О.В. Шеин

депутат Госдумы, фракция «Родина»

 

Острые проблемы социальной политики

 

1. Что нас не устраивает в Новом жилищном кодексе,

подготовленном Правительством?

 

В прошлом году Правительство потерпело позорное поражение, не сумев отменить льготы ветеранам труда. Хотя осада государственной Думы длилась более восьми месяцев, подвергаемые жесткой критике избирателей, парламентарии в преддверии выборов не рискнули поднять плату за ЖКХ для пенсионеров вдвое. Теперь выборы закончились и наступила пора реванша. В качестве подкрепления в помощь "Единой России" прибыл осколок былого могущества правых сил, Крашенинников П.В. Павел Владимирович сообщил, что просто должен вступить в правящую партию, в противном случае ну никак не сможет влиять на жизнь в стране. И вот, в качестве орудия влияния, новый председатель Комитета по законодательству выковал проект нового Жилищного Кодекса. Избиратели рабочего города Магнитогорска, давшие ему путевку в Думу, вскоре, похоже, оценят, какую услугу они оказали самим себе и стране в принципе. Поскольку проект ЖК, разработанный Крашенинниковым П.В., судя по всему, станет официальным проектом партии "Единая Россия".

Прекращение приватизации жилья

Первым делом отменяется право дальнейшей приватизации жилья. Кто не успел - тот опоздал. В Жилищном Кодексе более нет ни слова о возможности гражданам приватизировать квартиру. Это право просто исчезает. Причем без всякого переходного периода, а, что называется, с момента вступления ЖК в силу. Вслед за этим Крашенинников П.В. разобрался и с жилищными очередями. Именно на них жаловались многие люди. Теперь жалоб не будет. Поскольку не будет очередей.

Жилье не в собственность - а в найм

Льготные очереди на получение жилья в ЖК не упоминаются вообще. И, более того, жилье, которое предназначено для нуждающихся, уже не может перейти к ним в собственность. В соответствии со ст. 2 проекта государство предоставляет жилье лишь по договорам найма. Каким образом будут перекраиваться очереди и из обычной, а также множества льготных, сбиваться общая - автор не стал даже и думать. Те, кто ухудшил свои жилищные условия, скажем, в результате раздела квартиры, или получения маленькой квартиры после сноса своего дома, вправе встать на очередь лишь через пять лет после такого события (ст. 54). А вне очереди жилье могут получить только "малоимущие". Слово это мы берем в кавычки, поскольку не знаем, что под ним имеется в виду. Определять, кто такие малоимущие, федеральная власть щедро доверяет местной. Но и к "малоимущим" предъявлены свои требования:

они не должны быть собственниками жилья;

их дома должны быть аварийными, разрушенными в результате стихии, или другой чрезвычайной ситуации, и не подлежащими ремонту (ст. 57).

Что такое "социальный найм"?

Человек, все-таки прошедший сквозь все рогатки и получивший в найм квартиру, а также человек, не рискнувший квартиру приватизировать, сумеет сполна оценить государственную заботу о нем на следующем примере: "наймодатель может запретить вселение граждан в качестве постоянно проживающих совместно с нанимателем при несоблюдении условий о норме площади жилого помещения" (ст. 70). Проще говоря, домовладелец, а в муниципальном фонде - чиновник, вправе запретить вам, жители неприватизированных квартир, вселять к себе родителей, супругов и других членов семьи. Ворота для коррупции открываются шире некуда.

Маневренный фонд

Что до маневренного фонда (ст. 106), то он предназначен исключительно для тех, кто:

- потерял жилье, не сумев выплатить долги банку по ипотеке;

- ждет завершения капитального ремонта дома;

- утратил жилье, поскольку оно стало непригодным для проживания из-за чрезвычайных обстоятельств.

Все! Если человек беженец, лишился жилья по вине мошенников, ушел из дома из-за семейного насилия, был выселен наймодателем и т.п. - государство Российское прямо запрещает дать ему шесть квадратов в общежитии, и выкидывает на улицу. В нашем, далеком от тропического, климате.

Кафе под квартирой

В соответствии со ст. 17 допускается использование жилых помещений для осуществления предпринимательской деятельности, "если это не нарушает права и законные интересы других граждан". Поскольку "законные интересы" никак не расшифрованы, и понять, что это такое, нельзя, такая запись представлять прекрасное основание для чиновников снимать "административную ренту". Что же касается до перевода помещений в нежилые, то здесь согласие жильцов не требуется в принципе (ст. 23). Причем помещение может быть и на втором, и на третьем этаже. Если в дом вселился новый русский, купив сразу несколько квартир, и желает снести перегородки между ними, это тоже разрешено (ст. 46). Причем без всяких ссылок на строительную экспертизу.

Выселение. Ветхий фонд.

Оснований потерять жилье по новому ЖК будет, как говорится, выше крыши. Так, по ст. 31 в случае прекращения семейных отношений (развод и т.п.) право пользования остается только за собственником квартиры. Остальных членов семьи он спокойно может выставить на улицу. Суду предоставляется право оттянуть этот момент не более чем на год. При этом автор проекта предлагает гражданам заключать друг с другом "соглашения". То есть, договора между детьми и родителями, женами и мужьями, о том, что в случае возникновения ненависти друг к другу, они друг друга не будут выселять на улицу. Вы способны представить себе такой договор с собственной женой или мужем? Интересно, сколько депутатов фракции "Единая Россия" заключили такие договора.

Еще интереснее написан раздел об изъятии земельных участков "под государственные и муниципальные нужды". Происходит это изъятие так. Допустим, Вы живете в доме в центре города, и земля под этим центром города стала очень интересна какому-то местному олигарху. Скажем, для строительства "торгового центра". По "просьбам трудящихся". Согласно современному законодательству вас могут отселить, при этом предоставив благоустроенную квартиру не меньшей площади в многоэтажном доме. Правда, в любой части города. В ст. 32 предлагается совсем иное: местная власть вправе ваш дом снести, а вам никакую квартиру не давать, предоставив "выкупную цену". "Выкупная цена" определяется исходя из рыночной стоимости сносимого жилья и туманных выплат "упущенной выгоды", а также "убытков, понесенных в связи с изменением места жительства". Никакой квартиры взамен дано не будет.

Хуже обстоит дело, если дом, в котором вы владеете квартирой, ветхий. В той же ст. 32 проекта написано дословно следующее: "признание многоквартирного дома аварийным является основанием для предъявления требования к собственникам квартир указанного дома о его сносе в разумный срок". То есть, вам предложат еще и снести за свой счет здание, в котором вы живете. Если вы этого не сделаете сами, дом снесет власть, взамен выдав "выкупную цену" исходя из "рыночной стоимости" вашего аварийного дома. Как вы считаете, такой дом на рынке вообще чего-нибудь будет стоить?

Правда, если ваша квартира в аварийном доме неприватизирована, власть становится более щедрой. И обещает другое "благоустроенное жилое помещение". Но именно помещение, а вовсе не квартиру (ст. 89). То есть, например, комнату в общежитии семейного типа. Исходя из площади шесть квадратных метров на человека (ст. 101). Представляете, целых шесть! Сумасшедшая площадь. Логичнее было предположить, что "Единая Россия" предложит установить норму в два квадрата. На ближайшем кладбище. Так было бы проще и практичнее. Впрочем, проект еще дорабатывается.

Кстати, "благоустройство" понимается Крашенинниковым П.В. и его коллегами весьма своеобразно. Дословно фраза звучит так: "помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта". Получается так, что в каждом городе и поселке могут быть свои понятия о благоустройстве. В деревне, скажем, под благоустроенное жилье можно подвести землянку, освещенную пятидесяти ваттной лампочкой.

Юридические инсинуации

Насколько "могуче" составлен Кодекс, видно из следующей фразы: "если наниматель и члены его семьи занимали отдельную квартиру или более одной комнаты, наниматель вправе требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат" (ст. 89). Вправе требовать! Ну и ну. Такое вот теперь у нас в стране представление о правах граждан.

Выселение должников и жителей общежитий

Разумеется, предполагается и выселение из неприватизированных квартир. Оно осуществляется в случаях:

- шестимесячной задолженности по плате за жилье и коммунальные услуги (сейчас только при долгах за жилье);

- систематическом нарушении прав соседей, а также разрушении или порчи жилого помещения (ст. 83).

Должников по ЖКХ намечено переселить в общежития (ст. 90), а разрушителей и дебоширов - на улицу (ст. 91). Жильцам общежитий также не повезет. Их могут выселить за долги по ЖКХ, видимо, в еще худшие общежития. А еще их могут выселить в случае прекращения трудовых отношений с организацией-собственником общежития. Увольнение по сокращению штатов, банкротство предприятия, долги по зарплате, ничтожные оклады в 600 рублей аргументом сохранить крышу над головой уже не является. Более того, если общежитие продается новому собственнику, или переходит к муниципалитету, всех жильцов выселяют "без предоставления другого жилого помещения" (ст. 102, 105). Исключение предоставляется только для семей военнослужащих, пенсионеров, и инвалидов, получивших увечья на данном предприятии (ст. 98). Видимо, автор устал искать поводы лишить людей жилья. Автор решил передохнуть и придумать что-нибудь новое в каком-нибудь другом законе. Поэтому список оснований оказаться на улице, приведенный нами выше, не является исчерпывающим. Согласно ст. 3 выселение возможно еще и "по основаниям, предусмотренным другими федеральными законами", а в ст. 35 еще и "по договорам".

Страхование жилья

Ст. 21 провозглашает идею страхования жилых помещений. Чтобы никого не обидеть, но вселить надежду в сердца страховщиков, еще не успевших переварить автогражданку Крашенинников П.В. пишет: "в целях защиты жилищных прав (еще бы! Все по просьбам трудящихся!) может осуществляться страхование жилых помещений в установленном законодательством Российской Федерации порядке".

Излишки жилплощади вырастут

Теперь что касается коммунальных платежей. Меняется социальный норматив жилплощади. На одного человека он составит 15 кв. метров (ст. 50). То есть, резко вырастут т.н. "излишки" жилплощади. Напомним, что сейчас на одинокого человека социальный норматив составляет 33 кв. метра, на семью из двух человек - 42 кв. м., на семью из трех и более человек- по 18 кв. м. на каждого. Таким образом, "излишки" вырастут у всех, а особенно у одиноких людей. Ну и плата, за излишки, конечно. И число выселенных людей, которые будут не в состоянии эти излишки оплатить.

Причем жильцы неприватизированных квартир не смогут даже провести перерасчет за неоказанные коммунальщиками услуги. Скажем, за неотремонтированную кровлю или отсутствие тепла зимой. Они вправе лишь "потребовать уменьшения платы" (ст. 66). Каждый человек в стране знает универсальный адрес, по которому его направят с этими "требованиями". В плату за жилищные услуги вновь включен капитальный ремонт (ст. 154). Для неприватизированных квартир, наряду с платой за содержание дома, вводится еще и плата за найм. То есть, чистый доход собственника (ст. 154).

Учитывая, что Зурабов М.Ю. предлагает отменить льготы по ЖКХ участникам войны, труженикам тыла, ветеранам вооруженных сил, ветеранам труда и инвалидам, и уже написал на эту тему отдельный проект федерального закона, картина становится целостной и завершенной.

Если бы не опыт предыдущих пятнадцати лет рыночных реформ, продемонстрировавший полную неспособность большинства граждан России к солидарности и защите своих прав, я бы написал, что власть готовит социальную революцию.[1]

 

Сайт блока «Родина» 4.06.2004

 

 

2. Министерство социального развития – это бульдозер,

который прошелся по 157 законам Российской Федерации

 

Всероссийская акция протеста профсоюзов проходила 10 июня в 63 субъектах Российской Федерации. Ее главный лозунг - "Нет наступлению на социальные права и интересы трудящихся и населения". Трудящихся этих, как заявляет организатор акции - Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР), 30 млн. человек – их интересы готова отстаивать ФНПР и примкнувшие к ней Всероссийская конфедерация труда, Федерация профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России, Российский координационный комитет профсоюзных организаций и общественных объединений отраслевой, вузовской, академической науки и государственных научных центров, Конгресс российских профсоюзов и т.д.

Однако опрос, проведенный в преддверии акции социологами ВЦИОМ, показал, что граждане, оказывается, профсоюзам совсем не верят (к помощи профсоюзов при защите своих нарушенных трудовых прав прибегли лишь 5% работников!). Другой опрос – социологов Аналитического центра Ю.Левады, показал, что за свои права готовы в той или иной форме бороться 20% россиян, остальные – не готовы. То есть, расчет на свои собственные силы у людей вчетверо больше, чем на профсоюзы!

Чего же можно ждать от таких защитников – спросил МиК у члена думского комитета по социальной политике, Олега Шеина:

- Начнем с того, что акция акции рознь и вот эти походы ФНПР на улицу, они уже давно не воспринимаются как что-то более или менее серьезное. Более того, если мы посмотрим акценты, которые расставляет хоть московская федерация профсоюзов, хоть Шмаков в целом на 10 июня, то мы увидим, что вещей, которые бы заставили людей проникнуться к этим идеям, не существует. То есть, акция проводится практически для галочки. Главный лозунг - пустите нас в трехстороннюю комиссию. Это первый лозунг. Второй – оставьте норму трудового кодекса, по которому зарплата когда-нибудь, неизвестно когда, будет не ниже прожиточного минимума, и третий – дайте право выбора между денежной компенсацией и льготами.

На самом деле все эти моменты и близко не имеют ничего общего, во- первых, с тем, что рассматривается в Думе. А во-вторых, они достаточно абстрактны и большая часть людей поэтому остается к этому безразлична. Мы же предлагаем на 2 июля совершенно другие вещи рассматривать.

Кстати, на сегодняшней акции проблемы жилищного кодекса не озвучиваются Шмаковым, потому что их же партнеры в парламенте – Исаевы всякие и т.д. – этот жилищный кодекс с выселением, в том числе, добросовестных плательщиков, будут принимать.

2 же июля вопрос стоит не вот в этих мелочах – льготы меняют на компенсации, а заключается в том, что у большой части льготников, у 27 млн. человек, льготы ликвидируют без всяких компенсаций, просто так. Это ветераны труда, труженики тыла, репрессированные, сельские учителя, врачи, почетные доноры.

Второе – ликвидируются гарантии в области заработной платы бюджетникам. То есть, размер зарплаты будет теперь устанавливать местная власть. Применительно к Домодедово это администрация города Домодедово, применительно к любому селу – это администрация в лучшем случае районного совета, а может быть, даже и сельсовета. То есть, учитывая дырявый бюджет сельской местности во всех без исключения регионах, там у них просто все закроется в течение года. Львиная доля школ и я думаю, что подавляющее число больниц. В городах это уцелеет, но тоже будет не везде хорошо, поскольку одно дело, когда сам размер зарплаты гарантирован федеральным законом и в случае если нет местных денег, региональная власть может выйти на Минфин, на президента и попросить, чтобы им по трансфертам кинули дополнительно денег из-за беспросветной ситуации, предоставив в качестве иллюстрации мизерные налоговые сборы. А другое дело – когда им скажут: вон отсюда, это чисто ваши проблемы, как хотите их, так и решайте. Это не федеральный мандат. Мы как федерация установили зарплату 2000 рублей учителям 12 разряда. Если вы не можете платить эти 2000 рублей, и у вас задержки пошли, платите не 2000, а 1700. То есть, вот это как бы предсказуемые вещи.

Я не говорю уже о том, что совершенно цинично ликвидировать 70-ти рублевые детские пособия. Их попросту ликвидируют. Также ликвидируются северные надбавки, то есть заработанные на северах дополнительные деньги, они ничего получать не будут. Ликвидируют льготы репрессированным, также ликвидируется закон о малочисленных северных народах и прочее. Ликвидируется детское питание в школы. То есть, министерство социального развития – это бульдозер, который прошелся по 157 законам Российской Федерации, вытравливая из них серной кислотой то, что хотя бы отдаленно напоминает какие-то социальные веши. Вот я думаю, что если бы общество понимало, что речь идет об этом – что с нового года у всех ветеранов труда, ну кроме Москвы, может быть, и других богатых городов, в два раза поднимутся коммунальные тарифы. Понимали бы люди на селе, что у них закроются к чертовой матери система детских пособий, где они считают каждую копейку, а учителя и врачи понимали бы, что их заработная плата может быть уменьшена, а отнюдь не увеличена, я думаю, что была бы совершенно другая реакция.

 

- А почему люди не понимают этого? Вот Левада-центр провел опрос – 20% готовы бороться за свои права, а остальные не готовы.

 

Ну, во-первых, никогда больше и не было готово. Даже когда были революционные события 1917 года или любая другая эпоха. Это всегда охватывало наиболее активные 10% населения. Остальные смотрели  на это, симпатизировали или, наоборот, антипатию это у них вызывало. Но никогда большинство общества свои интересы в России не отстаивало. На Западе - да. Там другой коленкор, вон в Италии при попытке сменить нормы трудового законодательства при населении в 50 млн. на улицы вышли 18 млн.! У нас не Италия в этом смысле, а также не Франция и не Бразилия. Но даже эти 20% населения – это немало, вот представьте себе, что завтра на улицы выйдут в Москве 2 млн. человек. Такого же никогда не было.

А помните Воронеж, когда всех потрясло, что на улицы вышли 20 тыс. человек? А в Воронеже 500 тыс. проживает, кстати, то есть вышли 4% населения. Но, как я думаю, на самом деле даже эти 20% не могут мобилизоваться, так как не знают, что происходит. Потому что все, что делает правительство, называется блицкриг. Вот сейчас жилищный кодекс рассматривают, сегодня Госдума за него голосует. Согласно этому законопроекту, выселяют добросовестных налогоплательщиков, увеличивают излишки жилплощади и ликвидируют льготные очереди, то есть, участники войны и инвалиды могут просто забыть о льготных очередях на жилье, потому что их не будет. Своеобразный подарок к 60-тию Победы!

Если бы люди об этом знали, то реакция в обществе была бы более высокая. Мы пытаемся до общества довести информацию, сейчас газету сделали тиражом 200 тыс., но это вопрос не только нашей сети, но и финансов в том числе. Эти 200 тыс. стоили нам 4 тыс. долларов. Но 4 тыс. я нашел, а 40 уже не могу. Поэтому и 2-х млн. тираж мы не может обеспечить. А чтобы до общества донести информацию, нужно гораздо больше возможностей. Вот какие проблемы у нас есть.

 

- То есть, основным инструментом здесь как бы являются СМИ?

 

Да. То есть у вас на самом деле в этом смысле ключевая роль, так как в этой Думе, как вы прекрасно понимаете, я сделать ничего не могу. И все, что я могу, это довести эту информацию до вас.

 

МиК 10.06.2004

 

3. Вы представляете ситуацию, чтобы Бородин или Семигин

пошли по дворам и стали общаться с народом?

 

То, что сегодня творится вокруг патриотической идеи – образуются новые коалиции, кто-то куда-то вступает, например Бородин присоединяется к Семигину, – это совершенно неинтересно. Это московские тусовки. Люди придумывают проблематику, которая, как они считают, может поднять народ. Результат мы видели – 0,3% за блок Бородина, что не соответствует тем бешеным деньгам, которые в этот проект были вкачены.

На самом деле здесь меня совершенно другие вопросы интересуют. Ни Бородин, ни его партнеры не способны осмыслить ситуацию, так как они живут не так, как живут простые люди. Для них что 15 кв. метров социальной площади, что 18 – это одно и то же. И понять ситуацию они не могут, так как у них нет прямого контакта с людьми. Вы представляете ситуацию, чтобы Бородин или Семигин пошли по дворам и стали общаться с народом? Или зашли на заседание какого-то суда по коммунальным тарифам? Либо поучаствовали в переговорах по забастовке? Это не их жизнь. Эти люди находятся просто на политической обочине и не отслеживают реальной жизни. Это патриотизм для избранных. И попытки манипуляции общественным мнением точно такие же, какие делает наше правительство.

В этой связи хочу отметить того, кто за этим стоит - Владислав Юрьевич Сурков, умнейший человек, конечно. То есть, технолог талантливейший. И то, что он делает, причем мы с ним находимся на разных сторонах баррикад, вызывает уважение к его профессионализму. Как он построил всю систему в стране, раздавил парламентскую оппозицию, как ему удается манипулировать общественным мнением, в том числе и на патриотическом фланге. И через него это умение переходит ко всяким Зурабовым и т.д. А эти патриоты что? Они сами ни на что не способны.

 

МиК 15.06.2004



[1] Госдума 10 июня 2004 года, как и предполагалось, приняла в первом чтении проект Жилищного кодекса: головами 337 депутатов при 10 против. Документ состоит из 164 статей, 8 разделов и 14 глав. Фракция "Родина" в полном составе покинула зал пленарных заседаний Госдумы, протестуя против обсуждения проекта Жилищного кодекса РФ. Законопроект, подготовленный "Единой Россией", фракция определила как "антисоциальный и коррупционный документ". Член фракции, заместитель председателя Комитета ГД по труду и социальной политике и автор альтернативного проекта Жилищного кодекса Олег Шеин отметил, что "Родина" считает вынесенный пакет законопроектов антинародным и направленным на ущемление прав граждан. "Теперь чиновник будет определять, можно ли человеку прописывать своих родственников в муниципальных квартирах, а если работник будет уволен с предприятия, его семья подлежит выселению из общежития или служебного жилья", - отметил Шеин. Также, в обмен на сносимое жилье, мешающее, к примеру, строительству Торгового центра, чиновники будут сами решать, предоставлять ли денежную компенсацию или новое жилье. В правах местных чиновников останется и выбор района, куда переселят владельцев старой квартиры. По словам Шеина, "от этого кодекса разогреется только рынок взяток". Наиболее резкую реакцию депутатов "Родины" вызвало заявление Думы не рассматривать своего варианта Жилищного кодекса (его презентация состоялась неделе ранее). "Нам дали всего три минуты для обоснования своей позиции, поэтому мы предоставляем вам самим обсуждать рассматриваемый пакет и покидаем зал", - заявил Шеин в зале заседаний. Официальная и озвученная причина отказа заключается в том, что представленные законопроекты без заключения правительства РФ. Однако, уверяет, Дмитрий Рогозин, "Правительство, находящееся в положении постоянного реформирования", просто этим прикрывается, не желая давать заключение неугодным проектам. В итоге Шеин сообщил о намерении фракции "Родина" обратиться в Конституционный суд с целью обжалования нового Жилищного кодекса РФ.


Реклама:
-