А.А. Калинин

 

 

Умных людей и почитать — удовольствие,

а уж увидеть — просто неземное блаженство

 

Доводилось писать о том, что СМИ до предела заполнены официально признанными умниками и умницами, которые научают прочих, менее умных и более отсталых соотечественников правильным экономическим, политическим, социальным, эстетическим и особенно нравственным понятиям. Под настроение, бывает, слушаю этих замечательных людей. И всякий раз изумляюсь: до чего же умны умные люди… И до чего же хороши СМИ, берущие на себя непомерные издержки донесения всех правильных идей до тупых масс, по природе своей неспособных воспринять потоки духовного богатства, щедро и бескорыстно изливаемого на них лучшими представителями интеллектуальной элиты.

А еще всякий раз изумляюсь тому, что не поддаюсь этому духовному и интеллектуальному осеменению лучшими производителями интеллектуальных богатств. Например, вчера, 24 мая 2004 г., через пятый канал, носящий название «Культура», и передачу, называемую «Школой злословия», меня пытался осеменить г-н Караганов. Ничего не скажешь, стильный господин. И действительно умный. Ведущие передачи Т. Толстая и А. Смирнова просто сомлели и хотя поначалу и между собой определили г-на Караганова как «инопланетянина», но под конец пришли к выводу, что и слава Богу, что инопланетянин. То есть признали в г-не Караганове высшее существо, естественного лидера, пред которым население страны должно безропотно склониться, от счастья трепеща.

Поскольку эту передачу я смотрел довольно внимательно, то уверенно могу сказать, что как бы население ни извивалось от счастья и какими бы конвульсиями ни выражало свое безропотное повиновение, г-ну Караганову все эти корчи населения ни малейшего удовольствия не доставят. И вообще это население ничем ни малейшего удовольствия г-ну Караганову не доставит. Потому как население — удивительно скверного качества: тупое, зараженное предрассудками и пагубными иллюзиями, больное, ленивое, порочное и т.д.

Таким образом, первое дело для умных людей — это поставить себя на правильную ногу. Даже не пытайтесь извиваться перед умными людьми. Вы их этим не распотешите, потому что для них все и всё — дерьмо. Кроме умных людей, и то не всех (есть конкуренты, а кто же конкурентов любит). Все и всё должно обратиться в почву, на которой произрастают умные люди. Нежелание всего и всех превращаться в перегной вызывает у умных людей сдержанное раздражение. И лишь ум позволяет им выносить муки созерцания живого. Ибо умные знают: заложенные ими основы мирозданья в конце концов всех и все изведут. Ускорить процесс уничтожения всего и всех можно, но это дело до сих пор дорогостоящее и все еще рискованное. Естественные процессы, жестко детерминированные основами созданного умными людьми мирозданья, дешевле, надежнее и, главное, свободны от рисков. То, что г-н Караганов изволили сказать по демографическим и миграционным проблемам, а также по национальному вопросу, никто, в том числе и отчаянный спортсмен г-н Караганов, не осмелился бы произнести не то что на митинге, но и в любой аудитории, численность которой превышала бы 150 человек, собранных на «лекцию» методом случайной выборки. А в телестудии, перед телекамерой — все можно. Никто не возмутится, не поймает на лжи (увы, умные люди часто лгут, делая это с исключительным апломбом и особым удовольствием) или на логических противоречиях.

Надеюсь, читатель извинит меня за то, что я не привожу примеров ошибок, лжи и логических противоречий г-на Караганова. Я не делаю это по двум причинам. Во-первых, потому, что повторять сказанное г-ном Карагановым значит доводить его мысли до тех, кто не посмотрел указанную выше передачу по культурному каналу российского телевидения. Во-вторых, потому, что жевать чужие экскременты — вообще не мое дело. В человеческих отношениях действует принцип взаимности, в соответствии с которым я имею право воспринимать г-на Караганова точно так же, как он воспринимает меня и мне подобных.

Конечно, г-ну Караганову все равно, как к нему относятся человекообразные, называющие себя русскими. Для него, тонкого ценителя Тургенева, Бунина и Блока, человекообразные — не русские. Впрочем, даже при этом «все равно» — пожалуй, слишком сильное выражение. Умные люди готовы признавать за человекообразными много прав и даже свобод до тех пор, пока человекообразные соблюдают установленный умными людьми порядок. И хотя человекообразные чутьем чуют, что этот порядок их уничтожает, они его энергично поддерживают. Надеются вписаться. Потому что разве плохо вписаться-то? Р-раз — и все есть: квартира площадью не менее 100 кв. м., дача, машина (и не одна), доходы не менее чем в размерах, оглашенных в «Свободе слова» 21 мая 2004 г. вице-мэром г. Москвы В. П. Шанцевым, который заявил, что средний доход на московскую душу равен 22 тыс. руб., Багамы, Сейшелы, яхты и прочие прелести цивилизованной жизни.

Что ж, надежда умирает последней. Уж от носителя надежды и дым растаял над трубой крематория, а его надежды еще живут, отравляя собой «ждущих своего часа». Разумеется, надежды никоим образом с реальностью не связаны. Хотите пример? 22 тыс. рублей — это, по курсу на 26 мая 2004 г., всего лишь 760 долл. Пусть 800. Сколько стоит квадратный метр жилья в столице нашей Родины? Примерно 1500 долл. Если дешевле, то не в черте Москвы. Или на основе договоров, в случае неисполнения которых «инвестор» ни шиша, кроме горького жизненного опыта, не получает. Ладно, подвергнув себя и семью жизни «тупого воздержания» (как ни выкручивайся, survival kit (или минимальная корзина) в Москве обходится в 250-300 долл. на человека), «стремящийся вписаться и соответствовать» лет за 8-10 сможет накопить денег на квартиру. Но не на квартиру и машину! Тем более не на квартиру, две машины и дачу. Багамы, Сейшелы, яхты остаются где-то там, за горизонтом, который, как известно, есть воображаемая линия, которую никогда и никому не удается пересечь. «Стремящийся вписаться и соответствовать», даже получающий дважды по 22 тыс. руб. в месяц, не сможет позволить себе удовольствия поохотиться с г-ном Карагановым на антилоп, львов и зебр в африканской саванне.

Прошу заметить: иных вариантов просто нет. Заработать даже на половину перечисленных выше благ ни при каком образовании, ни при какой квалификации, ни при каком трудолюбии нельзя. Скажете, а ежели получить MBA в Гарвардской школе бизнеса, пройти стажировку в Лондонской школе экономики и, скажем, в Goldman Sachs? И работать по 18-20 часов в сутки? А знаете, сколько стоит обучение в Гарвардской школе бизнеса? Боюсь, 22 тыс. руб. в месяц на это обучение не хватит. К дипломам MBA, раздаваемым в Россиянии, я отношусь с опаской, ибо в Россиянии до сих пор BA переводят как «деловое администрирование» (подразумевая, что есть и «неделовое администрирование»), а не как «экономика управления».

Так что заработать нельзя. Получить можно, но это — особая песня.

Читатель возразит, что жилье в Москве стремительно дорожает потому, что спрос на него превышает предложение. Значит, есть у людей деньги. А если проехать километров 50-80 от Москвы по любому шоссе (кроме Рублево-Успенского, о нем говорить не будем, так как против властей не бунтуем), то станет ясно, что у людей есть деньги и на дачи в два-три этажа, и на охрану этих дач (и себя, любимых), и еще на целый букет цивилизованных наслаждений. Причем таких людей много.

Вот об этом и речь. И о том, что именно на таких людей призывают равняться человекообразных. Кто призывает? Власть, СМИ, умные люди. Скажите, разве не добродетелен владелец шахты в Хакасии, который не платит шахтерам? Возможно, он поступает незаконно, но добродетельно. На его стороне нравственный закон, который выше любого закона, который приняла или примет даже самая лучшая Государственная Дума самого наилучшего состава (возможно, я как-нибудь вынесу на суд читателей проект нескольких крайне необходимых Россиянии образцовых законов).

И все бы ничего. Задали систему «нравственных» координат — и вдалбливайте свои принципы. Но вдруг, неведомо с чего, та же власть, те же СМИ, те же умные люди начинают бороться с коррупцией, с отдельными маленькими недостатками приватизации или с отмыванием грязных денег. Да, конечно, есть небольшие разногласия по этим вопросам между властью, СМИ и умными людьми. Но небольшие. Непринципиальные. Не меняющие общего положения дел, согласно которому деньги могут быть маленькими, большими и очень большими, но грязными не могут быть по определению.

А теперь вспомните эксперимент И. П. Павлова над собаками, которым великий ученый посылал два взаимоисключающих сигнала одновременно. Что происходило с собаками? То же самое происходит и со «стремящимися вписаться и соответствовать», которых авторы ari.ru справедливо называют россиянцами.

Россиянец отличается от русского или, если угодно, гражданина России любого этнического происхождения прежде всего тем, что не имеет никаких иных связей ни с прошлым, ни с соотечественниками, кроме сугубо меркантильных. Суть россиянца заключается именно в стремлении «вписаться и соответствовать». Неважно, что россиянец вписывается не в свой формат и соответствует подчас неведомым ему самому стандартам. Россиянец никогда не говорит «Нет». На такое он неспособен. И хотя он утешается мыслью о том, что надобно находить компромиссы, его компромиссы всегда оказываются капитуляцией. Поэтому у россиянцев нет будущего. И хватит о них на сегодня.

Вернемся к умным людям. Людей, признанные умными, на самом деле следует почитать как «совершенномудрых». Их порой что-то может «встревожить» («тревога» и «озабоченность» - любимые слова совершенномудрых), но практически ничто не выводит из душевного равновесия (о редких исключениях скажу ниже). Они во всем видят позитивные стороны и прогресс. Читаю: «Главная причина упадка управляемой демократии — в исключительной слабости ее институтов, а вовсе не в стремлении власти к авторитарному правлению… В целом тенденции к уменьшению пространства свободы и демократии в России нет… То есть систему управляемой демократии нужно использовать для развития демократических институтов, иначе спонтанно будет развиваться и авторитарная линия. И какая победит — неизвестно» («Независимая газета», 24.05.04, с. 2) И говорю: «Ай, браво! Вот она, гражданская позиция образцового россиянца. И его заявка на будущее. Каким бы оно ни было, россиянец стремится в него вписаться и непременно впишется. Потому что всегда сможет ткнуть в свой текст и сказать, что тихим, спокойным словом способствовал случившемуся, что бы там ни случилось».

При этом должен признать, что предложение «В целом тенденции к уменьшению пространства свободы и демократии в России нет» нахожу справедливым в части, которая относится к «пространству свободы», и не совсем ложным в части, касающейся «уменьшения демократии». Пространство свободы действительно не сужается, ибо у человека есть единственное действительно неотъемлемое право — право на свободу мысли, совести, убеждений. Говоря примитивнее, не хочешь, чтобы тебя осеменяли, и тебя не осеменят. С этим правом, с этой свободой никакой власти не справиться. Что же до демократии, то, действительно, нельзя уменьшить несуществующую величину (впрочем, ее нельзя и увеличить).

Так что язык и сконструированные с помощью языка фикции — главные орудия совершенномудрых.

Кстати, г-н Караганов говорит очень тихо. Заставляет людей прислушиваться. А ведь удачный прием! На фоне общего ора и гвалта.

В заключение — о редких случаях потери совершенномудрыми душевного равновесия. Как правило, совершенномудрые теряют душевное равновесие по каким-то странным обстоятельствам, не имеющим никакого касательства к обычной жизни. Скажем, та же шахтерская голодовка совершенномудрых нимало из равновесия не выводит. Зато свадьба наследного принца Испании совершенномудрым просто «сносит крышу». И так как у совершенномудрых всегда под рукой микрофон, телекамера или еще какое-нибудь средство трансляции, они мигом свое умопомрачение обрушивают на головы россиянцев. Мало того, что 23 мая «Эхо Москвы» запустило в эфир горячечный бред своего комментатора, но этот бред 25 мая воспроизвела «Независимая газета» под заголовком «Монархия нужна России как воздух». Заметьте: по нравственным причинам.

У монархии много разновидностей, и у некоторых из них есть несомненные достоинства. Однако похоже на то, что в России монархия не только срублена под корень, но и корни монархического устройства изведены. Все обстоятельства, которые комментатор «Эха Москвы» перечислил как условия, необходимые и достаточные для учреждения монархии в Россиянии, на самом деле таковыми не являются. Но тоска совершенномудрых по монархии раскрывает ряд особенностей их психологии:

1) неуверенность в себе, нейтрализовать которую может лишь принадлежность к высшему сословию со всеми приличествующими сословными привилегиями;

2) зависимость от подачек (помните, что заработать нельзя, получить можно?);

3) признание своей моральной и интеллектуальной несостоятельности, которую надо чем-то восполнять (лучше всего, титулом и пожалованиями, привилегиями, т.е. теми же подачками, которые останутся именно подачками, даже если будут исходить от помазанника Божия);

4) невротическую неуверенность в будущем, которое пугает совершенномудрых, как бы они ни воспевали его возникающие очертания.

Даже этих особенностей достаточно для того, чтобы охарактеризовать психологию совершенномудрых как феодальную. С феодальной психологией, с феодальным образом мышления капитализм не построить. Поэтому проповеди совершенномудрых по меньшей мере на 90% есть проповеди социального, экономического, культурного, национального регресса.

 

АРИ

25 мая 2004


Реклама:
-