М.Г. Делягин

 

Замена льгот денежными компенсациями

   подготовка социального геноцида

 

 «Социальная реформа: правительство готовит социальный геноцид и коммунальную катастрофу» - пресс-конференцию с таким названием провел 7 июня научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Его взгляды на происходящее таковы:

 

1. Проект Федерального Закона «О реализации мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан» был рассмотрен Правительством Российской Федерации 29 апреля 2004 года и вызвал серьезную критику. После доработки, включавшей увеличение выплат в 2-4 раза при откладывании на год замены деньгами льгот по оплате услуг ЖКХ, законопроект был внесен в Госдуму 28 мая. Изменения в нем - победа всего российского общества, в том числе ветеранов, которые в ответ на путинский призыв «купить себе чего-нибудь вкусненького» за счет издевательски грошовой прибавки стали в знак протеста направлять президенту денежные переводы и продуктовые посылки (как это уже было при разрекламированном повышении пенсий на ничтожные 35 руб.).

В первом чтении законопроект будет рассмотрен 2 июля, затем будет разослан по регионам. Правительство хочет обеспечить его принятие сразу во втором и третьем чтениях в начале августа (второе чтение намечено на 2 августа), для чего Госдума, прервет парламентские каникулы. Серьезной дискуссии этот законопроект не вызовет, из-за безоговорочной поддержки законопроекта «Единой Россией», этим структурным подразделением администрации президента в парламенте.

Объем документа - около 600 страниц, что исключает возможность его тщательного изучения в столь сжатые сроки (на каждое чтение Госдуме отводится столько же времени, сколько у правительства ушло только на учет замечаний, высказанных при его рассмотрении!).

Принятие документа в политический «мертвый сезон» сделает его незаметным и неожиданным для общества, спасет реформаторов от его широкого обсуждения.

Принципиальная установка правительства - принятие законопроекта в трех чтениях до внесения в Госдуму проекта федерального бюджета на 2005 год, что, как можно понять, призвано скрыть от депутатов недостаточность финансирования регионов (надо около 100 млрд.руб.).

 

2. Законопроект предполагает отмену существующих льгот по бесплатному проезду на городском и пригородном железнодорожном транспорте, санаторно-курортному обслуживанию, предоставлению льготных лекарств, пользованию телефоном и выдачу различным категориям населения денежных компенсаций, пропорциональных объему полагающихся им льгот.

 

3. Каждая из отменяемых льгот получила денежную оценку, отличающуюся по регионам. Так, по заявлению министра здравоохранения и социального развития М.Зурабова (которое, учитывая его личность, может оказаться ложным) для Москвы бесплатное получение лекарств «стоит» 500 руб., бесплатный проезд на городском транспорте - тоже 500 руб., бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте - 40 руб. в месяц. Бесплатное пользование санаторно-курортным лечением «оценено» для всей страны в 15 тыс.руб. за раз, а 50%-я льгота по пользованию телефоном (в среднем по России - 55 руб. в месяц) отменяется без какой-либо компенсации.

Льготник, получив компенсационные выплаты, получит возможность выкупить у государства право пользования ранее имевшимися у него льготами. Так, например, если он пользовался бесплатными лекарствами менее чем на 500 руб. в месяц, для него выгоднее платить за них деньгами, сэкономив часть компенсации и увеличив за счет нее свои доходы. Если же он пользовался бесплатными лекарствами более чем на 500 руб. в месяц, то, по мысли реформаторов, он ничего не потеряет, так как, отдав 500 руб. из своей компенсации, сохранит важную для него льготу.

Отдельно стоит вопрос о санаторно-курортном лечении: предполагается, что необходимые для пользования им 15 тыс.руб. бывший льготник сможет «накопить», отказываясь от получения части компенсации и выкупа за ее счет права пользования другими льготами.

Замена на денежные компенсации льгот по ЖКХ отложена на год, зато 50%-я льгота по оплате телефона отменена безвозмездно.

 

4. Простое сопоставление «стоимости» различных льгот с выплатами показывает, что люди, пользовавшиеся льготами в наименьшей степени, могут оказаться в выигрыше, однако те, кто действительно нуждается в льготах и использовали их достаточно широко, проиграют.

Так, в Москве почетные доноры могут сохранить либо бесплатный проезд на городском транспорте, либо бесплатное получение лекарств — но не обе льготы одновременно. Сохранив одну из них, они не смогут воспользоваться даже бесплатным проездом в пригодных электричках.

Наиболее массовая часть льготников - инвалиды II группы - смогут пользоваться одновременно и бесплатным проездом в городском транспорте, и бесплатными лекарствами. Но уже санаторно-курортное лечение, даже при жизненной необходимости, окажется для них недоступным.

В этих условиях поверить заверениям в достаточности выплат (да еще и из уст тех же самых официальных лиц, которые говорили то же самое в отношении предполагавшихся ранее выплат, которые были в 2-4 раза меньше, а распространялись еще и на льготы по коммунальным услугам) может только сумасшедший или профессиональный «обманутый вкладчик».

В сегодняшней России верить Зурабову - то же самое, что верить Чубайсу. Более пострадают те, кто больше пользуется льготами и, соответственно, больше зависит от них. Таким образом, либеральные фундаменталисты наносят удар именно по наиболее социально уязвимой части общества, внезапно снижая их и без того невысокий уровень жизни.

Характерно, что Зурабов категорически требует называть реформу не «отменой льгот» и не «заменой льгот денежными компенсациями», а «изменением форм социальной помощи». Эта формулировка призвана скрыть реальное сокращение масштабов социальной помощи.

 

5. Правительство обещает индексирование выплат льготникам одновременно с индексированием пенсий. Такое индексирование по определению отстает от роста цен, что будет означать для сегодняшних льготников дополнительные потери.

 

6. Если льготник беден, он потратит полученные деньги не на льготировавшиеся прежде услуги, а на то, чтобы, в соответствии с заветом Путина, «купить себе чего-нибудь вкусненького». В соответствии с психологией голодавшего человека, он проест дополнительно выдаваемые деньги или купит одежду, а ездить будет «зайцем».

Когда-то демократы ввели бесплатный проезд пенсионеров в городском транспорте не из жалости, а потому, что у стариков не было денег, и у контролеров не поднималась рука ссаживать их на остановках. Эта ситуация повторится, но, в отличие от контролеров, продавцы лекарств не будут милосердны - и многим старикам не хватит денег на жизненно необходимые лекарства просто потому, что они не такие хорошие финансовые менеджеры, как, например, гражданин Зурабов.

 

7. Потребность в льготе, например, в бесплатных лекарствах, может возникнуть внезапно. Если льготник внезапно заболеет, у него просто не окажется денег на закупку необходимых лекарств, - а на оформление необходимых для покупки права пользоваться бесплатными лекарствами справок у него может не оказаться не только времени, но и сил. Тогда замена льгот выплатами может, как и многие другие либеральные реформы, обернуться простым и обыденным убийством.

 

8. Для выкупа отмененных льгот за деньги надо будет обращаться в собесы. По опыту «информационной блокады» населения, устроенной в ходе пенсионной реформы Пенсионным фондом, возглавлявшимся нынешним министром здравоохранения и социального развития Зурабовым, можно предположить, что большинство пенсионеров так и не узнает о своих правах и возможностях. Даже если правительство специально выделит на их информирование деньги, возглавляемая Зурабовым структура может предпочесть просто «сэкономить» их, как это было прошлый раз (после чего Зурабов получил поощрение - назначение министром).

Если люди все же узнают о возможности сохранения льгот, в собесах возникнут дикие очереди. Ведь большинство придет туда один раз, но зато в одно время, к чему не готовы ни помещения, ни руководители собесов, не имеющие возможности нанять дополнительных сотрудников на «пиковые» месяц-два. (РАО «РЖД», например, ждет дополнительного притока в кассы 13 млн. льготников, пользующихся пригородными электричками, и пребывает от этого в некоторой растерянности, хотя и ведет необходимую подготовку). Очередная затея либеральных фундаменталистов обернется новым надругательством над пенсионерами, ветеранами и инвалидами.

 

9. Право выкупа льгот будет введено только в 2006 году - ранее Минздрав, как было заявлено, не успеет напечатать необходимые для этого выбора извещения. Единственная льгота, которую люди смогут при желании сохранить, связана с проездом пригородными электричками (они смогут купить льготный проездной за 40 руб. в месяц). Если вспомнить рассылку пенсионных извещений, прозванных народом по аналогии с распространенным почтовым мошенничеством периода «застоя» «письмами счастья», сроки которой срывались неоднократно, возникают сомнения, сможет ли ведомство Зурабова подготовить соответствующие извещения и в 2006 году.

Однако наиболее негативные последствия этого наступят в 2005 году из-за заведомой недостаточности денежных компенсаций для тех, кто в наибольшей степени зависит от льгот.

По оценкам властей Москвы, расходы на одного льготника - 3800 руб. в месяц, что выше даже максимального уровня выплат, предполагаемого правительством. Да, сегодня эти средства используются неэффективно, - однако введение платы за доступ к льготам, предполагаемое правительством, и не предусматривает усилий по повышению эффективности использования льгот.

По оценкам О.Дмитриевой (депутат Госдумы, ранее министр социальной защиты) инвалид войны в Санкт-Петербурге получает льгот на 1000-4800 руб. в месяц, а правительство «компенсирует» их 2000 руб.. Дети-инвалиды получают льготных услуг на 1160-4660 руб., а выплачивать им будут по 1000 руб. в месяц - «ниже нижнего» уровня - просто потому, что они наиболее бесправны и в принципе не способны отстаивать свои права (в отличие, например, от тех же ветеранов).

По мнению О.Дмитриевой, «компенсация идет по нижней границе от стоимости услуг, и поэтому от одной трети до половины льготники потеряют».

 

10. Сама идея замены льгот деньгами несправедлива в принципе. Ведь разные люди, даже относящиеся к одной социальной группе и живущие в соседних квартирах, испытывают разные потребности в льготах: кто-то ездит на троллейбусе, кто-то нет, кто-то пользуется лекарствами, а кто-то нет. При выдаче им одинаковых компенсаций, даже достаточных «в среднем», кто-то получит больше, а кому-то будет остро не хватать денег на жизненно необходимое - и ему отнюдь не будет легче от того, что у соседа появились дополнительные доходы.

Ведь социальные льготы - принципиально нерыночный механизм, исходящий из потребностей, а не спроса, и применение к нему стандартных рыночных процедур не имеет оправдания.

 

11. Вопрос о выплатах ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным «сброшен» реформаторами на региональный уровень. Эти три категории льготников объединяют 11,8 млн.чел. - 46,5% от 25,4 млн., затрагиваемых реформой.

Регионы могут устанавливать им меры социальной поддержки по своему усмотрению, либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньгами. Руководители Москвы и Новосибирской области, например, уже заявили о сохранении натуральных льгот.

В силу различной бюджетной обеспеченности различных регионов уровень обеспеченности льготников в них будет резко различен. Всякая попытка обеспечить одинаковый уровень льгот (а сегодня на губернаторов оказывают сильное давление в целях принуждения их к замене льгот выплатами) в условиях, когда подготавливаемый Минфином проект бюджета на 2005 год не содержит соответствующего увеличения финансовой помощи регионам (их расходы должны вырасти примерно на 100 млрд.руб.), приведет к острой нехватке денег в бюджетах последних.

Покрытие этой нехватки будет, как в ходе предвыборного повышения зарплат бюджетникам в 2002 году (когда вице-премьер Матвиенко заявила, что дело центра - повысить зарплаты, а искать средства для этого должны губернаторы), идти за счет единственного резерва бюджетов дотационных регионов - расходов на ЖКХ и подготовку к зиме. Это вызовет коммунальную катастрофу, как это было зимой 2002-2003 годов, когда из-за вынужденной переориентации средств с ЖКХ на зарплату (что потом признало даже правительство) число людей, оставшихся без тепла или света более чем на сутки, выросло более чем в 20 раз - со 116 тыс. до свыше 2,1 млн.

Планируемый с начала 2005 года перевод исполнения бюджетов регионов в Федеральное Казначейство лишит их доходов от размещения средств в банках, не позволит использовать остатки средств на счетах бюджета в качестве инструмента развития, создаст новые проблемы, характерных для Федерального Казначейства (неравномерное финансирование, принудительное ограничение доступа к имеющимся средствам в форме усложнения документооборота и т.д.).

 

12. Характерно, что при сохранении льгот в регионах возможно получение и денег, и льгот. Так, инвалид II группы - москвич, являющийся одновременно ветераном труда, может как инвалид получать 1000 руб. в месяц, а как ветеран труда — пользоваться сохраняемыми льготами.

Чтобы этого не произошло, планируется «перепись» всех льготников - «внесение в реестр». Она может обернуться новыми чудовищными очередями в собесах, но главное - многим придется «вслепую», заведомо не имея необходимой информации, выбирать между категориями, финансируемыми регионом и центром. В экономически сильных регионах финансово разумное поведение может оказаться неприемлемым с моральной точки зрения. Так, ветерану войны - москвичу может оказаться выгоднее отказаться от своего ветеранства и записаться как «ветеран труда», так как московская социальная политика при всех своих недостатках всегда будет человечнее федеральной.

Так либеральные фундаменталисты поздравляют ветеранов войны с 60-летием Победы.

 

13. В чем же смысл очередной реформаторской вакханалии? Какие цели она преследует?

Прежде всего, ни о каком повышении уровня жизни нет и речи - даже в пояснительной записке к законопроекту и бесконечных сеансах психотерапии на телевидении реформаторы утверждают, что замена льгот деньгами устранит несправедливость: имея право на одинаковый набор льгот, люди в разных регионах получают их в разных объемах.

На деле правительство плодит социальную несправедливость в значительно больших масштабах. Ведь решение вопроса о льготах 11,8 млн. чел. «сброшено» на региональных уровень и будет зависеть от финансового состояния регионов (большинство которых живут на дотации федерального центра). При неминуемой нехватке денег в региональных бюджетах эти люди лишатся даже прав на льготы, которые имели раньше, даже надежды когда-нибудь их получить, даже призрачной возможности отстоять в суде свои права.

Сначала отобрав у людей достойную жизнь, теперь реформаторы отбирают и право на нее.

 

14. Реальная цель реформы - повышение эффективности системы социальной защиты, но не для людей, а для бюджета. Порождающая чудовищные злоупотребления (например, при распределении бесплатных лекарств) система распределения льгот остается практически без изменений, а вот бюджет существенно сокращает свои расходы и, что особенно важно, обязательства.

Обязательства бюджета перед льготниками - более 2 трлн.руб. в год; реальные расходы не превышают 500 млрд.руб.. После замены натуральных льгот денежными выплатами расходы федерального бюджета составят 171 млрд.руб., региональных - около 100 млрд.руб.. Таким образом, реальные расходы на социальную помощь льготникам сократятся в 1,85 раза - на 229 млрд.руб., а федерального - еще больше (так как часть его расходов перебрасывается на регионы).

Это не вызвано нехваткой средств: неиспользуемые остатки только федерального бюджета (включая так называемый Стабилизационный фонд) превышают эквивалент 13 млрд.долл..

Либеральные фундаменталисты по-прежнему подчиняют все усилия одной-единственной цели: максимально урезать расходы бюджета, чтобы свести к минимуму его потребность в деньгах и ослабить налоговое давление на бизнес. Формально работая на государство, то есть призванные служить обществу в целом, они считают себя обязанными выражать интересы только бизнеса, той части общества, которая зарабатывает деньги, - и, возможно, готова делиться с ними.

При этом бизнес, даже получая больше денег, в условиях незащищенности собственности все равно не модернизирует производство. В результате средства, сэкономленные на пенсионерах, идут не на инвестиции, а в лучшем случае на увеличение потребления и без того головокружительно богатых бизнесменов. В худшем же случае эти средства изымаются у бизнесменов коррумпированными чиновниками либо «силовыми олигархами» и идут уже на их потребление.

 

15. Характерно, что либеральные фундаменталисты меняют на денежные выплаты только льготы социально и политически незащищенных социальных групп (исключение – предложение отменить бесплатный проезд в городском транспорте депутатов, сенаторов и их помощников). Никто не рассматривает стоимость социального пакета чиновника или депутата, который по сути является той же льготой. Сегодня Зурабов категорически отрицает сам факт наличия льгот у госчиновников, создавая тем самым заведомо ложное впечатление отсутствия у них соцпакета как такового.

 

16. Замена льгот выплатами имеет и политическое значение. Либеральные фундаменталисты стараются сконцентрировать массовое недовольство на своих противниках, отвечающих за экономическую политику - Фрадкове и Жукове, чтобы добиться их замены на своих представителей - вероятно, Кудрина и Грефа.

 

17. Чувствуя изложенное, россияне выступают против реформы. По опросам «РОМИР-мониторинг», лишь 16% одобряют замену льгот на выплаты, и еще 20% готовы согласиться с этим при определенных условиях. Категорически против реформы 38% россиян, 21% «скорее не одобряет» ее, а 5% затруднились с ответом.

Люди отрицают реформу, несмотря на неэффективность существующей системы льгот: 44% имеет право на получение различных видов помощи от государства, но не всегда могут его реализовать: 52% назвали получение положенных льгот «сложным» или «очень сложным».

 

18. Реформаторы не могут не отдавать себе отчет в том, что резкое сокращение масштабов социальной поддержки наиболее зависимой от нее части общества приведет к ее ускоренному вымиранию. Возможно, подлинной целью реформы является именно форсированное вымирание основных потребителей социальной помощи с соответствующей «разгрузкой» пенсионной и социальной систем.

Таким образом, подготовка замены льгот на выплаты может рассматриваться как подготовка социального геноцида.

Геноцид - преступление против человечества, не имеющее срока давности. Когда в России будет создано честное, ответственное перед народом государство, все лица, причастные к подготовке нынешней социальной реформы, понесут за это ответственность на новом судебном процессе, аналогичном Нюрнбергском, как за причастность к подготовке преступления против человечества.

Чтобы они хоть иногда задумывались о том, что творят, им следует почаще напоминать об этом.

 

Размеры денежных выплат льготникам

 

Наименование категорий

 

Численность

(человек)*

Размер

выплат,

руб./мес.

Расходы* федеральн. бюджета (млрд.руб)

Инвалиды войны

966790

2000

23,2

Участники Великой Отечественной войны

99998

1500

1,8

Ветераны боевых действий

147289

1100

1,9

Проходившие военную службу не в действующей

армии, с 22 июня 1941 по 3 сентября 1945 года

не менее 6 мес.

90783

600

0,7

Жители блокадного Ленинграда

252000

1100

3,3

Работавшие во время войны на объектах ПВО

19234

600

0,1

Проработавшие в тылу с 22 июня 1941 по 9 мая 1945года

952 9246

Устанавливаются

регионами

Устанавливаются

регионами

Члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и боевых действий

181332

600

1,3

Ветераны труда

9 361426

Устанавливаются регионами

Устанавливаются регионами

Герои СССР, РФ, Соцтруда, кавалеры ордена Славы

4240

3500

0,2

Инвалиды I группы

1 099044

1400

18,5

Инвалиды II группы

6810047

1000

81,7

Инвалиды III группы

1 000556

800

19,2

Дети-инвалиды

641915

1000

7,7

Необоснованно репрессированные по политич. мотивам

1 802898

Устанавливаются регионами

Устанавливаются регионами

Облученные вследствие Чернобыльской катастрофы

1 379855

1700

8,1

Почетные доноры России

577639

500

3,5

*Численность категорий, а также объем расходов федерального бюджета могут быть уточнены в результате выверки пересекающихся категорий.

Источник: Правительство РФ

 

Автор - научный руководитель Института проблем глобализации,

председатель Программного комитета партии «Родина», д. э. н.

 

МиК 7.06.04

 


Реклама:
-