Я. Амелина
Русские
соотечественники остаются «за скобками» [1]
В
Москве, не вызвав широкого резонанса, прошла первая конференция Международного
совета российских соотечественников (МСРС). Это — хороший повод проанализировать
политику России в отношении тех, кто после расчленения СССР не по своей воле
оказался за пределами РФ.
Куда уходят деньги?
Участникам конференции презентовали Московский дом соотечественника,
учрежденный в Москве пару лет назад. Он должен начать работу во временном
помещении уже в ближайшие дни (для сравнения: Московский дом национальностей,
открытый несколько лет назад для национальных диаспор, расположился в
прекрасном здании на Новой Басманной).
На программу поддержки соотечественников за рубежом в
бюджете Москвы предусмотрено в текущем году 188 миллионов рублей. В рамках же
Комиссии по делам соотечественников за рубежом при Правительстве РФ в 2004 году
отпущено 252 миллиона рублей. Они будут потрачены на «содействие в проведении
мероприятий», посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей российской
культуры и памятным датам российской истории (т.е., русским общинам выделяют
деньги на празднование дня рождения Пушкина или Дня независимости России),
приобретение и доставку учебников и пособий для русских школ (многие из которых
запрещены к использованию в странах проживания), «проведение мероприятий для
соотечественников в области образования, науки и культуры, а также мероприятий
лечебно-оздоровительного характера», информационную и гуманитарную помощь.
Всё вместе — свыше 15 миллионов долларов. Не много,
конечно, но всё существеннее, чем в прошлые годы. Отчего же интерес
соотечественников к программам московского и российского правительств всё
меньше, а скепсис в их отношении всё чаще перерастает в раздражение?
Наверное, оттого, что решение серьезных проблем, волнующих
большинство русских, проживающих за рубежами теперешней России, — а это
получение российского гражданства, переезд на постоянное место жительства в РФ,
юридическая помощь и правовая защита, возможности образования в российских
вузах, назначение российской пенсии, доступ к достоверной информации о России и
ряд других, — подменяется проведением праздников да отправкой на отдых в «метрополию»
нескольких десятков старшеклассников.
Кстати, и праздники эти радуют соотечественников далеко не всегда.
Например, русские Одесской области были неприятно удивлены тем, что местное консульство
РФ в канун Рождества спонсировало постановку и троекратный показ спектакля... о
приключениях Гарри Поттера. Который, конечно, неплохой парень, но к появлению
на свет Спасителя никакого отношения не имеет.
Между тем, потрачено на это было 100 тысяч гривен (около
600 тысяч руб.). При этом Русского культурного центра в Одессе нет — как и русской
программы на местном телевидении, не говоря уж о русской региональной газете.
Характерно, что армянская диаспора, значительно уступающая русской в численности
и не имеющая в Одессе консульства Армении, успешно решила все эти проблемы.
МИД проснулся...
Вот уже год, как координатором работы властей России с соотечественниками
является внешнеполитическое ведомство. Эти обязанности возложены на первого
заместителя министра иностранных дел Элеонору Митрофанову. [2]
Своей главной задачей российский МИД видит защиту соотечественников в государствах
постсоветского пространства. В своей статье «Русский мир» без границ» Элеонора
Митрофанова справедливо отмечает, что во многих странах СНГ и Прибалтики соотечественники
сталкиваются с ущемлением своих прав, продолжаются преследования
ветеранов-антифашистов, сужается сфера использования русского языка (последний
пример — подписанный 2 апреля президентом Киргизии Закон о государственном
языке), уменьшается количество русских школ. С этой констатацией трудно не
согласиться — а вот что делается для противодействия этим явлениям?
«Очевидно, что нарушение основополагающих прав
русскоязычного населения в той или иной стране не может не иметь негативных
последствий для ее отношений с Российской Федерацией», — пишет Митрофанова.
Однако это обещание еще ни разу не было воплощено в жизнь, тогда как примеров
нарушения прав русских на постсоветском пространстве — хоть отбавляй.
Например, в конце марта Туркменбаши снёс в Ашхабаде здание
Русского театра имени Пушкина, где нашел приют и Русский культурный центр.
Формально творческому коллективу предоставили новое помещение — беда в том, что
для работы оно совершенно не пригодно. Это значит, ни театра с 80-летней
историей, ни центра больше не будет. Россия — промолчала.
«А что может сделать МИД, главная задача которого —
налаживать и укреплять, а не расстраивать и осложнять отношения России с
иностранными государствами?», — говорили дипломаты, прекрасно осведомленные и о
положении дел с русским образованием в Латвии, и о регулярных погромах Русского
культурного центра во Львове...
Да и стоит ли вспоминать о санкциях и нотах, если Бюджетный
кодекс, по словам Митрофановой, запрещает, например, приобрести для
единственной русской школы в Туркмении (как и для русских школ в других
государствах) компьютерный класс или покрасить там стены — как же, ведь это
вложения в иностранную недвижимость! В то время как в России действуют десятки
лицеев, созданных на турецкие или еврейские деньги и воспитывающих молодежь в духе
пантюркистской, панисламистской или сионистской идеологии. Лишь недавно в этой
сфере начали, кажется, наводить порядок.
В одном из своих недавних интервью Элеонора Митрофанова
признала, что государственная политика по отношению к соотечественникам только
формируется. Как будто Советский Союз прекратил свое существование позавчера, а
не 12 лет назад! Как будто до сих пор не написано ни одной соответствующей
концепции, не состоялись уже десятки конференций и съездов соотечественников,
не отправлены в высокие инстанции миллионы жалоб и просьб от русских из
дальнего и ближнего зарубежья...
Теперь в МИДе планируют более четко определить приоритетные
направления расходования бюджетных средств. Хотят в Министерстве разобраться и с
работой русских культурных центров, которых слишком много в Латинской Америке и
Африке, но категорически не хватает в странах постсоветского пространства. В
планах российских дипломатов — еще несколько столь же важных, но все же
тактических задач. А где стратегия? Ее по-прежнему нет.
Брюссель и Страсбург — ближе Москвы
Часть активистов движения соотечественников окончательно
разочаровалась в российской поддержке и просто перестала ездить в Москву на официальные
мероприятия. Остальные участвуют в московских советах и конференциях главным
образом для того, чтобы в очередной раз «напрямую, без телефона и электронной
почты, пообщаться с единомышленниками из других стран», о чем говорили многие в
кулуарах конференции МСРС.
В последнее время из уст наших соотечественников звучат
призывы в духе «хватит ждать милостей от исторической родины, давайте опираться
на собственные силы». Только сил-то особых нет, от этого и все проблемы.
Между тем, например, всё заметнее стремление русских
Прибалтики апеллировать в защиту своих гражданских прав не к Москве, на которую
они давно уже махнули рукой, а к европейским структурам, что особенно актуально
в связи с вступлением Литвы, Латвии и Эстонии в Евросоюз. И ничего странного тут
нет. Ведь именно в Брюсселе и Страсбурге находится, по словам председателя Комитета
Госдумы по международным делам Константина Косачева, член фракции «Единая
Россия», ключ к решению проблем прибалтийских соотечественников. Если так
считает федеральная власть России, то почему молодые русские Прибалтики должны
быть другого мнения?
Вот студенты-первокурсники и старшеклассники латвийских
школ, недавно потрясшие всю Европу акциями в защиту школьного образования на
русском языке, и назвали свой клуб «Страсбург», а не «Москва». С объединенной
Европой, а вовсе не с Россией, связывают они и свою дальнейшую судьбу. Это —
первое поколение русских соотечественников, потерянное Москвой исключительно по
ее собственной вине.
В то же время русские, живущие в Закавказье и Средней Азии,
в массе своей погрузились в тяжелую апатию: из Ашхабада и Кутаиси одинаково
далеко что до Москвы, что до Страсбурга с Брюсселем. В самом деле, к чему
питать иллюзии, когда рассчитывать можно только на себя? Например, тем, по приблизительным
подсчетам, 15 тысячам российских граждан, что живут сейчас в автономной
Аджарии, где в середине марта чуть было не разгорелась война (да и сейчас
угроза силового сценария остается более чем реальной).
Руководство Аджарии неоднократно обращалось в Москву с
просьбой об открытии в Батуми российского консульства, но воз и ныне там. Как
пояснила Элеонора Митрофанова, «консульство РФ в Аджарии не может быть открыто
без разрешения грузинских властей, а они не то чтобы категорически против —
возникает ряд технических препятствий».
Надо было видеть удивление главы миссии международных
наблюдателей за выборами в Аджарии, юриста из США Чэда Нэйгла, когда он узнал таком
положении дел. «Очень странно, — заметил американец, до того не сомневавшийся в
существовании в автономии консульства РФ. — О каких препятствиях идет речь?
Ведь действует же здесь турецкое консульство!». [3]
Узнай он, что у российского внешнеполитического ведомства
нет никаких планов по защите сограждан в Аджарии, решись Тбилиси на силовой
вариант в противостоянии с Батуми, — наверняка поразился бы еще больше.
Необходимо отметить, что из-за неопределенности правового
статуса нескольких непризнанных республик на территории бывшего СССР нашим
согражданам и соплеменникам в них приходится, может быть, тяжелее всего. Обычно
они вообще как бы выносятся «за скобки» межгосударственных отношений.[4]
...Сопоставляя факты и тенденции, невольно приходишь к
печальному выводу: эффективной защите прав и интересов российских соотечественников
мешает отнюдь не наличие разного рода «технических препятствий», а лишь отсутствие
у руководства России необходимой политической воли.
[1] Статья приводится с некоторыми редакционными уточнениями (прим. Ред.).
[2] Родная сестра депутата Госдумы от ЛДПР А. Митрофанова (прим. Ред.).
[3] Объяснения Митрофановой лживы, поскольку противоречат Каррскому договору между Россией и Турцией от 1921 года, в котором Россия определена гарантом аджарской автономии. Как можно быть гарантом, не имея консульства и военного присутствия? (прим. Ред.).
[4] Самым вопиющим примером здесь является Приднестровская республика, с оружием в руках отстоявшая свою независимость от румыно-молдавского вторжения в 1992 году, в которой МИД РФ практически остановил оформление ее жителями гражданства РФ и подготавливается оккупацию территории республики «международным полицейским контингентом» по примеру того, что произошло в Косово, с той лишь разницей, что эта мера должна покончить с самостоятельным существованием этого русского анклава, включив его в Молдову. Прямо противоположную политику демонстрирует та же Турция, вот уже более 30 лет держащая на Кипре свои войска и дипломатически признавшая Турецкую республику северного Кипра, где проживают турки-киприоты (прим. Ред.).