А.Богословский

 

Нужны ли России дискуссии о евразийстве?

 

Жаркие споры и чувство реальности

 

Дискуссии о принадлежности России к той или иной части Света вспыхивают с такой регулярностью, что они давно должны были порядком всем надоесть. Общество отдыхает пару лет от споров и снова втягивается в бесплодные и жаркие интеллектуальные(?) сражения. Очевидно, подобная острота проблемы вызвана внутренним мироощущением, не связанным с географическим местонахождением страны. Иначе, например, общество Исландии обязано было буквально истощить себя Евро-Американским вопросом (страна культурно и исторически связана с Норвегией, но географически ближе к Америке). Или представим страдания турок, живущих по обе стороны Босфора. А евреи-израильтяне?

Нам кажется, что если мы решим этот вопрос, что-то изменится. Хорошо, допускаю, что-то может измениться (на уровне иллюзий) в нашем мироощущении. А реально? Реально ничего не изменится. Самая главная ошибка – думать, что здесь что-либо в нашей власти. Не нам решать вопрос о принадлежности России к той или иной части Света. Более того, еще вреднее подыгрывать кому-либо своими суждениями. Россия не может быть Европой, потому что принадлежность России к Европе сами европейцы обставляют массой оговорок, отмечая (и вполне обоснованно) такие особенности России, как ее периферийность по отношению к Европе, православие, слабость демократических традиций, влияние Азии и т.д. и т.п. Россия, с другой стороны, не может быть Азией, потому что народы Азии, в полном соответствии с азиатскими традициями, не воспринимают отношение России к себе самим как естественное. Вспомним хотя бы поведение г-на Шеварднадзе, да и рядового населения Грузии в отношении Чечни. Кстати, подобный упрек можно в полной мере отнести и к европейским странам.

Все это означает для России практическую невозможность инкорпорироваться ни в Европу, ни в Азию, поскольку она подразумевает: а) психологическое принятие в число участников безо всяких оговорок, б) признание права на поведение в соответствии с традициями региона.

 

И не туда, и не сюда

 

Пора бы перевести проблему из разряда жгучих политических дискуссий в разряд спокойных академических обсуждений. Но этого не происходит. Возникает тема самодостаточности. Еще жестче ее можно назвать проблемой комплекса неполноценности, с которым и в Европе, и в Азии делать нечего. Действительно, по-европейски мыслящие люди не могут стремиться в Европу, если Европа их не принимает такими, каковы они есть, во всем их своеобразии. Не могут они стремиться и в Азию. Не к лицу по-европейски мыслящему человеку сдавать азиатским народам экзамен на адекватность мышления и поведения. Срабатывает киплинговский стереотип – Запад есть Запад, Восток есть Восток. Если же Россия – Азия, то почему сторонники евразийства не стремятся защищать свои интересы в ней если не с азиатской жесткостью, то хотя бы с жесткостью Израиля и Турции? Вместо этого евразийцы стремятся в Азию с идеей соборности.

 

Соборность – спасительная соломинка?

 

Идея соборности, конечно, существует в азиатском мире. Но существует она в двух «ипостасях». В виде реальной соборности, того чувства единства, которое не зависит от сиюминутных политических интересов и даже войн, время от времени вспыхивающих внутри определенной группы стран и народов. И в виде надуманной, иллюзорной соборности внутри реального или гипотетического объединения. Такие объединения, как правило, непрочны и конфликтуют с тем реальным чувством единства, которое уходит корнями в глубь веков и имеет прочную основу в религии и традициях. Реальная соборность имеет всегда религиозную, идеологическую, расовую, этническую или культурно-историческую основы. Причем эти основы должны: а) быть признаны важными всеми участниками общности: работает принцип самосознания – нет самосознания, нет общности; б) считаться более важными, чем идеи общности с народами, существующими вне данного принципа соборности.

Существуют мусульманская, католическая, протестантская, тюркская, арабская, испано-язычная и другие соборности, которые можно условно назвать соборностями первого порядка. Например, во время конфликта из-за Фолклендских островов испанцы и португальцы сочувствовали Аргентине, а остальные страны Европы и США решительно встали на сторону Великобритании.

Существует историческая соборность – чувство общности между народами колоний и народом метрополии. Такое чувство общности заведомо слабее религиозного и этнического и разваливается при первом серьезном испытании.

Соборность бывшего Советского Союза обеспечивалась общей идеологией – марксизмом и общей исторической судьбой народов Российской Империи. Даже этого оказалось недостаточно. Население Эстляндской и Лифляндской губерний, которые 200(!) лет являлись частью Российской Империи, так и не вышло из рамок европейской соборности, хотя в последние годы «Страны Советов» читало Маркса чаще, чем Библию. Население Средней Азии больше привязано к России страхом перед южными соседями и радостями транзитной торговли героином, чем чувством исторической соборности. Про Кавказ и упоминать не хочется.

 

Лики химеры

 

Если стремление представить себя частью Европы или Азии является химерой («примите нас, мы не хотим в одиночку решать свои проблемы, мы готовы согнуться, подладиться, перекраситься»), то и попытки интеграции тоже должны отдавать химерой. Проверим это предположение.

Как мы полагаем стать частью Запада? Духовно считать себя Западом и начать думать и вести себя в лучших традициях Запада? Невозможно. Беспартийный большевик может только тешить себя иллюзией, что он думает и чувствует как члены партии. В реальности он обречен на маргинальное сознание. Более того, если он действительно попытается думать и вести себя как сознательный член партии, то будет вынужден признать, что, с одной стороны, он, белая ворона, намного чище и порядочнее людей с партбилетами, с другой - он намного менее жизнеспособен, чем беспартийные обыватели и, особенно, партийцы. Последние всегда оказываются при больших благах, а уж если у них возникнет потребность перестроиться…

Войти в сообщество, вызвав желание включить нас в некую соборность? Интересно, на каких основаниях мы хотим обойти известный принцип «насильно мил не будешь»? Западу мы предлагаем борьбу с терроризмом, нефтяные ресурсы (с нефтяными ресурсами умным людям путь в ОПЕК, дуракам – путь в политику уступок потребителям), рынок для инвестиций (хотя никакой поток инвестиций еще не сделал ни одну Верхнюю Вольту частью Европы). Востоку мы эзоповым языком предлагаем совместную борьбу с Западом (за наш счет), деньги, оружие, нефть и т.д. А чтобы духовная интеграция не развалилась, не начавшись, мы всем предлагаем особую любовь, любовь, замешанную на всепрощении.

Это нормально. Слабый в нашем жестоком мире вынужден прощать сильного. А слабая голова способна сделать бессильным самое крепкое тело. Поэтому мы должны простить Эстонии режим национального апартеида, Грузии и Турции - поддержку чеченских боевиков, странам Средней Азии - погромы и торговлю наркотиками.

Химера здесь не в том, что нарушается известная пословица «любовь не купишь». Эту проблему несложно обойти с помощью старого, как мир, трюка – не торопиться купить тех, кто хочет продаться. Когда, например, ЕЭС не торопиться купить режимы Прибалтики, оно спокойно побуждает их все усерднее и искреннее клясться в любви, то есть идеологически зомбировать свое население. Так и смазливенькая секретарша старается в какой-то момент отношений посильнее влюбиться в знакомого фирмача, чтобы не упустить выгодные отношения.

 

Уважай себя сам, будут уважать другие

 

Нет, соборность или инкорпорация народов в одну духовную систему подразумевает кроме симпатии также чувство уважения. А уважение подразумевает право другой стороны и на собственные интересы, и на обиду. Пока мы не признаем за собой право на эти и некоторые другие «общечеловеческие» ценности, мы никогда не будем инкорпорированы ни в Европу, ни в Азию. Поэтому предлагаю вместо дискуссий начать реальный процесс духовный интеграции в остальной мир. Надо вспомнить, что простая человеческая ценность как собственное достоинство у нас на каждом шагу попиралась и властью, и патриотами, и интернационалистами.

Короче, надо хорошо усвоить простую европейскую пословицу: «любить и не быть любимым – время терять». Правда, тогда выяснится, что не только Россия, но и ее интеллектуальная и властная элиты на роль Пупа Земли не тянут, что эти элиты водят за нос и представителей Запада, и Востока. Зато у многих в России появится шанс придти к самоуважению и быть самодостаточными.


Реклама:
-