - дивиденды от долевого участия в деятельности предприятий, аренда недвижимости - 5 млрд. руб. В 2001 г. «от работы с собственностью городской бюджет должен получить 13,5 млрд. руб» или «около 10 процентов бюджета». Недвижимость на 1 млрд. руб. была продана. (МК, 2.11.01). (прим. С.М.)

[2]Доход от имущества должен составлять не 10, а 20-25 процентов бюджета. Стало быть, само городское руководство признает, что в этой части городских доходов оно недополучает примерно 14-20 млрд. руб.  Если 200 млрд. долларов - стоимость лишь имущества, следовательно, в него не входит стоимость земли, то нормальным О. Толкачев считает получение на основной капитал 0,5% годовых. (Там же).

[3]Как полагает О. Толкачев, Сити – «уникальный проект», «размах» которого «до сих пор не осмыслен». «Именно Сити будет определять лицо Москвы в первой трети 21 века» (Там же).

[4]Говоря, например, о «Сити», О Толкачев подчеркнул, что 27 га земли, «хорошо подготовленной в инженерном отношении территории», будут проданы в частную собственность согласно принятому Госдумой Земельному кодексу, что «спрос на недвижимость в Сити ошеломляющий», но «ничего конкретного сказать нельзя» - «это коммерческая тайна» (Там же).

[5]В Центральном округе стоимость выкупа аренды составляет 7,5-8 млн. долларов за гектар. Это не цена земли, подчеркнул первый заместитель мэра, а «только стоимость права аренды, разовый платеж. Потом еще надо платить за аренду» (Там же).

[6]В Центральном округе, в пределах которого расположен и Пресненский район, «все свободные площади сдаются только по распоряжению правительства или по конкурсу». А «проблемы субаренды» в ЦО «вообще не существует» (Там же). 


Реклама:
-