Ю.И. Капитонов

 

И даже могила их не исправит

 

Телевидение РФ весьма своеобразно, мягко говоря, отметило 60-летний юбилей Сталинградской битвы.

Канал ТВС, находящийся под патронажем Примакова и Вольского, которых почему-то причисляют к патриотам и государственникам, демонстрировал на протяжении трех дней фильм «Сталинград», в котором на фоне военной кинохроники главным образом ветераны Вермахта, вообще-то неплохо сохранившиеся и преуспевающие, расписывали, как тяжко пришлось немцам во время Сталинградской битвы и особенно после того, как они попали в окружение.

Затем канал ОРТ, которым заправляет некий субъект по фамилии Эрнст, показал фильм о Паулюсе, состоящий из фрагментов предыдущего фильма, где авторы вовсю старались разжалобить русского зрителя драматическими переживаниями, которые претерпел плененный немецкий фельдмаршал до, во время и после капитуляции.

Канал «Культура», патронируемый министром-шоуменом Швыдким, выпустил в эфир фильм «Плен генералов», по названию которого нетрудно понять, кто являлся его главным героем – все тот же Паулюс и его незадачливые соратники.

Канал НТВ, телефилиал Газпрома, где главным администратором является некий Миллер из питерского клана, показал ленту «Последнее Рождество. Сталинград-42», в котором авторы сокрушались относительно прямо-таки нечеловеческих испытаний, выпавших на долю немецких солдат, окруженных «кровожадными сталинскими головорезами».

Гостелеканал РТР, политической глоткой которого является некто Сванидзе, неутомимо голосящий об угрозе русского фашизма, продемонстрировал две серии документального фильма «Непобежденные». Понятно, о чем печалились в нем. О потерпевших поражение немцах, так и не признавших себя побежденными. И в самом деле, не о русских же победителях надо было снимать и показывать картину, приуроченную, как было заявлено в программе, «к 60-летию Сталинградской битвы».

Канал ТВЦ, душой и телом принадлежащий московскому бургомистру, в документальной форме не произнес об этой битве ни слова.

Такой оказалась согласованная эфирная политика метровой теле-канализациции. Что касается ее дециметровых коллег, то все они, наверняка сговорившись, отделались более чем красноречивым молчанием.

Не лучше было и художественное вещание. Никому из телемагнатов, разумеется, и в голову не пришло, что накануне юбилея битвы, решившей судьбу войны, в которой погибло несколько сотен тысяч русских воинов, было бы уместно остановить грязный голливудский кинопоток. Ничуть не бывало. Он продолжал бушевать на экранах телевизоров в своем обычном режиме, занимая, конечно же, основное время.

Что же касается художественных фильмов, отражающих знаменательное в истории России событие, то отечественному кинематографу, как и следовало ожидать, было не до Сталинградской битвы. За 2002 год было произведено чуть ли не 100 фильмов, но на эту тему охотников не нашлось. И поэтому ТВ, как всегда, извлекало «забытые ленты».

Несколько серий из грандиозной эпопеи о Великой отечественной режиссера Ю. Озерова, снятых в 60-80-е годы, показало ОРТ, но не в первоначальной авторской версии. Фильмы демонстрировались в предельно изуродованном, искалеченном варианте, учиненном в 1993 году генералом Волкогоновым, ставшим после переворота 1991 года главным военным цензором. Канал «Культура» откликнулся на событие сначала показом двухсерийной ленты об адмирале Ушакове, а затем, словно в насмешку, фильмом-апологией о британском премьер-министре Черчилле, назвавшим как раз в 1942 году Россию «угрюмым, зловещим большевистским государством», «безнравственный режим» которого он «всегда ненавидел».   Не отстал и ТВС, утром выпустивший в эфир фильм «Варяг», по-видимому для того, чтобы в день Сталинградской годовщины отметить 99-летие вероломного нападения японского флота на корабли русской Тихоокеанской эскадры. И только РТР и ТВЦ выбрали более подходящие к случаю картины – «Горячий снег» 1973 года и «Солдаты» 1956 выпуска. Вот только посмотреть оба этих фильма зрителю было невозможно. Телеканалы их демонстрировали одновременно.


Реклама:
-