В.Л. Махнач

 

О преподавании Религиоведение и Всеобщей истории

 

В последнее время наше общество было взбудоражено новой проблемой. Министерство образования Российской Федерации решило включить в школьную программу новый факультативный курс «Основы Православной культуры». Против этого нового курса тут же ополчились все наши «либеральные и демократически мыслящие круги».

Дело дошло до того, что есть попытки возбуждения уголовного дела по факту печати новых учебников «Основы Православной культуры». Авторов этого учебного пособия упрекают в шовинизме и «пропаганде религии в светских учебных заведениях».

Что же так не устраивает наших оппонентов в этом курсе? Представляется что дело тут в общей магистральной линии наших демократических кругов, которые говорят о глобализации и пост христианском обществе. Между тем преподавание подобных тематических курсов крайне необходимо. И если бы наши защитники светской школы и светского образования были действительно заинтересованы проблемой преподавания исторических, культурологических и богословских дисциплин в школах и иных учебных заведениях они обратились бы к мировому и, прежде всего к европейскому опыту.

Между тем в государственных гимназиях и колледжах Австрии и Федеративной Республики Германии факультативно изучают такие предметы, как: «История христианизации германских земель», «Культура германских народов» и иные вспомогательные исторические дисциплины. Во Франции есть курс «история средневековой христианской цивилизации»(1). Не лишне вспомнить что в этих государствах церковь отделена от государства, правительства этих стран далеко не клерикальные, однако подобные курсы не вызывают особого возмущения даже в кругах фундаменталистских исламских турецких и курдских организаций, которых так много на территории этих государств. Например, в итальянских школах преподают курс «Истории Римской Империи», но демократическое итальянское государство никогда не заявляет что этот курс шовинистичен и направлен на возрождение имперских традиций и амбиций.

Поэтому мы можем откровенно сказать, что подобные высказывания в нашей стране в адрес курса «Основы Православной культуры» продиктованы вовсе не заботой о светском характере образования и не заботой о сохранении меж конфессионального мира в нашей стране, эти высказывания продиктованы страхом перед тем что наши дети смогут в дальнейшем лучше разбираться в вопросах Православной традиции, в вопросах той роли которую сыграло Православие в деле строительства нашего государства. Если это произойдёт, то даже не религиозные люди в нашей стране будут лучше разбираться в духовных истоках нашего Отечества. Поэтому будут приложены все силы, чтобы торпедировать саму возможность преподавания подобного курса в наших школах.

Как вариант предлагается ввести курс «Истории Мировых религий». Почему-то авторы этого предложения считают, что этот курс может быть реальной альтернативой «Православному засилью» в школах. Но при этом все почему-то забывают тот факт, что рассматривать историю мировых религий разрозненно друг от друга не получится.

У учащихся всегда могут возникнуть вопросы о том, почему египетские жрецы не верили во многих богов, а поклонялись Единому Богу Творцу Вселенной и множества Миров (египетское слово «Нетер» означает «Бог Истинный и Животворящий»{2}), почему Хлодвига – короля Франков крестил святитель Ремигий архиепископ Парижский который был православным епископом, наконец, почему русские монастыри получали жалованные грамоты из рук татаро-монгольских ханов и почему князь Александр Невский стал побратимом хана Батыя, а не папы Иннокентия?

И объяснить это только политическими причинами или совпадениями будет невозможно. Надо будет говорить, что до середины XI столетия существовала только одна соборная и апостольская церковь- церковь Православная. Надо будет говорить, что после 1204 года, когда крестоносцы разграбили столицу христианского мира Константинополь, не мог русский князь договариваться с католическим миром. Выгоднее для Руси было договориться с монголами. Наконец, надо будет говорить о том, что у древних египетских жрецов существовали представления о Бытии Единого Бога. Именно о Нём они пели в гимнах: «Ты Тот, кто сошёл с Небес, и Дух Святой исходит от Тебя»(3). Поэтому введение в наших школах общего курса «Истории мировых религий» не сможет исключить изучения основ православной цивилизации и православной культуры.

В качестве примера можно привести практику преподавания подобных специализированных курсов в ряде средних учебных заведений. Курс истории Религии (Религиоведение) в настоящий момент называется «История мировой культуры», «История мировых цивилизаций». Он преподаётся в ряде колледжей нашего города. Что же касается преподавания Истории России, то в настоящий момент история преподаётся очень выборочно. Начинается преподавание этого курса с 1861 года и завершается последними годами. Курс истории России рассчитан на два семестра 1 курса, а курс истории мировой культуры рассчитан на 3 семестра 3-4 курса. Однако, начиная с нового учебного 2003/2004 года, планируется введение расширенного курса истории Отечества с древнейших времён и до начала XXI века, а также планируется ввести курс Всемирной Истории.

В результате может возникнуть вопрос о том, как преподавать этот расширенный курс истории. В настоящее время выходит довольно значительное количество учебников по истории средних веков, однако в большинстве этих учебников присутствует тенденция к повторению давно устоявшейся тематики, где основное внимание уделяется истории и развитию западно-христианской цивилизации. Более того во многих учебниках пытаются рассматривать восточно-христианские цивилизации с точки зрения западной историографии. Однако в последние годы в России сделаны первые шаги к восстановлению принципа объективного историзма.

Выходит ряд учебников и учебных пособий по Истории средних веков, в которых делается попытка расширить учебный материал по истории Восточно-Римской империи, средневековой Сербии, Черногории, Закавказья, Русских земель, Трапезундской империи. Примером подобных учебников могут служить учебники: «История средних веков» для 6 класса Н.И. Девятайкиной (М.: ЦГО, 1998 г.) и учебное пособие В.Я. Петрухина и Д.С.Раевского «Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье» М. 1998 г. А совсем недавно, в 2002 году, в московском издательстве «Форум» вышло учебное пособие кандидата культурологи Дмитрия Михайловича Абрамова «История Средних Веков - Восточнохристианские государства в эпоху IX-XVI веков». Поэтому преподаватель общественных и исторических дисциплин может выбирать концепцию программы своего курса исходя из уже имеющегося учебного материала.

В современных условиях преподаватель исторических дисциплин и особенно преподаватель всемирной истории и истории средних веков должен больше времени уделять раскрытию материала по истории восточно-христианского мира в контексте объективного изучения всемирной истории и истории средних веков.

В настоящее время и на западе появляется ряд работ учёных позитивистских школ, которые пытаются преодолеть европоцентристскую систему образования. Это в основном учёные известных исторических школ Марка Блоха и Жака Ле Гоффа. Например, многие представители французской исторической школы пытаются рассматривать историю восточно-христианской и западно-христианской цивилизаций в аспекте позитивного диалога. «То, что ныне предстоит осуществить европейцам Востока и Запада, заключается в объединении обеих половин, вышедших из общего братского наследия единой христианской цивилизации, уважающей порождённые историей различия»,- пишет Жак Ле Гофф в своём учебнике «Цивилизация средневекового Запада». (М.: 1992 г.{4}).

Поэтому одной из насущных проблем национального подхода к изучению средневековой истории должна стать проблема односторонней марксистской трактовки средневековья как эпохи господства классического западноевропейского феодализма. Понимание многогранности форм культурной и духовной жизни в эпоху средневековья и показ этих форм и тенденций развития на примере восточно-христианских европейских государств это путь к воссозданию объективного понимания исторического процесса.

Можно назвать эту концепцию этнохронологической которая, однако, не повторяет концепцию проф. Л.Н.Гумилёва, высказанную им в его книге «В поисках вымышленного царства».

В настоящее время мы можем вводить элементы преподавания курса средневековые восточно-христианские государства в систему существующих общеобразовательных программ. Это позволяет поднимать общеобразовательный и интеллектуальный уровень учащихся. Эта концепция расширения основ преподавания всеобщей истории и истории религии позволяет учащимся глубже разбираться в сложных процессах, происходивших на территории восточно-христианского мира, но более того, эта концепция позволяет учащимся глубже разбираться в сложных процессах, происходящих на постсоветском пространстве и позволяет им определить исторические корни и истоки проблем и противоречий существующих внутри стран СНГ. А это, в свою очередь, формирует у молодых людей правильную гражданскую и национальную позицию по вопросу возрождения нашего Единого Российского Государства.

Поэтому не стоит бояться того, что вместо курса «Основ Православной культуры» мы в итоге можем получить безликий курс «Истории Мировых Религий», его необходимо будет серьёзно дополнять и его вполне возможно делать Православным и патриотическим.

 

Библиография:

1. Ж.Ле Гофф: «Цивилизация средневекового Запада»- Париж., 1992 г. c 67.

2. «Иллюстрированная История Религий»- СП б. 1996 г., c. 109.

3. Тоже – CПб. 1996 г., c. 162-167.

4. Д.М.Абрамов: «История Средних Веков – Восточно-христианские государства в эпоху IX-XVI веков». М., {Форум} 1992 г., c. 5.


Реклама:
-