С. В. Бирюков

 

 

Сумерки постмодерна

 

Состояние самосознания и культуры российского социума сегодня не может быть охарактеризовано как просто кризисное. Речь идет о масштабной деградации и энтропии, грозящей разрушить сами основы и смысл существования российского общества[1] как единого целого.

Проявлениями патологии российского общества являются очевидный кризис национальной идентичности, утрата чувства исторической перспективы и понижение уровня самооценки нации, за короткий срок превратившейся из "народа-мессии" в "глобального изгоя". Единое духовное пространство "континента России" оказалось разорвано, и был утрачен национальный консенсус по базовым культурным и нравственным ценностям, превратившимся из незыблемых основ жизни в предмет дискуссии. Возникшая (или сознательно организованная?) вследствие крушения коммунистической доктрины "деидеологизация" постепенно размыла сами механизмы идейной консолидации общества. Резко снизилась роль институтов, традиционно выполнявших в обществе нравственно-регулятивную и "социализирующую" функции: семьи, религии и церкви, армии, школы и др. Следствием массированной дискредитации предшествующего исторического опыта России стали колоссальный мировоззренческий разрыв между поколениями, тотальная демонизация национальной истории и разрушение механизмов передачи культурного опыта.

Итогом углубляющегося ценностного кризиса стала утрата значительной частью российского общества ценностей традиционной ("соборно-коллективистской") морали, права, образования и науки, вместо которых под ширмой "демократии и свободы" в обществе утвердились антисоциальные нигилистические установки. Многочисленные маргинальные комплексы, худо-бедно сдерживаемые "умеренно репрессивной" советской системой[2], были, подобно джинну из бутылки, выпущены на свободу пришедшими к власти радикальными демократами. В результате "сорвавшееся с цепи" "антинациональное гражданское общество" закономерно оказалось в состоянии "войны всех против всех", продемонстрировав полную неспособность выстроить более-менее цивилизованную и гуманную систему социальных отношений. В период торжества на Западе разрекламированной "cooperativness" (то есть прагматической в своей основе гражданской солидарности) в России на место "соборности" пришли доведенные до логического конца атомизация и партикуляризм.

Их проявления в российском обществе весьма многообразны. Так, по утверждениям социолога Ю.Левады, россияне[3] все меньше воспринимают себя гражданами своего государства, а само государство - как "законного" представителя своих интересов". В итоге самоутверждающийся вопреки прессингу корпоративно-коррумпированного государства[4], (посредством абсурдистской налоговой системы, финансовых манипуляций, рэкета правоохранительных органов и т.п.) "человек лукавый" все более освобождается от "государственнических рудиментов" (необходимости платить налоги, служить в армии, соблюдать законы и др.). Торжество вожделенной "демократами первой волны" privacy фактически свело рядового россиянина к сугубо "приватному" существованию, замкнутому в мире частных и семейных интересов.

Одновременно с деградацией социальной структуры произошла и архаизация российской экономики. Капитализм так и не сумел стать господствующим экономическим укладом России (исключение - лишь группа мегаполисов). Напротив, расцвели и утвердились архаические формы экономических отношений (бартер, рабовладельческая экономика в Чечне, все более архаичное и натуральное сельское хозяйство, ставшие основой выживания миллионов небольшие подсобные участки и т.п.). В результате все больше утверждается модель экономики, для которой, по справедливому замечанию, не нужны 150 миллионов человек - и все меньше "ниш" остается не только для представителей низших слоев, но и для выходцев из среднего класса.

Помимо духовной культуры, тяжелый урон понесла и сфера "обыденной жизни". Криминализация, алкоголизация, наркотизация, беспрецедентный рост бытового насилия - лишь следствия фрустрации и анемии, духовного вакуума, вызванного крушением традиционных ценностей и уклада жизни. Своего рода квинтэссенцией этого процесса (и российского постмодернизма в целом) стало показанное телеканалом ТВ-6 скандальное шоу "За стеклом", главной целью которого было подталкивание общества к отказу от последних нравственных табу и запретов, к принятию состояния постмодернистского распада как единственно возможной социальной реальности (не случайно, что само название шоу очевидно резонирует со столь любимым постмодернистами образом "мухи на стекле"). В результате подобного культурного и морального упадка не имеет прочной "почвы" в России ни одна идеология.

Российский "постиндустриализм" в итоге обернулся колоссальным откатом в архаику в области социальных отношений, экономики и культуры. И речь идет не о "третьем мире", а о самом выживании общества и государства.

Далее вполне очевидно встает вопрос об общем диагнозе ситуации. Изначально можно согласиться с утверждением о том, что все происходящее является следствием торжества в России социального Постмодерна. Его неотъемлемыми атрибутами становятся формирование экономизированного и космополитического общества, крайняя "партикуляризация" индивида, бездумные гедонизм и потребительство ("консьюмеризм"), подмена христианских начал человеколюбия и справедливости неоязыческим культом силы. Главная же болезнь постмодернистского общества (в его российском и любом ином варианте) - неспособность к созданию высших духовных ценностей, новых идей, могущих обеспечить качественный прорыв во всех сферах жизни общества (то, что в свое время Ф.Ницше пророчески определял как "нигилизм" европейской культуры).

По убеждению автора, главное средство борьбы против торжествующего постмодерна - историко-философская и цивилизационная рефлексия, способная обнаружить истинные социокультурные корни российских бед и выработать, прежде всего, социокультурные способы разрешения российских кризисов.

Приняв указанную выше точку зрения, следует задаться вопросом о том, какая методология наиболее эффективна для полноценного диагноза социокультурной ситуации в России. Очевидно, что в этой роли не может выступать идеология марксизма, ибо лежащая в ее основе идея о приоритете материально-экономического базиса над политической и культурной надстройкой снова "тычет" нас лицом в наше экономическое и социальное неблагополучие. России таким образом "подбрасывается" очередная фальшивая дилемма: обеспечьте сначала нормальный материальный достаток гражданам, а потом уже говорите об "особом русском пути и русской идее" (при этом с изрядной долей лукавства игнорируется тот факт, что без социального консенсуса по основополагающим ценностям и целям невозможны никакая политическая стабильность и материальное благополучие).

Не подходит на эту роль и антипод марксизма - современный либерализм, отдающий односторонний приоритет интересам и правам обособленного индивида перед интересами, правами и ценностями "большого общества". Подобный подход означает лишь усиление энтропии и кризиса. Решить проблему, исходя из дихотомии материально-производственного "базиса" и социокультурной надстройки невозможно, поскольку для того, чтобы общество было жизнеспособным, культура, мораль и религия должны быть заложены в "базис" через воспитание. Однако подобная "перемена точки зрения" на общество требует принципиально иной методологии, нежели марксистская.

Рассмотрим в качестве такой методологии теорию социального действия Макса Вебера, акцентирующего именно культурный и ценностный аспекты социальной жизни. Напомним вкратце, что, согласно Веберу, социальное действие (то есть действие, направленное на других индивидов, задевающее их интересы и предполагающее их определенную реакцию) бывает четырех видов:

1) целерациональное, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;

2) ценностно-рациональное, основанное на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую самодавлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

3) аффективное, и прежде всего эмоциональное, то есть обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

4) традиционное, то есть основанное на длительной привычке. Выстраивание развитых и устойчивых общественных отношений возможно на ценностно-рациональной основе с добавлением других типов социального действия.

"Здоровое общество", по мнению автора, нуждается в постоянном конструировании универсальных смыслов, в создании "большой национальной идеи", в которой бы отразились исторический опыт и культурное своеобразие народа. Ставка же на примитивно понятый индивидуализм, игнорирование любых стоящих над личностью целей и ценностей (и прежде всего духовных) ведет к прямому скатыванию общества в хаос и архаику (неслучайно поэтому, что вместо обещанного либеральными реформаторами процветания Россия была ввергнута в широкомасштабную деградацию).

Но как же может быть использована эта схема по отношению к России? Очевидно, что, покусившись на "русскую идею" и "русскую особость", российские либералы 90-х тем самым поставили под сомнение вообще любую "большую идею", поддерживающую жизнеспособность "большого" российского общества. Этим, на взгляд автора, и были вызваны переживаемые ныне распад и атомизация.

Главная же вина "архитекторов" российских реформ конца ХХ века - постановка явно ошибочного диагноза российских бед и несчастий. Так, в качестве причин социально-экономических проблем России либералы традиционно называли консервативно-традиционалистский характер культуры российского социума и. прежде всего, его неспособность усвоить ценности демократии, гражданского общества и рынка. Решение проблемы они видели в преодолении "двойственного" (евразийского, азиопского и т.п.) характера российской культуры с сохранением лишь ее либерально-западнической компоненты. В качестве средств для достижения этой цели ими предлагались "слом культурного кода России" (философ А. Ракитов, бывший в начале 90-х гг. советником президента Б. Ельцина), полное ее растворение в "западной цивилизации" в рамках глобализационных процессов (И. Хакамада). В этих расчетах либералов проявляется не только игнорирование культурно-цивилизационного плюрализма, но также непонимание ими России и, прежде всего, Запада. Либерального Запада, переживающего серьезный дискомфорт из-за постепенной утраты духовных оснований своей цивилизации и ее базовых институтов в рамках постмодерна и "общества массового потребления". Как писал по этому поводу знаменитый американский неоконсервативный социолог Р. Нисбет, "творцам конституций, складывавшихся на западе в начале ХIХ в., новая либеральная демократия представилась бы совершенно бесперспективной в отрыве от социального устройства, укорененного в семье, местных связях, добровольных объединениях, не говоря уже об иудео-христианской, традиционной, в широком смысле слова, морали, впитанной с молоком матери".

В действительности же, на взгляд автора, подлинная причина бед России (и до, и после "либеральных реформ") состояла в другом. Прежде всего - в неорганичном характере ее культурного наследия (сочетающего в себе элементы "патриархальной архаики", вестернизированного модернизма плюс целые "пласты" маргинального сознания), в неспособности осознать свои духовные основания, стать полноценной и органичной цивилизацией.

 

 

Русский журнал

2 марта 2004



[1] Публикуя настоящую работу автора, Редакция считает необходимым отметить, что ряд примененных здесь терминов она считает неправильными. Например, «российское общество, которое на самом деле является «русским». Или «советская система», которой вообще не было, а была в период между октябрем 1917 и маем 1990, по названию правившей партии, «коммунистическая система». И уж конечно «россияне», термин, которым критикуемый автором режим именует русских.

[2] Точнее говоря – государственной власти.

 

 


Реклама:
-