В.А.Попов

 

Рынок и коммуналка

Отказ от централизованного теплоснабжения ведет к социальному хаосу

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Госстроя в 2004 году станет внедрение энергосберегающих технологий. В 2003 г. экономический эффект от их использования составил 5,9 млрд. рублей. Энергосберегающие технологии, как утверждают в этом ведомстве, позволяют не только экономить тепловую и электрическую энергию, но и за счет этой экономии делают ЖКХ привлекательным для частного капитала. Однако главы регионов, по мнению Госстроя, неохотно идут на их внедрение из-за больших капитальных расходов.

По словам советника главы Госстроя А.Гинзбурга, одним из важных преимуществ применения энергосберегающих технологий является возможность снижения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это станет возможным из-за того, что в тарифы перестанут закладываться потери энергии, составляющие ныне до 60%. Вместе с тем серьезное снижение тарифов в результате применения таких технологий позволит заложить в них инвестиционную составляющую, которая в настоящее время отсутствует.

Если всё это так, то почему главы регионов неохотно идут на их внедрение? Если ставить вопрос шире, то почему вообще буксует реформа ЖКХ?

Дело в том, что в большинстве городов России применяется система централизованного теплоснабжения. Её эффективность и экономическая целесообразность доказана на практике в суровых климатических условиях страны как самой северной в мире. Городские ТЭЦ производят электроэнергию и отдают попутное тепло в теплосеть, отапливая им квартиры горожан. ТЭЦ для выработки электроэнергии и тепла используют практически любые сорта топлива, уменьшая уровень загрязнения воздушного бассейна. Основная задача эксплуатации этой системы – поддерживать в надлежащем состоянии оборудование ТЭЦ, котельных и теплосети. Иными словами, необходимо постоянно производить текущий и капительный ремонты. Для этого нужны средства: технические, финансовые, кадровые.

В начале 90-х годов госвласть самоустранилась из сферы ЖКХ, передав бразды правления на местный уровень, а за собой оставив функцию установления тарифов на теплоэнергию. При этом самоустранение повлекло за собой отказ от значительной доли финансовых обязательств власти перед ЖКХ (бюджетные организации - самые большие должники). Более того, муниципальные предприятия ЖКХ лишились амортизационных отчислений, испарившихся в неизвестном направлении. Возможности реконструкции ограничены средствами, заложенными в тарифах на услуги. Таким образом, за 12 лет экономических реформ жилищно-коммунальная инфраструктура страны пришла в негодное состояние. Аварийность теплосетей по сравнению с концом 80-х годов увеличилась в 66 раз! В среднем 3 аварии на 100 км. в конце 80-х и 200 аварий на 100 км. в 2000 году.

Представим себе абсурдность предложений Госстроя по внедрению энергосберегающих технологий, когда у глав регионов и муниципалитетов каждый день происходят аварийные ситуации в теплосетях, на устранение которых поглощается львиная часть средств. Ещё "болит голова" насчёт того, где взять средства на покупку и прокладку новых труб взамен изношенных, осуществить подготовительные мероприятия к зиме. А Госстрой, как ни в чём не бывало, предлагает заниматься энергосбережением в условиях, когда "отовсюду течет". При этом вовсю пропагандирует свои достижения. Так, например, в 2003 г. в Магаданской области в результате перевода котельных на газ (что так же, как считают в Госстрое, является одним из способов энергосбережения) было сэкономлено 19 тыс. тонн условного топлива, а в Ленинградской области установка 82 мини-котельных позволила закрыть 103 энергоемкие котельные, законсервировать 174 км теплотрасс. Хотя, надо признать, в предложении Госстроя есть своя выгода для глав администраций – внедри, да законсервируй десяток километров протекшей теплотрассы.

Даже если экстраполировать в будущее потуги Госстроя в области внедрения энергосберегающих технологий, то перевод 72 тыс. энергоемких котельных на мини-котельные займет 699 лет и позволит законсервировать 121 626 км. из 182 тыс. км. наличных теплотрасс. Впечатляющий прогресс! А сколько ввиду такого энергосбережения в ЖКХ придет частных инвесторов. Как говорили в фильме "Здравствуйте, я ваша тетя" "и не сосчитать".

Всё было бы так смешно, если бы не было так грустно. Централизованное теплоснабжение – основа социальной, экономической и политической стабильности. Почти 80% населения России проживает в городах, основу жизнеустройства которых составляет централизованное теплоснабжение. Развал существующей системы теплоснабжения неминуемо приведет к социальному хаосу с грустными последствиями для политического и территориального устройства России. И это не эсхатологические домыслы.

Объективные показатели – степень износа, аварийность, наличие технических, финансовых и кадровых ресурсов ЖКХ – говорят о приближении катастрофы, которую не могут отсрочить рыночные отношения, энергосберегающие технологии, счётчики тепла и прочие "выкрутасы" нынешнего либерального правительства. Чтобы спасти положение, необходимы мобилизационные меры в экономике! Причём меры широкомасштабные. От директивного увеличения выпуска труб, трубоукладочной техники и т.д., до повышения технической культуры кадров в ЖКХ.

Вместо этого правительство продолжает заниматься откровенным "шаманством". Рыночные отношения в ЖКХ и 100% оплата услуг при системе адресных субсидий якобы выведут из тупика. Это – ликвидационная политика по отношению к стране. Общий замысел этой политики понятен – приватизация ликвидных активов ЖКХ (в основном, энергетических мощностей), переориентация их на платежеспособный спрос (что-то даже на экспорт), а там хоть трава не расти. Если будут возмущения, подавим милицией и войсками.

Ситуация в ЖКХ осложняется помутнением общественного сознания. Тепло большинством обитателей городских квартир воспринимается как попутное, второстепенное благо, неотъемлемый атрибут городского жилища, как бы незаметный признак повседневной жизни. А отношение к производителям и системе доставки тепла часто вообще пренебрежительное. Кто только не ругал коммунальных сантехников и слесарей за нерасторопность и инертность. Подобное отношение к ЖКХ является удобным плацдармом для всевозможных спекуляций и экспериментов правительства. Ведь оно обещает в результате рыночных реформ конкуренцию и качественные услуги в ЖКХ. В итоге люди сидят и ждут, когда к ним станут приходить улыбающиеся сантехники, быстро всё бесплатно ремонтировать и подключать, раскланиваться и желать долгой счастливой жизни. Население с такими ценностями и отношением к теплу не может адекватно оценить происходящее, пока его сначала слегка не заморозят. Только тогда, видимо, оно поймёт выгоды централизованного отопления и начнёт действовать. Но как бы не стало поздно.

Очевидно, что либеральный режим в России может существовать только за счёт бессовестного проедания национальных ресурсов, долготерпения населения, часто введенного в заблуждение беззастенчивой спекуляциями на тему рыночных реформ, и одобрения т.н. Запада. Кризис ЖКХ сметёт этот режим. Чтобы выжить, потребуется активное вмешательство государственной власти, направленное на восстановление коллапсирующих систем жизнеобеспечения, среди которых ЖКХ занимает первостепенное место.


Реклама:
-