Что такое Третий Рим

 

Чтобы понять, верно ли мнение старца Филофея, надо понять, что же он сказал. В его изречении есть три части: в одной говорится о том, что уже произошло, во второй о том, что есть, а в третьей о том, чего не будет.

Произошло падение первого Рима, в котором зародилось и было проповедано его народам христианство (и важно даже не падение Римского языческого государства, а гораздо более позднее духовное падение западного Рима в ересь латинства, из которого постепенно развилась лжерелигия человекобожия); пала под ударами турков Византия (Новый Рим – одно из официальных ее названий) – христианская империя, наследовавшая Древнему Риму. «Вся христианская царства приидоша в конец». И стоит «росейское царство» – единственное независимое на тот момент православное государство, а значит – и единственное государство, которое могло принять духовное наследие двух Римов в качестве православной империи. Принять, защитить и приумножить его. Осознание себя «Третьим Римом» – было осознанием и принятием на себя высочайшей ответственности – выполнять отныне роль Удерживающего - ибо «четвертому не быти». Россия отныне осмысливалась как своеобразный «привратник» Апокалипсиса, разделяющий историю и то, что после истории, от воли которого во многом зависит, когда и как откроется дверь.

Кто может удержать современный нам, разъедаемый энтропией мир от сползания к хаосу, от гибельного всесмешения культур и религий, народов и государств, от превращения Человека, созданного по образу и подобию Божию – в безродного номада, в биоробота – без семьи, без Родины, без веры скитающегося по миру в поисках пропитания или удовольствий? Западная Европа, впавшая в гедонизм, для которой давно уже «Бог умер»? Штаты со всеми их заморочками, являющиеся главным глобализатором и главным источником хаоса в мире? Латинская Америка, может и глубоко религиозная, но явно находящаяся сегодня на периферии мира, даже и не ставящая перед собой такие задачи? Нехристианские страны?

Я глубоко убеждена, что это по силам только России, несущей в себе, через всю свою историю, несмотря на все свои грехи и падения, идеал «Святой Руси». Но для этого она должна возродиться – в первую очередь духовно, ну и конечно в культуре, в науке, в экономике, вновь стать сильным государством. Всё для этого у нас есть.

Понятие «Третий Рим» – очень глубокое, полифоническое, симфоническое. Часто встречающаяся самая простая и вульгарная его интерпретация – как выражение своеобразной мании величия, как претензии на господство над миром – в корне не верна. Тот же инок Филофей предупреждал от «похоти властвования».

Духовная сущность Третьего Рима – в исполнении им миссии Удерживающего; в существовании не только и не столько для себя, сколько для Бога, в осуществление на земле Его Правды. Поэтому способствовать «прославлению имени Господа Иисуса Христа перед народами» (см. В. Феофонов) – его важнейшая задача. Собственно говоря, в том и смысл существования Удерживающего. «Бог до последней возможности ожидает, не явится ли кто еще желающий к Нему обратиться. Когда уже некого будет ждать, примет Господь удерживающую руку и зло разольется…» (Феофан Затворник).

В земной своей ипостаси Третий Рим есть православная Империя, величие и сила которой служат исполнению им своей духовной миссии. Идеальный образ такой Империи – она есть целостный организм, соборная, симфоническая «Личность», все части которой находятся в строгой иерархии и составляют гармоническое всеединство: для нее характерна симфония между духовной и светской властями; духовный и культурный расцвет населяющих ее народов, каждый из которых имеет свое лицо; понятие сильной и справедливой власти.

Вот принципы власти в Православной Империи:

«Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Апостол Павел. (Рим. 13, 2-5).

«Величайшие дары Божие человеку, дарованные Вышним человеколюбием - священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь... Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно и подобающим образом упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония, дарующая человеческому роду всевозможную пользу...». Шестая Новелла Кодекса Юстиниана.

Конечно, любой идеал в реальной жизни – недостижим; от него уклоняются, его временами даже предают… Но он же, оставаясь идеалом, и служит критерием, маяком, ориентируясь по которому, возвращаются к своему служению.

Претендовать на полное, исчерпывающее знание о Божьих замыслах, конечно, непростительная самонадеянность. Но разве не проявилась уже достаточно в нашей истории, в пророчествах наших святых, в раздумьях лучших наших философов и писателей вот именно такая миссия России?

Чтобы ответить, в чем состоит СЕГОДНЯ миссия Удерживающего, надо понять, в чем состоит суть нашего времени, и в чем его опасности.

Нынче на дворе эпоха Постмодерна. Это не только столь любимые Джоном Петровым художники-актуальщики. Всё гораздо глубже. Это означает, что завершилось историческое Новое Время (Модерн) со всеми его идеями, идеалами, взлётами и падениями. Кончилась эпоха, на знаменах которой были начертаны столь близкие нашему сердцу лозунги Гуманизма.

Основной идеей Нового Времени было освобождение, понятое в первую очередь как освобождение от Бога. И поэтому из общества постепенно убиралась скрепляющая его духовная вертикаль, держащая человеческую жизнь иерархия ценностей. Как результат - всё большая атомизация общества и культуры, разобщение и всесмешение любых человеческих сообществ, превращение народов в аморфную человеческую массу. Постмодерн наступил, когда иссякли питавшие Новое Время колоссальные духовные энергии, накопленные Средневековьем, и когда были изжиты все внутренние смыслы, на которые опиралось развитие культуры. Собственные творческие силы Запада,, следовательно, и способность к развитию, угасли. У него осталась только техника и грубая сила. И дальнейшая его жизнь – это жизнь вурдалака, питающегося ресурсами, энергиями, талантами других народов. Но при этом неизбежно будет происходить дальнейшее упрощение Жизни, когда реальное богатство и многообразие оригинальных национальных культур разрушается, а народы смешиваются в некий единый, унифицированный «человеческий материал».

И вот в этой точке может быть ветвление. Если не найдется сил, способных противостоять данному процессу, то рано или поздно произойдет последнее "всесмешение" и упрощение – а далее – читайте Апокалипсис. (Кому Апокалипсис кажется сказкой, порекомендую «Линии горизонта» Аттали, или Бжезинского с его идеей «титтитейнмента» – мечты этих людей, надо сказать, производят неизгладимое впечатление).

Победить, переломить ситуацию можно лишь одним способом – противопоставив смерти – Жизнь. Универсальному мировому проекту Запада - свой собственный культурный проект, положенный в основание Российской Цивилизации. Где будет восстановлена духовная вертикаль, где одномерному и однородному миру будет противопоставлен мир «цветущего разнообразия».

Появись в мире новый живой центр притяжения, новый гармонично развивающийся культурный проект, он способен стать полем приложения всех живых сил не только внутри России, но и за ее пределами. Все живые силы, которые отторгает от себя мертвый Запад, будут вливаться в этот проект, присоединяться к нему и распространять его по всей планете. КРАСОТА СПАСЕТ МИР.

Нужно только четко осознать: для того, чтобы стать центром духовной экспансии, Россия должна отказаться от политической и военной экспансии и сосредоточить все силы на внутреннем развитии. В XXI веке мировая экспансия России будет проходить не в политическом, а в духовном и в культурном измерении. Военная мощь, экономическая самостоятельность - надежные союзники, но все это нужно нам только для обороны от судорожных телодвижений Запада, который свою духовную немощь пытается компенсировать военными мускулами.

С чего надо начинать восстановление нашего Третьего Рима? Я думаю, с духовного возрождения. Нам сегодня позарез даже не Минин с Пожарским нужны, а Сергий Радонежский или Патриарх Гермоген. Но пока их нет… И, значит, каждый должен делать выбор самостоятельно. Современная ситуация – предельна и погранична, человек как бы подведен к последней черте. Пожалуй, никогда еще в истории вопрос о вере как о выборе не стоял так остро, как сейчас. И никогда еще решиться на веру не было и так трудно, и так необходимо. И на дела, без которых вера мертва.

Мы можем, конечно, не делать такого выбора, и продолжать вместо Третьего Рима по инерции строить третий Карфаген. Но вот только вряд ли это у нас получится. Скорее вместо Карфагена получим очередные Содом и Гоморру.

 

Мария


Реклама:
-