Я. Амелина

 

Национальные ценности: мифы и реальность

 

В Москве прошел круглый стол, посвященный национальным ценностям. Его организовал образованный в ноябре 2003 года Совет по национальной идеологии. Согласно пресс-релизу СНИ, он объединяет ряд интеллектуалов, «которые ставят перед собой задачу создания новых политических и общегуманитарных смыслов». «Совету принадлежит идея создания наднационалистической идеологии, что крайне важно для многоконфессиональной России», - такую непростую задачу поставили перед собой его члены. В этом ключе  и проходило обсуждение.

Известный социолог Леонтий Бызов, опираясь на результаты проведенных его группой исследований, развеял некоторые мифы, глубоко укоренившиеся в общественном сознании. Например, что, сбросив шелуху советских ценностей, российское общество может вернуться к патриархальности и православию. На деле приверженцами такого подхода можно назвать не более 5-6 процентов населения, главным образом, «страшно далеких от народа» интеллектуалов. Вполне возможно, полагает социолог, что даже христианские ценности так и не были до конца восприняты  россиянами, и исследования выявляют следы древних славянских архетипов.

Традиционное общество в России было насильственно сломано, поэтому нынешнее можно с полным правом назвать оторванным от корней (что, впрочем, не является национальной особенностью, а характерно для всех остальных традиционных обществ). «Российское общество отличается от европейского своей молодостью, - отметил Леонтий Бызов. – Это своего рода подросток, «вылупившийся» из коллективного бессознательного в период великого перелома 1920-30-х гг. Его можно назвать унифицированной цивилизацией мегаполиса, перемалывающей сейчас последние островки традиции». Эта тенденция четко видна и в масштабах всего мира: люди хотят меньше работать, но больше получать и больше отдыхать.

Особенность молодого российского общества, указал социолог, - отсутствие в нем этих самых общенациональных ценностей, которым посвящено заседание. Выявляется лишь локальный ценностный слой: люди живут интересами собственного мирка, своей семьи и узкого круга близких людей, не беспокоясь и даже не задумываясь о судьбе государства и нации. Исследование, проведенное вскоре после трагедии «Норд-Оста», показало, что общество восприняло его не как беду, касающуюся каждого гражданина, а как некий информационный повод, страшный рассказ о чем-то, что случилось с кем-то другим…

Вопреки расхожему мнению о русских/россиянах как об идейной, высокоморальной, сплоченной нации, все эти качества присущи скорее «парадному», а не реальному постсоветскому человеку. В современном российском обществе, по наблюдениям социологов, отсутствуют мотивации жертвовать личными интересами ради интересов общества, государства или еще чего-то высшего – как, опять же, и во всех прочих цивилизациях мегаполисов. «Поэтому в столкновении с традиционным обществом – например, исламским – они всегда проигрывали и будут проигрывать», - напомнил Леонтий Бызов.

Что же делать с атомизированной массой людей, выстраивающих свои личные стратегии жизни и успеха (кстати, подчеркнул социолог, формировать трудовую мотивацию на этом фундаменте невозможно)? Участники заседания так и не дали однозначного ответа на этот вопрос. По мнению Леонтия Бызова, с 1998 г. в России начался процесс, который можно назвать «неоконсервативной революцией» - постепенный возврат общества к консервативным ценностям. По мнению ряда экспертов, она практически завершилась приходом к власти нынешнего президента России, ставшего олицетворением консерватизма для большинства россиян. Другие же, напротив, полагают, что все только начинается, и правление Владимира Путина – лишь база дальнейшего развития этих тенденций.

Возможно, в решении этой проблемы могли бы помочь политтехнологи – но есть ли соответствующие технологии и специалисты, способные реализовать их в общероссийском масштабе, совсем не очевидно. «На ближайшие четыре года альтернатива в том, пойдет ли неоконсервативная революция по пути углубления или возобновится либеральный распад», - резюмировал Леонтий Бызов.

К сожалению, выступления других участников круглого стола были менее концептуальны. Как заметил главный редактор «Еженедельного журнала» Михаил Бергер, отсутствие национальной идеи проявилось сразу после августа 1991 года. Все попытки вырастить ее искусственно остались бесплодными, потому что национальные ценности, считает журналист, - продукт деятельности не экспертов, а политиков. Причиной же неадекватности некоторых социологических исследований Бергер назвал то, что «наш человек в каждом интервьюере видит кагэбешника». Дурную услугу оказывают и последствия характерного для советских времен «двойного мышления». По его мнению, национальной идеологии в России не будет до тех пор, пока не появятся общенациональные праздники.

Генеральный директор группы «Никос» Михаил Баранов стал главным оппонентом Леонтию Бызову. Он считает, что традиционные ценности, несмотря на массированный напор либеральной идеологии, оказались в российском обществе очень сильны. Именно в годы реформ заметно активизировались прежде забытые родственные связи. «Никакие усилия наших властей не привели к массовым увольнениям, никто не может решиться на это», - указал предприниматель. Отношения в сфере бизнеса строятся главным образом на «честном слове», и контрактное право только начинает развиваться. «Выстроить национальные ценности – неразрешимая задача, - уверен Михаил Баранов. – Их можно только выявить».

Отчасти солидарен с ним и гендиректор «ГФК-Русь» Александр Демидов. По данным приведенной им социологии, россияне намного более индивидуалистичны и озабочены зарабатыванием денег в ущерб саморазвитию, чем наши бывшие восточноевропейские соседи по соцлагерю. В то же время жители РФ парадоксально демонстрируют куда большую поддержку усиления государственного контроля и регулирования во всех сферах жизни. «Но этот путь не является структорообразующим и достаточно перспективным на долгие годы», - подвел черту Демидов.

Политолог Владимир Акимов указал на отсутствие в российском обществе структур, помогающих вертикальной социальной мобильности. Глава издательского дома «Националь» Рустам Арифджанов заметил, что, по его наблюдениям в российской глубинке, даже столь базовая на первый взгляд ценность, как воспитание детей, перестает быть таковой, а законопослушание не является ценностью вообще. Нельзя сбрасывать со счетов и многонациональный характер страны. «Мы говорим сейчас о ценностях узкой части русского народа, проживающей в мегаполисах, - считает он. – В РФ отсутствует общность людей, у которых, кроме потребительских, были бы еще какие-то общие ценности».

«С идеологией в обществе обстоит плохо, и на те ростки, что имеются, рассчитывать нельзя, - подвел итоги дискуссии Леонтий Бызов. – Пробудить сверхмотивацию можно только ощущением сопричастности каждого человека к глобальному цивилизационному проекту, который пока не намечается». Наверное, именно эта проблема станет основной в течение второго президентского срока Владимира Путина.


Реклама:
-