С.С. Серебряков

 

Светское государство и религиозное образование

 

В 1995 году, через 88 лет после первого издания, состоявшегося в 1907 году, на русском языке были напечатаны без каких-либо купюр «Заветные мысли» Д. И. Менделеева. Известный главным образом как выдающийся химик, Дмитрий Иванович, оказывается, был еще и глубоким мыслителем, что во времена СССР не было широко известно. Итожа свою земную жизнь и накопленный опыт, он написал для потомства книгу, в которой, по сути дела, изложил желательные пути развития России в геополитической, экономической и научной областях.

Так вот, в одном из ее разделов положительно описывалась практика обучения в университетских колледжах Англии. Там обязательными были не только посещения студентами лекций, но и воскресных служб в церквах. Студент подлежал исключению, если трижды их пропускал. На вопрос о причинах такого порядка, Менделееву ответили так: «это делается по здравом размышлении преимущественно с целью получить из студентов истинных англичан до конца ногтей». Иначе говоря, полноценным специалистом с университетским дипломом англичане считали не только того, кто обладал специальными знаниями, необходимыми для конкретной профессии, но и гражданина, который обладал национальным мировоззрением. А национальное мировоззрение обеспечивается религиозным воспитанием, которое предоставляется каждому не только семейным воспитанием, но и образованием, которое дается школой и высшим учебным заведением.

Этот эпизод вспоминается из-за развернувшейся не так давно ожесточенной полемики относительно того, можно ли в российской средней школе преподавать предмет под названием «основы православной культуры». Главным аргументом, который использовался противниками такого решения, пока что появившегося всего лишь в виде рекомендации Министерства образования, являлось конституционное положение о светском характере государства, при котором «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» и где «религиозные объединения отделены от государства» (ст.14). Раз существует такая норма, то, следовательно, обучать религии под видом обучения православной культуре недопустимо и противозаконно.

Хорошо. Но в Конституции есть еще одна норма, согласно которой «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13, п.2). Что должно следовать из этого положения применительно к системе образования? Поскольку в обоих случаях установлены одинаковые по смыслу ограничения, то запрет должен по-видимому распространяться как на преподавание знаний основ религиозного мировоззрения, так и знаний основ светского мировоззрения.

Стало быть, вне образования, право на которое в России имеет каждый (ст.43 Конституции), оказывается мировоззрение вообще, мировоззрение как таковое. Завершая любой его вид, будь то  дошкольное, общее, среднее профессиональное или высшее, гражданин России должен представлять собой личность без определенного мировоззрения, или, говоря словами английских профессоров, с которыми беседовал Менделеев, они не должны быть «русскими до кончиков ногтей».

Что же подразумевается под «мировоззрением»? Какой смысл содержит этот термин? Согласно существующим толковым словарям, мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом», Оно складывается из различных форм, принадлежащих общественному сознанию, таких как эстетические, научные, политические, философские, нравственные и религиозные взгляды. Без определенного мировоззрения человек, имеющий диплом, может быть специалистом, строителем, физиком-теоретиком, тем же химиком, но он не может быть гражданином, владеющим «государственным образом мыслей».

Если не считать единственной теократии, существующей на земле (Ватикана), то современные государство могут быть трех видов –  атеистическое, религиозное или светское.

В государствах, где официальной и единственной основой мировоззрения провозглашается атеизм, преподавание или распространение религиозных знаний через государственные учреждения оказываются под запретом. «Религия – опиум для народа» и поэтому, если она вообще не запрещена, как это было в коммунистической Албании, то религия становится для граждан «частным делом». Атеистическим был Советский Союз.

Религиозных, конфессиональных государств на планете существует довольно много. Иудейским является государство Израиль. Кстати сказать, миссионерство на его территории запрещено. Христианина, который вздумает обращать еврея, просто арестуют и депортируют. Религиозными являются многие мусульманские государства, что закреплено в их названии. Например, Исламская Республика Мавритания или Иорданское Хашимитское Королевство. Религиозным является Таиланд, буддистское королевство. В Таиланде, достигший совершеннолетия юноша должен три месяца провести в буддистском монастыре.

Однако большая часть государств носит светский характер. Значит ли это, что они безразличны к религии и церкви? Нет. В каждом таком государстве конституция или специальный закон признает существование либо государственной церкви (может быть, ни одной, а нескольких), либо церкви или религии с полным правовым статусом, либо официально покровительствуемой церкви, возможно, также не одной.

Дело в том, что каждому государству свойственно оберегать историческую религию или исторические вероисповедания в силу того, что на них, а не на что-то иное, опирается культура и нравственность данной страны, в том числе и общественная нравственность, имеющая, безусловно только религиозные корни, и зачастую, даже и сама государственность. То же – с нравственностью. Отчасти она – часть культуры, но по сути конфессиональна. Любая нормальная, здоровая государственная власть призвана заботиться о нравственности граждан, и значит, она не может не оберегать их традиционные конфессии.

Следовательно, принцип светского государства, как и норма отделения Церкви от государства, означает только одно: его гражданин имеет права поменять вероисповедание - за это его не подвергнут преследованиям. Больше это не означает ничего. Быть «вообще» вне Церкви государство, то есть политическая организация нации, тем более его граждане быть не могут. Даже в США президент – непременно христианин-протестант, причем традиционный. Вступая в должность, он клянется на Библии.

В государствах, которые заявляют о своей светскости, запреты на религиозное образование считаются неуместными. Во времена Советского Союза государство в России было не светским, оно было атеистическим. И поэтому смысл «отделения церкви от государства» состоял в безусловном исключении любых видов религиозного или церковного влияния на жизнь человека или общества. Они были для тогдашнего режима нежелательными конкурентами. Современная Россия, в отличие от СССР, не является атеистическим государством, значит, конституционная норма об отделении  религиозных организаций от государства не тождественна отделению церкви от государства согласно «советской» Конституции и оно не включает в себя «отделения религии от граждан». Напротив, ст. 28 Конституции гарантирует «каждому» свободу вероисповедания, а ст. 38 обязывает каждого родителя воспитывать своих детей. Как же граждане смогут реализовывать эти права, если не обучать детей основам религиозной культуры в школах, а студентов – религии в вузах?

Воспитание состоит не в освоении одних лишь логических, естественнонаучных знаний. Воспитание в совокупности с образованием предполагает формирование в ребенке убеждений. Только они дадут ему возможность в дальнейшем соответствующим образом относиться к любому жизненному явлению, а если потребуется – бороться за принципы своего мировоззрения. В запрете на преподавание православия или основ православной культуры в действительности содержится запрет на преподавание национального мировоззрения. Налицо парадокс. С одной стороны, под видом запрета цензуры, средствам информации, корпорации, преследующей частные, своекорыстные интересы, предоставлена очевидная привилегия на формирование мировоззрения, убеждений, с другой – под видом недопустимости обязательной идеологии и религии на такую же точно деятельность общественных институтов, к каким относится и церковь, наложен запрет. По сути в нем проявлена вывернутая наизнанку, замаскированная цензура, цензура наоборот, запрет, относящей не к субъекту, воздействующему на человека, а к самому человеку, запрет, препятствующий ему быть самим собой.

По последним социологическим исследованиям 69 процентов жителей России исповедуют православную веру, 2,5 - ислам, 0,4 - буддизм, почти 3 - другие виды христианства, около 1 - другие религии, более 22 процентов - атеисты. Быть может, чтобы дети вырастали добропорядочными гражданами России, стоит все же воспользоваться примером «туманного Альбиона», приведенным в заветных мыслях Д.И. Менделеева?


Реклама:
-