А.К. Злобин

 

Олигархи делят киловатты

 

Отношения между Ю. Лужковым и А. Чубайсом не сложились еще из-за спора о порядке «приватизации» имущественного комплекса Москвы в начале 90-х годов. Смысл противостояния тогдашнего главы Мингосимущества и мэра Москвы состоял в том, в чьих руках будет осуществлено управление этим процессом и кому достанется, в конечном счете, приватизированное имущество. Достигший острой формы «спор» был урегулирован после вмешательства президента Б. Ельцина, принявшего сторону Ю. Лужкова. Приватизацию государственного имущества, находившегося на территории Москвы, фактически осуществила команда столичного градоправителя на основании правил, установленных им же и в интересах, определявшихся его командой.

После того как Чубайс возглавил РАО «ЕЭС России» возник между ними еще один конфликт – на этот раз из-за «Мосэнерго». Причины и характер этот спора в то время достаточно широко комментировались прессой. Суть конфликта заключалась в стремлении Лужкова оставаться монопольным владельцем всей столичной электроэнергетики. В данном случае верх был на стороне Чубайса. Во всяком случае, являвшийся креатурой мэра глава «Мосэнерго» был смещен Чубайсом со своего поста и заменен его доверенным человеком – Аркадием Евстафьевым (известен участием в скандале с «коробкой из-под ксерокса»). После этого «Мосэнерго» оказалось под контролем руководства РАО, что было компенсировано постоянной публичной критикой его деятельности как самим Лужкова, так и ответственными лицами его правительства.

Тогда же мэр Москвы решил создать некую параллельную структуру управления московскими энергомощностями, формально подчиняющуюся правительству Москвы, чтобы включить в ее состав предприятия и инженерные сооружения «Мосэнерго». Создание таких структур вообще является любимым приемом Лужкова, когда между его интересами и федеральным законом возникает конфликт. Однако на этот раз, как можно предположить, учреждение органов, дублирующих функции «Мосэнерго», не привело к ожидавшемуся результату. Реальным производителем и продавцом энергоресурсов осталось «Мосэнерго», в которой 51% акций принадлежит РАО. Таким образом конфликт, продолжающийся примерно 2 года, не был разрешен.

Теперь стало известно в общих чертах, о чем договорились примерно месяц тому назад с согласия правительственной комиссии по энергетики (В. Христенко) Лужков и Чубайс. По данным газеты «Газета» (3.11.03) принят «базовый вариант корпоративной стратегии РАО «ЕЭС России», на самом деле – вариант приватизации электроэнергетической отрасли, предусмотренной недавно принятым Госдумой федеральным законодательством.

По соглашению четыре электростанции выделяются из «Мосэнерго» и включаются «в состав Оптовых генерирующих компаний». 17 московских ТЭЦ и остальные активы «Мосэнерго» передаются городским электро- и теплосетевым компаниям, контрольным пакетом акций которых будет распоряжаться мэр Москвы. При этом Лужков, как сообщает «Газета», продолжает настаивать на увольнении нынешнего руководства «Мосэнерго», предлагая передать его руководство «некоей «независимой управляющей компании». Подобная настойчивость в связи с предстоящей ликвидацией «Мосэнерго» необходима Лужкову, по-видимому, для того, чтобы взять под свой контроль хотя бы раздел имущественного комплекса этой компании.

Можно сделать вывод, что Лужкову не удалось, как в случае с приватизацией, вывести электроэнергетику Москвы из-под действия федерального закона о реформе электроэнергетики, который был принят на основании предложений, исходящих от руководства РАО «ЕЭС России», и он оказался вынужден пойти на его фактическое исполнение. С другой стороны это соглашение нельзя рассматривать и как полную «победу» Чубайса, поскольку предстоящая приватизация московских ТЭЦ и продажа вырабатываемой ими теплоэнергии и горячей воды осталась в руках мэра Москвы.

Симптоматично, что компромисс удалось достигнуть двум враждующим между собой олигархическим группам как раз накануне парламентских и президентских выборов, что, надо полагать, может быть свидетельством того, что между ними существует и более серьезные и глубокие договоренности политического характера, который они, конечно же, предпочитают держать в секрете.

Кому предстоит расплатиться за эту энергетическую договоренность? Пока что бремя расходов ложится на простых потребителей электроэнергии. Как сообщила газета «Россия» (в номере от 30.10.2003), по уровню тарифа за электроэнергию для бытового потребления Москва занимает среди 89 регионов Российской Федерации 16 место с конца и составляет 105 руб. за 100 кВт.ч., увеличившись в течение 2003 года на 15 процентов. С таким ростом цен в текущем году Лужков согласился еще в феврале. Следует напомнить, что с 1 апреля власти Москвы повысили в среднем на 35% тарифы на водоснабжение, не в последнюю очередь из-за роста цен на электроэнергию.

При этом рост энерготарифов для москвичей предопределен и в недалеком будущем. Но, как всегда, неприятные известия власть объявляет задолго до выборов, а приятные – накануне выборов. О том, что московское правительство всего лишь намеревается повысить некоторые виды пенсий, оно объявило за месяц до 7 декабря, а о том, что начиная с 2004 года начнется рост цен на электричество – было сообщено в начале года. А о том, что тарифы повышались весь 2002 год, теперь, в конце 2003, уже мало кто вспоминает.

Что же касается предстоящих повышений коммунальных платежей, то еще в марте было заявлено, что рост тарифов на газ в 2004 г. составит приблизительно 25%, на электроэнергию - порядка 15%. С 1-го января следующего года стоимость поездки в автобусе, трамвае и троллейбусе возрастет с 7 - и до 8 - и рублей (рост на 14%), а с 1-го июля 2004 года она увеличится еще на 2 рубля и составит 10 рублей (рост на 25%).

Уместно заметить, что сговоры региональных властей и олигархов от естественных монополий о росте тарифов на все виды коммунальных платежей, тяжким бременем ложащиеся на плечи главным образом малообеспеченных слоев населения, невозможно объяснить неплатежами. Что касается москвичей, то они, независимо от уровня доходов, являются предельно добросовестными плательщиками. 93% из них оплачивают коммунальные услуги вовремя, и лишь 2% являются «злостными неплательщиками» (терминология вице-мэра Шанцева). Так что о тарифах договариваются Лужков с Чубайсом, а расплачиваться за это предстоит москвичам.

Кто получит непосредственную выгоду от дружбы Лужкова с Чубайсом на почве политики – станет очевидным уже 7 декабря, когда будут объявлены результаты выборов по Москве. Мэр нуждается в голосах сторонников Чубайса из СПС, а СПС нуждается на выборах как в административной поддержке, так и в режиме наибольшего благоприятствования по отношению к своему федеральному списку и своим одномандатникам.

 

4.11.2003

 


Реклама:
-