Я. Амелина

 

 

От меморандума к меморандуму

без продвижений и достижений

 

Кровавый конфликт 1992 года окончательно разделил Бессарабию на две неравные части – Правобережье со столицей в Кишиневе и Приднестровскую Молдавскую Республику со столицей в Тирасполе. Население Приднестровья (русские, украинцы и молдаване составляют примерно по трети населения ПМР; три этих языка являются в республике государственными) с оружием в руках отстояло право не «ложиться под Румынию», как того хотели кишиневские шовинисты. Унитаристы признали поражение, ситуация стабилизировалась – и законсервировалась.

Подвижка в урегулировании приднестровского конфликта произошла лишь через долгие пять лет. В 1997 году был подписан так называемый Московский меморандум, главной идеей которого стало создание «общего государства». Однако никто толком не знал, каким содержанием должно наполниться эта абстракция. Молдавия, Приднестровье, государства-посредники – РФ и УР, а также подключившаяся к процессу чуть позже ОБСЕ увязли в бесконечных раундах пустых переговоров.

Пророссийская направленность приднестровской государственности, как это ни странно, не находила в Москве особого отклика. Развитием отношений с Тирасполем занялись КП РФ и разные мелкие компартийки, что создало Приднестровью репутацию «коммунистического заповедника». Официальное же российское руководство как будто забыло о существовании на Днестре маленькой «союзной республики». А после победы на парламентских выборах коммунистической партии Молдовы и избрания президентом ее лидера Владимира Воронина, Москва и вовсе встала на сторону Кишинева в стремлении подавить «сепаратистов» и ударными темпами восстановить «единую и неделимую» Молдавию. Кремлю, похоже, понравилась идея задушить Приднестровье костлявой рукой голода - РФ активно присоединилась к объявленной Кишиневом экономической блокаде ПМР. На Левом берегу стали все чаще поглядывать в сторону Киева, но он так и не решился сделать приглашающий жест.

Пару лет назад особую активность в регионе начала проявлять ОБСЕ. 3 июля 2002 года с ее подачи в Киеве был обнародован новый вариант урегулирования «приднестровского конфликта». Он провозглашал федеративное устройство будущего молдавского государства. Переговорщики и страны-гаранты обрели второе дыхание. Москва спохватилась, что Европа может отодвинуть ее на вторые роли в весьма важном для нас регионе. В середине февраля 2003 года, после серии встреч Воронина с Владимиром Путиным, официальный Кишинев обнародовал проект Соглашения о мерах по окончательному урегулированию приднестровской проблемы. «Рука Москвы» снова легла на пульс переговорного процесса.

Согласно документу, реинтеграция государства в границах на 1 января 1990 года должна осуществляться на основе трех принципов: единства территории и государственной власти, демократической республики и федеративного государственного устройства. Приднестровье признавалось субъектом Республики Молдова (о Гагаузии в воронинской инициативе не было и речи). Гарантией для Тирасполя выступало право ПМР на самоопределение в случае изменения международно-правового статуса Молдавии. Однако о незыблемости прав приднестровской собственности не говорилось ни слова.

Несмотря на множество погрешностей, инициатива Воронина стала шагом вперед. Не вдруг, не сразу, но Кишинев и Тирасполь создали Совместную конституционную комиссию, на которую легла разработка нового Основного закона единой Молдавии. Предполагалось, что проект Конституции будет готов через полгода. Но работа СКК столкнулась с серьезнейшими трудностями. Стороны представляли будущее федеративное государство по-разному: приднестровцы требовали от Кишинева договорной равносубъектной федерации, тогда как Кишинев настаивал на асимметричной, где Приднестровье становилось территориальной автономией. 

В сентябре Дмитрий Козак стал спецпредставителем Владимира Путина по урегулированию приднестровской проблемы. Два месяца «челночной дипломатии» между Кишиневом и Тирасполем завершились неожиданным представлением в середине ноября российского меморандума «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства». По словам российского посла Москвы в Кишиневе Юрия Зубакова, предложенный план дополняет документ, подготовленный ранее российской стороной совместно с ОБСЕ и Украиной, и полностью совпадает с его основными принципами. Однако согласованный, но так и не обнародованный посредниками документ носил общий характер, тогда как российский содержит «больше точных правовых юридических формулировок».

Согласно «плану Козака», Молдавия преобразуется в Федеративную Республику Молдову - полностью демилитаризованное федеративное государство, включающее два субъекта (Приднестровье и Гагаузию), и федеральную территорию (все остальное). ПМР признается государственным образованием в составе федерации. У Тирасполя сохраняются собственные государственные органы законодательной (Верховный Совет), исполнительной  (президент и правительство) и судебной власти, Конституция и законодательство, государственная собственность, самостоятельный бюджет и налоговая система, а также государственная символика и иные атрибуты государственного статуса.

Гагаузия становится автономно-территориальным образованием с чуть меньшим, но сравнимым с приднестровским, объемом прав. «Конституционно-правовой статус и границы территорий субъектов Федерации не могут быть изменены без их согласия», - гласит меморандум. Государственным языком федерации объявлялся молдавский, а официальным – русский.

Переходные положения гарантировали соблюдение интересов Приднестровья. Долги Молдавии, возникшие до вступления в силу новой Конституции, возлагались на Кишинев, долги ПМР – соответственно на Тирасполь. Права государственной, муниципальной и частной собственности в Приднестровье призавались не подлежащими пересмотру (а значит, молдавское руководство не получало доступ к приднестровской промышленности, давно притягивающей его взоры). Кроме того, создавался двухпалатный парламент, состоящий из Палаты представителей (71 депутат) и Сената (26 сенаторов – 9 от Приднестровья, 4 от Гагаузии, 13 от федеральной территории). Вопросы военно-гарантийного присутствия России и других государств на территории ФРМ в «плане Козака» не поднимались.

Проект новой Конституции намеревались разработать и опубликовать для всенародного обсуждения не позднее 31 марта 2004 года. До 31 октября по ней должен был пройти всенародный референдум.

Очевидно, однако, что и «эти планы – все обманы». Если ситуация и впредь будет развиваться по неблагоприятному сценарию, к указанным срокам на берегах Днестра можно будет увидеть вооруженный конфликт, а не проект Основного закона. Многим приднестровцам такая картина представляется весьма отчетливо.


Реклама:
- Всенаправленные антенны ISM 868 МГц читать