А. А. Калинин
Реальность, исчезающая за ненадобностью.
Теперь живем мы все по-новому.
Как слепые. Или "обхаванные".
Судя по материалам СМИ, как печатных, так и электронных, писать, в сущности, не о чем. Ну не могу я впадать в возбуждение из-за падения рейтинга "Единой России" и роста рейтинга КПРФ, как и из-за того, что теперь рейтинги исправились.
Начало реформы электроэнергетики - действительно важное
событие, в чем все скоро убедятся на собственных шкурах. Однако приличные СМИ
это событие трактовали преимущественно в плане величия А. Б. Чубайса, который
гениальностью своей превозмог все каверзы своих недоброжелателей и один всех (в
который раз!) победил. Мне так писать тошно, а если написать иначе, то всем
станет скучно и противно, так что же читателей в тоску вгонять?
Активность, проявленная президентом России на международной
арене, вдохновила каждого пишущего, честного человека на создание какой-нибудь
оды или эпической поэмы, но меня нимало не тронула.
Не коснулось меня и охватившее каждого порядочного, истинно
честного человека возбуждение по поводу ситуации вокруг Ирака и в связи с
принятием новой среднесрочной программы социально-экономического развития
Россиянии. Если совокупность порядочных, истинно честных людей утратила (причем
не без удовольствия) способность влиять на развитие событий в мире, то ей лучше
всего ограничиться выражением сочувствия жертвам возможного вооруженного
конфликта и ничем более не возмущать окружающую среду, безразличную к самым
лучшим чувствам бессильных.
Что же касается очередной программы "развития",
то лучше бы ее без затей, со свойственной президенту древнеримской прямотой
назвать программой деградации страны, которая идет себе и идет совершенно
независимо от того, что там планирует правительство. Собственно говоря, правительство
- еще одна совокупность глубоко порядочных, истинно честных людей, не без
удовольствия утративших способность влиять на ход событий в стране, которой они
вроде бы управляют. Ну что они могут сделать? Даже если захотят? И с чего бы им
хотеть что-то сделать, если они заранее знают, что сделать ничего не могут?
Вот у нас есть президент, гарант, отец нашей
многонациональной нации и прочая и прочая. Встретился он с олигархами - и что?
Ровным счетом ничего. СМИ расписали, кто где сидел, как участники встречи
изящно пикировались, кто в какой-момент дружеской беседы оживился, кто -
окаменел, кто - хихикал на выходе. Из ряда вон выходящее событие жизни светской
- но, прошу заметить, не политической. То есть данное эпохальное событие
оказывается в том же ряду, в котором регистрируют истории из жизни А.
Пугачевой, лиц, к ней приближенных, лиц, от нее удаленных, лиц, желающих к ней
приблизиться, лиц, негодующих на невозможность к ней приблизиться, и т.д.
При переводе событий, которые должны бы, по логике вещей,
иметь политическое значение, политический смысл и политические результаты, в
разряд событий шоу-спорта- высокой моды-светской жизни, политика, в любом, даже
самом куцем понимании этого слова, перестает существовать. Надеюсь, что года
через два встречи олигархов с президентом будут описывать так: "В таком-то
зале Кремлевского дворца состоялась встреча президента с представителями
крупного российского бизнеса. Гг. бизнесмены отдали явное предпочтение
элегантным костюмам от "Хьюго Босс". Исключение составил г-н Х,
явившийся на встречу в (подробное перечисление) и явно чувствовавший себя
неловко. Президент, со свойственным ему вкусом…" и так далее, с
подробнейшим описанием аксессуаров, на две страницы текста, заканчивающегося
фразой: "Участники обменялись мнениями по широкому кругу вопросов,
представляющих взаимный интерес".
Впрочем, что же это я на СМИ бросаюсь? СМИ насыщают своих
зрителей, слушателей и читателей той пищей духовной, которой зрители,
слушатели, читатели алчут. Алчут же зрители, слушатели и читатели той пищи
духовной, которую давным-давно назвали "мыльными операми" или просто
"мылом".
Сейчас уже и не вспомнишь, когда, в какой именно момент или
период у россиянцев возникло и развилось такая неистовая страсть к
"мылу". Но сегодня следует признать, что когда-то в недавнем прошлом
произошло чудовищное и, вероятно, необратимое расщепление жизни на реальность,
которая мало кому интересна потому, что ее не переделаешь (нас больше на эти
марксистские лозунги не заманишь, в них уже и сами марксисты не верят), и на
"мыльные оперы", которые важнее реальности, а потому интересны всем и
без остатка поглощают внимание, а также духовные и физические силы зрителей,
слушателей и читателей.
В какую газету не глянь, какой телеканал или радиостанцию
не включи - отовсюду всесокрушающим и всепобеждающим, триумфальным потоком
льется мыло. Чаще всего, грязное. Такое, которым уже мылись. Или стирали чужое
исподнее.
Перечислю названия "мыльных опер", пользующихся
особой популярностью у россиянцев.
Безусловно, первое место среди произведений этого
почтенного жанра занимает подлинно народная драма (но не трагедия) под
названием "Путин, Россия и я". Ежедневно СМИ побуждают миллионы
трудящихся и безработных хотя бы разок задуматься о том, что Россия - вона
какая, а Путин-то - он один-единственный. Однако ж бьется над решением
неразрешимых проблем нашего бытия, в том числе над решением проблемы нашей
личной сирости и убогости, и никто ему не помощник, уж во всяком случае, не
министры, не олигархи и не чиновники, будь они неладны. Даже так называемый
"средний класс" не помощник президенту в его борьбе, потому как
угнетен и задавлен чиновниками, олигархами и треклятыми налогами. Впрочем,
оглянувшись на себя, каждый россиянец без сожаления и уныния признает, что и
он/она - тоже не помощник(ца) президенту в решении неразрешимых задач. Короче,
рады бы в рай, да грехи не пускают.
"Мыльная опера" номер два - "Трудный, во
многом противоречивый эволюционный путь развития капитализма в России".
Названьице так себе, не слишком удачное, но, с другой стороны, ничуть не хуже
того, что оно вроде бы описывает, но даже намного лучше реальности, на описание
которой оно притязает. В реальности-то наблюдаются иные процессы, которые в
рамках "мыльных опер" и подлинными именами называть нельзя.
"Мыльная опера" номер три - "Трудный, во
многом противоречивый процесс эволюционного развития многопартийной демократии
и демократической многопартийности в России".
"Мыльная опера" номер четыре - "Трудное, во
многом противоречивое возвратно-поступательное эволюционное вхождение России в
лоно мировой цивилизации".
"Мыльная опера" номер пять - "Трудное, во
многом противоречивое эволюционное рождение среднего класса в России".
"Мыльная опера" номер шесть - "Трудный, во
многом противоречивый эволюционный переворот в сознании россиянцев в процессе
прохождения ими трудного, во многом противоречивого эволюционного пути развития
капитализма, при претерпевании ими трудного, во многом противоречивого процесса
эволюционного развития многопартийной демократии и демократической многопартийности
в России и ея трудного, во многом противоречивого эволюционного вхождения в
лоно мировой цивилизации".
И, как венец мыльнооперного производства, "мыльная
опера" номер семь - "О трудном, но не противоречивом и подтверждаемом
всеми рейтингами блаженстве россинцев, которым выпало неизъяснимое счастье жить
в эпоху эволюционных, во многом противоречивых перемен".
Чрез вкушение всего этого "мыла" россиянцы должны
впадать - и, что всего чудеснее, впадают - в просветленное состояние души.
Осознают безмерность своего скотства и греховности, следовательно, осознают
неотвратимость и справедливость казней, коим их подвергают в этой жизни
единственно ради вечного спасения их душ.
Поскольку "мыльные оперы" оказываются верным
средством спасения души, нет ничего удивительного в том, что спрос на них
постоянно растет. Россиянцы просто ненасытны по части "мыла".
Спрос требует удовлетворения. И всякий разумный человек,
обладающий хоть какой-то креативностью, начинает собственное мыльно-оперное
производство. А что? Бизнес вообще дело хорошее, а производство "мыльных
опер" к тому же высокодоходный бизнес. Работающий в центральной газете
журналист средней руки всяко на "мыле" наваривает долларов 600 в
месяц. А уж журналист с именем и с собственной, так сказать, приватизированной
им темой вроде "Звериный оскал русского фашизма - клыки в крови, но
клыки-то - гнилые вследствие естественного несоблюдения русским фашизмом
гигиены полости рта (и прочих частей его гнусного тела)" наваривает такие
деньги, что представителям малого и среднего бизнеса остается только ронять
завистливые слюни. Чтобы не травить души трудящихся малого и среднего бизнеса,
про телевидение и шоу-бизнес говорить не буду.
Не думайте, что производство "мыльных опер" -
дело простое и всем доступное. Тут надобны особые свойства натуры. Но человек,
страдающий хоть какой-то склонностью хоть к какому-то извращению, должен
попробовать себя в производстве "мыльных опер". Скажем, кого-то
начинает бить дрожь гадкого, постыдного возбуждения при виде россиянского чудо-дуэта
"Тату". Что понятно: дуэт рассчитан именно на то, чтобы вызывать
такую реакцию у определенной категории людей. А также на то, чтобы сраженные,
ошеломленные и оглушенные раскованностью двух девчонок бросились искать истоки
этой раскованности, стали ковыряться в не слишком оберегаемых подробностях
частной жизни не ахти каких певиц и плясуний. Не успеет оглушенный
"мама" сказать, как по уши увязнет в размышлениях о сексуальной
ориентации девчонок, об их соитиях, абортах и прочих подробностях их сугубо
личной, частной жизни, которым "мыльная опера" придает возвышенное
гражданственное звучание. Это ж надо, такое слово на маечках написать и
выскочить на сцену перед американцами! Настоящие россиянские патриотки!
Всего примечательнее в данном случае то, что влезающие в
эту тину поступают, по современным понятиям, глубоко правильно и хорошо.
Главное - не задаваться важными вопросами.
А теперь поставьте вместо "Тату" любое другое
часто упоминаемое СМИ имя собственное или существительное - Березовский, Закаев,
Зюганов, Немцов, Ходорковский, Лужков, демократия, рынок, государственность,
"Единая Россия" - и получите приблизительно тот же эффект.
"Мыльные оперы" мягко и ласково фиксируют ваше внимание на чем-то
несущественном, а то и вовсе вымышленном и побуждают думать о том, как
демоничен Березовский, как благороден Закаев, как рвется от боли за народ
сердце Зюганова, как трагично мечется в своем героическом порыве Немцов, как
титаничен Ходорковский, как интеллектуален Лужков, как прост, натурален
Шандыбин, как демократична демократия, рыночен рынок, государственна
государственность и как нам всем больно оттого, что "Единая Россия"
может не оправдать наших надежд.
Так подлинный любитель "мыльных опер" размышляет
о подлости какого-нибудь вымышленного дона Педро или святой простоте
какой-нибудь вымышленной синьориты Эвиты-Кончиты. И размышления эти столь
интенсивны, исполнены такой страсти, что размышляющий не может ими не
поделиться с окружающими, которые сладострастно засасывают размышления
размышляющего и добавляют к ним свои.
Большей части того, чем забиты россиянские СМИ, как
предметов, достойных публичного обсуждения, не существует. Но отсутствие
объекта в реальности нисколько не мешает обсуждать несуществующий объект в СМИ.
Реальные проблемы, заслуживающие внимания и обсуждения, не
то чтобы уж совсем не упоминают, но успешно топят в "мыле". Жанр
"мыльной оперы" допускает существование реальности только в качестве
невнятного (и неприятного) фона. Есть претензии к фону? Так это претензии не к
творцам "мыльных опер". Им самим этот фон не нравится. Но они никакой
ответственности за этот фон не несут, обсуждать его не хотят и зрителям,
читателям, слушателям настоятельно не советуют, предлагая им вместо
бессмысленных обсуждений истории подлинной страсти и подлинного успеха.
Сюжетом "мыльной оперы" может быть любая
несусветица. Отличные сюжеты дают, например, россиянские политические партии,
их вожди, россиянские выборы, россиянские реформы, правительство в целом,
отдельные министры, власть и так далее, по списку.
Читатель спросит: отчего же все перечисленное -
несусветица? Иль министры - уже и не министры вовсе, власть - не власть, а
выборы - не выборы? Да это нигилизм какой-то, анархизм и атеизм.
Не спорю: министры - действительно называются министрами.
Что касается власти, то тут есть сомнения относительно того, что это
действительно власть (см. выше про встречу президента с олигархами). О выборах
умолчу. По соображениям политкорректности.
В пределах "мыльных опер" нельзя задавать вопросы
о реальности. Например, нельзя спрашивать, что творится с российской
экономикой, почему ей все не в жилу. В пределах "мыльных опер" на
этот вопрос дают ответ: "В российской экономике наблюдаются сложные, порой
противоречивые (вариант: разнонаправленные) процессы, в целом складывающиеся в
обнадеживающий, хотя и неоднозначный вектор".
Приведу еще несколько непристойных вопросов, совершенно
недопустимых в "мыльных операх: Правда ли, что жизнь
"бюджетников" невыносима? И если она в самом деле невыносима, то не
ликвидировать ли всю бюджетную сферу к чертовой матери, одним махом, а бывших
"бюджетников" из чувства гуманности произвести в "средний
класс"? Вероятно, коррупцию нельзя искоренить, но, может быть, ее можно
обуздать, пока она тут всех не передушила? Почему счастливые любители
"мыльных опер" так пренебрегают своим воспроизводством?
Вопросов - великое множество, но о них бормочут
скороговоркой, нечленораздельно и непременно с каким-то диким вывертом.
Президент говорит, что хватит обманывать народ и обещать ему то, чего
обнищавшее государство дать не может. То есть президент объявил о том, что
государство не способно исполнять свои обязательства. Объявил дефолт. А СМИ
рады-радешеньки, прыгают от счастья, заливаются трелями: "Президент велел
говорить народу правду и подал пример такого правдоговорения! И никакой это не
дефолт. Дефолт - это когда долги Западу не выплачивают. Хватит нищих содержать.
Давно пора эту нечисть поганой метлой со света гнать". (Честное слово, я
читал подобные тексты, но не хочу упоминать названия, имена, адреса).
И вообще, хватит о неприятном. Ведь сколько в мире всяких
интересностей… С кем там Курникова? И как? Хорош ли "Роллс-Ройс"
немецкого производства и сохранили ли немцы традиции самого комфортабельного
автомобиля? Внучка Горбачева вышла на подиум самой высокой моды, а Елена Боннер
сделала заявление по поводу сооружения памятника ея мужу.
На фоне всего этого великолепия действительно важное
становится сереньким, гадким, презренным, убогим и неинтересным. Потребителей
"мыла" нимало не волнует то, что десятки тысяч их соотечественниц (и
соотечественников) вышли на панель, где местами стоят столь плотными рядами,
что и не пройти. Лишь бы не к станкам выходили. Панель - отличнейший сюжет для
"мыльной оперы". Да вообще, хоть все на панель выходите. Главное, что
внучка Горбачева вышла на подиум, а 17 российских бизнесменов властно вошли в
составленный журналом Forbes список самых богатых людей мира, поставив тем
самым Отчество на четвертое место в мире по числу ну очень богатых людей. Это
ничего, что во многих других рейтингах Россияния занимает скверные места.
Главное, что в этом рейтинге она на почетном четвертом месте.
Потребитель "мыла" слышит в названиях и сюжетах
"мыльных опер"набат истории. Счастливец. От всей души рад за него.
Поздравляю. Но не могу разделить этот восторг. Потому что "мыльные
оперы" терзают даже не слишком утонченный слух фальшивостью. Да и как им
не быть фальшивыми, если они бессмысленны, т.е. не соотносятся с реальностью?
Когда рассуждения о реальности утрачивают связь с ней, тут уж, знаете ли, не до
логики, умеренности, приличий, стремления к истине и прочих мерзостей, еще
недавно считавшихся почти обязательными правилами человеческого общения, а ныне
ставших постыдными и столь же ненужными, как и сама реальность.
В этой связи нельзя не удивляться тому, что имя д-ра
Геббельса до сих пор используют как ругательство, и люди, которых сравнивают с
нацистским министром пропаганды, воспринимают это сравнение как оскорбление,
хотя должны были бы таким сравнением гордиться, носить его как орден и прямо так
и представляться при знакомстве: "Такой-то, назван Геббельсом три (четыре)
раза, причем один раз - в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". Да,
приходиться признать, что д-р Геббельс кое в чем заблуждался и попал в дурную
компанию. Но как подумаешь, что дурная компания боролась с коммунизмом, этой
чумой ХХ века, и демократией, о банкротстве которой ныне только ленивый не
кричит, то…
Расщепление бытия на реальность и "мыльные оперы"
произошло не только в России. В России, в силу ее вечного отставания от всех
цивилизованных стран, оно произошло сравнительно недавно, поэтому до сих пор
режет глаз и терзает ухо. А во всем цивилизованном мире это расщепление
произошло давно и никому уже глаз не режет и слух не терзает.
Тем не менее, бывает смешно, когда вроде бы солидные
господа начинают путать "мыльные оперы" с явью. Помню, от души
смеялся над истерикой, которую устроил лорд Джадд в Европарламенте из-за того,
что наш будущий министр иностранных дел и другие высокопоставленные россиянцы
его "обули". Формально лорд, пожалуй, прав: условия в Чечне
волеизъявлению ее жителей не способствуют, причем не только потому, что жители
не читали проект конституции, а по совокупности самоочевидных причин. Но кому
лорд все это взялся доказывать? Избранному обществу, состоящему из тех, кто а)
признал принятие российской конституции в 1993 году соответствующим высшим
стандартам европейской демократии и б) бодрых россиянских ребят, которые
приехали в Страсбург благодаря этой российской конституции.
Если не принимать во внимание этих толстых обстоятельств
становления россиянской демократии и ее вхождения в лоно мировой цивилизации,
то история с лордом Джаддом становится высокой трагедией. Если же эти
обстоятельства принять во внимание, то история с лордом Джаддом тянет только на
"мыльную оперу".
В том же популярном жанре разыгрывается "борьба с
международным терроризмом". Сегодня никто внятно не скажет, что в
действительности означает эта борьба, во что она выливается и выльется завтра.
Слова о том, что зло многолико, разнообразно и разлито по всему миру, возможно,
в принципе верны, но как указание конкретных целей для конкретных действий
никуда не годны.
Впрочем, смысл "мыльных опер" - вовсе не в
поисках чего-либо правильного, точного или практического. Смысл "мыльных
опер" состоит в производстве как можно большего объема мыльной пены,
пустопорожних мыслей и таких же эмоций. Все это (и в как можно большем
количестве) нужно для того, чтобы, во-первых, "замылить"
действительно важное, реальное и , во-вторых, впустую растратить силы и самый
бесценный человеческий ресурс - время.
Добрый читатель скажет, что нечего так огорчаться из-за
пустяков. Реальность все равно свое возьмет и все расставит по местам.
Это верно. Но люди, привыкшие к "мыльным операм"
и к восприятию жизни как серии "мыльных опер", не готовы к
соприкосновению со злой реальностью, которая как ни соприкоснется с любителями
"мыльных опер", так их и зашибает (кое-кого даже расшибает в
лепешку). При новом соприкосновении с реальностью снова раздастся громкий вопль
боли и ужаса - а потом начнется новая "мыльная опера" под названием
"Мы вам так верили, уж так верили, а вы нас обманули, ах, как вы нас
обманули, а теперь нам тяжко, холодно, голодно и неуютно через то, что вы нас
обманули - и только потому, что мы хотели эволюционным, во многом
противоречивым путем, поэтому мы вас снова выберем, да-с, снова, других-то у
нас нет, уж не обманите на сей раз, а то уж как-то совсем некрасиво получается,
прям неудобно перед мировой цивилизацией: вы нас - мордой о косяк, мы вас -
снова со всей нашей любовью и надеждой избираем".
"Мыльные оперы" примитивны, глупы и непристойны,
но вовсе небезобидны. Они отшибают у людей способность не только думать, но и
фиксировать сколько-нибудь продолжительное время внимание на важной информации.
Они калечат нравственное чувство, парализуют волю, помрачают зрение и сознание.
Короче, они делают людей объектами манипулирования, причем такими объектами,
которые сами хотят, чтобы ими манипулировали и без этого манипулирования не
могут существовать, как не могут существовать и без "мыльных опер".
Развившаяся массовая физиологическая зависимость от "мыла" указывает на то, что "мыло", пожалуй, следует относить к наркотикам, причем сильнодействующим. Интересно, отчего наркотики считают злом, а "мыло" - непременным атрибутом современной цивилизации? Но это - уже вопрос к мировой цивилизации, в лоно которой, совершая похабные возвратно-поступательные движения, входит Россияния.
Кстати, о вхождении. Как известно, трудно поймать черную
кошку в темной комнате, особенно если в ней этой кошки нет. Но войти туда, где
вы уже находитесь, еще труднее. Неразрешимость этой задачи заставляет
задуматься о том, что на самом деле решается какая-то другая задача - скажем,
задача по выводу русских и прочих народов, в России проживающих, из мировой
цивилизации. Есть множество жестких фактов, подтверждающих такую догадку. Но в
рамках "мыльной оперы" об этом говорить нельзя: некрасиво, обидно для
зрителей и бессмысленно, ибо эта реальность придумана не нами, не нам ее и
изменять. Нам бы уж куда-нибудь, лишь бы эволюционно…