А. Малинин

 

Скороспелые заметки

в связи с известными трагическими событиями

 

Честное слово, не стал бы ничего писать, если бы не восхитительная программа "Намедни", показанная каналом НТВ вечером 27 октября 2002 г. и подводящая итоги известным трагическим событиям. Леонид Парфенов, "Намедни", НТВ, прочие патриотические СМИ (других в России не было и нет) подвели итоги для миллионов телезрителей, слушателей и читателей, а мои заметки вряд ли кто-нибудь прочтет, однако вынужден прописать: с итогами, как они подведены ведущими электронными СМИ России, нельзя согласиться. Как и с освещением событий 23-26 октября ошалевшими от свободы слова российскими СМИ и большинством "лидеров общественного мнения", заполнявшими собой эфир и печатные полосы. Из трагических событий 23-26 октября лучшие умы Отечества делают (кто в лоб, кто экивоками) вывод о неизбежности, фатальной неотвратимости политического урегулирования в Чеченской республике.

В самом деле, сколько можно продолжать нескончаемую чеченскую войну, у которой, как оказалось к вящему ужасу тех, кто этого не понимал ранее, все мы ходим в заложниках? Пора, давно пора садиться за стол переговоров, начинать непростой, трудный такой переговорный процесс, подтвердить искренность наших намерений выводом войск с территории маленькой, но гордой республики, народ которой оказался непобедим. Все войны заканчиваются миром, и даже худой мир лучше доброй драки, тем более войны.

Ах, как хорош, как истинно восхитителен мир! Поглядите на Москву, где мирно и плодотворно сотрудничают многие тысячи представителей сотен своих и чужих этносов. В постоянно расширяющихся рамках воздвигнутой в Москве новой рыночной демократии и демократического рынка всем есть место: и таджикам, и азербайджанцам, и африканцам, и грузинам, и вьетнамцам (перечисляйте далее по списку из учебника этнографии или из справочника "Народы мира"). Это ли не прекрасно? Звучит энергично и в духе новомодной концепции принуждения к миру любой ценой.

Если б я был добрым, сытым иностранцем, проживающим вдали от дикой России, я, пожалуй, согласился с тем, что ведение переговоров, немедленное прекращение войны, вывод войск — наилучшее решение проблем. И что эта Россия привязалась к несчастным горцам? Зачем она плодит вдов, сирот, инвалидов и шахидов? Экая она корявая и бессмысленная. Даже демократия, утвердившаяся в ней в октябре 1993 года, нимало ее не исправила: все бы ей империю создавать, экспансией заниматься, угнетать другие народы, попирать их права и свободы.

Если б я был сытым, но злым иностранцем (разумеется, проживающим далеко от России), я бы, скорее всего, втихую, не нарушая норм полит-корректности, злорадствовал (так, как злорадствовали некоторые граждане РФ после 11 сентября прошлого года): поделом получили, неужто не знали, что насилие порождает насилие.

Интереснее мнение иностранца, хоть как-то включенного в жизнь России и в ней временно проживающего. Поэтому из всего поноса, который обрушили на меня родные СМИ за почти трое суток кошмара на улице Мельникова, выделю текст, произнесенный в программе Л. Парфенова корреспондентом "Санди Таймс" М. Франкетти. Этот достойный господин во время кризиса работал с полной отдачей и даже ходил на встречу с террористами, инфернальная решимость которых произвели на англичанина должное впечатление. Так вот, г-н Франкетти объяснял, что за годы чеченских войн выросло поколение чеченцев, жаждущих убивать русских. Лучше военных, но можно и гражданских (замечу, что таковое желание обычаем кровной мести не объяснишь). А дальше г-н Франкетти, нимало не замечая противоречия в своих суждениях, сделал вывод о необходимости переговоров. Что поделать — иностранец…

Полагаю, что на уровне констатации фактов М. Франкетти совершенно прав. В том же выпуске "Намедни" были пронзительные кадры: чеченские женщины вполне зрелых лет (т.е. выросшие до последних чеченских войн) выражали готовность присоединиться к группе М. Бараева. На следующий день НТВ представило совсем свежие кадры, отснятые в одном из лагерей для беженцев: чеченки заявляют о готовности последовать примеру Бараева и ни в какую Чечню возвращаться не собираются до тех пор, пока им не гарантируют безопасность. Это как следует понимать? И какие из этого следует делать выводы? Как ни напрягаюсь, вывод о необходимости переговоров из этих обстоятельств никак не выводится.

С кем вести переговоры — непонятно. Чеченская жизнь устроена таинственным образом, и тот, кто полагает, будто переговоры с Масхадовым (Басаевым, Закаевым, Удуговым, Гелаевым и т.д.) к чему-то обязывают всех чеченцев (и каждого из них в отдельности и персонально), ничего в жизни чеченского общества не понимает. И при попытках ведения переговоров попадет в ловушку имени покойного А. Лебедя и здравствующего И. Рыбкина.

Вести переговоры не с кем. Когда России предлагают вести переговоры, то, вероятно, имеют в виду какие-то совсем уж необычные, небывалые, прецедента не имеющие и невообразимые переговоры, в процессе которых каждый отдельно взятый россиянин уж как сможет, так и договаривается с каждым отдельно взятым чеченцем (и чеченкой, а также с детьми их). Причем выходит на эти переговоры с чистым сердцем, светлою душой, без оружия и в одиночку. А чеченцы – оравой, с оружием, "на пути Аллаха" (ставлю эти слова в кавычки, чтобы не оскорблять ислам) и с помыслом зарезать русского как барана. Не сегодня, так через год. Отчего так, почему, зачем — всего этого сторонники переговоров нам объяснить не могут, но переговоров требуют.

Далее, из передачи "Намедни" во всей ее целостности следует, что существует неразрешимый чечено-русский конфликт. Вы пересказываете чеченцу "Хаджи-Мурата", а тот думает: "Какого чеченца вы, русские сволочи, убили. Так получите же за ваши злодеяния сполна, захлебнитесь своей гнилой кровью". А у чеченцев слов (мыслей) на ветер бросать не принято: подумал/сказал — сделал.

Сторонники переговоров немедленно скажут, что таков уж чеченский менталитет, с которым надлежит считаться во имя мира. На что такой мир будет похож, сторонники переговоров не рассказывают. И правильно делают. Уж больно неприглядный мир получится из таких переговоров. Положим, русский готов не рассматривать чеченца как врага, но из миролюбия одной стороны миролюбие другой стороны никак не следует. Дальше остается гадать, когда чеченец почувствует, что он "на пути Аллаха" и не может более терпеть русскую сволочь, но должен убрать эту скверну с лица земли.

Сейчас уже очевидно, что среди террористов М. Бараева были чеченцы, давно проживавшие в Москве, обеспечившие совершение теракта и до последнего момента никак не выдававшие своих намерений. Кто может поручиться, что таких людей среди живущих в России чеченцев не осталось? Кто может поручиться, что ни у кого из живущих в России чеченцев в будущем не случится приступ непреодолимой ненависти к русским?

Никто не может в этом поручиться? Как это — никто? Но если никто поручиться не может, то надо либо благородно и безоговорочно капитулировать перед гордой Ичкерией, либо изолировать таких пассионарных чеченцев от таких квелых русских.

Выбор-то невелик. И его следовало сделать в первые 24 часа после захвата заложников. Вместо определенного выбора из двух вариантов нам стали показывать благородных московских чеченцев, готовых заменить собою заложников, и предупреждать, чтоб мы не допускали проявлений межнациональной вражды и экстремизма по отношению к братскому чеченскому народу. Не то нам так врежут всей мощью государственной власти, что не зарадуемся.

Простите, но тут что-то не так. Что-то не сходится. Если государственная власть в многоэтничной стране не может гарантировать пристойного поведения одного этноса, то она не должна брать этот этнос под защиту. И не надо говорить о том, что нет преступных народов. Я с этим пронзительным лозунгом совершенно согласен. Но еще раз спрашиваю: власть способна если не заранее выявлять накатывающие на чеченцев приступы ненависти к русским, то хотя бы быстро их купировать с минимальным вредом для остального населения?

Мне могут сказать, что я требую от нашей власти невозможного. Ну как она может знать, что творится в потемках светлой души каждого чеченца? Понятное дело, никак. Моя претензия равносильна требованию того, чтобы наша власть заблаговременно узнавала, кто из русских замыслил какое преступление или кому из ее граждан не хватает носков-мыла-хлеба-мяса-книжек-игрушек. Какие-то немыслимые требования я предъявляю нашей власти. А если вдуматься, так даже преступные.

Но, ведь если вдуматься еще дальше или глубже, возникает вопрос: каким же образом власть собирается оказывать адресную социальную помощь, ежели она понятия не имеет (и, по определению, не может его иметь) о том, у кого в чем нужда? А ведь власть клянется, что перейдет к политике, основанной на адресной социальной поддержке. И перейдет. Дайте только срок.

Что же касается русских и чеченских злоумышленников, то разница здесь чисто статистическая, но существенная. Какую часть чеченского народа составляли Бараев со товарищи? А искренне сочувствующие ему? А могущие внезапно, под воздействием чеченского менталитета ощутить те же неодолимые позывы? Прошу отметить: я не воспеваю раскрепощение низменных, первобытных инстинктов, не призываю к погромам. В обществе инстинкты должны быть обузданы. Но не подавлены. А нам подавляют главное - инстинкт самосохранения. Подавляют всей мощью государственной власти, называющей себя российской.

Нас убеждают: вам вредно и смертельно опасно жить бок о бок с чеченцами. То же самое справедливо и в отношении чеченцев, которые милы, гостеприимны, учтивы с кем угодно, кроме русских, провоцирующих у них дикие психические срывы. Но разве инстинкт самосохранения не требует введения жесткой сегрегации? Власть, средства информации ее не вводят и уговаривают нас, что добрососедство с чеченцами нам только на пользу. Правда, пользу показать не могут (вместо нее показывают Бажаева и Джабраилова), ну да не их, московских бедолаг, это дело — кому-то что-то доказывать, перед кем-то отчитываться.

Россия — не первая и не единственная страна, сталкивающаяся с необходимостью ограничивать гражданские права определенных этнических групп. Возьмем оплот демократии, США. В декабре 1941 г. махонькие такие японские самолетики разбомбили Пирл-Харбор. Даже не Вашингтон, округ Колумбия, не Чикаго и не Сан-Франциско, а всего лишь военно-морскую базу на далеких, неправедно захваченных США Гавайских островах. И что сделал оплот демократии? Быстренько переместил всех проживавших в США японцев и имевших японцев в роду до третьего, кажется, колена в фильтрационные и концентрационные лагеря, где многие безвинно интернированные крючились до конца войны на Тихом океане. Перестали ли США после этого злодеяния быть оплотом демократии? Признало ли после этого мировое общественное мнение Ф. Д. Рузвельта садистом? Было ли перемещение сотен тысяч человек за колючую проволоку преступным деянием? Или всего лишь мерой разумной предосторожности? Оградившей, прошу заметить, этнических японцев от спонтанных проявлений инстинкта самосохранения, который присущ любому живому организму, в том числе народу. Мне скажут: ты бы еще из более древней истории пример выдрал. И вообще никакой второй мировой войны не было.

Для кого-то, может, и не было, для меня была. Я даже Троянскую войну не отвергаю как событие мифическое, но дело не в этом. Можно привести пример из совсем недавней истории той же образцовой демократической державы. После 11 сентября прошлого года арабам и мусульманам в США пришлось несладко. Были и аресты без видимых причин, и содержание под стражей до выяснения обстоятельств, и полицейские досмотры. До крайностей не дошло, во-первых, потому, что атака не повторилась, во-вторых, потому, что за выходцами из арабских стран и мусульманами американские власти давно уже приглядывают и имеют приблизительные представления о том, кто есть кто. Не говорю уж о склонности американцев к тому, что у нас называют "стукачеством": сосед, заметив необъяснимые, с его точки зрения, странности в поведении соседа, непременно поделится своими наблюдениями с кем надо. А кто надо непременно примет свои меры.

Мой вывод прост. Если власть не может гарантировать безопасность большинства подчиненного населения от меньшинства населения, достаточно четко идентифицируемого по этническому принципу, то она, т.е. власть, обязана принять меры по обеспечению безопасности большинства, изолировав меньшинство в пространстве. Да, это означает его  ущемление прав и свобод. Но ущемление временное. До полного выздоровления меньшинства от опасных подвывихов присущего ему менталитета. Альтернативой этой мере станут спонтанные проявления инстинкта самосохранения, ответственность за которые ляжет не на конкретных Вась, Петь, Аркаш, Дусь и Марусь, а на власть, пренебрегшую своей главной и неотменяемой обязанностью обеспечивать безопасность.

Уже после разрешения кризиса с заложниками органы МВД сообщили, что задержали лиц, подозреваемых во взрыве машинки "Таврия" у "Макдональдса", а также бравых ребят, имевших при себе боеприпасы, взрывчатку и план подъездных путей к Курскому вокзалу. Угадайте с трех раз, какого роду-племени задержанные. И если вы начнете думать о том, что этих людей "заела" война (среда, порывы страсти, расположение светил, циклы солнечной активности или иные неподконтрольные человеческой воле силы), то вы — на правильном пути. В ад.


Реклама:
-