НЕСОСТОЯВШИЙСЯ СВЯТОЙ
Мы все удивлялись решению Или пойти
учиться в семинарию. Да не простую, а католическую, при Бостонском
Архиепископстве. Мы, умудренные жизнью иностранцы-аспиранты американского
университета, сразу начали советовать ему податься к греческим католикам, у них
священникам хоть жениться можно. Лишь практичный итальянец из нашей компании
спокойно заметил: “Да ладно вам, не преувеличивайте! Падре что, не люди, у нас
в провинции большинство живет как и все, только тайно, и с женщинами в церкви
не венчаются”.
Впрочем, мотивы Или мы понимали. Дело
в том, что он имел глупость начать платить университету за свое обучение. А кто
начнет платить за себя в католическом университете – будет платить все по
полной до получения диплома, или пока из него последний цент не вытянут, даже
будь студент семи пядей во лбу и потому, казалось бы, может рассчитывать на
стипендию. Все остальные, бедные, но гордые аспиранты нашей интернациональной
компании, получали от университета финансовую поддержку, сдав лучше американцев
вступительные экзамены и подрабатывая ассистентами преподавателя.
Или тоже вступительные экзамены
сдавал, получил отличные оценки, к тому же знал 15 языков – все основные
европейские плюс древнегреческий и латынь, но шибко хитрые профессора кафедры
сразу ему стипендию не выделили, предложили приехать прослушать один курс,
естественно за плату, а потом обещали “подумать” о финансовой поддержке. До сих
пор кафедра “думала”, деньги у Или кончались, вот он и пошел в семинарию.
И тогда в аспирантской комнате
университета начали происходить чудеса. После полудня на столе сами собой стали
появляться огромные подносы с нарезкой ветчины, сыра, копченой индейки и мяса,
миски салата с креветками и омарами, пироги и торты. Спустя неделю, начиная
забывать что такое тратить доллары на ланч, я наконец выяснил, что все изобилие
приносил из семинарии Или, и оставив на столе, порой не сказав никому ни слова,
тут же убегал назад на лекции. “Быть
ему после праведной жизни святым, покровителем бедных студентов” – предрекал
итальянец. Он же, будучи самым любопытным, разузнал, что кормили в семинарии
студентов на 800 долларов в месяц, что принимая во внимание дешевизну
нересторанной еды в Америке, выливалось в сплошную обжираловку. 800 долларов –
это 70 фунтов хорошего мяса плюс 50 фунтов ветчины или колбасы плюс 30 фунтов
не самого плохого сыра плюс 30 фунтов копченостей плюс 150 фунтов
фруктов/овощей НА РЫЛО В МЕСЯЦ. Съесть все это, при любом аппетите, было
невозможно. Пожертвовать бедным тоже нельзя – будучи вынутой из упаковки,
побывав на столе в семинарии, простояв пару часов вне холодильника, по строгим
американским законам еда считалась не первой свежести. Потому в конце дня все
выкидывалась на помойку. Будучи компанейским и практичным парнем, Или спасал
часть недоеденного (а порой нетронутого) семинаристами, и относил
друзьям-аспирантам. Однажды, с мечтательной улыбкой, достойный кандидат в
святые поведал, что путем сложных интриг подбирается к месту смотрителя
семинарского винного погреба, и что архиепископ пару раз уже оставлял ему ключи
от заветной двери.
Размеренная жизнь в семинарии как
нельзя лучше сказалась на характере и внешности Или, он пополнел, посвежел,
темные внимательные глаза спокойно и ласково озирали окружающий мир. За
стаканом вина похвастался, что за счет католиков собирается изучать археологию,
взяв курсы в Гарвардском университете, но пожаловался, что в семинарии плохо
смотрят на свидания с девушками.
Наш гастрономический рай
просуществовал еще полгода. Внезапно еда перестала сама собой появляться на
столе в аспирантской комнате. От друзей я узнал, что Или семинарию бросил.
Я встретил его через год, на свадьбе
знакомой. Мы перемолвились парой мало значащих светских фраз, ни он не горел
желанием рассказывать о своей жизни, ни я не лез с ненужными распросами. Позже,
глядя на Или, весело отплясывающего в ресторане со смазливой восточной девицей,
я понял, что его решение было правильным. Несостоявшийся святой был все таким
же хорошим, веселым и дружелюбным парнем.
Автор написал этот рассказ не для того
чтобы лягнуть католическую церковь, которая, крути не верти, все же приносит
хоть какую то духовность и знание Нового Завета в современные западные и
латиноамериканские страны. Скандалы с пасторами, обжираловка в семинарии – это
не пороки католической церкви, это пороки того поганого общества, в котором она
существует. Другой вопрос – нужны ли нам в России эмиссары Папы Римского,
иезуиты и западные благотворители.
Потому услышав ненароком речь заезжего
ксендза, красивую органную музыку из костела или получив тридцать сребреников
“гуманитарной помощи”, помни – времена подвижников типа Франсиза Ассизкого
давно прошли, а праведная мать Тереза была всего одна на миллиард современных
ей католиков.