П.Г. Кузнецов

 

ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ?

 

Пятьдесят один год тому назад на окраине города Ржева я убил человека. Командуя взводом разведки. Не сумев взять языка, мы забрали документы убитого. У него был партийный билет члена Национал-Социалистической Немецкой Рабочей Партии. Имея 18 лет от роду, мне было очень трудно понять, кто и против кого воюет? Кто и что защищает? И мы, и немцы воюем за Социализм, и у нас и у них Партия Рабочая? В этом случае уж совсем непонятно - из-за чего война?

Пока я был на фронте, естественно, времени на размышление не было. Но после тяжелого ранения, мотаясь по госпиталям, я получил время для попытки ответить на старые вопросы. Нельзя сказать, что ответ на эти вопросы был кому-нибудь нужен, да и времени было мало. Но Комитет Госбезопасности обеспечил меня дополнительным временем на изучение проблемы. Получив 10 лет "на размышление", познакомившись с Горлагом (Норильск), Озерлагом (Тайшет), я научился отделять суть дела, от его словесной видимости.

Так мне удалось найти непрерывную цепь мирового развития, которая имеет этапы: капитализм - империализм - фашизм - интеримпериализм.

Рассмотрим эти три этапа современной истории более подробно.

 

От капитализма к империализму

 

К концу прошлого века в развитии капитализма возникли некоторые затруднения. С одной стороны успешно проходил процесс концентрации капитала. Возникали картели, синдикаты и, наконец, тресты. Картельное соглашение между монополиями (с сохранением финансовой самостоятельности участников соглашения) обеспечивало согласованную политику цен и раздел рынков сбыта. Наблюдавшееся нарушение картельных соглашений потребовало введением финансового контроля за выполнением картельных соглашений. Наличие органа, контролирующего выполнение картельного соглашения, превращает картельное соглашение в новую форму - синдикат. В синдикате финансовая самостоятельность членов картельного соглашения сохраняется, но все члены подпадают под финансовый контроль синдиката. Поскольку система контроля может ставиться все более и более объемлющей, то наблюдается трансформация синдиката в трест. Это - вершина объединения капитала, где все становится частью. Былая финансовая самостоятельность исчезает - все становится централизованно-управляемым.

Наличие трестов приводит к реакции мелких (и средних) собственников, что приводит к возникновению "антитрестовского законодательства".

С другой стороны, на дне социальной системы возникает недовольство в рабочей среде. Послушаем рассказ Сесиля Родса о событиях 1895 года:

«Я был вчера в лондонском Ист-Энде (рабочий квартал) и посетил одно собрание безработных. Когда я послушал там дикие речи, которые были сплошным криком:хлеба, хлеба!, я, идя домой и размышляя о виденном, убедился более, чем прежде, в важности империализма... Моя заветная идея есть решение социального вопроса, именно: чтобы спасти сорок миллионов жителей Соединенного Королевства от убийственной гражданской войны, мы, колониальные политики, должны завладеть новыми землями для помещения избытка населения, для приобретения новых областей сбыта товаров, производимых на фабриках и в рудниках. Империя, я всегда говорил это, есть вопрос желудка. Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами». ("Die Neue Zeit", XVI, 1, 1898, s.304).

Любой здравомыслящий человек может восхищаться великим Сесилем Родсом и Соединенное Королевство не забыло автора этого высказывания. Оно забыло англо-бурскую войну (в России была популярна песня: "Трансвааль, Трансвааль страна моя..."), но пыталось увековечить память о великом англичанине в названии страны - Родезии. Правда, теперь это название уже исчезло с географической карты.

Гениальное решение внутренних социальных проблем, предложенное Сесилем Родсом, не может быть потерянным на перепутьях истории. Каждая страна с развитым финансовым капиталом обязана взять этот рецепт для сохранения социального мира в своей стране.

Воспользуемся еще одной частью работы В.И.Ленина: «Внеэкономическая надстройка, вырастающая на основе финансового капитала, его политика, его идеология усиливают стремление к колониальным завоеваниям. “Финансовый капитал хочет не свободы, а господства”, - справедливо говорит Гильфердинг. А один буржуазный французский писатель, как бы развивая и дополняя приведенные выше мысли Сесиля Родса, пишет, что к экономическим причинам современной колониальной политики следует прибавить социальные: “вследствие растущей сложности жизни и трудности, давящей не только на рабочие массы, но и на средние классы, во всех странах старой цивилизации скопляется нетерпение, раздражение, ненависть, угрожающие общественному спокойствию; энергии, выбиваемой из определенной классовой колеи, надо найти применение, дать ей дело вне страны, чтобы не произошло взрыва внутри”».

Первая мировая война вынудила ВСЕ великие державы взять рецепт Сесиля Родса, как способ решения социальных проблем.

Подводя итоги приведенному рассмотрению процесса перехода от капитализма к империализму, можно заметить качественную трансформацию одной формы капитализма в другую, более высокую или в более развитую. Этот переход мира в новое состояние, который совершился в наиболее развитых странах, мы, как принято в мире, будем называть империализмом. Если убогий капитализм решал свои проблемы управления производством через подкуп "рабочей аристократии", то империализм решает внутренние социальные проблемы всего населения своей страны за счет других стран и народов. Это и является гарантией "социального согласия" внутри страны. Массы знают своих благодетелей и готовы за них в огонь и в воду.

 

Переход от империализма к фашизму

 

Завершение первой мировой войны привело к несколько неожиданному результату: возникла Советская Россия. Предполагалось, что кучка большевиков через некоторое время передать бразды правления более компетентным людям... Но этого не произошло, а был объявлен к реализации План ГОЭЛРО. Поскольку налицо был новый эффект успехов централизованного планирования, то возник вопрос о возможности соединения империализма с системой централизованного планирования. Однако, централизованное планирование большевиков опиралось на общественную собственность, а условия империализма могут опираться только на частную собственность.

Наличие высокой научной подготовки у консультантов в развитых странах позволило решить и эту проблему: планирование ведется в интересах наиболее крупных представителей промышленного и финансового капитала. Принятие Муссолини и Гитлером концепции Сесиля Родса с одной стороны, и концепции планирования в интересах промышленного и финансового капитала - с другой, нашло поддержку в финансовом мире. Фон Тиссен и Крупп фон Болен нашли, как и их коллеги, возможным активно выступить за... СОЦИАЛИЗМ! Это и был "звездный час" НСДАП Гитлера.

Крупп фон Болен от имени Имперского союза германских промышленников (в письме к Гитлеру в 1934 году) приветствовал принцип "фюрерства", не забыв оговорить своего места в союзе. В этом же 1934 году весь мир видит разработку четырехлетнего плана восстановления Германии. Этот четырехлетний план был не только разработан, но и успешно воплощен в жизнь. Разрушенная экономика Германии была не только восстановлена, но Германия могла претендовать на роль первой державы Европы. В 1938 году уже никто не мог сравниться с Германией по своей военной мощи. Фюреры начинают занимать посты: Муссолини, Гитлер, Франко, Салазар...

Всякая попытка считать Гитлера каким-то полудурком лишена основания. Он любил Германию и отдал за нее жизнь...

С другой стороны В.И. Ленин, рассчитывавший на Мировую Социалистическую Революцию, был не менее убежден в победе мирового пролетариата. Прав же исторически оказался Джек Лондон, который предполагал крах Первой Революции, раздавленной "Железной пятой". Оказались правы в споре с Лениным и Каутский, и Гобсон, ожидая эпохи ультраимпериализма (Каутский) или интеримпериализма (Гобсон).

Каутский писал: «...Не может ли теперешняя империалистическая политика быть вытеснена новою, ультраимпериалистическою, которая поставит на место борьбы национальных финансовых капиталов между собою общую эксплуатацию мира интернационально-объединенным финансовым капиталом? Подобная фаза капитализма во всяком случае мыслима. Осуществима ли она, для решения этого нет еще достаточных предпосылок».

Гобсон: «Христианство, упрочившееся в немногих крупных федеральных империях, из которых каждая имеет ряд нецивилизованных колоний и зависимых стран, кажется многим наиболее законным развитием современных тенденций и притом таким развитием, которое дало бы больше надежды на постоянный мир на прочной базе интеримпериализма». (В.И.Ленин, ПСС, т.27,стр.415)

Читатель может убедиться, что Ленин очень серьезно заблуждался. Осуществился прогноз Гобсона, не и ошибался Каутский. Мы действительно вступили в эпоху интеримпериализма (ультраимпериализма).

Подводя итоги рассмотрения, мы можем отметить, что ФАШИЗМ, являясь империализмом, отличается наличием централизованного планирования, которое ныне известно под именем "государственного регулирования". Его можно назвать "нецивилизованным" интеримпериализмом.

Недоразумения, которые возникают по поводу термина "планирование", связаны с порочной практикой бывшего Госплана. В точном смысле "планирование" означает исключение действий (затрат, работ), которые не нужны для достижения цели. Если цель - извлечение прибыли, - то должны быть исключены все действия, которые не нужны для получения прибыли. Дефекты планирования обнаруживают себя в появлении товарных запасов, которые не имеют потребителя. Поскольку у нас нарождается рынок, то каждый новоявленный бизнесмен будет вынужден учиться планированию, так как только наличие бизнес-плана позволяет надеяться на получение банковского кредита. Управление по документалистике ООН (ЮНИДО) выпустило Пособие, которое является некоторым аналогом систем управления в оборонных отраслях в 1965-1968 годах (Системы СУР, ПУСК, КОМПАС, СПУТНИК-СКАЛАР и другие)

Рынок, в котором присутствует "маркетинг", перестает быть рынком, так как он исключает выпуск продукта, который не обеспечен потребителем.

Интеримпериализм с "государственным регулированием" является более развитой стадией, о котором можно говорить как о фашизме с "человеческим лицом". Он навсегда покончил с геноцидом по национальному признаку, столь явно демонстрировавшимся Гитлером по отношению к евреям.

 

Интеримпериализм и Россия

 

Хотя Гобсон описывал вероятный мир еще в 1902 году, мы видим мудрость ученого. Указанный им процесс вполне реализовался в современном мире. С 1948 года мир вступил в эпоху "холодной войны", окончание которой мы теперь наблюдаем.

Мы вступили в эпоху интеримпериализма и последний оплот коммунизма можно считать разрушенным (однако "коммуны" сохранились во Франции как и "киббуцы" в Израиле).

Читатель может убедиться в точности прогноза Гобсона по Европейскому ежегоднику (The Europa year book. A world survey. Europa Publcations Ltd. London.) Мы приводим данные за 1972, 1981 и 1988 годы. Они даны таблицей, в которой указывается валовой продукт стран семерки, доля этих стран в мировом продукте (в процентах), общая величина доли семи стран в мировом продукте и сама величина мирового продукта.

 

Мировой продукт дается в миллиардах долларов в год:

 

Государства

1972

1981

1988

СССР

378 (10,3%)

1 212 (9,9%)

нет данных

Англия

145 (4,0%)

510 (4,2% )

730 (4,09% )

Италия

107 (2,9%)

391 (3,2% )

765 (4,29% )

Канада

97 (2,7%)

276 (2,2% )

437 (2,45% )

США

1 167 (32% )

2 946 (24,0%)

4 863 (27,28%)

Франция

187 (5,1%)

658 (5,4% )

899 (5,04% )

ФРГ

209 (5,7%)

830 (6,8% )

1 131 (6,34% )

Япония

248 (6,8%)

1 180 (9,6% )

2 576 (14,45%)

7 стран

2 160 (59%)

6 791 (55%)

11 401 (64%)

МИР в целом

3 652

12 279

17 830

 

Приведенная таблица показывает, что мировой продукт (в долларовом исчислении) растет более чем на 10% в год! Данные мировой статистики позволяют говорить, что имеет место не фактический рост мирового продукта на 10% в год, а рост долларовой массы на эту величину. Однако, если брать мировой продукт, так сказать, в натуральном измерении (скажем, оценивать его через энергопотребление или по «физической экономике» Линдона Х.Ларуша), то темпы его роста не превзойдут 2-3 процента в год. (Кстати, метод изменения продукта через энергопотребление известен с 1964 года от Ганса Беша и используется для оценки темпов инфляции)

Если только США будут увеличивать количество долларов, то курс доллара относительно марки, франка, иены и других валют шести стран. Однако этого эффекта не наблюдается, что позволяет говорить о согласованной валютной политике всех семи стран: они все используют печатный станок для эмиссии денежных знаков. Последние, удерживая относительно друг друга паритет, дают возможность обменивать реальные продукты за "крашенную бумагу". Это означает, что вся "связка твердых валют" обесценивается на 7-8 % ежегодно. Последнее показывает, как именно страны семерки, цивилизованным образом, используют денежную эмиссию "мировой валюты", получая за окрашенную бумагу порядка 4-5% мирового продукта. То есть натурально грабят третий мир, да и Россию тоже.

Я не знаю, можно ли сбор такого налога за крашенную бумагу со всего мира называть фашизмом, но факт решения внутренних социальных проблем за счет других стран и народов в "цивилизованных странах" здесь явно имеет место. Я не думаю, что страны семерки ждут не дождутся, когда Россия присоединится к "цивилизованному миру", но мне кажется, что все места там уже заняты.

Страны семерки получают около 64% мирового продукта, располагая населением около 12%. Остальной мир, включая Россию, располагает 36% мирового продукта и 88% населения мира. Из этих данных можно получить среднее соотношение уровней жизни 64%:12%=5,3 в цивилизованных странах и 34%:88%=0,39 в остальном "диком" мире. Отношение 5,3:0,39=13,6 характеризует соотношение уровней жизни. Используя данные 1981 года, когда валовой продукт СССР составлял 1 212 долларов или 10%, а население составляло 6% от населения мира, мы имели 10%:6%=1,5. Возвращаясь к цивилизованным странам, у которых этот показатель равен 5,3 мы могли рассчитывать на уровень жизни, который в 3,5 раза ниже, чем в странах семерки. Именно это и наблюдалось. В настоящее время, из-за падения производства, этот показатель, от значения 1,5 опустился до 0,7-0,8. Он еще почти в два раза выше, чем среднемировой "дикого" мира, но на него оказывает влияние неравномерность распределения дохода.

Поскольку мы уже приводили некоторые данные, взятые из статьи французского автора, имеющая место напряженность, отразившаяся на голосовании 12 декабря, проявилась: "...вследствие растущей сложности жизни и трудности, давящей не только на рабочие массы, но и на средние классы, ... скопляется нетерпение, раздражение, ненависть, угрожающие общественному спокойствию; энергии, выбиваемой из определенной классовой колеи, надо найти применение, дать ей дело вне страны, чтобы не произошло взрыва внутри".

Эта напряженность, имеющая место в стране, не рождена Жириновским, а создана принятой стратегией реформ. Поскольку виноватых не находится, то люди и предпочитают голосовать за того, кто не только признает неблагополучный ход реформ, но и предлагает какой-то выход. На фоне всего, что сказано выше, я не знаю, каких целей и какими средствами собирается достигать партия Жириновского. Но нет за его спиной имперского союза русских промышленников, хотя бы слегка похожих на фон Тиссена и Круппа фон Болена. Называть это фашизмом (при полном отсутствии финансовой базы) просто нелепо. Не в ношении же свастики заключается существо фашизма!

Национал-империализм, называвший себя национал-социализмом, уже умер. Ему на смену пришел интеримпериализм. Не исключено возникновение проблемы геноцида для 4-х миллиардов жителей планеты в угоду "золотому миллиарду". Этого, а не неофашизма, следовало бы опасаться.

Следовать советам гениального Сесиля Родса Россия не может, - нет подходящего военного потенциала, а отдельные разработки в области науки не найдут места в "регулируемом мировом рынке". Во всяком случае, те проблемы, которые стоят перед Россией, рекомендациями Международного Валютного Фонда разрешить невозможно.

Приведенные выше рекомендации Сесиля Родса, французского автора, и Гобсона - рекомендации "интеллектуальной элите" современного мира даны ведь именно теми, кого нельзя отнести и к пропагандистам идей коммунизма.

Что касается моего сугубо личного мнения по этому же вопросу, то существует только одно решение для Человечества, как целого. Ему нужно "дело вне Земли". Жизнь не является планетарным феноменом - она является феноменом Космоса и может существовать лишь как феномен Космоса, либо погибнуть как планетарное явление.

Являясь главным конструктором машинных систем управления, использовавшихся в разработке систем жизнеобеспечения для космоса, могу отметить отсутствие профессионализма у авторов всевозможных "программ" и "концепций". Наличие степеней и званий, при полном отсутствии реального опыта решения технических и экономических проблем, не может исправить положения, в котором оказалась страна. Заявленное Президентом желание расширить каналы поступления конструктивной информации не может быть удовлетворено из-за созданной им самим "административно-командной системы". Раньше было принято говорить: "Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу кто ты". Теперь можно сказать: "Скажи мне, кто твои советники, и я скажу кто ты".

Как всегда остается справедливым Георг Фридрих Вильгельм Гегель:

"Существуют законы двоякого рода: законы природы и законы права. Законы природы абсолютны и имеют силу так, как они есть: они не допускают ограничения, хотя в некоторых случаях могут быть и нарушены. Чтобы знать, в чем состоит закон природы, мы должны постигнуть природу, ибо эти законы верны; ложными могут быть лишь наши представления о них.

...Знание права, с одной стороны, такое же, с другой - иное. Мы узнаем эти законы тоже просто такими, как они есть: так более или менее знает их гражданин, и изучающий позитивное право юрист также исходит из того, что дано. Различие между этими двумя типами законов состоит в том, что при изучении правовых законов действует дух рассмотрения и уже само различие законов заставляет обратить внимание на то, что они не абсолютны. Правовые законы - это законы, идущие от людей. ...В природе величайшая истина состоит в том, что закон вообще существует" (Г.Ф.В. Гегель "Философия права", Мысль. М.1990).

Этот грустный материал я хочу завершить воспоминанием о Викторе Федоровиче Болховитинове. Когда я пытался объяснить ему сложность разработки систем жизнеобеспечения, он мне сказал, что он "сложными" системами не занимается. Я был поражен - ведь современный истребитель, напичканный электроникой, с переменным шагом винта и изменяемой геометрией крыла - явно сложное изделие! На это я услышал: "Если я ЗНАЮ, то могу объяснить. А если я не знаю, то предпочитаю не говорить "сложно", а говорю, что я еще не разобрался".

С тех пор (с 1966 года) я тоже перестал заниматься "сложными" системами и проблемами. Простых решений для вывода страны из пропасти нет. Но не надо говорить о "сложности". Придут знающие, ибо принцип "сила есть - ума не надо", по которому мы пытаемся жить, явно устарел.

 

22 декабря 1993 г.


Реклама:
-