Н.Б. Жукова

 

Государственная целостность России и национальный вопрос

 

Согласно статье 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из "равноправных субъектов", а входящие в её состав республики /государства/ имеют свою конституцию и законодательство. И по названию, и по внешним атрибутам наша страна является, таким образом, федерацией.

Её отличие от 20 других государств с федеративным устройством состоит в том, что у нас создано, по словам В.Путина, децентрализованное государство. Нигде в мире разные нации в одном государстве не имеют права объединяться по этническим признакам и создавать национально-территориальные "государственные" образования. В триязычной Швейцарии, например, государство состоит из 22 кантонов, представляющих интересы их населения, но не этнических групп. В США, которые считаются "плавильным котлом" переселенцев со всего мира, люди разных национальностей никогда не имели права на статус "субъектов федерации". Отсутствуют национально-территориальные образования в Германии и т.д. Иными словами, во всех государствах мира с федеративным устройством государственный суверенитет является, в отличие от России, целиком и полностью прерогативой Союза в целом, а не кантонов, штатов, "земель" и т.д., независимо от этнической окраски составных частей таких Союзов.

Россия до Октябрьской революции также всегда была унитарным государством и лишь после этого события государственное строительство в ней пошло по пути ленинской модели федерализма. Особенность этой модели состояла в ставке большевиков на национально-территориальные образования в борьбе с т.н. "великорусским шовинизмом" и в соответствии с их идеологией "интернационализма" и "права наций на самоопределение, вплоть до отделения". На деле же борьба с "великорусским шовинизмом" имела целью дробление русской нации при опоре на национальные меньшинства.

Истинный характер молодой советской власти проявился не только в декретах о земле и мире, которые обеспечили ей поддержку населения, но и в беспощадной борьбе с антисемитизмом, с православием, русской интеллигенцией, казачеством и кадровым офицерством. Великий русский философ И.А. Ильин охарактеризовал созданный большевиками "социалистический федерализм" как "антинациональный и противогосударственный", как "единство без Родины" и надругательство "сразу и над федеративной, и над унитарной формой государственности" /И.А. Ильин, Собрание сочинений, т.2, М. 1993 г., стр. 250/.

И.В. Сталин внёс свои коррективы в эту модель федерализма. По оценке А.И.Солженицына, при И. Сталине федерализм стал фикцией, т.к. автономии "почти никакой реальной власти не имели, ибо до мелочей строго обязаны были выполнять директивы ЦК ВКП/б/-КПСС". Партия по своему усмотрению преобразовывала автономные республики в составе РСФР в суверенные республики в составе СССР, передавала исконно русские территории союзным республикам. Так, Крым оказался украинской территорией, Южная Сибирь была передана Казахстану и т.д.

После 1991 года либералы продолжили следование большевистской концепции федерализма в соответствии с пресловутым призывом Б. Ельцина к "национальным элитам России": "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить". В результате носителем суверенитета в Российской Федерации формально стал "её многонациональный народ" /ст.3 Конституции РФ/ без определения сути этого понятия. На деле же к титульным нациям России были отнесены практически все её коренные народы, кроме русского, который оказался не только во внешней, но и во "внутренней эмиграции" в собственной стране. 32 из 89 субъектов РФ имеют статус национальных образований и "республик-государств", в которых проживает всего-то 7% населения. Результат известен: запущенный ещё при М. Горбачёве и продолженный Б. Ельциным механизм дезинтеграционных процессов привёл к трагическим событиям в самих национально-территориальных образованиях и "государствах" /Чечня, Южная и Северная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Карабах и т.д./.

Начатое при В. Путине укрепление "вертикали власти" предполагает укрупнение регионов. И это правильная политика с точки зрения государственных интересов России. Ни в одной стране мира нет такого количества "субъектов", как в РФ: в США, например, их почти в два раза меньше. Российская модель федерации не поддаётся обоснованию ни экономически, ни с точки зрения императива и логики эффективного управления. Среди "субъектов" РФ есть дотационные территории с населением всего несколько десятков тысяч человек. Таймыр и Эвенкия, например, получают субвенции из федерального бюджета на 2 млрд. руб. По оценкам специалистов, их объединение с Красноярским краем и Хакасией дало бы качественный экономический эффект, поскольку все эти "субъекты" взаимосвязаны и экономически, и технологически. Дело доходит до нелепостей: Красноярский край покупает половину необходимой ему электроэнергии у Хакасии по двойной цене лишь по той причине, что это разные "субъекты федерации". В Сибири экономически целесообразным было бы, по мнению специалистов, объединение также Алтая и Алтайского края, Иркутска и Усть-Ордынского автономного округа.

Однако попытки укрепить "вертикаль власти" вряд ли будут успешными без чёткого понимания особого статуса русского народа  как государствообразующего. Без опоры на русскую нацию государственность любого другого коренного народа России не имеет никаких перспектив. Ошибаются или сознательно вводят в заблуждение российскую общественность те политики, которые выдают пробуждение национального самосознания коренных народов России за "русский фашизм". Русофобия, а не мнимый антисемитизм представляют сегодня главную угрозу для российской государственности. И в первые годы советской власти, и во время "семибанкирщины" борьба с мнимым "великорусским шовинизмом" и т.н. "русским фашизмом" лишь подрывала устои российской государственности и подогревала сепаратистские тенденции в т.н. "государственно – территориальных образованиях".

Пора дать чёткое определение и понятию "многонационального народа Российской Федерации", от имени которого провозглашена Конституция РФ. В это понятие логично было бы отнести все коренные народы России, которые не имеют за её пределами собственных государственно-территориальных образований.

Функции любого государства призваны обеспечивать защиту национальных интересов прежде всего его коренных народов. И если государство для всех проживающих в нём народов одно на всех, то и носителем государственного суверенитета может быть только сама Российская Федерация в целом, а не её отдельные составные части. При этом основной национальной идеей России должно быть благополучие и сбережение её коренных народов и, прежде всего русского, который стремительно убывает в численности со скоростью одного миллиона человек в год.

Очевидно, что в укреплении российской государственности не заинтересованы многие не только за рубежом, но и некоторые местные "президент-бабаи" в самой России. Однако их корыстными интересами можно и нужно пренебречь ради выживания и благополучия всего населения нашей страны.

 

Автор - Зам. Председателя Партии

Национального Возрождения

"Народная Воля"

12 января 2004 г.


Реклама:
-