В.Л. Махнач

 

Подзолистая чистота и двойной стандарт

 

Белорус - он или русский или костельный поляк. Или о том, что случается с тем народом, который не хочет кормить свою настоящую национальную элиту, зато благословляет проходимцев

 

Михаил Осипович Коялович, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии и один из величайших белорусов (нами незаслуженно забытый, хотя и сомасштабный как историк с Сергеем Михайловичем Соловьевым или Василием Осиповичем Ключевским) предлагает нечто для осмысления. Русские земли по населению пересекаются - как великорусские, малорусские, белорусские. Например, в тех же брянских лесах трудно различить, кто великоросс, а кто малоросс или белоросс. Но тем не менее: как только начинаются подзолистая почва, лесная стихия (словом, бедные условия для земледелия),- там живет белорус. Пойдет же чернозем и лесостепь, клиньями входящие в другие климатически-территориальные условия, - тут непременно появляется малоросс, или, как мы сейчас говорим, украинец. Интереснейшее наблюдение! Часть русского субэтноса, по Гумилеву, заполняет вмещающий ландшафт, пригодный для обитания. Этакое своеобразие: на подзолистых почвах труда надо меньше, распахать ее можно сохой, зато и жизнь беднее. Жирный же и тяжелый чернозем подчиняется лишь отвальному лугу с четырьмя, шестью, а то и восемью парами быков - зато в награду можно получить преобильнейший урожай.

Так проходила в Западной Руси природная граница белороссов и малороссов.

Впрочем, Кояловича "забыли" этого. Его попросту запретили в советское время - как имперского человека и русского патриота (по культуре, разумеется, истинного белоруса). Он тогда искренне смеялся над первыми украинистами (никаких беларусистов и в помине не было), появившимися на Галичине на австрийские денежки. Сегодня, однако, нет уже советской власти, но где же труды Кояловича? Увы и ах, как говорится. По Кояловичу могло бы учиться подрастающее поколение: у него князья так князья, бояре так бояре, крестьяне так крестьяне, монахи так монахи. Нет отвлеченных исторических категорий, есть живая история. Однако кому-то печатать замечательного историка и сегодня невыгодно...

Итак, субэтническая основа появления будущих белорусов понятно. Но...  Белая Русь нашей домонгольской истории - это только регион Полоцка. Это регион не то что героический, можно сказать - мистический. Князь Полоцкий Всеслав ведь был, пусть и недолго, князем Киевским. Стал им по приглашению самих киевлян, и лишь под давлением других князей вынужден был Киев покинуть. Побыл он и главой Русской земли, славянской нации. Недаром ему приписываются языческие магические качества: был он вроде как даже и оборотнем, мог волком бегать по русской земле. С другой стороны, известно, что этот же Всеслав - благочестивейший христианин. Именно при нем укрепилось почитание первых русских святых - Бориса и Глеба, и дети Всеслава носили полный борисоглебский "набор" - Бориса, Глеба, Романа и Давыда. Полоцкое княжество было значительнейшим, даже богатейшее Смоленское отступало перед ним. Где были построены первые софийские соборы? В Киеве, Новгороде, Полоцке...

Но в итоге, естественно, Полоцкое княжество - это не вся Белоруссия. Сам термин "Белоруссия" сложился позднее - изначально была Залесская Русь, Червона Русь, Галицко-Волынская Русь. Днепровская Русь вообще, кстати говоря, никак не называлась: это была коренная Русь, просто Русь. Но были еще Белая и Черная Русь. Ныне их границы установить невозможно - никакие исторические источники этого не позволяют. И все же как будто Белая Русь - это регион Полоцка, а Черная Русь - Гродно. То есть, эти две части и составляют современную Белоруссию. Черная Русь исчезла впоследствии как термин: Белая - значит свободная, по славянской терминологии, нашему уху такое название куда как приятнее.

Каковы же были границы той бело-черной Руси?

Сразу же заметим, что это вовсе не границы современной Белоруссии. Ибо несомненно, что частью Белой Руси является смоленщина. Последняя чисто в силу исторических игр попала в состав Великого Княжества Литовского, а потом и стала пядью великорусских земель. В общем, это еще одно доказательство того, что Русь - одна, едина, только многообразна.

Смоленщина - одна из знатнейших и богатейших белорусских земель, но она "ушла", "отщепилась"... Но ведь есть еще и другие земли! Скажем, Лотгалия, ныне часть Латвии... Она была заселена особым народом - лотгалами или лотгальцами и являлась органической частью Белой Руси. С Белой Русью Лотгалия имела честь быть в домонгольской Руси, так же как и в составе Великого Княжества Литовского, а также Речи Посполитой. Но более того! Лотгалия оставалась частью Витебской губернии (то есть чисто белорусской областью) в составе Российской империи. Сегодня эта земля принадлежит отчего-то Латвии, и разговор на исторические темы в этом вопросе новоявленными прибалтийскими государствами пресекается, что называется, на корню. А жаль. А почему?! Ответ-то прост: нынешние прибалты извлекли максимум возможного из большевистских геопреступлений, зато явно не желают признать наличие своих лжепреимуществ из оных. Двойной стандарт налицо, но у России не хватает политической воли заявить об этом.

А простые "подзолистые" привыкли терпеть и не жаловаться, тем более что при наличие старшего брата (великороссов) младшему (белороссам) как бы полагается меньше и прав, и ответственности.

 

Цивилизаторы, они же «зачищенные»

 

Белорусы первые из русских попали в состав Великого Княжества Литовского. Попали уже при первых литовских князьях-христианах. Что это означает? А то, что белорусы - это те люди, которые крестили, христианизировали литовцев. Откуда попали в Литву христианские слова, христианские термины? Из Белой Руси. Можно улыбнуться: в современной литовском языке "босоножки" - это "босоножкес". Зато совсем не смешно и намного интереснее, что Церковь по литовски - это "Божнича", то есть Божница - слово славянское. Не костел, не черчь, не та же кирха... Немцы рядом, а речь о Божнице, которой и славяне-то Церковь уже не называют. Сохранилось слово в Литве! И все потому что исторически его дали литовцам белорусы.

Прибалтика и цивилизована-то была белорусами! Первые известные города Белой Руси были основаны белорусами. Это - Юрьев, ныне Тарту (после того, как он пробыл довольно продолжительное время Дерптом), это - Ругодив, теперь Нарва - оба русские города полоцкого происхождения. Основанные полоцкими князьями в начале XII века! Да, они в начале следующего столетия были отняты, однако отнюдь не освободившемся местным населением, но орденскими немцами, то есть захватчиками. Странно, что мы сохраняем на наших картах оккупационные имена...

Немецкий историк Герман Латвийский подробно описывает, как "зачищали" от русских орденские земли - те, на которых еще не было Риги, Ревеля (Таллина)... Честный крестоносец недвусмысленно указывает на то, что сии населенные пункты были славянскими и ... их пришлось устранить.

Но изначальная трагедия дальнейшей Белоруссии заключается в том, что ЕЕ ЯДРО, ЕЕ МИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЫЛИ УБИТЫ ПЕРВЫМИ.

Земли Белой Руси не захватили ордынцы - зато их начало поглощать Великое Княжество Литовское. Литовцы в XIV - начале XV веков были куда как более энергичнее русичей и как будто не угнетали поглощаемых. Примешь подданство крестьянином - остаешься крестьянином. Был боярином - им и продолжаешь быть. И вообще, "быть за Литвой" означало "не быть за Ордой" - что соблазняло.

Во главе Литвы стояли талантливые политики - Гидемин, Ольгерд... К таким примкнуть было также весьма приятно - вот белорусы и примкнули. К тому же в 1497 году вся самая славная, самая красивая и боголюбивая рать белорусов погибла в битве на Ворксле, когда Витаускас повел ее сокрушать Орду. Остатки знати Белой Руси двинулись частично к великороссам, частично в Польшу. Что продолжило трагедию белорусской земли.

Михаил Коялович с горечью описывает то, как была поглощена элита западнорусской земли. Аристократов не убили, не разорили, не деклассировали. Их "вобрала" чужая культура. Белорусская знать купилась на гербы, девизы, рыцарские турниры, королевские пиры. Хотелось таки дворянину покрасоваться! На это, впрочем, ушло два века, однако явление состоялось. Сегодня все мы, русские, можем лишь скорбеть о потерянных аристократических фамилиях: все знают великолепную польскую актрису Тышкевич (а иные интеллигенты то, что она урожденная графиня), однако мало кому ведомо, что она на самом деле белорусской крови, но ОПОЛЯЧЕНА. И такие блестящие роды можно перечислять долго - при этом становится страшно за белорусский народ. Поляки за деньги "утащили" массу великих белорусских (а значит, русских!) фамилий. С одной стороны, можно посочуствовать тем же полякам, которые главным национальным поэтом имеют Адама Мицкевича - белорусского шляхтича (а в Вильно (Вильнюсе) главная библиотека названа именем Мицкявичуса: так же она значится и по-русски, однако по-английски - Мицкевича, ибо в мире не знают никакого Мицкявичуса, зато есть один единственный поэтический гений белорус Мицкевич). С другой, все-таки белорусы лишились своих интеллектуальных лидеров и - как ни смейся! - оные теперь прочно соотносятся с совсем другими народами.

Стоит признать, что во всем этом есть и немалая вина нас, великороссов. Россия, увы, допустила тиранию Ивана IV. Западная Русь тянулась к Москве, опасаясь Польши и в целом Запада, всякого рода монашеских орденов. Однако Иван IV развязал Ливонскую войну - преступно, без санкции на то Земского Собора и даже Боярской Думы. Спровоцированное нападение на Нарву позволило втравить русских в войну друг против друга. Как такое могло произойти?! Ответ прост. Русские люди хорошо видели, что творится на Руси при Иване IV, что такое опричнина. Они не могли не восстать против этого. А ТИРАНЫ ВСЕГДА ВТРАВЛИВАЮТ НАРОД ВО ВНЕШНЮЮ ВОЙНУ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАЗВЯЗАТЬ СЕБЕ РУКИ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ТЕРРОРА. Что и сделал коварный русский правитель.

Последствия этого оказались страшными. Литва объединилась с Польшей. Польский король Сигизмунд (бывший и князем литовским) воспользовался этим для реализации своих (конечно же, мнимых) геральдических прав. Он был литовского происхождения, но уже и поляк. Оттого он просто подарил литовские земли Польше. Русские пытались противодействовать этому, но тщетно. И тут началось самое тяжкое время для Белой Руси.

Знать поглотили окончательно. Пуцины, Глебовичи, иные великие белорусские фамилии стали католическими и - через культурное поглощение - поляками. Русской знати в Белой Руси не осталось. Ее уничтожали и на территории Малой Руси, то есть на земле нынешней Украины. Но на территории последней проходила граница с Дикой землей, татарскими, а следовательно по вассальной присяге, турецкими землями. Оттуда наступали вороги, но на нашей территории зато оставались "люди с саблями". Они были шляхтичами с польской точки зрения, но шляхтичами особыми. То есть, иностранной экспансии в Малой Руси противостояли интеллектуальная сила киевских братств, финансово-ремесленная сила братств мещанских, а также воинская сила - казаки. Не граничавшая с Диким полем Белая Русь этого не имела (и прежде всего военной силы). А значит, в Белой Руси остались лишь "хлобе".

 

Дальше - уния.

 

Она "повалила" после 1596 года. Как говорится, мало никому не показалось. Спустя всего лишь три десятка лет, и под защитой казацких шашек иерусалимский Патриарх Феофан восстановил русский православный епископат в Малой Руси. А вот в Белой его некому было защитить. В 1653 году гетман Хмельницкий умоляет Россию принять его в подданство, что и происходит по решению Земского собора. Что же происходит в это время в Белой Руси? Увы, там нет достаточно влиятельных сил, чтобы пойти по малоросскому пути. А ведь Россия была в военном отношении тогда уже куда мощнее Польши, могла легко ее "побить". Но не было для присоединения Белой Руси внутренней опоры в ней самой -  прежде всего знати. Самое страшное, что на тот момент удалось сделать лютым врагам православного русского народа - это лишить Белую Русь какой бы то ни было национальной элиты...

Поистине можно сказать: если народ не хочет кормить свою знать, он будет кормить чужую. Белорусы уже с XVI века к несчастью для себя начали кормить чужую интеллектуальную силу.

 

Белые манкурты

 

Россия в войнах с Польшей добивалась успехов, однако этими успехами пользовались в основном малороссы, причем иногда в ущерб великороссам. И никогда военные победы ничего не давали белороссам. К несчастью своему, Белоруссия вернулась в состав России только в результате трех разделов Польши. Вообще-то, в этих трех так называемых "разделах Польши" заключается неверный термин. Разделы начала Австрия, а не Россия, захватив русскую Галичину. Россия вынуждена была вмешаться, принять участия в разделительных акциях, дабы не отдавать своей территории! По всем пресловутым разделам Россия не получила НИ КЛОЧКА ЧИСТО ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ. По первым двум наша страна получила только русские земли (белорусские - по второму). По третьему разделу Россия приобрела нерусскиие земли, но это были этнически литовские территории.

И все же, наконец, белорусские земли попали в состав России! Это случилось в 1796 году, уже в царствование императора Павла I. Но что из того? К этому моменту российские власти прониклись феодальным духом Запада. Как ни был благороден император Павел, он считался с дворянскими привилегиями. Если в Малой Руси православные дворяне сохранились, то в Белой они либо ополячились либо были физически уничтожены. Остатки белорусской знати сошли на нет уже благодаря российскому влиянию, точнее говоря, тому, что католическому беспределу в Белой Руси никто ни в какой мере не подумал препятствовать.

Можно сказать и так. Из-за вышеназванной потери национальной элиты Россия получила под свое крыло часть по сути своего народа, которая сама не знала, чья она часть. Во второй половине XIX века при ревизиях, которые проводились российским имперским правительством в целях сбора налогов, многие белорусы на вопрос о своем происхождении отвечали: "Мы -тутэйшие". То есть, тутошние, здесь живущие, ибо уже не знали, кто они и откуда. Что они - РУССКИЕ ЛЮДИ.

Впрочем, парадокс заключается в том, кое-чего тут образовалось положительного. Скажем, навязать белорусам чужой литературный и политический язык, как навязали галичане украинцам, не представлялось возможным. Белорусский литературный язык - полная фикция, белорусы везде и всюду говорят по-русски, естественно с сохранением разного рода диалектных отличий. Но диалекты, они и в Великороссии - диалекты.

 

Взывающее к единству

 

История, увы, не научила белорусов защищаться. А бытие XX века для них оказалась поистине страшными. Опять возник призрак Великого Княжества Литовского: несколько месяцев просуществовал Литбел - Литовско-Белорусская Федерация, одно из жутких порождений революции 1917 года. Он благополучно развалился, но ведь был! Достаточно сказать, что западные области многострадальной Белоруссии были в 1920 году отторгнуты Польшей, "изнасилованы" последней, в чем поляки, надо заметить, никогда и нисколько не каялись. Что это было на практике?

Начать с того, что поляки уничтожили почти все православные храмы. Польша поощряла любые акты террора, любые выступления против православных белорусов. Если, допустим, вдруг татарин  или еще кто "вошел в конфликт" c белорусом, всегда и безусловно прав был татарин. Вот надпись на одном из надгробий: "Алексадер Попенюк. Замучан жидами в лесу 12 января 1932 года". И это - документ из Жировичей, что близ никогда не закрывавшегося православного монастыря. В каких же условиях жили тогда православные белорусы, если рядом с их святыней могли творится столь беспредельные вещи!

Возникает, разумеется, естественный вопрос: как на все это реагировала Белоруссия, ее народ?

Они этого не приняли. Никогда не соглашались принять. Но - очень тихо. Доказательством тому может служить следующее. Если в Восточной Белоруссии (бывшей в составе СССР) на русского в принципе не обращают внимание, то в Западной, скажем, в Слониме, на него обращен всегда особый взгляд. Потому что освободитель. Потому что свой. Советское тут ни при чем, разумеется. Напротив, православное, родное греет - неубиенное и взывающее к единству. Что делить-то?

Особая тема - взаимоотношения славян, ветвей некогда единого народа. Дико, когда начинают драться братья, но сегодня это - реалии настоящего, к тому же искусно подогреваемые сторонними силами.

Втравить белорусов в борьбу против великороссов почти никогда не удавалось. Да, они сражались с нами в битве при Орше в 1514 году, во время польского восстания 1831 года. Однако в период польского восстания 1863 года таких уже не было - история все же чему-то да учит. Хоть и без знати, хоть и под польскими панами, подавленные, белорусы все же оставались (и начинали чувствовать себя на новом витке истории) РУССКИМИ ЛЮДЬМИ. Во время же польского владычества в XX веке это вообще проявилось очаровательно: в любой белорусской школе в начале учебного дня положено было петь польский гимн. И как его пели! "Еще польско не сгинэло али сгинуть муси, но погибнуть должна..." - пели по-польски белорусские школьники.

Польша еще не погибла, но - должна! Белорусы оставались русскими людьми и верили, что час освобождения от рабства (а именно так они понимали свое пребывание "под поляками") неизбежно придет.

Если ныне живущим поколениям малоросов удалось внушит, что они - другая, отличная от русских нация, то белорусы в это так и не поверили. Да, они воспринимают себя белыми россами - но на том уровне, как костромич видит себя костромичем, а ярославец - ярославцем и уж тем более, скажем, донской казак представляет уникальность своей "донской казачести".

В этом смысле, что нам, великороссам, с ними делить?! Нечего. У нас все свое, общее, родное.

И это - факты истории и современности, а не какая-то дурная патетика.

 

Кто же выступает против России?

 

Однозначно, что все те, кто стоит в этой шеренге и кого белорусский народ отторгает естественным образом - люди отличной от православия конфессии. Говоря проще и точнее - католики. Поздняк, Гриб etc -  все они католики, люди, воспитанные в литовско-белорусских областях. Стоит напомнить, что Сталин усугубил ситуацию тем, что подарил два района Белоруссии Литве. То есть католикам. В российско-белорусских отношениях, их возможных противоречиях нет этнической проблемы - это надо подчеркнуть. Есть проблема вероисповедания - отсюда растут уши всех националистов-врагов России, деэтнизированных, возможно, и лично неверующих, но "спонсируемых" католиками, агрессивно настроенными по отношению к православным-великороссам. Белорусский националист сегодня - это непременно костельный поляк, то есть по историческому признанию Польши, белорусский холоп (сволочь, одно слово), который ходил в костел и лишь в следующем поколении мог быть признан настоящим поляком.

И Шушкевич не случайно - костельный поляк, подписавший Беловежские соглашения, прошел две фазы - был сначала ополячен, потом окомуничен. Партийный персонаж, который не имел реальной народной поддержки и улетевший в небытие при первых же реальных дуновениях истории. Но, проходимец, - оказался в нужный момент в нужном месте (для себя, разумеется).

Теперь белорусы дивятся: что за монстра мы нагрели у себя на груди?! Но так случилось! Приходится расплачиваться за историческую бесцеремонность со своей национальной знатью, элитой - как угодно это назвать.

Что сегодня, что дальше?

Да, Лукашенко. Вроде, правильно мыслит, близок к народу. Но - опять не то.

Почему? Да потому что нынешнему президенту белорусов элементарно не хватает культуры, исторических знаний. Нет должной команды, настоящих квалифицированных советников. Нет видения современного мира, его многослойных реалий - отсюда пародия на патриотизм, государственность, претензии на "отца нации"...

 

... Что же в итоге означает утрата Белоруссии для России?

Есть разница между утраченными частями. Если Тува, Туркестан, Кавказ (в том числе и Северный Кавказ за исключением казачьих областей), Молдова (то есть, собственно правобережная Молдавия), и, наконец, большая часть Прибалтики - это части Российской империи, то Казахстан, Бессарабия (то есть, то, что мы сегодня почему-то называем Левобережьем, Приднестровьем), Украина, Белоруссия и Лотгалия - это части коренной России. Особое положение Белоруссии в этой ситуации - в том, что она сама не возражает против восстановления исторической справедливости и там нет реальных сил, которые могли бы ему противодействовать. Кроме, по сути дела, иноземцев или, по крайней мере, иноверцев.

На решение проблемы нужно, на мой взгляд, этак ... недели две. Но при условии, что в России появилось бы действительно русское правительство, русская исполнительная власть. Не сочтите это за экстремизм - не надо подтасовок, господа!

Просто с Белоруссией России не о чем смертно спорить - как не о чем делать это в одной семье (приходится извиняться за слова, дискредитированные в Советском Союзе).

Ну не Белоруссии же претендовать на смоленщину (она исторически - ее). И не нам, великороссам, грозить белорусам (самим себе!) какими-то экономическими санкциями.

Если мы, разумеется, не хотим тем самым крепко порадовать действительных врагов русской нации.


Реклама:
-