В.Л. Махнач
О преподавании Религиоведение и Всеобщей истории
В последнее время
наше общество было взбудоражено новой проблемой. Министерство образования
Российской Федерации решило включить в школьную программу новый факультативный
курс «Основы Православной культуры». Против этого нового курса тут же
ополчились все наши «либеральные и демократически мыслящие круги».
Дело дошло до того,
что есть попытки возбуждения уголовного дела по факту печати новых учебников
«Основы Православной культуры». Авторов этого учебного пособия упрекают в
шовинизме и «пропаганде религии в светских учебных заведениях».
Что же так не
устраивает наших оппонентов в этом курсе? Представляется что дело тут в общей
магистральной линии наших демократических кругов, которые говорят о глобализации
и пост христианском обществе. Между тем преподавание подобных тематических
курсов крайне необходимо. И если бы наши защитники светской школы и светского
образования были действительно заинтересованы проблемой преподавания
исторических, культурологических и богословских дисциплин в школах и иных
учебных заведениях они обратились бы к мировому и, прежде всего к европейскому
опыту.
Между тем в
государственных гимназиях и колледжах Австрии и Федеративной Республики
Германии факультативно изучают такие предметы, как: «История христианизации
германских земель», «Культура германских народов» и иные вспомогательные
исторические дисциплины. Во Франции есть курс «история средневековой
христианской цивилизации»(1). Не лишне вспомнить что в этих государствах
церковь отделена от государства, правительства этих стран далеко не
клерикальные, однако подобные курсы не вызывают особого возмущения даже в
кругах фундаменталистских исламских турецких и курдских организаций, которых
так много на территории этих государств. Например, в итальянских школах
преподают курс «Истории Римской Империи», но демократическое итальянское
государство никогда не заявляет что этот курс шовинистичен и направлен на
возрождение имперских традиций и амбиций.
Поэтому мы можем
откровенно сказать, что подобные высказывания в нашей стране в адрес курса
«Основы Православной культуры» продиктованы вовсе не заботой о светском
характере образования и не заботой о сохранении меж конфессионального мира в
нашей стране, эти высказывания продиктованы страхом перед тем что наши дети
смогут в дальнейшем лучше разбираться в вопросах Православной традиции, в
вопросах той роли которую сыграло Православие в деле строительства нашего
государства. Если это произойдёт, то даже не религиозные люди в нашей стране будут
лучше разбираться в духовных истоках нашего Отечества. Поэтому будут приложены
все силы, чтобы торпедировать саму возможность преподавания подобного курса в
наших школах.
Как вариант
предлагается ввести курс «Истории Мировых религий». Почему-то авторы этого
предложения считают, что этот курс может быть реальной альтернативой
«Православному засилью» в школах. Но при этом все почему-то забывают тот факт,
что рассматривать историю мировых религий разрозненно друг от друга не
получится.
У учащихся всегда могут
возникнуть вопросы о том, почему египетские жрецы не верили во многих богов, а
поклонялись Единому Богу Творцу Вселенной и множества Миров (египетское слово
«Нетер» означает «Бог Истинный и Животворящий»{2}), почему Хлодвига – короля
Франков крестил святитель Ремигий архиепископ Парижский который был
православным епископом, наконец, почему русские монастыри получали жалованные
грамоты из рук татаро-монгольских ханов и почему князь Александр Невский стал
побратимом хана Батыя, а не папы Иннокентия?
И объяснить это
только политическими причинами или совпадениями будет невозможно. Надо будет
говорить, что до середины XI столетия существовала только одна соборная и
апостольская церковь- церковь Православная. Надо будет говорить, что после 1204
года, когда крестоносцы разграбили столицу христианского мира Константинополь,
не мог русский князь договариваться с католическим миром. Выгоднее для Руси
было договориться с монголами. Наконец, надо будет говорить о том, что у
древних египетских жрецов существовали представления о Бытии Единого Бога.
Именно о Нём они пели в гимнах: «Ты Тот, кто сошёл с Небес, и Дух Святой
исходит от Тебя»(3). Поэтому введение в наших школах общего курса «Истории
мировых религий» не сможет исключить изучения основ православной цивилизации и
православной культуры.
В качестве примера
можно привести практику преподавания подобных специализированных курсов в ряде
средних учебных заведений. Курс истории Религии (Религиоведение) в настоящий
момент называется «История мировой культуры», «История мировых цивилизаций». Он
преподаётся в ряде колледжей нашего города. Что же касается преподавания
Истории России, то в настоящий момент история преподаётся очень выборочно.
Начинается преподавание этого курса с 1861 года и завершается последними
годами. Курс истории России рассчитан на два семестра 1 курса, а курс истории
мировой культуры рассчитан на 3 семестра 3-4 курса. Однако, начиная с нового
учебного 2003/2004 года, планируется введение расширенного курса истории Отечества
с древнейших времён и до начала XXI века, а также планируется ввести курс
Всемирной Истории.
В результате может
возникнуть вопрос о том, как преподавать этот расширенный курс истории. В
настоящее время выходит довольно значительное количество учебников по истории
средних веков, однако в большинстве этих учебников присутствует тенденция к
повторению давно устоявшейся тематики, где основное внимание уделяется истории
и развитию западно-христианской цивилизации. Более того во многих учебниках
пытаются рассматривать восточно-христианские цивилизации с точки зрения
западной историографии. Однако в последние годы в России сделаны первые шаги к
восстановлению принципа объективного историзма.
Выходит ряд учебников
и учебных пособий по Истории средних веков, в которых делается попытка
расширить учебный материал по истории Восточно-Римской империи, средневековой
Сербии, Черногории, Закавказья, Русских земель, Трапезундской империи. Примером
подобных учебников могут служить учебники: «История средних веков» для 6 класса
Н.И. Девятайкиной (М.: ЦГО, 1998 г.) и учебное пособие В.Я. Петрухина и
Д.С.Раевского «Очерки истории народов России в древности и раннем
средневековье» М. 1998 г. А совсем недавно, в 2002 году, в московском
издательстве «Форум» вышло учебное пособие кандидата культурологи Дмитрия
Михайловича Абрамова «История Средних Веков - Восточнохристианские государства
в эпоху IX-XVI веков». Поэтому преподаватель общественных и исторических
дисциплин может выбирать концепцию программы своего курса исходя из уже
имеющегося учебного материала.
В современных
условиях преподаватель исторических дисциплин и особенно преподаватель
всемирной истории и истории средних веков должен больше времени уделять
раскрытию материала по истории восточно-христианского мира в контексте
объективного изучения всемирной истории и истории средних веков.
В настоящее время и
на западе появляется ряд работ учёных позитивистских школ, которые пытаются
преодолеть европоцентристскую систему образования. Это в основном учёные
известных исторических школ Марка Блоха и Жака Ле Гоффа. Например, многие
представители французской исторической школы пытаются рассматривать историю
восточно-христианской и западно-христианской цивилизаций в аспекте позитивного
диалога. «То, что ныне предстоит осуществить европейцам Востока и Запада,
заключается в объединении обеих половин, вышедших из общего братского наследия
единой христианской цивилизации, уважающей порождённые историей различия»,-
пишет Жак Ле Гофф в своём учебнике «Цивилизация средневекового Запада». (М.:
1992 г.{4}).
Поэтому одной из
насущных проблем национального подхода к изучению средневековой истории должна
стать проблема односторонней марксистской трактовки средневековья как эпохи
господства классического западноевропейского феодализма. Понимание
многогранности форм культурной и духовной жизни в эпоху средневековья и показ
этих форм и тенденций развития на примере восточно-христианских европейских
государств это путь к воссозданию объективного понимания исторического
процесса.
Можно назвать эту
концепцию этнохронологической которая, однако, не повторяет концепцию проф.
Л.Н.Гумилёва, высказанную им в его книге «В поисках вымышленного царства».
В настоящее время мы
можем вводить элементы преподавания курса средневековые восточно-христианские
государства в систему существующих общеобразовательных программ. Это позволяет
поднимать общеобразовательный и интеллектуальный уровень учащихся. Эта
концепция расширения основ преподавания всеобщей истории и истории религии
позволяет учащимся глубже разбираться в сложных процессах, происходивших на
территории восточно-христианского мира, но более того, эта концепция позволяет
учащимся глубже разбираться в сложных процессах, происходящих на постсоветском
пространстве и позволяет им определить исторические корни и истоки проблем и
противоречий существующих внутри стран СНГ. А это, в свою очередь, формирует у
молодых людей правильную гражданскую и национальную позицию по вопросу
возрождения нашего Единого Российского Государства.
Поэтому не стоит
бояться того, что вместо курса «Основ Православной культуры» мы в итоге можем
получить безликий курс «Истории Мировых Религий», его необходимо будет серьёзно
дополнять и его вполне возможно делать Православным и патриотическим.
Библиография:
1. Ж.Ле Гофф: «Цивилизация средневекового
Запада»- Париж., 1992 г. c 67.
2. «Иллюстрированная История Религий»-
СП б. 1996 г., c. 109.
3. Тоже – CПб. 1996 г., c. 162-167.
4. Д.М.Абрамов: «История Средних Веков
– Восточно-христианские государства в эпоху IX-XVI веков». М., {Форум} 1992 г.,
c. 5.