В.Л. Махнач

 

К отделению церкви от государства

 

Каждое европейское государство оберегает историческую религию или исторические вероисповедания в силу того, что на них опирается культура в данной стране, опирается нравственность.

Один из вопросов, часто встречающийся на страницах прессы, самых иногда, казалось бы, далеких от этой проблематики, вопрос об отношениях Церкви и государства, причем в контексте того, что государство принципиально признается светским, а в его отношениях действует принцип отделения Церкви от государства.

Казалось бы, если существует такое разделение, то и каковы отношения? Но Церковь, отделенная от государства, не отделена от общества и с обществом взаимодействует. Действительно, светское государство находится в некоторых правовых и политических отношениях с Церковью.

Исторически Церковь государственную власть уважала. Это отношение коренится в Писании, в словах Спасителя Иисуса Христа в известном вопросе о динарии кесаря. А также в посланиях, прежде всего в посланиях апостола Павла, где сформулированы несколько принципов: начальник не напрасно носит меч, существующая власть - от Бога установлена и т.д. Заметим, что Церковь тогда действительно была отделена от государства, ибо государство это было языческим.

Предпочитает ли Церковь подобные отношения? Надо полагать, что исторически это не так. Вспомним вопросы о гонениях на Церковь. На протяжении первых трех эпох существования христианства, только в Римской Империи таковых гонений было 11. Из этого следует, что они отнюдь не были постоянными, а Церковь не существовала в подполье всю свою 3-вековую историю бытия в языческом окружении, но они тем не менее были.

Почему? Очень просто. Государство представляло собой имперское образование уже в течение длительного времени и приобрело имперскую универсальность. Это не претензия на всемирное господство. Ни одна империя на таковое господство не претендовала, а претендовали те правители, у которых это не получилось (Александр Македонский, чье государство развалилось через 4 года после его смерти или, например, Тамерлан).

Государство не претендовало на всемирное владычество, но претендовало не всемирное первенство, как бы на положение государства-арбитра. Рим к этому привык, и с появлением христианства универсальная империя столкнулась с универсальной Вселенской Церковью, которая как раз претендовала на всемирный (хотя  и немного другой характер) характер. И вот примирить неизбежное столкновение их ценностей было возможно только таким путем, которым это и произошло при императоре Константине Великом.

Император сначала признал полноту прав Церкви, а затем и сам стал христианином. Таким образом, сложились уже другие отношения, отношения Церкви и христианского государства. Принципы этих взаимоотношений были разработаны в начале V века святителем Иоанном Златоустом, в его толкованиях на Послания апостола Павла. Это  - принцип взаимной поддержки Церкви и государства, распространяющийся на их сферу деятельности. В VI6 веке при императоре Юстиниане Великом это было юридически оформлено, и появился термин «Симфония» – дословно «созвучие» Церкви и государства.

В отношениях «Симфонии» принцип этот сохранялся принимаем, признаваемым, нетленным более, чем тысячелетие. (А в России – вплоть до начала XX века). В отношениях «Симфонии» государство и Церковь поддерживают друг друга, если это государство христианское, находятся в отношениях любви, естественных для христианского вероучения, но сохраняют свои сферы деятельности.

В частности, существует ряд канонических правил, запрещающих священнослужителям занимать государственные должности. То есть сферу государственной жизни, сферу управления и управляющей власти Церковь оставляет государю, ибо христианское государство персонифицируется в особе монарха. Отношения «Симфонии» нормально, полноценно могут существовать только с государством монархическим.

Кстати, государство монархическое не исключает наличие демократической или аристократической составляющей во властных структурах. Но дело в том, что Церковь не может совершить для республиканского правителя, избираемого на несколько лет, полностью чин царского венчания, чин коронации. Это сопряжено с совершением таинства, и совершать миропомазание раз в 4 года было бы вероятно кощунством. Что абсолютно не исключает самых добрых, близких к симфоническим отношений Церкви с республиканским государством, но в более упрощенном виде.

Итак, на протяжении истории Церковь предпочитала иметь дело с христианским государством, хотя готова была иметь дело с любым, что доказывает многовековое существование христианских общин в государствах исламских, существующих и в наше время.

Есть иллюстрирующий отношения Симфонии принцип «двух мечей», который у православных и у римо-католиков прочитывается по-разному. С римско-католической точки зрения, два меча символизирующие духовную силу и светскую, находятся в руках Папы Римского. И, таким образом, в полной мере легитимным государем является только тот, кто признает главенство Рима. Это довольно трудновыполнимо в наше время, но такова была трактовка Симфонии.

С православной точки зрения, Церковь действительно обладает по праву обоими мечами, в силу того, что глава Церкви Сам Христос, но оставляя в своих руках меч духовной власти, вручает меч светской власти государю и далее не вмешивается в его дела, однако сохраняет право нравственного суждения по любому поводу, по любому действию, совершенному государством. Ибо она это меч государю и государству вручила. Таким образом, мы имеем многовековую традицию и многовековую позицию Церкви.

Не следует полагать, что вытекает подобное из некоего церковного властолюбия. Дело все в том, что Церковь стремится освятить этот мир. Подобно тому, как совершается на праздник погребения великое водосвятие, и все воды, текущие в мире, в этот момент освящены, Церковь стремится освятить все. И если Церковь признает необходимость существования государства, то Церковь естественно стремится освятить государство. Это совершенно одинаковые моменты.

В настоящее время в Российской Федерации и в других государствах, находящихся на территории исторической России, то есть на территории СССР другой принцип церковно-государственных отношений. Эти государства себя декларировали как государства светские и в конституциях заявлен принцип отделения Церкви от государства. Этот принцип воспринимался только в одном контексте – в том, что Церковь не имеет влияния на ход государственной жизни. Церковь таким образом была отделена от государства, но государство отнюдь от Церкви отделяться не собиралось, зачастую нагло и репрессивно вторгаясь во внутрицерковную жизнь.

Насколько это норма, действительна и непреложна для Церкви? Прежде всего, заметим одну вещь. Ельцинская Конституция 1993 года считается действующей номинально, но, судя по всему, не была принята на выборах. Однако признаем, что большинство граждан РФ считают эту Конституцию действующей. Принципы, в ней заявленные: как их размещают внутри? Все законодательство должно быть подчинено конституции.

Их трактуют по-американски. То есть все действующие вероисповедания абсолютно равноправны и равномощны. Но в Соединенных Штатах Америки, видимо, законодательство иначе нельзя было построить о религиозных объединениях. Американцы – нация эмигрантов. История США насчитывает всего 300 лет. Причем достаточно многолюдной Северная Америка – белая Северная Америка – стала только во второй половине 19 века. Все они были выходцами из разных стран, государств и религиозных общин.

Отдельные штаты Северной Америки были созданы именно группой единоверцев религиозных эмигрантов. Так, соответственно была католической Виржиния, носящая имя Пресвятой Богородицы. Так, штат Нью-Джерси изначально был пуританским, кальвинистским, а штат Юта, как известно, - это мормонское объединение. Конечно, в современной Америке все перемешалось. Но складывалось это так.

Поэтому в Соединенных Штатах можно зарегистрировать любую религиозную общину, в том числе и общину откровенных сатанистов. Они будут существовать на законных основаниях до тех пор, пока суд не докажет, что они принесли человека в жертву. Нигде в Европе такого нет.

Заметим, сейчас на планете существует довольно много религиозных, конфессиональных государств. Конфессиональным иудейским является государство Израиль. И, кстати сказать, миссионерство на территории этого государство запрещено. Христианина, который вздумает обращать в христианство иудея, в этом государстве просто арестуют и выставят.

Религиозными являются многие мусульманские государства, и это даже содержится в их официальном названии. Например, Исламская Республика Мавритания. Или Иорданское Хашинитское Королевство, что не исключает признания полноправия местных христиан. И все-таки государство является религиозным. Религиозным является Таиланд. Официально – это буддистское королевство. В Таиланде достигший совершеннолетия юноша должен 3 месяца провести в буддистском монастыре. Как нам кажется, очень симпатичное законоположение.

Но в Европе к настоящему моменту все государства светские за единственным исключением государства Ватикан. (Оно очень невелико, это квартал в Риме, и специфичность его не нуждается в обосновании.) Однако в каждом европейском государстве либо конституция, либо специальный акт, подзаконный по отношению к конституции, о религиозных объединениях признает существование либо государственной Церкви (может быть, ни одной, а нескольких), либо Церкви, религии с полным правовым статусом, либо официально покровительствуемой Церкви, также, может быть, не одной. Это можно установить по законоположениям всех европейских государств, за исключением бывших коммунистических.

Из бывших республик Советского Союза (исторической России), такое законодательство установлено Литвой. Что это означает на практике? Финляндия пользуется в своих законах термином «государственная Церковь». Их две: первая и вторая. Первая государственная Церковь –лютеране, вторая – Православная. Это исторически в Финляндии оправдано.

На практике это означает, что вы можете быть католиком или стать католиком, изменив свое вероисповедание, можете, оставаясь финским гражданином быть иудеем или мусульманином. Но в этом случае вы не получите полного освобождения от налогов на недвижимость вашего религиозного объединения, на ваше церковное здание. Вы не получите бесплатного времени на государственном радио и телевидении, которое соответственно лютеранам и православным положено по закону. Во всем остальном, вы можете быть свободным в выборе вашего вероисповедания.

То есть отделение Церкви от государства означает только одно: вы в состоянии сделать выбор, вы вправе поменять свое вероисповедание, вы не будете за изменения (как бывало в религиозных государствах) подвергнуты ни уголовному, ни административному преследованию, ни ограничению в имущественных правах. Больше это не означает ничего.

Это может касаться не всех граждан. Так, в Великобритании каждый подданный Соединенного Королевства может изменить свое вероисповедание. Не может один человек – ее Величество королева. Она обязана быть англиканкой. Если английская королева или король покинет англиканскую Церковь, в эту же секунду он лишится трона.

Подобное же положение было в имперской России, при монархах, и каждый русский монарх приносил во время коронации, помимо того, что она совершалась Церковью в соединении с церковным таинствами, присягу. Он читал православный Символ Веры. И хотя были русские монархи – Петр Первый, Екатерина Вторая, - которые симпатизировали более лютеранству, никто из них несомненно и не помыслил изменить вероисповедание, поскольку знали, чем это в России кончится.

Обратимся еще к нескольким европейским примерам. В Федеративной Республике Германии, стране несомненно светской, демократической и правовой по достижении совершеннолетия вы должны заполнить анкету налогоплательщика, где, в частности, содержится вопрос и о вашей конфессиональной принадлежности, вашем вероисповедании. Если вы будете в этой анкете писать, что вы лютеранин, государство будет с вас брать налог в пользу лютеранской епархии, а если – римский католик, государство на основании Конкордата - соглашения с Римско-католической Церковью - будет брать с вас налог в пользу католической епархии.

Конечно, вы можете написать, что вы атеист или, по крайней мере, агностик, т.е. человек, не определившийся в своем вероисповедании. Но немцы так практически никогда не пишут. Во-первых, это абсолютно неприлично. Во-вторых, указавший один раз в жизни подобным образом себя в анкете налогоплательщика немец лишится навсегда возможности поступления на государственную службу. В полицию не возьмут. Учителем в школе не будешь. Причем, разумеется, никто при этом не скажет, что при приеме на службу отказывают по этой причине, по причине безбожия. Скажут, что вы нам не подходите. И все.

Нужно отметить, что самая воинствующая безбожная европейская страна – а это несомненно Франция конца 19 - 20 вв. – в настоящий момент очень серьезно относится вопросу вероисповедания и первая вводит в законодательство юридическое обоснование термина «секта» и юридические признаки сектантства. К сожалению, в российском законодательстве подобного категориального строения, подобного юридического определения не существует. Из-за чего сектанты постоянно возбуждают судебные иски против православных, которые пользуются термином секта. Правда при этом все суды они проигрывают.

 Существуют и другие ограничения. Вспомним еще раз Германию. В Германии запрещена регистрация религиозных объединений, объектом поклонения в которых является ныне живой человек. На этом основании в отличие от России в ФРГ не может действовать так называемая церковь объединения – секта американского миллиардера, корейца Муна. Муниты не могут там действовать, поскольку Мун жив.

Безусловно, православной страной является Греция – там значительно больше 90% православного населения. Однако, даже будучи православным королевством в 60-е и более поздние годы нашего века, Греция была тоже государством светским, с принципом отделения Церкви. Однако публичная уличная проповедь в Греции разрешена только представителям православного большинства.

И если какой-нибудь мормон вздумает в Афинах на перекрестке вести свою мормонскую проповедь, а это, предположим, заметит какой-нибудь священник, то священник зайдет в полицейский участок и объяснит полицейскому сержанту, что вообще-то в нескольких шагах от его прихода на перекрестке проповедует мормон. Козырнув, сержант пройдет на перекресток, возьмет оного мормона за шиворот и, уволакивая, вежливо объяснит, что Греция – страна свободная и что оный мормон может арендовать спортивный зал. И повесить вывеску, что в этом спортзале состоится в такое-то время мормонская проповедь и - проповедовать. А вот на улице – нет, никогда.

Таким образом, мы видим некоторую определенную тенденцию общего характера для европейских государств, и она объяснима. Дело в том, что каждое европейское государство оберегает историческую религию или исторические вероисповедания в силу того, что на них опирается культура в данной стране, опирается нравственность, в том числе и общественная нравственность, имеющая, безусловно только религиозные корни, и зачастую, даже и сама государственность.

Дальше можно было бы посмотреть геральдику – гербовая геральдика европейских государств содержит христианскую символику повсеместно. А иногда и не гербовая. Известны флаги, единственной эмблемой которых является крест. Таковы все флаги Скандинавских стран. Таков с двойным крестом флаг Великобритании, таков флаг Швейцарии. Поэтому каждое государство заинтересовано в сохранении своих исторических корней, всей социальной нравственности, в охране исторических религий.

Какие религии являются историческими в Российской Федерации? Очень не многие. Предложим два принципа. Прежде всего, это те религиозные направления и системы, которые существовали до 2 марта 1917 года - Единственная строгая дата, после которой российская государственность вполне легитимной считаться не может, ибо началась революция.

Таким образом, если подходить к этим историческим принципам, евангельские христиане-баптисты - историческая религия, хотя могли бы быть и не покровительствуемы на территории России, а вот иеговисты – нет. Их просто не было. Не говоря уже о мунитах, белом братстве, Богородичном центре так далее.

Это один подход. Но возможен и другой. Безусловно, Православие – это историческая религия, таковой является и старообрядчество как поповского, так и беспоповского толка. Хотя в царской России и они подвергались некоторым ограничениям. Безусловно, оба основных направления ислама: и суннизм, и шиизм - исторические религии.

А вот историческая ли религия римское католичество? Помнится, когда изменялся закон о религиозных организациях РФ и появлялся в законе термин «историческая религия», Папа Римский обратился к тогдашнему президенту Ельцину с протестом, выражая некоторое опасение, что не исторической религией может быть признано римское католичество в Российской Федерации.

Должен сказать, что Римский Папа не объяснил, что для него историческая Россия. Дело в том, что если историческая Россия – Советский Союз или почти вся его территория -  тогда римское католичество – историческая религия. А если Россия – это Российская Федерация, усеченная со всех сторон, то без Украины, Белоруссии и Литвы римское католичество становится не исторической религией, и в настоящей Российской Федерации это религия иностранцев. Абсолютно в таком же положении неисторической религией становится иудаизм. Опять-таки без территории Украины, Белоруссии.

Таким образом, в настоящий момент в России действует не европейский принцип отделения Церкви от государства, а принцип, подобающий государству дикарей.


Реклама:
-