Ю. Нерсесов

 

БОЛЬШАЯ ПЕРЕСЪЕМКА ИСТОРИИ

 

 

Внеся изрядную лепту в выигрыш «холодной войны», американские киношники перестраиваются для решения новых задач. Если раньше они снимали исторические фильмы в основном на материале последнего столетия, то теперь на повестке дня Голливуда — глобальная пересъемка биографии всего человечества.

Современный российский кинематограф исповедует очень своеобразные нормы политкорректности. Даже сейчас, в условиях казалось бы снятия любых цензурных барьеров в вопросе, кого на экране позволено лишать жизни, а кого нет, идеологические рамки даже сузились. Всяких там бородатых в чалмах? Хоть штабелями! «Ментам» с «Бригадами» хлестаться? До полного опупения! А вот разрядить ствол по гражданам США, да и то откровенно криминальным, смог пока один лишь Данила Багров.

Что же касается ликвидации какого-нибудь шпиёна ЦРУ киллерами ФСБ — так это у нас, как и по всему мировому сообществу, табу, почище отрицательных киногероев еврейской национальности (если, конечно, он не свихнувшийся еврей-антисемит, как герой шизофренического «Фанатика»).

Ничего не изменилось в области «важнейшего из всех искусств» в последние годы. Если для героев западного кино замочить русского, серба или жителя арабского Востока не сложнее, чем опрокинуть рюмку виски, то у нас в этом отношении до сих пор действуют запреты построже коммунистических. Продюсер известной боевиками «Империя под ударом», «Спецназ» и «Русский спецназ» киностудии «Сварог» Николай Суслов самолично рассказал мне о нынешней цензуре на ОРТ. В одной из серий «Спецназа» свароговцев заставили вырезать из фильма кадр, где во время российско-американской антитеррористической операции наши радары засекают штатовский самолет. Потому что янки могут счесть это оскорблением своего технического гения и обидеться.

 

Ранжир по-голливудски

 

Само собой, с противоположной стороны Атлантики насчет возможных заграничных обидок думают не более, чем о прошлогоднем снеге. Наоборот, там постоянно пекутся, чтобы публика быстрее привыкала к новым образам врагов, которых в Белом Доме завтра могут счесть достойными ракетно-бомбовых ударов.

В 80-е годы они эффективно вывели нацию из вьетнамского синдрома, обработав мозги с помощью грандиозного каскада ориентированных на зрителей разного интеллекта лент — от тупого «Рэмбо» до элитарного «Апокалипсиса сегодня».

Затем на экранах появилась целая серия приключенческих фильмов со свирепыми сербами и монстроподобными иракцами, к которым органично примыкают ленты с русскими фашистами. Несколько раз, как например в «Самолете президента», эти монстры появлялись из казахских степей, а в одном из ужастиков взбунтовавшиеся супротив прогрессивного обученного в Оксфорде президента Казахстана славянские головорезы едва не взорвали его поставленными из самого Багдада ракетами. При этом для пущей маскировки на смертоносных изделиях сбили фабричные клейма, а чтобы одновременно и дурак догадался, корпуса ракет украшала жирная надпись «Привет от Саддама».

Конечно, иракцам в штатовским кинолентах не везет больше всего, но не забыты и прочие народы, включая самые цивилизованные. Едва ли не все они расставлены, там строго по ранжиру. На самом верху, само собой, уютно разместились всегда правые американцы. Если исторические факты не соответствуют сценарию — тем хуже для фактов. Помню, около года назад я очень веселился, когда увидел какой-то третьеразрядный боевик про благородного американца Уокера, отправившегося с отрядом добровольцев в Никарагуа уничтожать рабство. Тогда как на самом деле субъект с такой фамилией действительно сверг в 1856 году правительство Никарагуа, дабы завести на территории этой страны американские рабовладельческие порядки, но вскоре был свергнут и заслуженно поставлен к стенке.

Ступенькой ниже в голливудской табели о рангах располагаются жители Великобритании. Их полагается осуждать только если покусятся на святое, то бишь территорию США и недвижимость их граждан. В историческом боевике «Патриот», описывающем один из эпизодов войны за независимость США, британские солдаты расправляются с мирным населением не хуже эсэсовских зондеркоманд, за что герой Мела Гибсона их сурово карает.

Зато во всех прочих исторических конфликтах англичане наоборот, рыцари без страха и укропа. Согласно недавно выпущенному в прокат «Хозяину морей», судьба Наполеона решилась не у какого-то там Бородина или Лейпцига, а возле Галапагосских островов. Потому что именно там британский корвет «Сюрприз» захватил французский фрегат «Ахерон». Если верить персонажам ленты, именно регулярные утопления «Ахероном» английских китобоев могли склонить чашу весов на сторону Бонапарта, но лихая команда во главе с Расселом Кроу, как всегда, оказалась начеку!

Каким образом добываемый у Галапагоссов китовый жир превратился в жизненно необходимое для войны стратегическое сырье, в «Хозяине морей» не объясняют, зато священные правила политкорректности они соблюдают строжайшим образом. Хотя в начале XIX века негры встречались на флоте его величества вряд ли чаще чукчей, с палубы «Сюрприза» нам победно скалится несколько черных, как солдатское голенище, физиономий.

А смешнее всего, что в положенной в основу сценария фильма повести ирландского писателя Патрика О’Брайена «На краю земли» нет не только симпатичных ниггеров, но и противостоящего им наполеоновского корабля. Там «Сюрприз» успешно берет в плен не французский, а стопроцентно американский фрегат «Норфолк», что, само собой, для нынешнего Голливуда совершенно недопустимо. Вот и пришлось срочно делать врага из несчастных лягушатников. Чтобы в следующий раз не возражали против бомбежек Ирака, противные!

 

Оруэлл их рулевой

 

Сыгравший британского капитана Рассел Кроу в рамках новой голливудской политики, похоже, обречен на идейно выдержанные роли, как некогда у нас Кирилл Лавров был припахан играть правильных парторгов. Сначала появился «Ромпер Стомпер» с разоблачением злобных скинов, теперь «Хозяин морей», а между ними наитупейший «Гладиатор» с коряво изображающими римских легионеров обитателями Гарлема. Там император Марк Аврелий завещал персонажу Кроу возвернуть в Рим парламентскую демократию, хотя еще со времен Цезаря там о ней и думать забыли. Ну, а храбрый Рассел, само собой, завещание выполняет, пав за общечеловеческие ценности, как впоследствии – сербский коллаборационист Джинджич.

Для полного торжества демократии съемочной группе «Гладиатора» стоило сделать главного злодея-императора Коммода еще и злобным антисемитом, да забабахать в сценарий пару душераздирающих сцен с еврейскими погромами. «Оскар» или какую-нибудь другую престижную побрякушку, а то и не одну там бы после этого вручили автоматически. Согласно неписаным правилам международной кинотусовки оставлять без наград фильм на холокостную тему — преступление, сравнимое с самим Холокостом. А уж что может случиться с режиссером, который хоть заикнется снять в этом направлении что-то не совсем политкорректное, даже подумать страшно.

Впрочем, существовать в качестве единственной священной коровы свободного мира еврейскому вопросу, похоже, осталось совсем недолго. В тех же Штатах в последние годы стали серьезно прессовать недостаточно почтительных к американским идеалам киношников. Проблемы возникают даже у маститых Стоуна и Верхувена, а с режиссерской братией помельче вообще на церемонится. Например, трагикомедию «Солдаты Буффало», высмеивающую порядки, царившие на американских военных базах в эпоху Рейгана, а заодно лишний раз напоминавшую о подвигах «US Army» во Вьетнаме просто не выпустили в кинопрокат. Одновременно с ее создателями поговорили так серьезно, что те даже не заикаются насчет покушения на свободу творчества и прочие права человеков.

Помнится, еще покойный фанат Троцкого и осведомитель британской контрразведки Джордж Оруэлл проницательно заметил, что владеющий прошлым владеет и будущим. Посему для голливудских политруков жизненно важно, чтобы вся история представала как борьба хорошей демократии с плохими диктаторами — от Коммода Римского до Хуссейна Багдадского. Цель этого бесконечного сериала – едва ли не с пеленок вбить в подсознание каждого американца, что одно только словосочетание «защита демократии» дает им право бомбить любую страну в любой точке мира.

Мозги же самих янки при этом, очевидно, должны сделаться чем-то похожим на содержимое черепушки юного папуаса из «Детей капитана Гранта». Обученный британскими миссионерами пацаненок потряс до глубины души старика Паганеля, сообщив тому, что весь мир, включая родину симпатяги географа Францию, принадлежит англичанам. Когда же Паганель попытался рассказать зомбированному дитятку о подлинной картине мира, тот категорически отказался даже заглядывать в нормальный учебник.

А в это время Никита Михалков радует нас своим «Цирюльным сибирником». Воспевая российского юнкера, наплевавшего на воинский долг во имя страсти к штатовской потаскухе, Никита Сергеевич получил на это непотребство сумму, сравнимую едва ли не с годовым кинобюджетом страны. Что наряду с проамериканской ОРТ-шной цензурой «Спецназа» поневоле наводит на известные размышления…

 

Спецназ России

26.03.04

 


Реклама:
-