С.Ю. Глазьев

 

У Правительства нет стратегия,

ориентированной на защиту населения

 

Я уверен в том, что текущие инициативы правительства по отмене социальных льгот не содержат решения коренных социальных проблем страны. Напротив, провоцируя хаос административных преобразований в системе соцобеспечения, нарушая сложившиеся стереотипы поведения большинства населения в сферах, затрагиваемых льготами (проживание, проезд, образование, лечение и т.п.), эти инициативы неизбежно обернутся резким снижением и без того мизерной социальной поддержки. Хочу ответить, что акцент на «оптимизации» бюджетных расходов на основные отрасли социальной сферы - здравоохранение, образование, культуру - делается в то время, когда их плачевное состояние требует существенного роста государственного финансирования «человеческого капитала» страны.

Кроме того, совсем не рассматривается узловая проблема социальной сферы – задача повышения заработной платы, от решения которой зависит, в конечном счете, судьба всех других социальных проблем.

Для неотложного решения социальных проблем необходима стратегия, направленная на создание трехуровневой конструкции, ориентированной на защиту населения, которой у правительства нет. Первый уровень - это комплекс базовых социальных гарантий, которые государство обеспечивает всем членам общества на минимально приемлемом уровне для создания равных стартовых возможностей. Определенная область социальной жизни остается вне рамок страховых рисков. С одной стороны, это касается социально уязвимых групп населения, а с другой - затрагивает социально значимые сферы жизнедеятельности общества.

Так, в рамках пенсионного обеспечения речь идет о социальных пенсиях и пенсиях для инвалидов детства. Здравоохранение в обязательном порядке включает лечение социально опасных заболеваний, проведение профилактических мер и предупредительных действий по охране здоровья па государственном уровне. Масштабы бесплатного образования определяются также в формате минимальных социальных гарантий, уровень которых зависит от значимости конкретных видов интеллектуального потенциала. Все расходы по обеспечению минимальных гарантий должны финансироваться из государственного бюджета за счет налоговых платежей.

Второй уровень общей конструкции социального обеспечения – это всеобъемлющая обязательная программа государственного страхования от социальных рисков: потеря работы, болезнь, старость, утрата кормильца, которая также у нынешнего кабинета отсутствует. В современных условиях чрезвычайно низкого уровня и высокой дифференциации доходов населения решающее значение имеет реализация принципа солидарности, с помощью которого перераспределяются поступления от некоторых «финансирующих» подгрупп общества в пользу «получающих» подгрупп. Главный источник финансирования в этом сегменте - фонды обязательного страхования, формирующиеся на базе страховых платежей работодателя и работника.

Третий уровень системы - это разнообразные конструкции, гарантирующие свободу реализации интересов тем гражданам, кто в силу своей материальной обеспеченности нуждается лишь в этой свободе, а также защите ее от криминальных посягательств и бюрократии. Очевидно, что сюда входят, прежде всего, социальные услуги, предоставляемые на началах платности, а также негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное страхование всех видов. Очень важны при этом четкие механизмы сочетания платности и бесплатности в сфере здравоохранения, на всех ступенях образования, обеспечения жильем и коммунальными услугами.

Главное условие социальных реформ - их системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики. Нельзя реформировать пенсионную систему, принципы защиты от безработицы, проводить жилищно-коммунальную реформу, не меняя прожиточного минимума и оставляя неизменным положение с оплатой труда.  Реформирование отраслей социальной сферы необходимо проводить с позиции не освобождения Минфина от социально-чувствительных функций, а решения задач, обозначенных, в частности, в президентском Послании: улучшения здоровья детей и молодежи, сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и т.п. Имеющаяся система социальных индикаторов позволяет осуществлять эти меры с весьма удовлетворительной эффективностью.

Формирование комплексной социальной политики предполагает не только четкое определение роли государства в этом, федерального и регионального уровней, но и воссоздание негосударственных институтов социальной поддержки – деловых и общественных организаций. Об этом же речи в правительственных инициативах вообще не идет.

Ключевой вопрос социальной политики – ресурсное обеспечение. Однако стремление сократить расходы по социальным статьям находится в явном противоречии с планируемым профицитом бюджета, ростом стабилизационного фонда, золотовалютных резервов. Аргументы правительства по поводу риска наступления «черного дня» игнорируют то обстоятельство, что этот день уже давно наступил.

Что может быть «чернее» для страны, если значительная часть ее населения превращена в нищих и бедных, больных и угнетенных?

 

Автор депутат Государственной Думы,

 член фракции «Родина»,

лидер Общероссийской общественной организации

"За достойную жизнь!"

МиК 3.06.2004

 


Реклама:
-