В. Сологуб
Злая
шутка со свободой слова
Об одной телепередаче
13 февраля, в пятницу в программе тележурналиста Шустера
"Свобода слова" Генрих Резник запальчиво бросил вызов кому-то из
находящихся в студии представителей «непрогрессивного народа»: "Я русский,
русский еврейского разлива! Живущие в России все русские...". Реакция
присутствовавшего там бурятского певца-депутата Кобзона была весьма
выразительной: он с большим недоумением посмотрел на Резника, пытаясь понять
его пафос: что же он имел в виду?
Так что же имел в виду всемирно известный юрист, бросив
"в толпу" эту фразу как гневное обвинение недоразвитым «русским
националистам»? Сказал, и сам себя, кажется, не понял: сощурился и покраснел в
свете ярких софитов. Но слово не воробей, шустро вылетит — не поймаешь! На то
она и свобода…
Пощадим известного защитника бедных еврейских олигархов и
настрадавшихся беженцев, в недалеком прошлом бывших невинными чеченскими
боевиками-головорезами, поможем неудавшемуся полемисту понять, что такое быть русским.
Слово "русский" имеет много значений, назовем
лишь некоторые. Прежде всего — это название народа, проживающего на данной
Богом земле и назвавшего своим именем свое государство. «Русский» — это
принадлежность к тому государству, в котором человек живет, например, русский
еврей, немецкий еврей, французский еврей… Т.е. это определение своего
гражданства. Это еще и взгляд на граждан Российского государства со стороны
граждан других государств. Всех проживавших в России, независимо от их
национальности, иностранцы всегда называли «русскими». Если по признаку
гражданства определяет себя русским юрист Резник, тогда он обязан соблюдать
государственные законы и уважать традиции страны своего проживания и, очевидно,
рождения, должен, прежде всего, защищать интересы родной страны, если таковой
он считает для себя Россию, служить ей не за страх, а за совесть, и положить
живот свой на укрепление ее мощи и безопасности. Но он, как мы видим, на
протяжении многих лет занимается совсем противоположным делом. Тогда на каком основании
он считает себя русским?..
"Русский"— говорят о языке, на котором создана
прекрасная русская литература и на котором данный субъект разговаривает. Но
говорить на русском языке, это еще не значит быть русским, а русскоязычный —
это отнюдь не русский. Поэтому, заметим к слову, когда русских называют
«русскоязычными» — этим наносят оскорбление нашему национальному достоинству,
лишая нас своих, национальных, корней, принадлежности к единому великому
народу. «Русский» — говорят о характере, например, «открытый русский характер»,
о всемирности русской души, способности русских воспринимать как свои радости и
беды других народов, способности к самопожертвованию ради другого человека.
Судя по угрюмому выражению лица и отвисшим, вечно тоскливым губам нашего преуспевающего
практика, широтой души он не обладает, радость от самопожертвования ради
бедных, ограбленных его соплеменниками русских, ему совершенно не знакома.
Значит, опять здесь что-то не сходится.
Хорошо, перейдем в другую область, область этноса. «Русский»
— это национальность, это родство по крови. Но задиристый спорщик сам числит
себя по ведомству "еврейского разлива". Т.е. определение
"русский" и здесь не про него. Но самое главное понятие
"русский" — понятие духовное, оно содержит в себе три компонента —
это православное вероисповедание, язык, культура. Ни православная вера, ни
русская культура (да и сама «неславянская» внешность, имя и фамилия персонажа
телевизионной передачи отношение к русскости, как мы видим и слышим, не имеют),
ни наша многовековая история, как известно, не стали родными этому российскому
гражданину. А ведь он претендует… Да, «русский» — это прежде всего состояние
духовное, "Русский — это православный", — говорил Ф.М. Достоевский.
Однако для нашего героя и здесь мимо, таковым, как мы понимаем, известный юрист
себя не считает. Потому что главное, как говорят Святые Отцы — это родство по
духу, «чтобы стать русским — надо быть православным", — передал нам слова
своего духовника, немца по национальности, русский философ К. Леонтьев.
Тех, кто не был православным, русские называли «иноверцами»
и «инородцами», т.е. принадлежащими к народу другой веры и другой крови. Пустив
в свое государство, русский народ, не умаляя их национальной самобытности и не
покушаясь на их веру, давал возможность многим племенам и народам жить на земле
России и исповедовать веру своих предков, беря на себя обязательство, как народ
государствообразующий, защищать их от врагов внешних. Но при этом, народы,
вошедшие в состав Российской Империи, со своей стороны, давали присягу на
верность Русскому Царю, с уважением относились к вере народа, принявшего их в
свое лоно и проливающего за их право жить на земле свою, русскую, кровь.
Сегодня ось, вокруг которой веками строилось Русское
государство, катастрофически перекосилась. Народ, когда-то гостеприимно нами
принятый, хотя довольно малой численности по сравнению с нами, русскими, но
скопивший в своих карманах огромные прибыли от украденной русской
собственности, теперь начал нам диктовать, в кого и как нам веровать, как
относиться к своей истории, по каким законам жить и что, по их понятиям,
считать добром и злом. Хочется юриста Резника, привыкшего в своей юридической
практике опираться только на документальные свидетельства, познакомить с
письмом бывшего еврея, принявшего крещение и хорошо понимавшего, кто в доме
хозяин.
"Сентябрь. 18. 1846. Перевод с
еврейского
Государь Император наш Милостив ко всем
вообще, особенно к верным своим подданным: так и евреям была оказана великая
милость учреждением школ для их детей, дабы они были в состоянии приобретать
себе честным образом пропитание, как то делают и другие образованные люди, а
для достижения сего весьма полезен Указ, повелевающий, чтобы они одевались, как
христиане. Но большая часть Евреев, т.е. нижний класс из них, почитает сей
благодетельный указ как за несчастье, да и в самом деле, Евреи недостойны
Монаршей Милости, по закоренелой ненависти, которую они питают к христианам: в
этом я убежден, ибо я сам был евреем и крещен только 1-го января 1835 года, тогда
я услышал, как в церквах совершают Молитвы за Государя, за Наследника Престола
и за всю Императорскую фамилию. Это и справедливо и благопристойно; Евреи же,
хотя им и повелено в Талмуде молиться о благе своего Государя, не исполняют
сего предписания, несмотря на то, что в праздник примирения они проводят целый
день в молитвах в синагоге… А как я их однажды спросил: зачем вы не молитесь за
Государя — так как вам предписано в Талмуде? — Они отвечали: "Это
предписание относится только к Иудейским Царям, а не касается до
христианских" — впрочем, в этом виноваты не столько они, бедные люди, как
Раввины, которые воспрещают все Христианские обычаи; у сих-то Раввинов, которые
суть лицемерные святоши, они собираются тысячами в дни Нового года и праздника
примирения, и там учат их ежедневно испрашивать у Бога пришествия Мессии, чтобы
сделаться совершенно свободными: таковая же молитва противна их подданнической
присяге… Уже 40 лет, как я отрекся от Евреев: обоих сыновей моих я воспитывал в
христианских училищах, и в 1820 году послал их в Петербург, где они обучались
Медицине; один из них умер штаб-лекарем во время холеры; другой и теперь еще
находится в Государственной службе — в Оренбургской губернии… Ненависть евреев
к христианам, которым они желают всякого зла, весьма несправедлива, из одной
уже благодарности они бы должны были их любить: ибо без помощи христиан, им
было бы невозможно выполнять религиозные свои обряды в субботний день и в
другие праздники… По всем этим выгодам, получаемым Евреем от Христианина, он
долженствовал бы любить сего последнего, но он мечтает только о пришествии
Мессии и о свободе, которую через это надеется получить. И так, если Ваше
Императорское Величество соизволите повелеть, чтобы впредь Евреи не получали от
христиан всех вышеупомянутых выгод; чтобы им воспрещены были ежедневные молитвы
о пришествии Мессии и чтобы их принуждали в каждый субботний день молиться за
Государя, за Наследника Престола и за всю Царскую фамилию, как то делают
христиане… Надобно силою принудить Евреев избрать собственную пользу так, как
принуждают больного, который не хочет принимать лекарства. Еще 7 июня 1845 года
я писал то же самое, что и теперь, и отправил мое послание Г-ну Губернатору для
дальнейшей пересылки. Но я полагаю, что Евреи нашли средства воспрепятствовать
отправлению моего письма; теперь я надеюсь, что Государь Император благоволит
одобрить мое предложение, так что я, 90-летний старец, имеющий перед глазами
смерть и могилу, доживу до того, чтобы узнать Евреев освобожденными от
предрассудков и заблуждений своих… Окончательно я желаю долгой жизни и
счастливых дней Государю Императору, Наследнику Престола и всей Царской
фамилии.
Подписано Дмитрий Бланк". [1]
Надеюсь, что в этом письме претенденту на русскость все
ясно: как должно относиться к коренному народу и как стать, если ты того
действительно желаешь, самому русским. Но многие из этого
облагодетельствованного народа, особенно в наши дни, все так же питают
«ненависть… к христианам, которым они желают всякого зла», и, пользуясь
полученными благами, отказывают в нем тем, у кого они его получили. Они более
напоминают нам о правнуке Дмитрия Бланка, в котором вновь взыграла кровь
ветхого иудея, в ненависти убившего Русского Царя, поправшего православную
веру, уничтожавшего миллионами русский народ и отдавшего его в полон своим
местным и мировым единородцам. А теперь уже его духовные потомки яростно и
алчно растаскивают остатки нашего государства…
И напоследок хотелось бы дать дружеский совет известному
просвещенному адвокату: прежде чем обвинять в необразованности несимпатичных
тебе русских, надо самому хорошо изучить историю страны, которую ты ох как не
любишь, но по своим соображениям вынужден в ней пребывать, бережно относиться к
ее религиозным, национальным и культурным традициям, даже тебе непривычным, и
понимать значение каждого слова языка, на котором говоришь. Иначе попадешь
впросак, а ведь ты юрист и у тебя клиентура... Да, ненависть – плохой советчик!
М.б. поэтому с таким недоумением и смотрел на обмишурившегося перед всей
страной своего единоверца и единородца известный русскоязычный певец, на лице
которого красноречиво читалось: "А раньше я держал тебя за умного...".
А от себя добавим: чтобы стать русским — это право надо заслужить!
«Русское воскресение»
23.03.2004