Пора избрать путь[1]

 

Завершился ХХ век. Век, - трагический для России. Ни одна другая страна не прожила столь долгий срок в условиях тоталитаризма. Ни один народ мира не сражался так долго и упорно со всем, именуемым Богом и святынею, как наш народ. Но и не многие нации в ХХ веке испытали столько страданий, сколько испытал русский народ, понимаемый не в узко этническом, но в гражданском смысле. Все этносы России понесли колоссальные утраты за годы советской власти, лишившись своей религиозной, политической и культурной элиты, своих наиболее честных, принципиальных и деятельных представителей, своей истории, запечатленной в памятниках литературы и материальной культуры. Конечно, и в коммунистические десятилетия люди любили и верили, творили и радовались, но всегда вопреки тлетворной, стремившейся всё подчинить себе силе богоборческого и человеконенавистнического строя, в сознательном или бессознательном противлении ему.

Семьдесят пять лет наложили на духовный облик народа России такой отпечаток, который, быть может, не сотрется на протяжении еще многих десятилетий. Но, хуже того, за многие поколения люди срослись с советским режимом, забыли о масштабе понесённых утрат и начали воспринимать коммунизм чуть ли не как русскую национальную идею. Мало того, и во всем мире «советскость» отождествилась с «русскостью». Однако привыкание к тяжёлой болезни не приближает исцеление от нее. Напротив, оно особенно опасно, так как уменьшает желание выздороветь.

И вот результат - после завершения в России коммунистического эксперимента прошло уже двенадцать лет, однако мы до сих пор не определились в своем историческом пути. Что такое Российская Федерация как государство? Каково ее реальное положение в мире? Кто ее союзники и соперники? Чем определяются ее границы? Как соотносит себя нынешняя страна с коммунистическим 75-летием и со всем тысячелетним опытом российской государственности? Какова стратегия страны в ХХI веке? Ни по одному из этих вопросов ни у власти, ни у общества ясных и единых позиций нет.

Потеря исторических и государственно-правовых ориентиров ведет к утрате  норм морально-нравственных, наносит непоправимый ущерб психическому состоянию народа, опустошает его душу, развращает молодёжь, обессмысливает общественную жизнь, лишая ее идеалов. В этом – одна из коренных причин катастрофического падения рождаемости, слабости семейных устоев, психологической установки очень многих людей не на жизнь, а на смерть.

Мы уверены, что возрождение России может произойти только если наш народ осознает советский период истории как пагубный, безнравственный и внезаконный, если обратит свои  помыслы и силы на восстановление преемства с настоящей российской государственностью, уничтоженной в огне гражданской войны 1917-1922 гг. Ведь нынешняя Россия политически и юридически отрезана от своего тысячелетнего исторического наследства и является продолжательницей советского государства. Такой вывод вытекает из следующих взаимосвязанных фактов:

Первое. Российская Федерация объявила себя правопродолжателем СССР – государства, созданного в непримиримой борьбе с исторической Россией и построенного на её тотальном отрицании. Таким образом, нынешняя Россия, произвольно названная так в Законе РСФСР от 25 декабря 1991 года, строго говоря, Россией не является. Правовая система РФ строится на советском противоправном фундаменте. Все законы СССР и РСФСР, если они не замещены новыми, сохраняют свою силу в сегодняшней РФ, но ни один закон России дореволюционной в ней не действует. Это безусловно, свидетельствует о том, что РФ – не возрожденная Россия, а продолжение коммунистического режима, уничтожившего Россию и отменившего декретом СНК от 22 ноября 1917 г. всё национальное русское законодательство. К тому же, дух советского «права» – дух презрения к человеческой личности и всесилия власти – пронизывает всю постсоветскую законодательную и правоприменительную практику – будь то судебная, полицейская или чиновничья. Нынешний российский правоприменитель оказывается зачастую ничуть не лучше правоприменителя советского.

Второе. Не получил должной моральной и исторической оценки большевистский режим и весь период истории СССР. Преступления большевиков не осуждены, и акт всенародного покаяния за прямое или косвенное соучастие в них, за непротивление им так и не имел места. Это значит, что не произошло и всеобщего самоочищения, которое является непременной предпосылкой духовного и нравственного возрождения. Русскость, в гражданском смысле слова, из национального самосознания не вытеснила советскость. Более того, нет даже признаков начала движения в этом направлении.

Третье. В основе экономических и имущественных отношений в Российской Федерации лежит признание законности советской «общенародной» собственности, которая в течение 12 последних лет была «приватизирована», как если бы она была и в самом деле «ничейной». Но на чем основана эта советская собственность? На частной собственности, экспроприированной большевиками у множества владельцев, потомки которых и составляют население нынешней России, ближнего зарубежья (пространств исторической России) или являются эмигрантами, отцы и деды которых были вынуждены покинуть отечество. Раздав «общенародную» собственность новым владельцам и не вспомнив о правах старых (или их потомков), государственная власть РФ продемонстрировала, что она генетически связана именно с советским режимом, конфисковывавшим собственность, начиная с 1917 г., и не имеет ничего общего с российским государством, эту собственность гарантировавшим и охранявшим.

Нынешнее государство не признало прав собственности и за теми десятками миллионов людей, которые, при советской власти, повинуясь прямому насилию или крайней нужде, были вынуждены бесплатно или за бесценок строить заводы, энергетические объекты, дороги, мосты, создавать иные  материальные ценности, которые сейчас приватизированы. Ни они, ни их потомки не получили никаких имущественных прав или компенсаций за свой труд. И здесь нынешняя власть демонстрирует свою генетическую связь с репрессивным советским государством, поскольку не только не восстанавливает попранную им справедливость, но и продолжает по своему усмотрению распоряжаться плодами подневольного и недооплаченного труда миллионов людей. Стало быть, эти люди для него, как и для советского государства, - не более, чем «лагерная пыль».

Четвертое. С точки зрения культуры и государственной символики, Российская Федерация также демонстрирует преемственность не с дореволюционным русским, а с советским периодом. Города, поселки, улицы, предприятия, станции метро продолжают носить имена советских партийных и государственных деятелей или революционных феноменов, монументальные изображения советских лидеров повсеместны в сегодняшней России. При этом исторические события и явления, а также деятели антисоветского сопротивления практически не воплотились за 12 лет ни в топонимике, ни в формах городской скульптуры. На смену советской идеологии, отрицавшей положительный образ и даже смысл дореволюционной России и воспевавшей не ее созидателей, а разрушителей, не пришла идея воссоздания России, до основания разрушенной большевиками, воссоздания не искусственного музейного, а живого и подлинного. Потому и патриотизм у нас сегодня не здоровый, что в головах и сердцах людей перепуталась любовь сразу к двум всецело отрицающим друг друга отечествам – СССР и России, а для нынешней власти всё советское – органически родное, а всё дореволюционное – только полуфольклорный декор.

Пятое. Пространственно нынешняя Российская Федерация (РСФСР) – отнюдь не Россия, а неведомое никому доселе государственное образование, скроенное сталинскими картографами. Подмена России «РСФСРом», т.е. осколком СССР (пусть и самым большим), – величайший и беспрецедентный обман. Добровольно ограничив Россию пределами РСФСР, нынешняя власть также продемонстрировала свою генетическую связь с советской государственностью.

Строить современное Российское демократическое государство с соревновательной рыночной экономикой, с заботой о правах человека на советском тоталитарном основании невозможно. Советчина неизбежно будет искажать и отторгать и уже искажает и отторгает все здоровые преобразования, превращая демократию в олигархию, гражданские свободы – в бандитский произвол, а рыночную экономику – в безудержное разворовывание богатейшей страны.

Восстановление российской идентичности может произойти только в результате решительного разрыва с идентичностью советской и возвращения к преемственности с исторической Россией, в первую очередь во всех пяти названных сферах – государственного права, гражданской нравственности, отношений собственности, исторических идеалов и государственного пространства. Надо четко и недвусмысленно объявить права нынешней России на ее тысячелетнее историческое наследство, и это откроет широчайшие перспективы для  возрождения нашего Отечества.

Во-первых, надо восстановить правопреемство с российским государством. Нет иного пути решения этой задачи, кроме как воссоздание в качестве основы нашей государственности и правопорядка Основных государственных законов 1906 г. и всего законодательства России, существовавшего на 1917 г. и, соответственно, признание советского законодательства ab initio vitiosum (от начала порочным) и не соответствующим базовым принципам права.

Конечно же, отказ от советского права вовсе не означает, что нужно немедленно отменить все правовые акты советского периода и тем ввергнуть наше общество в анархию. Мы далеко не первыми избавляемся от коммунистического правового фундамента. До нас это успешно проделали страны Центральной и Восточной Европы. И всякий раз в этом процессе огромное значение имел переходный период, когда постепенно происходила подстройка к духу и букве национального докоммунистического законодательства правовых реалий сегодняшнего дня. Твердо сказав, что нашей нынешней основой является правопорядок, уничтоженный большевизмом, и прежде всего Основные государственные законы 1906 года, Россия сможет опереться на национальный правовой фундамент. Опереться как на его дух, так и на те многочисленные нормы, содержание которых далеко не устарело.

При этом, ныне действующая Конституция 1993 года может стать хорошей переходной формой от советского псевдо-права к российскому праву, а многие из законов, разработанные и принятые после 1991 г., безусловно окажутся крайне необходимыми при адаптации дореволюционного российского права  к потребностям сегодняшней России. В таком процессе правовые акты советского времени, которые не противоречат национальному правопорядку, могут признаваться законными в возрожденной России.

Во-вторых, через акт всенародного покаяния, аналогичный покаянию немецкого народа в преступлениях нацизма, мы сможем наконец-то дистанцироваться от преступлений советского времени, освободиться от их власти над нами. Понятно, что такое покаяние – не столько религиозный, сколько гражданский акт, предполагающий признание пропаганды коммунистической идеологии и попыток оправдания преступлений большевизма против человечества - преступными деяниями. Напротив, борьба с большевизмом, противостояние коммунистическому режиму наконец-то будут признаны действиями, достойными уважения, подражания и признательности потомков.

В-третьих, если мы желаем в основание хозяйственных отношений положить принцип уважения к частной собственности, то для этого необходимо восстановить в той или иной форме (практические решения – дело специалистов) имущественные права, существовавшие на момент большевистских грабежей, то есть провести реституцию собственнических прав. И опять же, опыт освободившихся от коммунизма стран Восточной Европы дает нам множество примеров решения этой задачи. Но в какой бы форме ни проводилась реституция - непосредственным возвращением недвижимости, возмещением вложенных предками трудов и сил, ценными бумагами предприятий, государственными обязательствами или как-то иначе, — она приведет к моральному оправданию частной собственности в глазах общества, к увеличению слоя достаточных собственников и к общему оздоровлению хозяйственного и политического климата страны. В России, где в невиданных масштабах в десятилетия большевистской диктатуры использовался подневольный и недооплаченный труд, потомки должны также получить справедливые компенсации за труд предков или акциями построенных ими предприятий, или специальными пенсиями.

В-четвертых, разрушители исторической России, а порой и кровавые палачи русского народа не должны далее занимать в «монументальной пропаганде» и топонимике место, которое во всех странах принадлежит национальным героям, на образах которых воспитываются новые поколения. Мы должны сменить имена и образы советской пропаганды на те имена, которые действительно достойны подражания как величайшие деятели отечественной культуры, пламенные патриоты, созидатели и защитники России.

В-пятых, любая территория, входившая в состав России до 1917 г., должна получить возможность вновь актуализировать свое пребывание в ней, через обращение к правопреемству с дореволюционной Россией, при условии неукоснительного соблюдения всех признанных международным сообществом для подобных случаев демократических процедур (референдум и т.п.). Пока же следует заявить, что в отношениях со всеми государствами, в том числе и с теми, которые возникли на обломках исторической России, мы будем исходить из общепринятых принципов международного права, и в частности, из универсального принципа pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) с неотъемлемой оговоркой rebus sic stantibus (при существующем положении вещей). Такая декларация позволит, оставаясь в рамках международно-правового поля, не закрывать вопрос о восстановлении территории исторической России, если того пожелают те или иные народы, входившие в ее состав.

Российская Федерация не смогла еще в полной мере интегрироваться в систему международных отношений и обеспечить максимально благоприятные внешние условия как для решения своих внутренних проблем, так и для участия в становлении нового миропорядка. Императорская Россия воспринималась Европой в качестве своей важнейшей органической части. А современная РФ Европой отторгается. Мировое сообщество относится ныне к России так, будто у нее за плечами не 11 столетий государственности, а всего 11 лет. Это происходит потому, что мир до сих пор не доверяет «новой» России, видя в ней наследницу тоталитарного агрессивного СССР.

Только если Россия решительно завершит процесс полной десоветизации, возвратится к правопреемству с государством, существовавшим до 1917 года, признает попранные большевиками имущественные права, - она получит шанс стать неотъемлемой частью мирового сообщества, внести свой вклад в формирование нового, более справедливого и нравственного миропорядка, а прежде всего окажется предсказуемой и понятной для самих ее граждан и привлекательной для населявших когда-то Россию народов.

Перейти наконец от красивых слов к конкретным трудам по восстановлению Российского Государства, разрушенного большевиками (и либералами), - в этом мы видим главную национальную задачу нашего народа.



[1] Настоящий документ, по содержанию соответствующий декларации, подготовлен группой московских интеллектуалов осенью 2002 года и, по мнению редакции «Золотого льва», представляет определенный интерес. Прежде всего благодаря тому, что он ставит перед читателем целый ряд актуальных для русского общества вопросов, которые на протяжении многих лет либо замалчивались, либо на них давались ошибочные или заведомо неправильные ответы. Содержание этой декларации отнюдь не безупречно. На многие поставленные ею вопросы можно реагировать по-разному, даже находясь с ее авторами на одной идеологической платформе. Она скорее всего все же не руководство к действию, а повод для дискуссии. Собственно говоря, ее появление на страницах «Золотого льва» как раз и обусловлено такой дискуссией. С декларацией «Пора избрать путь» полемизирует статья «Самое трудное – найти свой путь» (Ред).


Реклама:
-