А. А. Калинин

 

Реальность, исчезающая за ненадобностью.

Теперь живем мы все по-новому. Как слепые. Или "обхаванные".

 

Судя по материалам СМИ, как печатных, так и электронных, писать, в сущности, не о чем. Ну не могу я впадать в возбуждение из-за падения рейтинга "Единой России" и роста рейтинга КПРФ, как и из-за того, что теперь рейтинги исправились.

Начало реформы электроэнергетики - действительно важное событие, в чем все скоро убедятся на собственных шкурах. Однако приличные СМИ это событие трактовали преимущественно в плане величия А. Б. Чубайса, который гениальностью своей превозмог все каверзы своих недоброжелателей и один всех (в который раз!) победил. Мне так писать тошно, а если написать иначе, то всем станет скучно и противно, так что же читателей в тоску вгонять?

Активность, проявленная президентом России на международной арене, вдохновила каждого пишущего, честного человека на создание какой-нибудь оды или эпической поэмы, но меня нимало не тронула.

Не коснулось меня и охватившее каждого порядочного, истинно честного человека возбуждение по поводу ситуации вокруг Ирака и в связи с принятием новой среднесрочной программы социально-экономического развития Россиянии. Если совокупность порядочных, истинно честных людей утратила (причем не без удовольствия) способность влиять на развитие событий в мире, то ей лучше всего ограничиться выражением сочувствия жертвам возможного вооруженного конфликта и ничем более не возмущать окружающую среду, безразличную к самым лучшим чувствам бессильных.

Что же касается очередной программы "развития", то лучше бы ее без затей, со свойственной президенту древнеримской прямотой назвать программой деградации страны, которая идет себе и идет совершенно независимо от того, что там планирует правительство. Собственно говоря, правительство - еще одна совокупность глубоко порядочных, истинно честных людей, не без удовольствия утративших способность влиять на ход событий в стране, которой они вроде бы управляют. Ну что они могут сделать? Даже если захотят? И с чего бы им хотеть что-то сделать, если они заранее знают, что сделать ничего не могут?

Вот у нас есть президент, гарант, отец нашей многонациональной нации и прочая и прочая. Встретился он с олигархами - и что? Ровным счетом ничего. СМИ расписали, кто где сидел, как участники встречи изящно пикировались, кто в какой-момент дружеской беседы оживился, кто - окаменел, кто - хихикал на выходе. Из ряда вон выходящее событие жизни светской - но, прошу заметить, не политической. То есть данное эпохальное событие оказывается в том же ряду, в котором регистрируют истории из жизни А. Пугачевой, лиц, к ней приближенных, лиц, от нее удаленных, лиц, желающих к ней приблизиться, лиц, негодующих на невозможность к ней приблизиться, и т.д.

При переводе событий, которые должны бы, по логике вещей, иметь политическое значение, политический смысл и политические результаты, в разряд событий шоу-спорта- высокой моды-светской жизни, политика, в любом, даже самом куцем понимании этого слова, перестает существовать. Надеюсь, что года через два встречи олигархов с президентом будут описывать так: "В таком-то зале Кремлевского дворца состоялась встреча президента с представителями крупного российского бизнеса. Гг. бизнесмены отдали явное предпочтение элегантным костюмам от "Хьюго Босс". Исключение составил г-н Х, явившийся на встречу в (подробное перечисление) и явно чувствовавший себя неловко. Президент, со свойственным ему вкусом…" и так далее, с подробнейшим описанием аксессуаров, на две страницы текста, заканчивающегося фразой: "Участники обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес".

Впрочем, что же это я на СМИ бросаюсь? СМИ насыщают своих зрителей, слушателей и читателей той пищей духовной, которой зрители, слушатели, читатели алчут. Алчут же зрители, слушатели и читатели той пищи духовной, которую давным-давно назвали "мыльными операми" или просто "мылом".

Сейчас уже и не вспомнишь, когда, в какой именно момент или период у россиянцев возникло и развилось такая неистовая страсть к "мылу". Но сегодня следует признать, что когда-то в недавнем прошлом произошло чудовищное и, вероятно, необратимое расщепление жизни на реальность, которая мало кому интересна потому, что ее не переделаешь (нас больше на эти марксистские лозунги не заманишь, в них уже и сами марксисты не верят), и на "мыльные оперы", которые важнее реальности, а потому интересны всем и без остатка поглощают внимание, а также духовные и физические силы зрителей, слушателей и читателей.

В какую газету не глянь, какой телеканал или радиостанцию не включи - отовсюду всесокрушающим и всепобеждающим, триумфальным потоком льется мыло. Чаще всего, грязное. Такое, которым уже мылись. Или стирали чужое исподнее.

Перечислю названия "мыльных опер", пользующихся особой популярностью у россиянцев.

Безусловно, первое место среди произведений этого почтенного жанра занимает подлинно народная драма (но не трагедия) под названием "Путин, Россия и я". Ежедневно СМИ побуждают миллионы трудящихся и безработных хотя бы разок задуматься о том, что Россия - вона какая, а Путин-то - он один-единственный. Однако ж бьется над решением неразрешимых проблем нашего бытия, в том числе над решением проблемы нашей личной сирости и убогости, и никто ему не помощник, уж во всяком случае, не министры, не олигархи и не чиновники, будь они неладны. Даже так называемый "средний класс" не помощник президенту в его борьбе, потому как угнетен и задавлен чиновниками, олигархами и треклятыми налогами. Впрочем, оглянувшись на себя, каждый россиянец без сожаления и уныния признает, что и он/она - тоже не помощник(ца) президенту в решении неразрешимых задач. Короче, рады бы в рай, да грехи не пускают.

"Мыльная опера" номер два - "Трудный, во многом противоречивый эволюционный путь развития капитализма в России". Названьице так себе, не слишком удачное, но, с другой стороны, ничуть не хуже того, что оно вроде бы описывает, но даже намного лучше реальности, на описание которой оно притязает. В реальности-то наблюдаются иные процессы, которые в рамках "мыльных опер" и подлинными именами называть нельзя.

"Мыльная опера" номер три - "Трудный, во многом противоречивый процесс эволюционного развития многопартийной демократии и демократической многопартийности в России".

"Мыльная опера" номер четыре - "Трудное, во многом противоречивое возвратно-поступательное эволюционное вхождение России в лоно мировой цивилизации".

"Мыльная опера" номер пять - "Трудное, во многом противоречивое эволюционное рождение среднего класса в России".

"Мыльная опера" номер шесть - "Трудный, во многом противоречивый эволюционный переворот в сознании россиянцев в процессе прохождения ими трудного, во многом противоречивого эволюционного пути развития капитализма, при претерпевании ими трудного, во многом противоречивого процесса эволюционного развития многопартийной демократии и демократической многопартийности в России и ея трудного, во многом противоречивого эволюционного вхождения в лоно мировой цивилизации".

И, как венец мыльнооперного производства, "мыльная опера" номер семь - "О трудном, но не противоречивом и подтверждаемом всеми рейтингами блаженстве россинцев, которым выпало неизъяснимое счастье жить в эпоху эволюционных, во многом противоречивых перемен".

Чрез вкушение всего этого "мыла" россиянцы должны впадать - и, что всего чудеснее, впадают - в просветленное состояние души. Осознают безмерность своего скотства и греховности, следовательно, осознают неотвратимость и справедливость казней, коим их подвергают в этой жизни единственно ради вечного спасения их душ.

Поскольку "мыльные оперы" оказываются верным средством спасения души, нет ничего удивительного в том, что спрос на них постоянно растет. Россиянцы просто ненасытны по части "мыла".

Спрос требует удовлетворения. И всякий разумный человек, обладающий хоть какой-то креативностью, начинает собственное мыльно-оперное производство. А что? Бизнес вообще дело хорошее, а производство "мыльных опер" к тому же высокодоходный бизнес. Работающий в центральной газете журналист средней руки всяко на "мыле" наваривает долларов 600 в месяц. А уж журналист с именем и с собственной, так сказать, приватизированной им темой вроде "Звериный оскал русского фашизма - клыки в крови, но клыки-то - гнилые вследствие естественного несоблюдения русским фашизмом гигиены полости рта (и прочих частей его гнусного тела)" наваривает такие деньги, что представителям малого и среднего бизнеса остается только ронять завистливые слюни. Чтобы не травить души трудящихся малого и среднего бизнеса, про телевидение и шоу-бизнес говорить не буду.

Не думайте, что производство "мыльных опер" - дело простое и всем доступное. Тут надобны особые свойства натуры. Но человек, страдающий хоть какой-то склонностью хоть к какому-то извращению, должен попробовать себя в производстве "мыльных опер". Скажем, кого-то начинает бить дрожь гадкого, постыдного возбуждения при виде россиянского чудо-дуэта "Тату". Что понятно: дуэт рассчитан именно на то, чтобы вызывать такую реакцию у определенной категории людей. А также на то, чтобы сраженные, ошеломленные и оглушенные раскованностью двух девчонок бросились искать истоки этой раскованности, стали ковыряться в не слишком оберегаемых подробностях частной жизни не ахти каких певиц и плясуний. Не успеет оглушенный "мама" сказать, как по уши увязнет в размышлениях о сексуальной ориентации девчонок, об их соитиях, абортах и прочих подробностях их сугубо личной, частной жизни, которым "мыльная опера" придает возвышенное гражданственное звучание. Это ж надо, такое слово на маечках написать и выскочить на сцену перед американцами! Настоящие россиянские патриотки!

Всего примечательнее в данном случае то, что влезающие в эту тину поступают, по современным понятиям, глубоко правильно и хорошо. Главное - не задаваться важными вопросами.

А теперь поставьте вместо "Тату" любое другое часто упоминаемое СМИ имя собственное или существительное - Березовский, Закаев, Зюганов, Немцов, Ходорковский, Лужков, демократия, рынок, государственность, "Единая Россия" - и получите приблизительно тот же эффект. "Мыльные оперы" мягко и ласково фиксируют ваше внимание на чем-то несущественном, а то и вовсе вымышленном и побуждают думать о том, как демоничен Березовский, как благороден Закаев, как рвется от боли за народ сердце Зюганова, как трагично мечется в своем героическом порыве Немцов, как титаничен Ходорковский, как интеллектуален Лужков, как прост, натурален Шандыбин, как демократична демократия, рыночен рынок, государственна государственность и как нам всем больно оттого, что "Единая Россия" может не оправдать наших надежд.

Так подлинный любитель "мыльных опер" размышляет о подлости какого-нибудь вымышленного дона Педро или святой простоте какой-нибудь вымышленной синьориты Эвиты-Кончиты. И размышления эти столь интенсивны, исполнены такой страсти, что размышляющий не может ими не поделиться с окружающими, которые сладострастно засасывают размышления размышляющего и добавляют к ним свои.

Большей части того, чем забиты россиянские СМИ, как предметов, достойных публичного обсуждения, не существует. Но отсутствие объекта в реальности нисколько не мешает обсуждать несуществующий объект в СМИ.

Реальные проблемы, заслуживающие внимания и обсуждения, не то чтобы уж совсем не упоминают, но успешно топят в "мыле". Жанр "мыльной оперы" допускает существование реальности только в качестве невнятного (и неприятного) фона. Есть претензии к фону? Так это претензии не к творцам "мыльных опер". Им самим этот фон не нравится. Но они никакой ответственности за этот фон не несут, обсуждать его не хотят и зрителям, читателям, слушателям настоятельно не советуют, предлагая им вместо бессмысленных обсуждений истории подлинной страсти и подлинного успеха.

Сюжетом "мыльной оперы" может быть любая несусветица. Отличные сюжеты дают, например, россиянские политические партии, их вожди, россиянские выборы, россиянские реформы, правительство в целом, отдельные министры, власть и так далее, по списку.

Читатель спросит: отчего же все перечисленное - несусветица? Иль министры - уже и не министры вовсе, власть - не власть, а выборы - не выборы? Да это нигилизм какой-то, анархизм и атеизм.

Не спорю: министры - действительно называются министрами. Что касается власти, то тут есть сомнения относительно того, что это действительно власть (см. выше про встречу президента с олигархами). О выборах умолчу. По соображениям политкорректности.

В пределах "мыльных опер" нельзя задавать вопросы о реальности. Например, нельзя спрашивать, что творится с российской экономикой, почему ей все не в жилу. В пределах "мыльных опер" на этот вопрос дают ответ: "В российской экономике наблюдаются сложные, порой противоречивые (вариант: разнонаправленные) процессы, в целом складывающиеся в обнадеживающий, хотя и неоднозначный вектор".

Приведу еще несколько непристойных вопросов, совершенно недопустимых в "мыльных операх: Правда ли, что жизнь "бюджетников" невыносима? И если она в самом деле невыносима, то не ликвидировать ли всю бюджетную сферу к чертовой матери, одним махом, а бывших "бюджетников" из чувства гуманности произвести в "средний класс"? Вероятно, коррупцию нельзя искоренить, но, может быть, ее можно обуздать, пока она тут всех не передушила? Почему счастливые любители "мыльных опер" так пренебрегают своим воспроизводством?

Вопросов - великое множество, но о них бормочут скороговоркой, нечленораздельно и непременно с каким-то диким вывертом. Президент говорит, что хватит обманывать народ и обещать ему то, чего обнищавшее государство дать не может. То есть президент объявил о том, что государство не способно исполнять свои обязательства. Объявил дефолт. А СМИ рады-радешеньки, прыгают от счастья, заливаются трелями: "Президент велел говорить народу правду и подал пример такого правдоговорения! И никакой это не дефолт. Дефолт - это когда долги Западу не выплачивают. Хватит нищих содержать. Давно пора эту нечисть поганой метлой со света гнать". (Честное слово, я читал подобные тексты, но не хочу упоминать названия, имена, адреса).

И вообще, хватит о неприятном. Ведь сколько в мире всяких интересностей… С кем там Курникова? И как? Хорош ли "Роллс-Ройс" немецкого производства и сохранили ли немцы традиции самого комфортабельного автомобиля? Внучка Горбачева вышла на подиум самой высокой моды, а Елена Боннер сделала заявление по поводу сооружения памятника ея мужу.

На фоне всего этого великолепия действительно важное становится сереньким, гадким, презренным, убогим и неинтересным. Потребителей "мыла" нимало не волнует то, что десятки тысяч их соотечественниц (и соотечественников) вышли на панель, где местами стоят столь плотными рядами, что и не пройти. Лишь бы не к станкам выходили. Панель - отличнейший сюжет для "мыльной оперы". Да вообще, хоть все на панель выходите. Главное, что внучка Горбачева вышла на подиум, а 17 российских бизнесменов властно вошли в составленный журналом Forbes список самых богатых людей мира, поставив тем самым Отчество на четвертое место в мире по числу ну очень богатых людей. Это ничего, что во многих других рейтингах Россияния занимает скверные места. Главное, что в этом рейтинге она на почетном четвертом месте.

Потребитель "мыла" слышит в названиях и сюжетах "мыльных опер"набат истории. Счастливец. От всей души рад за него. Поздравляю. Но не могу разделить этот восторг. Потому что "мыльные оперы" терзают даже не слишком утонченный слух фальшивостью. Да и как им не быть фальшивыми, если они бессмысленны, т.е. не соотносятся с реальностью? Когда рассуждения о реальности утрачивают связь с ней, тут уж, знаете ли, не до логики, умеренности, приличий, стремления к истине и прочих мерзостей, еще недавно считавшихся почти обязательными правилами человеческого общения, а ныне ставших постыдными и столь же ненужными, как и сама реальность.

В этой связи нельзя не удивляться тому, что имя д-ра Геббельса до сих пор используют как ругательство, и люди, которых сравнивают с нацистским министром пропаганды, воспринимают это сравнение как оскорбление, хотя должны были бы таким сравнением гордиться, носить его как орден и прямо так и представляться при знакомстве: "Такой-то, назван Геббельсом три (четыре) раза, причем один раз - в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". Да, приходиться признать, что д-р Геббельс кое в чем заблуждался и попал в дурную компанию. Но как подумаешь, что дурная компания боролась с коммунизмом, этой чумой ХХ века, и демократией, о банкротстве которой ныне только ленивый не кричит, то…

Расщепление бытия на реальность и "мыльные оперы" произошло не только в России. В России, в силу ее вечного отставания от всех цивилизованных стран, оно произошло сравнительно недавно, поэтому до сих пор режет глаз и терзает ухо. А во всем цивилизованном мире это расщепление произошло давно и никому уже глаз не режет и слух не терзает.

Тем не менее, бывает смешно, когда вроде бы солидные господа начинают путать "мыльные оперы" с явью. Помню, от души смеялся над истерикой, которую устроил лорд Джадд в Европарламенте из-за того, что наш будущий министр иностранных дел и другие высокопоставленные россиянцы его "обули". Формально лорд, пожалуй, прав: условия в Чечне волеизъявлению ее жителей не способствуют, причем не только потому, что жители не читали проект конституции, а по совокупности самоочевидных причин. Но кому лорд все это взялся доказывать? Избранному обществу, состоящему из тех, кто а) признал принятие российской конституции в 1993 году соответствующим высшим стандартам европейской демократии и б) бодрых россиянских ребят, которые приехали в Страсбург благодаря этой российской конституции.

Если не принимать во внимание этих толстых обстоятельств становления россиянской демократии и ее вхождения в лоно мировой цивилизации, то история с лордом Джаддом становится высокой трагедией. Если же эти обстоятельства принять во внимание, то история с лордом Джаддом тянет только на "мыльную оперу".

В том же популярном жанре разыгрывается "борьба с международным терроризмом". Сегодня никто внятно не скажет, что в действительности означает эта борьба, во что она выливается и выльется завтра. Слова о том, что зло многолико, разнообразно и разлито по всему миру, возможно, в принципе верны, но как указание конкретных целей для конкретных действий никуда не годны.

Впрочем, смысл "мыльных опер" - вовсе не в поисках чего-либо правильного, точного или практического. Смысл "мыльных опер" состоит в производстве как можно большего объема мыльной пены, пустопорожних мыслей и таких же эмоций. Все это (и в как можно большем количестве) нужно для того, чтобы, во-первых, "замылить" действительно важное, реальное и , во-вторых, впустую растратить силы и самый бесценный человеческий ресурс - время.

Добрый читатель скажет, что нечего так огорчаться из-за пустяков. Реальность все равно свое возьмет и все расставит по местам.

Это верно. Но люди, привыкшие к "мыльным операм" и к восприятию жизни как серии "мыльных опер", не готовы к соприкосновению со злой реальностью, которая как ни соприкоснется с любителями "мыльных опер", так их и зашибает (кое-кого даже расшибает в лепешку). При новом соприкосновении с реальностью снова раздастся громкий вопль боли и ужаса - а потом начнется новая "мыльная опера" под названием "Мы вам так верили, уж так верили, а вы нас обманули, ах, как вы нас обманули, а теперь нам тяжко, холодно, голодно и неуютно через то, что вы нас обманули - и только потому, что мы хотели эволюционным, во многом противоречивым путем, поэтому мы вас снова выберем, да-с, снова, других-то у нас нет, уж не обманите на сей раз, а то уж как-то совсем некрасиво получается, прям неудобно перед мировой цивилизацией: вы нас - мордой о косяк, мы вас - снова со всей нашей любовью и надеждой избираем".

"Мыльные оперы" примитивны, глупы и непристойны, но вовсе небезобидны. Они отшибают у людей способность не только думать, но и фиксировать сколько-нибудь продолжительное время внимание на важной информации. Они калечат нравственное чувство, парализуют волю, помрачают зрение и сознание. Короче, они делают людей объектами манипулирования, причем такими объектами, которые сами хотят, чтобы ими манипулировали и без этого манипулирования не могут существовать, как не могут существовать и без "мыльных опер".

Развившаяся массовая физиологическая зависимость от "мыла" указывает на то, что "мыло", пожалуй, следует относить к наркотикам, причем сильнодействующим. Интересно, отчего наркотики считают злом, а "мыло" - непременным атрибутом современной цивилизации? Но это - уже вопрос к мировой цивилизации, в лоно которой, совершая похабные возвратно-поступательные движения, входит Россияния.

Кстати, о вхождении. Как известно, трудно поймать черную кошку в темной комнате, особенно если в ней этой кошки нет. Но войти туда, где вы уже находитесь, еще труднее. Неразрешимость этой задачи заставляет задуматься о том, что на самом деле решается какая-то другая задача - скажем, задача по выводу русских и прочих народов, в России проживающих, из мировой цивилизации. Есть множество жестких фактов, подтверждающих такую догадку. Но в рамках "мыльной оперы" об этом говорить нельзя: некрасиво, обидно для зрителей и бессмысленно, ибо эта реальность придумана не нами, не нам ее и изменять. Нам бы уж куда-нибудь, лишь бы эволюционно…


Реклама:
-