В. Субботич
Изменит ли постановление правительства систему ЖКХ?
Перед отставкой премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Госкомитету РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству совместно с Минфином, Министерством экономического развития и торговли и федеральной энергетической комиссией поручено в шестимесячный срок разработать «методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги». «Впервые вразрез этим либералам – Грефам и всем остальным – Касьянов пошел на то, чтобы принять постановление правительства о регулировании цен в системе ЖКХ», - так прокомментировал это событие зампред Госстроя Николай Маслов - один из госчиновников, на плечи которых ложится «материально-техническое» обеспечение документа. Возможно, именно поэтому оно прошло незамеченным, хотя революционность документа трудно переоценить.
Согласно постановлению, регулировать будут цены на жилье
(на услуги по содержанию общего имущества жилого дома и техобслуживанию общих
коммуникаций, технических устройств и помещений жилого дома, вывозу бытовых
отходов и содержанию придомовой территории многоквартирных домов), на услуги по
его ремонту, а также наем жилого помещения, находящегося в государственном или
муниципальном жилищном фонде. Это касается и тарифов на коммунальные услуги, не
регулирующихся в соответствии с федеральными законами «О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «Об
электроэнергетике», «О газоснабжении в РФ» и «О естественных монополиях». Таким
образом, под действие постановления правительства подпадают тарифы на услуги по
водоснабжению, водоотведению, централизованному отоплению, горячему
водоснабжению, поставку твердого топлива, сетевому и сжиженному газоснабжению,
поставке газа в баллонах и по электроснабжению.
Основными принципами установления цен и тарифов станут
баланс экономических интересов собственников жилья, «коммунальщиков» и
потребителей, доступность для последних
жилья и коммунальных услуг и защита их прав. Декларируется, что компенсация
«экономически обоснованных расходов организаций» и получение ими прибыли необходимы
для реализации производственных и инвестиционных программ. Два последних
приниципа провозглашают открытость информации о ценах, тарифах и порядке их
утверждения, и раздельный учет организациями своих доходов и расходов. Проще
говоря, речь идет о полной «прозрачности» сферы ЖКХ и экономической
обоснованности расходов. Дополнительно
используется метод индексации, по которому цены и тарифы меняются с учетом
индексов-дефляторов, устанавливаемых МЭРТ.
Тарифы с ценами, как и производственные и инвестиционные
программы организаций, определяются до утверждения местных бюджетов и бюджетов
Москвы и Санкт-Петербурга. Изменение их в течение года возможно только через
поправки в нормативные правовые акты о соответствующих бюджетах. Сделать это
непросто, а значит, на пути желания жилкомхозов собрать с населения побольше
денег, поднимая тарифы по два-три раза в год, ставится серьезный заслон.
В цены и тарифы не включаются расходы организаций,
связанные с привлечением ими избыточных ресурсов, недоиспользованием
производственных мощностей, финансированием за счет этих поступлений
непрофильной деятельности и прочие необоснованные расходы. Что касается зарплат
сотрудников, расходы на которые также включаются в общие цены на услуги ЖКХ, то
они определяются, исходя из общих условий оплаты труда, установленных отраслевым
тарифным соглашением.
Но главное - цены и тарифы устанавливаются с учетом
заключения независимой экспертизы, которая проводится в порядке, определяемом
органами местного самоуправления и госвласти Москвы и Санкт-Петербурга. Заниматься этим может только юридическое
лицо, не являющееся учредителем регулируемой организации (и наоборот). Эксперты
должны оценить экономическую обоснованность расходов, приведенных в
предложениях по установлению цен и тарифов, финансовое состояние и уровень
технического оснащения организации, проанализировать экономическую
обоснованность «нормы прибыли, необходимой для функционирования и развития
организации», а также качество ее работ и услуг. Необходим, наконец,
сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предыдущему
расчетному периоду.
Все это означает, что «коммунальщики» больше не смогут
голословно настаивать на постоянном повышении всех и всяческих тарифов. Им
придется доказывать обоснованность своих претензий и, можно не сомневаться, с
этим возникнут большие сложности. Неоправданный рост цен на услуги ЖКХ уже
приводил к серьезным социальным катаклизмам.
- Недавно возникли проблемы в Ставрополе, в Буденновске, -
рассказывает Николай Маслов. – Там в разы взвинтили цены на воду и тепло, и народ
восстал - люди просто отказались платить. Поехали наши специалисты. Мэр
говорит: край увеличил тарифы в два раза, мы, условно говоря, можем давать воду
по 6 рублей, а выставили – по 11. Зачем? Теперь, после принятия
правительственного постановления, должна быть проведена независимая экспертиза,
а цены – отрегулированы. У общества, у каждого человека наконец появилась
возможность задавать вопросы. Это хороший шаг с точки зрения экономической
стабильности и защиты прав потребителя. Я не знаю ни одной промышленно развитой
страны, где бы не регулировались цены – единственной оставалась Россия, но и у
нас положение начинает понемногу исправляться.
Впрочем, отметил зампред Госстроя, у ряда ультралиберальных
экономистов и чиновников принципиальные положения документа восторга не
вызвали. «Я знаю, что Герман Греф уже собирается отменять это постановление
правительства, - сказал Маслов. – Для некоторых это катастрофа, потому что
означает, что любого можно проверить и покарать». Однако если через полгода оно
все-таки начнет применяться, следует, скорее всего, ожидать существенного
снижения цен в сфере ЖКХ.