Г. Радаева

 

Русский остров в центре Европы

 

В Закарпатье - многонациональном крае, где, помимо украинцев, проживают русины, венгры, румыны, словаки и другие народы, и который часто скопом причисляют к "бандеровской" Галичине - любят Россию и чувствуют свои глубокие и давние связи с ней. Именно такое отношение характерно для подавляющего большинства подкарпатских русинов. Жаль, что ответные чувства проявляются пока не слишком активно. 

 

История

 

Подкарпатские русины, или карпатороссы - 700-тысячный славянский народ. Живут они главным образом на территории Закарапатской области Украины, в Словакии, Венгрии, Польше, Чехии и Югославии. Большая русинская диаспора существует и в Канаде. Одни исследователи называют русинов четвертой частью триединого русского народа, другие ведут их происхождение от "белых хорват", родственных македонцам, сербам и хорватам. Но во всех перечисленных государствах, за исключением Украины, русины признаны в качестве полноправного, отдельного народа. "Демократические" украинские власти отказывают им в этом праве, вопреки очевидному твердя, что русины - просто украинский субэтнос.

С 1919 года суверенная республика Подкарпатская Русь, воплотившаяся мечта русинов о собственной государственности, находилась в составе федеративной Чехословакии. Но просуществовала она, увы, недолго. После Второй мировой войны Подкарпатская Русь была расчленена между Чехословакией и СССР по договору Молотова-Фирлингера. Невзирая на просьбы русинской интеллигенции включить Закарпатье в состав Советского Союза в качестве шестнадцатой республики, область присоединили к Украине. Карпатороссы были насильственно украинизированы, в паспортах их в обязательном порядке ставилось "украинец". Стали украинскими около 500 русинских школ, в ГУЛАГ отправили 187 тысяч русинов.

Но они упорно не желали считать себя украинцами. На референдуме 1 октября 1991 года 78 процентов населения Закарпатья высказались за создание в области самоуправляемой территории в составе Украины. Однако киевские власти не признали итогов народного волеизъявления. В 1992 году Закарпатский областной совет принял решение о признании русинской национальности и обратился к Верховному Совету Украины с просьбой решить этот вопрос на государственном уровне. Разумеется, в этом также было отказано.

 

"Острейшая этнополитическая проблема"

 

С начала девяностых киевские власти считают "русинскую проблему" одной из острейших, с которыми столкнулась Украина. "Деструктивный потенциал русинского движения стал долговременным фактором дестабилизации ситуации на Закарпатье. В связи с потенциальной проблемой русинского этнотерриториального сепаратизма проблема закарпатских русинов потребует внимательного изучения и повышенного внимания со стороны государственных органов", - говорится в анонимном материале украинских аналитиков, наделавшем в Закарпатье немало шума.     

Главную опасность киевские "народоведы" видят в смычке "православной составляющей с русинским движением", поскольку она "придает этому движению дополнительное идеологическое обоснование и вносит элемент противостояния  православного Закарпатья и соседней греко-католической  Галичины".

Весной достоянием общественности стала цитировавшаяся выше записка Института проблем международной безопасности, возглавляемого академиком Пирожковым (заместителем тогдашнего секретаря Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины, затем министра обороны Евгения Марчука) «О деструктивном потенциале русинского движения», - рассказывает заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кирилл Фролов, - В ней предлагается не признавать русинский народ (то есть отказать ему в праве на существование) и подвергнуть политическим преследованиям русинских лидеров, обвинив их в «сепаратизме».

Авторы записки не отрицают, что "в случае успеха русинского движения, формирования русинской национальной идентичности и обогащения русинского литературного языка, на базе этнической группы русинов действительно может сформироваться самостоятельная русинская нация". Радетелей об украинской безопасности и обороне страшит, что в таком случае Украина, по их мнению, столкнется "с комплексом проблем, связанных с национальными меньшинствами" (как будто сейчас их нет и в помине!). А также с угрозой своей территориальной целостности - хотя подкарпатские русины не являются сепаратистами и  постоянно подчеркивают, что видят свое будущее в составе этого государства.

 

Уже виденное

 

Кстати, в 1996 году Кабинет Министров Украины уже принимал  "План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов". Согласно этому плану, госвластям следовало "четко засвидетельствовать и продекларировать  позицию украинского государства о бесперспективности идеи выделения и автономизации Закарпатья на какой-либо основе - культурной, этнической, тем более административно-территориальной".

Планировалось также разработать систему мероприятий по укреплению украинскости Закарпатья в сфере языка, культуры, кадровой политики (между прочим,  общеупотребительным языком в этой области однозначно является русский) и создать учебники и произведения, "интерпретирующие историю украинцев-русинов Закарпатья  как неотъемлемой части истории украинского этноса" (то есть заняться прямой фальсификацией истории).

В украинских СМИ предполагалось расширить подачу материалов по Закарпатью с акцентом на том, что "этот регион является исконно украинской территорией, а местные украинцы - неотъемлемая часть украинской нации". Наконец, сотрудники СБУ проводили с лидерами русинов "предупредительно-разъяснительную работу", запугивая их уголовной и административной ответственностью - за политическую деятельность в рамках действующего законодательства. Однако все эти меры не дали никакого результата - русины так и не стали украинцами.

 

Нужен "правовой евроремонт"

 

Но чего же они хотят и так ли страшны русины для современного украинского государства?

- Главные цели, которых добиваются современные русины - самоуправление Подкарпатской Руси (Закарпатья) и восстановление прав русинов на их исторической родине, - поясняет Кирилл Фролов, - Представители русинских организаций постоянно подчеркивают, что после распада СССР Украина объявила себя демократическим государством, но продолжает этноцид русинского народа. Нет русинских школ, русинам нет доступа на радио, телевидение...

Русинам, как и русским, крайне неуютно в государстве, безосновательно  претендующем на моноэтничность, да еще и поддерживающем неканоническую православную церковь. Ведь в бурные девяностые русины, в большинстве своем, не кинулись в раскол и не перешли к униатам. Сейчас на Подкарпатской Руси около 600 приходов и около 30 монастырей канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

- Русины в Закарпатье, граждане Украины - автономисты, но не сепаратисты! - говорит признанный лидер русинов, священник Московского Патриархата, протоиерей Димитрий Сидор, - Мы считаем, что это наше государство, но преисполнены решимости провести правовой "евроремонт" в Украине. Мы будем добиваться своих прав, но только парламентским, мирным путем. Надо создать федеративную Украину, дать всем регионам, в том числе и самохвалам-галичанам пожить свободно, чтобы лишить возможностей винить в своей бедности то москалей, то русинов, но только не себя. Историческая задача русинов - сбить в Украине русофобскую волну и продвигать ее к всеславянскому единству. У нас нет и не может быть русофобии. У нас, русинов, в крови русскость.

 

Духовный лидер, истинный пастырь

 

Недаром основное внимание безымянные авторы записки уделяют именно отцу Димитрию. Это настоящий духовный лидер, истинный пастырь, обладающий огромным личным обаянием. Отец Димитрий - автор проекта и строитель  одного из крупнейших в Европе православного кафедрального собора Христа Спасителя в центре Ужгорода. Он редактирует газету "Христианская семья", ведет активнейшую общественную и просветительскую деятельность, написал множество статьей по истории, культуре, религии Края Русинского и самобытности карпаторусинского народа. "Двадцать лет церковно-общественного служения в подкарпаторусинском крае". - говорит он о своей работе.

Кроме того, под руководством о.Димитрия и слависта Д.Попа ведется работа над русинско-украинским и украинско-русинским словарями, учебниками русинской истории. Возглавляемое о.Димитрием товарищество святых Кирилла и Мефодия вместе с другими русинскими организациями проводит конференции с целью популяризации истории русинов. В 1999 году Сидор был главным организатором V Всемирного конгресса русинов, который собрал около тысячи делегатов со всего мира. Последней масштабной акцией русинского движения стала организация и проведение в 2002 году IX Всеславянского собора, делегаты которого представляли православных верующих со всего славянского мира. Популярность Димитрия Сидора столь велика, что в прошлом году его избрали депутатом Закарпатской областной рады.

 

Навеки с Россией

 

Среди русинов есть и те, кто однозначно ассоциирует себя с Россией и русским народом. Лидером подобных общественных настроений по праву можно назвать главного редактора газеты "Карпатская Панорама", председателя фонда  "Карпатороссия" Валерия Разгулова. Он написал несколько книг по истории русинов и Будителей - просветителей русинского народа, сделавших в XIX веке очень многое для пробуждения их национального самосознания.

Хочется надеяться, что не может быть забыт и вновь предан  уникальный русский остров в центре Европы, который потом, и кровью, и молитвой отстоял свою русскость, - говорит Валерий Разгулов, -  Самой тяжелой раной для нас будет еще одно предательство Россией.

К сожалению, проблемы, стоящие перед нашими православными братьями, цели и задачи русинского движения пока мало кому известны в России, хотя поддержать подобные настроения - в прямых интересах Москвы.


Реклама:
-