Я. Амелина

 

 

Русские соотечественники остаются «за скобками» [1]

 

В Москве, не вызвав широкого резонанса, прошла первая конференция Международного совета российских соотечественников (МСРС). Это — хороший повод проанализировать политику России в отношении тех, кто после расчленения СССР не по своей воле оказался за пределами РФ.

 

Куда уходят деньги?

 

Участникам конференции презентовали Московский дом соотечественника, учрежденный в Москве пару лет назад. Он должен начать работу во временном помещении уже в ближайшие дни (для сравнения: Московский дом национальностей, открытый несколько лет назад для национальных диаспор, расположился в прекрасном здании на Новой Басманной).

На программу поддержки соотечественников за рубежом в бюджете Москвы предусмотрено в текущем году 188 миллионов рублей. В рамках же Комиссии по делам соотечественников за рубежом при Правительстве РФ в 2004 году отпущено 252 миллиона рублей. Они будут потрачены на «содействие в проведении мероприятий», посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей российской культуры и памятным датам российской истории (т.е., русским общинам выделяют деньги на празднование дня рождения Пушкина или Дня независимости России), приобретение и доставку учебников и пособий для русских школ (многие из которых запрещены к использованию в странах проживания), «проведение мероприятий для соотечественников в области образования, науки и культуры, а также мероприятий лечебно-оздоровительного характера», информационную и гуманитарную помощь.

Всё вместе — свыше 15 миллионов долларов. Не много, конечно, но всё существеннее, чем в прошлые годы. Отчего же интерес соотечественников к программам московского и российского правительств всё меньше, а скепсис в их отношении всё чаще перерастает в раздражение?

Наверное, оттого, что решение серьезных проблем, волнующих большинство русских, проживающих за рубежами теперешней России, — а это получение российского гражданства, переезд на постоянное место жительства в РФ, юридическая помощь и правовая защита, возможности образования в российских вузах, назначение российской пенсии, доступ к достоверной информации о России и ряд других, — подменяется проведением праздников да отправкой на отдых в «метрополию» нескольких десятков старшеклассников.

Кстати, и праздники эти радуют соотечественников далеко не всегда. Например, русские Одесской области были неприятно удивлены тем, что местное консульство РФ в канун Рождества спонсировало постановку и троекратный показ спектакля... о приключениях Гарри Поттера. Который, конечно, неплохой парень, но к появлению на свет Спасителя никакого отношения не имеет.

Между тем, потрачено на это было 100 тысяч гривен (около 600 тысяч руб.). При этом Русского культурного центра в Одессе нет — как и русской программы на местном телевидении, не говоря уж о русской региональной газете. Характерно, что армянская диаспора, значительно уступающая русской в численности и не имеющая в Одессе консульства Армении, успешно решила все эти проблемы.

 

МИД проснулся...

 

Вот уже год, как координатором работы властей России с соотечественниками является внешнеполитическое ведомство. Эти обязанности возложены на первого заместителя министра иностранных дел Элеонору Митрофанову. [2] Своей главной задачей российский МИД видит защиту соотечественников в государствах постсоветского пространства. В своей статье «Русский мир» без границ» Элеонора Митрофанова справедливо отмечает, что во многих странах СНГ и Прибалтики соотечественники сталкиваются с ущемлением своих прав, продолжаются преследования ветеранов-антифашистов, сужается сфера использования русского языка (последний пример — подписанный 2 апреля президентом Киргизии Закон о государственном языке), уменьшается количество русских школ. С этой констатацией трудно не согласиться — а вот что делается для противодействия этим явлениям?

«Очевидно, что нарушение основополагающих прав русскоязычного населения в той или иной стране не может не иметь негативных последствий для ее отношений с Российской Федерацией», — пишет Митрофанова. Однако это обещание еще ни разу не было воплощено в жизнь, тогда как примеров нарушения прав русских на постсоветском пространстве — хоть отбавляй.

Например, в конце марта Туркменбаши снёс в Ашхабаде здание Русского театра имени Пушкина, где нашел приют и Русский культурный центр. Формально творческому коллективу предоставили новое помещение — беда в том, что для работы оно совершенно не пригодно. Это значит, ни театра с 80-летней историей, ни центра больше не будет. Россия — промолчала.

«А что может сделать МИД, главная задача которого — налаживать и укреплять, а не расстраивать и осложнять отношения России с иностранными государствами?», — говорили дипломаты, прекрасно осведомленные и о положении дел с русским образованием в Латвии, и о регулярных погромах Русского культурного центра во Львове...

Да и стоит ли вспоминать о санкциях и нотах, если Бюджетный кодекс, по словам Митрофановой, запрещает, например, приобрести для единственной русской школы в Туркмении (как и для русских школ в других государствах) компьютерный класс или покрасить там стены — как же, ведь это вложения в иностранную недвижимость! В то время как в России действуют десятки лицеев, созданных на турецкие или еврейские деньги и воспитывающих молодежь в духе пантюркистской, панисламистской или сионистской идеологии. Лишь недавно в этой сфере начали, кажется, наводить порядок.

В одном из своих недавних интервью Элеонора Митрофанова признала, что государственная политика по отношению к соотечественникам только формируется. Как будто Советский Союз прекратил свое существование позавчера, а не 12 лет назад! Как будто до сих пор не написано ни одной соответствующей концепции, не состоялись уже десятки конференций и съездов соотечественников, не отправлены в высокие инстанции миллионы жалоб и просьб от русских из дальнего и ближнего зарубежья...

Теперь в МИДе планируют более четко определить приоритетные направления расходования бюджетных средств. Хотят в Министерстве разобраться и с работой русских культурных центров, которых слишком много в Латинской Америке и Африке, но категорически не хватает в странах постсоветского пространства. В планах российских дипломатов — еще несколько столь же важных, но все же тактических задач. А где стратегия? Ее по-прежнему нет.

 

Брюссель и Страсбург — ближе Москвы

 

Часть активистов движения соотечественников окончательно разочаровалась в российской поддержке и просто перестала ездить в Москву на официальные мероприятия. Остальные участвуют в московских советах и конференциях главным образом для того, чтобы в очередной раз «напрямую, без телефона и электронной почты, пообщаться с единомышленниками из других стран», о чем говорили многие в кулуарах конференции МСРС.

В последнее время из уст наших соотечественников звучат призывы в духе «хватит ждать милостей от исторической родины, давайте опираться на собственные силы». Только сил-то особых нет, от этого и все проблемы.

Между тем, например, всё заметнее стремление русских Прибалтики апеллировать в защиту своих гражданских прав не к Москве, на которую они давно уже махнули рукой, а к европейским структурам, что особенно актуально в связи с вступлением Литвы, Латвии и Эстонии в Евросоюз. И ничего странного тут нет. Ведь именно в Брюсселе и Страсбурге находится, по словам председателя Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, член фракции «Единая Россия», ключ к решению проблем прибалтийских соотечественников. Если так считает федеральная власть России, то почему молодые русские Прибалтики должны быть другого мнения?

Вот студенты-первокурсники и старшеклассники латвийских школ, недавно потрясшие всю Европу акциями в защиту школьного образования на русском языке, и назвали свой клуб «Страсбург», а не «Москва». С объединенной Европой, а вовсе не с Россией, связывают они и свою дальнейшую судьбу. Это — первое поколение русских соотечественников, потерянное Москвой исключительно по ее собственной вине.

В то же время русские, живущие в Закавказье и Средней Азии, в массе своей погрузились в тяжелую апатию: из Ашхабада и Кутаиси одинаково далеко что до Москвы, что до Страсбурга с Брюсселем. В самом деле, к чему питать иллюзии, когда рассчитывать можно только на себя? Например, тем, по приблизительным подсчетам, 15 тысячам российских граждан, что живут сейчас в автономной Аджарии, где в середине марта чуть было не разгорелась война (да и сейчас угроза силового сценария остается более чем реальной).

Руководство Аджарии неоднократно обращалось в Москву с просьбой об открытии в Батуми российского консульства, но воз и ныне там. Как пояснила Элеонора Митрофанова, «консульство РФ в Аджарии не может быть открыто без разрешения грузинских властей, а они не то чтобы категорически против — возникает ряд технических препятствий».

Надо было видеть удивление главы миссии международных наблюдателей за выборами в Аджарии, юриста из США Чэда Нэйгла, когда он узнал таком положении дел. «Очень странно, — заметил американец, до того не сомневавшийся в существовании в автономии консульства РФ. — О каких препятствиях идет речь? Ведь действует же здесь турецкое консульство!». [3]

Узнай он, что у российского внешнеполитического ведомства нет никаких планов по защите сограждан в Аджарии, решись Тбилиси на силовой вариант в противостоянии с Батуми, — наверняка поразился бы еще больше.

Необходимо отметить, что из-за неопределенности правового статуса нескольких непризнанных республик на территории бывшего СССР нашим согражданам и соплеменникам в них приходится, может быть, тяжелее всего. Обычно они вообще как бы выносятся «за скобки» межгосударственных отношений.[4]

...Сопоставляя факты и тенденции, невольно приходишь к печальному выводу: эффективной защите прав и интересов российских соотечественников мешает отнюдь не наличие разного рода «технических препятствий», а лишь отсутствие у руководства России необходимой политической воли.



[1] Статья приводится с некоторыми редакционными уточнениями (прим. Ред.).

[2] Родная сестра депутата Госдумы от ЛДПР А. Митрофанова (прим. Ред.).

[3] Объяснения Митрофановой лживы, поскольку противоречат Каррскому договору между Россией и Турцией от 1921 года, в котором Россия определена гарантом аджарской автономии. Как можно быть гарантом, не имея консульства и военного присутствия? (прим. Ред.).

[4] Самым вопиющим примером здесь является Приднестровская республика, с оружием в руках отстоявшая свою независимость от румыно-молдавского вторжения в 1992 году, в которой МИД РФ практически остановил оформление ее жителями гражданства РФ и подготавливается оккупацию территории республики «международным полицейским контингентом» по примеру того, что произошло в Косово, с той лишь разницей, что эта мера должна покончить с самостоятельным существованием этого русского анклава, включив его в Молдову. Прямо противоположную политику демонстрирует та же Турция, вот уже более 30 лет держащая на Кипре свои войска и дипломатически признавшая Турецкую республику северного Кипра, где проживают турки-киприоты (прим. Ред.).


Реклама:
-