Культурная катастрофа Москвы

 

15 апреля 2004 года на сайте «Regions.ru» появилась информация под названием «Защитить Москву от «преступной, антисоциальной и антигосударственной» деятельности [Лужкова]», в которой сообщалось, что «в Музее архитектуры состоялось заседание круглого стола по проблемам сохранения архитектурного наследия XX века. Собравшиеся на нем выступили с открытым письмом, в котором выразили протест против политики истребления московских памятников. Обращение уже подписано десятками известных людей, сбор подписей продолжается». Далее приводился текст Обращения.

 

«Опираясь на положения Конституции Российской Федерации, гарантирующей право граждан «на доступ к культурным ценностям» и их обязанность «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (статья 44), обращаемся к властям всех уровней с просьбой принять безотлагательные меры по спасению архитектурного наследия нашей страны, и в первую очередь Москвы - великого города всемирно-исторического значения.

За последнее десятилетие историческому облику столицы России был нанесен непоправимый ущерб. Утрачено множество зданий, являющихся памятниками архитектуры. Интенсивное развитие города сопровождается безнаказанными нарушениями российского Закона об объектах культурного наследия. Этот процесс приобретает лавинообразный характер.

Центр города, включая ближайшее окружение Кремля - памятника Всемирного наследия, находящегося под охраной ЮНЕСКО, подвергся катастрофической деформации. В водовороте строительного бума безвозвратно исчезли важнейшие фрагменты рядовой застройки XVII-XIX веков, являющейся основой исторической Москвы. В хаотической расчистке городского центра под новое строительство погибли сотни живых московских памятников, на смену которым пришли «памятники-подделки» и новые постройки, разрушающие городской ансамбль. В нарушение норм и методов научной реставрации, международных хартий и конвенций о сохранении культурного наследия, общепринятых в цивилизованных странах, «реконструкция» и «реставрация» в Москве, как правило, подменяются полным сносом памятников и их заменой на фальшивые «новоделы», лишенные художественной и исторической подлинности.

На фоне огромных инвестиций в новое строительство близки к гибели выдающиеся сооружения московского классицизма и неоклассицизма (постройки Баженова, Жолтовского и многие другие). От неоднократных пожаров при невыясненных обстоятельствах погибли многие памятники, включая уникальное здание Манежа - жемчужины европейской архитектуры.[1] Последние дни доживает весь пласт построек советского авангарда 1920-х годов, считающегося главным вкладом России в развитие мировой архитектуры XX века. Изуродованы все постройки Мельникова и запланирован снос одного из его шедевров - клуба завода «Каучук». Происходит деградация знаменитых на весь мир станций Московского метрополитена 1930-1950-х годов. Из-за нерешенных инженерно-технических проблем погибает станция «Маяковская».[2] Произведен ничем не оправданный снос знаковых московских зданий – «Военторга»[3], гостиницы «Москва», под угрозой сноса - универмаг «Детский мир» [4] и гостиница «Пекин».

Сегодня в Москве уничтожаются целые градостроительные образования, гибнет пространственно-планировочная структура города, складывавшаяся столетиями.[5] Исчез район Остоженки, полностью искажен облик московских набережных - Софийской, Кадашевской, Садовнической, радикально перестраиваются Арбат, Полянка и другие исторические улицы.

Коммерческая выгода и передел собственности не могут оправдать планомерное уничтожение собственной истории, культуры и национальной идентичности.[6] Практикуемая сегодня в Москве строительная политика по своей сути является преступной,[7] антисоциальной и антигосударственной, лишающей будущие поколения граждан России исторической памяти.[8]

Разрушение архитектурного прошлого в Москве оказывает пагубное воздействие на российские города, которые также стали стремительно терять исторически сложившийся облик. Началось тотальное уничтожение материальных свидетельств величия России.

Надвигается культурная катастрофа, с которой ни государство, ни общество не должны мириться. Всем ветвям власти необходимо осуществить срочную и эффективную программу действий по спасению и сохранению памятников отечественной архитектуры в масштабах России. Ущерб, нанесенный национальной культуре в Москве и во всей стране, не должен оставаться безнаказанным. Российские законы и в первую очередь Закон об объектах культурного наследия должны быть применены со всей своей строгостью и полнотой. Сохранение культурного наследия должно стать основой национального возрождения России. Реалии сегодняшнего дня настоятельно требуют, чтобы политика в области архитектуры и градостроительства приобрела статус федерального приоритета».

 

Обращение адресовано Президенту и Правительству РФ, Государственной Думе, Министерству культуры и массовых коммуникаций, Правительству Москвы и его двум комитетам - по культуре и по архитектуре и градостроительству, Союзу архитекторов России.

На момент публикации его подписали 27 столичных деятелей от искусства, 7 мая его подписало 369 человек.

Заслуживает внимание то обстоятельство, что, за единичными исключениями, в числе подписантов – узкая до неприличия либеральная интеллигентская тусовка, на протяжении последних десятилетий бесстыдно славословившая Лужкова и его деятельность, которая теперь ею же предана лицемерной анафеме. Понятно, что в столичном Музее архитектуры не было собрания общественности, собралась теплая «группа товарищей» определенной – либеральной – политической ориентации. Там были лишь «свои». Не случайно подписанный ими текст – безличный документ, в котором говорится лишь об объективной стороне явления, но там нет ни строчки о том, отчего стало возможным нанести «непоправимый ущерб историческому облику столицы России» и кто конкретно его «нанес».

Вместе с тем и без слов ясно, в чей огород брошен этот бумажный камень. Архитектурно-градостроительный облик Москвы уничтожает не слепая объективная стихия, которой нечего противопоставить, вроде извержения Этны или Везувия, а чиновный клан, возглавляемый самозваным правительством столицы, глава которого - один из многолетних вождей «партии власти».

Причина маниакально-разрушительной деятельности энтузиастов-реформаторов проста и общеизвестна. Это не имеющая границ алчность, готовая сметать на своем пути любое препятствие, будь то закон, традиция, красота или ландшафтный или архитектурный памятник. Время показало, что в предвкушении 200, 300 или 500 процентов годовых, которые можно заполучить, используя московскую землю для строительных подрядов, нет таких препятствий, которое бы было в состоянии их остановить. По крайней мере, уже доказано, что они будут действовать до тех пор, пока против них не появится непосредственная сила. А методы увещевания, апелляция к совести или каким-то законам гармонии, - совершенно бесполезны.

Отчего вдруг в продажной, циничной, преимущественно антирусской по своему мировоззрению среде московской «творческой интеллигенции» возникла необходимость выступить с подобным обращением? Ведь она помалкивала полтора десятилетия, что бы в Москве не происходило, а тут вдруг встрепенулась. Что произошло? С какой стати эти лица, большая часть которых глумилась над русской национальной культурой, изощренно подрывая русскость, в какой бы форме она не существовала и не проявлялась, вспомнили о национальном возрождении России?

Не стоит гадать, что толкнуло подписантов к публикации именно такого обращения. Это может быть все что угодно. Покопавшись в подшивках последних десятилетий, можно обнаружить множество подобных коллективных эпистол, задуманных на всякий случай или по чьему-то заказу. Хотя в данном случае причина лежит на поверхности.

Грядут перемены. Это уже носится в столичном воздухе. Время лужковского правления так или иначе приближается к завершению,[9] и тунеядцы и циники от культуры, стремящиеся не утратить доступ к корыту, из которого им дают возможность харчится, хотят заранее угодить новому хозяину. Вот почему лживую официальную демагогию сменяет все та же демагогия, но замешанная на горькой правде.

Одна из таких правд - проектом жилого комплекса «Русский авангард» на Якиманке, состоящего из пяти причудливых высотных башен со средней стоимостью одного квадратного метра в 10 тысяч долларов, о котором в периодической столичной прессе можно прочитать, что он «демонстрирует архитектурное варварство московского градоначалия с обескураживающей очевидностью» и, после изложения истории вопроса, что «московское начальство стремится быть начальством и в области архитектуры и потому надежно удерживает российскую столицу в зоне архитектурного небытия».[10]

Критика лужковщины из либерального стана, которая именует происходящее «строительным зудом», дополнилась ее критикой «слева», называющая ее «строительным империализмом». В «Советской России» 16.04.2004 появилась статья А.И. Субетто, доктора философских и экономических наук, где «строительным империализмом» автор назвал

 

«особый тип наступления капитала на права граждан России, на их жизнь, который наиболее ярко проявился в больших городах России, в частности в Москве и Санкт-Петербурге. Его проявлением стали так называемые «уплотнительные застройки», в которых отражается не только стихийность застраивания столичных и больших городов России, механизмы давления капитала на властные структуры ради получения участков застройки с уже имеющимися инженерными сетями, включая коррупцию, но и процессы резкого ухудшения сангигиенической ситуации, сокращения инфраструктуры отдыха, зеленых зон, детских учреждений, нарушения норм пожарной и экологической безопасности, в целом требований уже сложившейся законодательно-нормативной базы строительства».

 

19 апреля состоялся очередной съезд Союза архитекторов России, участники которого, как ернически заметил МК, «вопили от негодования» Здания разрушаются, меняя странных владельцев, которые не стесняются загадить их окончательно, дома обстраиваются со всех сторон многоэтажными колоссами, и происходит это на фоне тотальной деградации этических отношений между цехом архитекторов и властью. В составе нового правительства нет ни одного человека, а уж тем более комитета, который координировал бы вопросы развития российской архитектуры.[11]

Первые недели власти Москвы «хранили гордое молчание», делая вид, что ничего экстраординарного не происходит. Но сбить волну протестов, которые охотно подхватила пресса, почувствовав запах не столько гари от многочисленных столичных пожаров, сколько падали, исходящей из Тверской 13, все-таки не удалось. И тогда на письмо-протест возникло письмо-благодарность.[12] И опять под ним стояли подписи еще одной интеллигентской тусовки. Подписавшиеся сразу же поставили жирную точку над i. Они не могут согласиться с тем, что «за последние десять лет историческому облику столицы России был нанесен непоправимый ущерб». Ничего подобного. Даже наоборот.

 

«Даже поверхностный анализ ситуации в Москве показывает, что на поприще сохранения памятников старины за последние десять лет власти столицы добились значительных успехов».

 

Лужков – варварство и разрушительство! Лужков – цивилизация и монплезир! На список утрат, сравнимых с нашествием на Москву Тохтамыша и Кагановича с Хрущевым, представлен список приобретений, уподобляющий столичного градоправителя барону Осману – префектом Парижа времен Второй империи, преобразивший столицу Франции. Гостиный двор, Исторический музей. Храм Христа Спасителя, Казанский собор – возрождены. Третьяковка, Малый театр, Театр Луны – отреставрированы. Что до «хаотической очистки центра города» от прежних зданий, составляющих неповторимый облик Москвы, так ведь «необходимо отметить, что эта проблема актуальна не только для Москвы, но и для многих крупных городов Европы». А раз так, то и взятки гладки. Нечего больших людей беспокоить. Будем на месте «учиться решать такие вопросы всем миром, демократично и открыто». Что сносит московская власть? Одни лишь дома-убийцы», вроде «Военторга», здания, «представляющие угрозу для жизни людей».

Нет никаких оснований для тревоги. Все замечательно. «Музыка играет, штандарт скачет». А если неймется, то «мы – за открытый диалог», поскольку «право на открытую дискуссию по поводу архитектурного облика Москвы имеет каждый». Ведь известно, что всякий считает себя судьей в образовании, медицине, политике и архитектуре. «Каждый хочет показать, что он тоже умный человек». Власть будет принимать решения, а все остальные - устраивать диспуты.

 

Будут ли федеральные власти реагировать на призывы общественности спасти Москву от команды Лужкова? Ответят ли Лужков и его «команда» в установленном законом порядке за разрушительную архитектурно-строительную интервенцию, которая обернулась для Москвы культурной катастрофой?Ничто не подтверждает подобного развития событий…

 

Д.К.

 

13.05.2004

 



[1] Пожар 15 марта 2004 года здания Манежа, освещавший чуть ли не весь центр Москвы, превратился в темную историю. Через неделю газета "КоммерсантЪ" утверждала, ссылаясь на пожарно-технических экспертов МЧС и ФСБ, что причиной пожара, скорее всего, является поджог, "Пожару предшествовал мощный выброс тепловой энергии, создать который можно только с помощью горючих жидкостей или пиротехнических средств". 19 марта председатель комиссии по охране культурного наследия Союза художников, вице-президента Академии художественной критики А. Клименко заявил о том, что в Манеже были обнаружены канистры с остатками бензина, которые могли стать причиной пожара, подчеркнув, что поджог мог быть выгоден тем, кто добивался реконструкции Манежа в своих интересах. (Т. Становая. «Информационная война против Юрия Лужкова», Политком-ру, 22.03.2004).

[2] Как утверждает М. Душкина, профессор МАРХИ, дочь автора проекта А.Н. Душкина, из всех станций «Маяковская» находится в самом бедственном состоянии. Она течет, там нарушена система гидроизоляции. Из 73 пролетов только 23 остаются сухими. Стальные ленты прогнили изнутри. Работы ведутся на средства частного инвестора, за это он получает землю на поверхности. Самое опасное – зона плывунов. Работы ведутся методом заморозки, а спасти станцию можно только методом ее осушения. (НГ, 10.04.04).

[3] Военторг, здание которого построено по проекту архитектора С. Залесского в 1913 году, в 1994 году был закрыт. Правительство РФ, задолжав городу за аренду земли и коммунальные платежи, расплатилось зданием. С 1997 года оно входит в охранную зону Кремля с особым режимом регенерации - памятники архитектуры нельзя ни сносить, ни перестраивать. Тогда же зданию Военторга был присвоен статус вновь выявленного памятника архитектуры. Столичные власти были вправе вычеркнуть этот объект из списка, но этого не сделали. После серии сделок почти все акции Военторга стали принадлежать КБФ «АСТ». Летом 2003 года правительство Москвы решило его реконструировать до 2005 года «со сносом всех строений». Комментируя снос Военторга, автор замечает, что «стремительный рост новоделов в центре Москвы десятилетие назад начался под бурные протесты общественности. Но очень быстро стало понятно, что экономического механизма, который мог бы сохранить исторический город, не существует. В Москве вопреки мировой практике гораздо выгоднее разрушать и заново строить, нежели реконструировать. Оправданием новоделам служило утверждение о том, что новый московский стиль сохранил исторический градостроительный силуэт города». («Газета», 30.10.2003).

[4] Проект нынешнего «Детского мира» также принадлежит архитектору А.Н. Душкину, По мнению его дочери, «теперь «Детский мир» находится в частных руках, и хозяину малоинтересны сантименты по поводу здания. Я знакома с проектом его реконструкции. Сейчас этим словом в Москве обозначаются все разрушительные проекты. Будет использован типичный американский прием – выбивание округлой воронки на все семь этажей. Это идея, многократно повторенная во всем мире, тогда как центральное ядро «Детского мира» имеет ценность. Очень важна его градостроительная роль. Но все проекты реставрации и научной реконструкции намного дороже, чем отработанный в Москве метод разрушения и возведения новоделов. Россия в связи с этим опять «прославилась» на весь мир. Исторический центр Москвы оказался под угрозой уничтожения» (Там же).

[5] Иронизируя над сложившейся в Москве градостроительной политикой, журнал «Профиль» (от 23.03.2004) назвал четыре типичных способа, которым освобождают участки от неугодных архитектурных памятников - пожар: здание сгорает, власти отказываются от реставрации. Дом разбирают и строят на его месте новый; реконструкция: перестройка дома с "воссозданием исторического облика"; снос из-за угрозы обрушения: власти заявляют, что здание находится в аварийном состоянии, и сносят его; лишение статуса памятника и последующий снос.

[6] Повышенный интерес московской бюрократии не эксплуатировать существующий имущественный фонд, а сносить его под любым предлогом, объясняется просто. В о время как строительные подряды приносят баснословные барыши, в 2003 году от аренды и продажи земли и нежилых помещений, а также по дивидендам городская казна получила всего лишь 31,6 млрд. рублей, и это уже не производит впечатления не только на независимых экспертов и политических оппонентов мэрии, но и на самих чиновников («Стрингер», 22.04.2004).

[7] Частная форма собственности на жилые здания и земельные участки под ними не останавливает власти Москвы от противоправного сноса. Один из таких случаев, о котором говорила пресса, произошел с Ю.Л. Ждановым, чей дом был снесен при строительстве Третьего кольца, при этом таинственно пропал без вести адвокат Жданова – М. Юдин.

[8] Вопиющий пример такого разрушения – запланированное по предложению некой корпорации «Конти» возведение в Москве к 2015 году «нового кольца» из 60 высотных - 45-60 и даже 100-этажных - жилых комплексов с развитой инфраструктурой, требующее 5 млрд. долларов инвестиций, а также еще 37 небоскребов иного профиля. (NEWSru.com, 5.11.2003). Против этой программы и нынешней градостроительной политики московских властей выступили некоторые общественные организации, по мнению которых. строительство небоскребов в черте города не только ухудшит условия проживания тем, кто живет по соседству, но также создаст условия для новых терактов. (RBC daily, 20.08.03). Другой подобный же пример – многолетняя эпопея с созданием комплекса «Москва-Сити», развернувшийся на Краснопресненской набережной, относительно которой есть не только общественные протесты и судебные иски, но и уже начато дело в связи с признаками хищения казенных средств в размере 1 миллиарда рублей (см. «Известия» от 31.03.2004).

[9] Противоположного мнения придерживается «Московский комсомолец». Те, кто сегодня в очередной раз ополчился на столичного мэра, - писал Л. Дмитриев в статье «Лужков надоел всем, кто хочет разграбить Москву», - кто давно и безуспешно рвется к московской собственности, по всей видимости, очень рассчитывали, что результаты декабрьских выборов будут значительно ниже предыдущих и это объективно ослабит позиции Лужкова. Но — не случилось. 75 процентов голосов москвичей — серьезнейший мандат доверия, и нет никаких оснований полагать, что Лужков сдаст этот мандат раньше установленного Конституцией срока. (МК, 2.04.2004). Москвичам, считающим Лужкова и его правление приемлемым, было бы небесполезно знать, что из 215 мировых городов Москва по качеству жизни заняла в 2003 году 159-е место, а по уровню безопасности – и вовсе 184-е. («Коммерсантъ» 16 июня 2003 года).

[10] Пройдя ряд бюрократических «архитектурных советов» при мэре, проект, принадлежащий голландцу Э. Ван Эгераату, был, вроде бы, отклонен Лужковым, распорядившимся «перенести его на другое место». Заместитель мэра И. Орджоникидзе, причастный к скандалу вокруг «Москвы-Сити», тут же предложил выделить участок для строительства в том же районе, но со стороны памятника Петру Первому, о чем Лужков «вроде бы обещал подумать» (МК 12.04.2004).

[11] См. Ян Смирницкий «Столичная архитектура. На съезде обсудили катастрофу». МК 20.04.2004.

[12] «Известия» «Старая Москва не исчезнет,  если…». 12.05.2004. Среди 28 подписантов 16 руководителей организаций культуры, финансируемых из бюджета Москвы, а также сам главный столичный архитектор Кузьмин, чиновник при мэре, чья подпись не только портит нарисованную благостную картину, но и превращает письмо «общественности» и верноподданнический адрес.


Реклама:
-