Юридический комментарий к законопроекту

об отмене социальных льгот[1]

 

 

I. Изменения в Закон РФ «О занятости».

 

Предлагаемые Законопроектом изменения в Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) далеко выходят за рамки разграничения полномочий между федеральным центром и регионами. Государство подтверждает и продолжает курс отказа от активной политики занятости, начало которому было положено в 2000 году в связи с ликвидацией Государственного Фонда занятости и отменой страховых принципов финансирования пособий по безработице.

 

задачи государственной политики занятости (ст. 5 Закона о занятости)

 

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что государство планирует более не рассматривать политику в области содействия занятости как направленную на обеспечение социальной защиты населения. В статью 5 Закона о занятости предлагается внести соответствующие изменения, путем удаления названной задачи из ч. 2 ст. 5. Закономерно, государство не рассматривает более ряд категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (это, прежде всего, инвалиды, граждане, уволенные с военной службы и ряд др.) как «особо нуждающихся в социальной защите»; это словосочетание как противоречащее духу политики занятости Законопроект предлагает исключить. Комментируемый Законопроект не отвечал бы своей цели, если бы он не внес изменения и в список категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Законопроект предлагает исключить из списка

- граждан, имеющих на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;

- лиц, осужденных к лишению свободы и не обеспеченных работой по независящим от них причинам,

- семьи, в которых оба родителя признаны безработными.

Однако вместе с этим предлагается включить в указанный список граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

 

государственные гарантии права граждан на труд (ст. 12 Закона о занятости)

 

Изменения, отвечающие духу Законопроекта, предлагается внести и в ст. 12 Закона о занятости, посвященной гарантиям государства в реализации права на труд.

Отныне такая гарантия права на труд как «охрана труда, правовая защита от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде» исключается из закона о занятости. В связи с этим хочется заметить, что несмотря на возможно неправильное их включение в текст Закона о занятости, нельзя недооценивать их значение и смысл. Действительно, в Конституции РФ провозглашен принцип свободы труда, то есть свободы выбора рода деятельности и занятий, однако государство не имеет права отказываться от гарантий права на труд, которые как раз и заключаются в обеспечении охраны труда, запрете необоснованных увольнений и т.п.. Свобода труда и названные гарантии права на труд не исключают друг друга, наоборот, эти гарантии являются частью принципа свободы труда.

Закон о занятости в действующей редакции содержит ряд гарантий - проведение конкретных мероприятий, специально направленных на поддержку безработных граждан:

- бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

- компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан и др.

Законопроектом все названные меры заменяются размытым и не обязывающим ни к чему понятием «осуществление мер активной политики занятости населения».

 

финансирование

 

Законопроект предлагает изменить систему финансирования мероприятий по содействию занятости. Основные принципы финансирования закреплены в ст. 22 Закона о занятости. Действующая ее редакция предусматривает возможность финансирования мероприятий по содействию занятости помимо средств федерального бюджета также средствами бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Ст. 22 Закона о занятости в редакции Законопроекта будет устанавливать, что все мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а это означает, что все мероприятия в сфере занятости будут финансироваться федеральным бюджетом. В соответствии с провозглашенным принципом вносятся изменения и в иные статьи Закона о занятости, посвященные отдельным мероприятиям (общественные работы, материальная помощь и т.п.).

 

общественные работы

 

Общественные работы, в соответствии с действующей редакцией Закона о занятости направлены, прежде всего, на обеспечение временной занятости населения, как одно из мероприятий по стабилизации положения на рынке труда, то есть задачи ставятся социального характера, а не экономического. Выполнение этих задач обеспечивается тем, что наряду с финансированием работ средствами организаций, в которых общественные работы выполняются, государство (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ) и органы местного самоуправления также финансируют их выполнение в рамках специальных целевых программ. Однако комментируемый Законопроект предлагает оставить только финансирование средствами организаций, что, возможно, приведет почти к полному исчезновению такого вида социальной поддержки безработных как общественные работы.

 

реформа порядка установления и исчисления пособий по безработице и стипендий

 

Видимо, в связи с тем, что выплата пособий по безработице также будет являться расходным обязательством Российской Федерации, а также с тем, что государство не прочь сэкономить, вносятся изменения и в порядок исчисления пособий по безработице и стипендий безработным гражданам, выплачиваемым во время обучения по направлению органов службы занятости.

В настоящее время размер пособия, как его максимальная, так и минимальная величины, «привязаны» к прожиточному минимуму, исчисленному по субъекту РФ. Так, даже если пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку безработного, оно не может быть больше указанного минимума. Минимальная граница определяется процентным отношением (40, 30 или 20 %) к указанному минимуму.

Законопроект предлагает устанавливать минимальное и максимальное пособие по безработице специальными решениями Правительства РФ; эти цифры будут, соответственно, едиными для всей страны независимо от реально сложившегося уровня цен в каждом регионе. Правда, сохраняется принцип кратного увеличения пособия на районный коэффициент, но остается не до конца ясным, каким образом он будет реализован, так как систему районных коэффициентов Правительство РФ также предлагает радикально реформировать (об этом – см. комментарий к изменениям к Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

 

роль и права профсоюзов в сфере содействия занятости

 

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы имеют определенные права на содействие занятости. Эти права так или иначе корректировались в последнее время в сторону уменьшения конкретных возможностей профессиональных союзов. Так, после принятия Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 года и связанных с ним подзаконных нормативных актов общероссийские и территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов лишились возможности высказывать мнение по вопросу о привлечении использования в РФ иностранной рабочей силы.

После принятия Трудового кодекса резко снизился уровень профсоюзного контроля за законностью увольнений работников – членов профсоюза в связи с заменой процедуры согласия на учет мотивированного мнения. По той же причине перестала действовать норма ч. 2 ст. 12 закона о профсоюзах, устанавливающая обязанность работодателя уведомлять (не менее чем за три месяца) соответствующие профсоюзы и проводить с ними переговоры о соблюдении прав и интересов членов профсоюза в случаях ликвидации организации, ее подразделений, изменения формы собственности или организационно-правовой формы организации, полном или частичном приостановлении производства (работы), влекущих за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда.

У профсоюзов сохранялось до настоящего времени право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (ч. 3 ст. 12 закона о профсоюзах). Аналогичная норма имелась и в абзаце втором п. 2 ст. 21 закона «О занятости». Комментируемый Законопроект предлагает исключить указанное полномочие профсоюзов.

 

II. Изменения в Федеральный закон

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

 

Все изменения в систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, сводятся к фактической отмене ежемесячного пособия на ребенка. По проекту выплата этого пособия, его размеры целиком и полностью передаются на усмотрение субъектов РФ. Юридически это выглядит как предоставление субъектам РФ права своими законодательными актами и за счет своих средств устанавливать такое пособие, но на федеральном уровне и, соответственно, в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» более такое пособие предусмотрено не будет.

 

III. Минимальный размер оплаты, прожиточный минимум и их назначение

 

Предлагаемый Правительством Законопроект направлен на то, чтобы отменить минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум как два всеобщих, имеющих наибольшее значение для работников социально-экономических стандарта, а также взаимосвязь этих стандартов.

 

минимальный размер оплаты труда

 

В период принятия Трудового кодекса (далее – ТК РФ) жаркие споры велись по поводу статьи 133 ТК РФ, предусматривающей, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В итоге указанная норма появилась в ТК РФ, но в соответствии со ст. 421 ТК РФ, порядок и сроки введения этого положения в действие должны устанавливаться федеральным законом, то есть реализация нормы ст. 133 была отсрочена.

В соответствии с правительственным Законопроектом, предлагается исключить из ТК РФ и статью 133, и статью 421, то есть вообще полностью избавиться от «проблемы».

Авторы Правительственного Законопроекта решили навсегда расстаться с такой гарантией трудовых прав граждан как минимальный размер оплаты труда:

- из статьи 2 ТК РФ, устанавливающей основные принципы правового регулирования трудовых отношений, предлагается исключить упоминание о праве каждого работника на заработную плату «не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда»

- из определения минимального размера оплаты труда предлагается исключить слова «гарантированный государством»

- из перечня государственных гарантий, установленных в ст. 130 ТК РФ, исключается величина минимального размера оплаты труда.

Между тем, право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда – это конституционное право, провозглашенное в статье 37 Конституции РФ.

В связи с тем, что минимальный размер оплаты труда, по Законопроекту, не является государственной гарантией, МРОТ исключается из всех статей Трудового кодекса, гарантировавших право на вознаграждение за труд для работников, совмещающих работу с обучением (часть четвертая статьи 173, абзац пятый части второй статьи 174, часть третья статьи 176), для учеников в период ученичества (часть 2 статьи 204).

 

прожиточный минимум

 

Государство продолжает политику снижения значимости такого стандарта как прожиточный минимум. По сути, она вообще нивелируется.

Напомним, что это не первое «наступление» на Закон о прожиточном минимуме. Государственная Дума 2 апреля 2004 года уже рассматривала законопроект № 344332-3 «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Тот законопроект предлагал исключить такую категорию как «минимальный размер пенсии по старости» из ст. 2 Закона, посвященной назначению прожиточного минимума, так как в связи с изменениями пенсионного законодательства - минимального размера пенсии по старости теперь нет - отпала необходимость обосновывать прожиточным минимумом отсутствующий показатель. Также рассмотренный законопроект предлагал переформулировать и ст. 5 закона о прожиточном минимуме, исключив из нее норму об установлении соотношения между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Комментируемый же Законопроект, в принципе, имеет аналогичное содержание, но он «пошел» еще дальше и предлагает полностью упразднить принцип соотношения между МРОТ и прожиточным минимумом (!!!). Для этого из ст. 2 Закона исключается норма о том, что прожиточный минимум используется для обоснования установления минимального размера оплаты труда. Прожиточный минимум будет необходим только для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, но и то не всех, а только устанавливаемых на федеральном уровне.

Также в статье 5 исключается (!!!) часть вторая, которая содержала указание на то, что минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. То есть Правительство отказывается даже от такой формулировки, которая, в принципе, носит характер пожелания, а не нормы.

В заключение остается только заметить, что в результате принятия всех изменений прожиточный минимум полностью утратит свое значение как показателя, к которому должны стремиться иные минимальные социальные стандарты.

Помимо упразднения МРОТ, из ТК РФ предлагается упразднить еще ряд гарантий, имеющих в настоящее время обязательный характер для всех работодателей и устанавливаемых на федеральном уровне.

Предлагается также упразднить минимальные нормы возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, устанавливаемых Правительством.

Также ничем не будут связаны работодатели при определении размеров возмещения расходов при переезде на работу в другую местность. В произвольном порядке предлагается работодателям определять размер надбавок за вахтовый метод работы.

Из 213 статьи ТК РФ упраздняется такая важная гарантия прав работника на здоровые и безопасные условия труда, как прохождение обязательных предварительных и периодических осмотров ЗА СЧЕТ РАБОТОДАТЕЛЯ для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.

Радикальное изменение МРОТ и его назначения тесно связано с реформированием оплаты труда работников бюджетной сферы.

 

IV. Реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы

 

Комментируемый Законопроект вносит предложения о радикальном реформировании системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.

Суть реформы сводится к следующему:

1. Вместо категории «организации бюджетной сферы» появляются три самостоятельных вида организаций:

- федеральные государственные учреждения,

- государственные учреждения субъектов РФ и

- муниципальные учреждения.

2. В соответствии с этим разделением происходит четкое разграничение источников финансирования указанных видов учреждений – федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или муниципальный бюджет.

3. Также в соответствии с этим разделением федеральный центр отказывается нести ответственность за учреждения иные, чем федеральные государственные. Законопроект предлагает полностью отказаться от минимальных всеобщих устанавливаемых на федеральном уровне гарантий прав всех работников бюджетной сферы: права по установлению минимальных гарантий для работников тех или иных учреждений предоставляются соответствующим органам разных уровней.

3. Упраздняется МРОТ как обязательный минимальный стандарт оплаты труда на всей территории РФ, устанавливаемый федеральным законом. Вместо этого МРОТ будет иметь значение только для работников федеральных государственных учреждений.

4. Аналогичным образом изменяется и Единая тарифная сетка, она становится обязательной и носит характер гарантии только для работников федеральных государственных учреждений.

 

единая тарифная сетка (далее - ЕТС)

 

4 февраля 1999 года был принят Федеральный закон «Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы», который устанавливал общие принципы действия и применения ЕТС. Эти принципы в себя включали:

- установление тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС федеральным законом,

- определение тарифных ставок (окладов) второго и последующего разрядов ЕТС Правительством с учетом тарифной ставки (оклад) первого разряда и межтарифных коэффициентов,

- утверждение тарифных коэффициентов для определения тарифных ставок (окладов) второго и последующих разрядов Правительством РФ по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Законопроект Правительства в связи с выделением особой категории «федеральных государственных учреждений» - Правительство РФ собирается нести ответственность только за работников этих учреждений – преобразует указанный Федеральный закон от 4 февраля 1999 года в Федеральный закон «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Непонятно, зачем вообще необходимо принимать подобные акты в форме законов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов? Ведь федеральный закон не оправдывает свое назначение, предлагается распространить его действие на заведомо ограниченный круг лиц, чьи и права и обязанности, по идее, при таком сужении вполне могут быть урегулированы Правительством РФ. В законе (!) не остается практически собственно норм, он расписывает полномочия Правительства РФ по установлению тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений.

Так, Законопроектом устанавливается, что

- тарифная ставка (оклад) первого разряда устанавливаются - Правительством РФ ,

- тарифные ставки (оклады) второго и последующего разрядов определяются – Правительством РФ,

- тарифные коэффициенты утверждаются – Правительством РФ.

Напомним еще раз, что речь идет о ЕТС работников федеральных государственных учреждений.

Логическим продолжением такой схемы являются предложения об:

- отмене Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 25 октября 2001 года № 139-ФЗ и

- об изменении ст. 143 Трудового кодекса РФ.

Так, в ст. 143 ТК РФ, посвященной тарифной системе оплаты труда, предлагается закрепить разграничение тарифных систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений. Единая тарифная сетка, устанавливаемая федеральным законом, будет распространяться, таким образом, только на работников федеральных государственных учреждений и являться гарантией по оплате труда работников только указанных учреждений.

 

минимальный размер оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и МРОТы субъектов

 

Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, в принципе, постигает такая же участь – предлагается, что устанавливаемые им гарантии будут применяться только для работников федеральных государственных учреждений (ст. 3 Закона в редакции Правительственного Законопроекта).

При этом провозглашается, что субъекты РФ своими законодательными актами могут устанавливать собственные минимальные размеры заработной платы в субъекте РФ в том случае, если они будут выше МРОТ, установленного федеральным законом, и с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Что самое интересное, установленный таким образом МРОТ в субъекте РФ будет обязателен для всех работодателей (!). То есть МРОТ в том понимании, в котором его применение уже сложилось в нашей стране, «переносится» полностью на уровень субъектов РФ. А это значит, что последствия такого решения следующие:

- минимальная заработная плата в субъекте может быть установлена, а

- может быть и не установлена,

- в разных субъектах она будет разная, что будет означать как неравенство работников, так и работодателей.

Спрашивается, где логика законодателя и как же быть с Конституцией РФ, устанавливающей, что КАЖДОМУ гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже УСТАНОВЛЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ минимального размера оплаты труда?

 

педагогические работники

 

В духе всех изменений предлагается реформировать и оплату труда педагогических учреждений. Идея аналогичная – федеральный центр регулирует и несет ответственность только за работников федеральных государственных образовательных учреждений. Так, в Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 предлагается внести следующие изменения, касающиеся труда педагогических работников:

К компетенции Российской федерации в области образования будет относиться:

- регулирование трудовых отношений во ВСЕХ образовательных учреждениях,

- установление норм труда и нормативов его оплаты, – только для работников федеральных государственных образовательных учреждений. Аналогично решается вопрос об установлении ставок заработной платы и должностных окладов. Соответственно, последнее полномочие изымается из компетенции самого образовательного учреждения,

- компенсация на книгоиздательскую продукцию устанавливается только для работников федеральных государственных образовательных учреждений (п. 8 ст. 55 Закона «Об образовании»).

Исключаются нормы об установлении педагогическим работникам зарплаты выше уровня средней заработной платы по стране (п. п. 2 и 3 ст. 54 Закона «Об образовании»), которые, в принципе, не выполнялись, так как ежегодно приостанавливались федеральными законами о федеральном бюджете.

 

обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений

 

- отмена льготного или бесплатного питания и проезда на транспорте и соответственно, компенсации государством инфляционного роста расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников в полном объеме (внесение соответствующих изменений в ст. 50 и 51 Закона «Об образовании» и отмена Федеральных законов «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» от 1 августа 1996 года № 107-ФЗ, «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» от 28 мая 1999 года № 102-ФЗ);

– разграничение полномочий по установлению размеров и условий выплат стипендий для учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования в зависимости от принадлежности учреждения (в Закон РФ от 30 марта 1993 года № 4693-1 «О минимальном размере оплаты труда» вносятся соответствующие изменения).

 

регулирование труда медицинских работников

 

Законопроект предлагает внести изменения в статью 64 Основ законодательства об охране здоровья граждан, регулирующую порядок оплаты труда медицинских и фармацевтических работников, исключив из нее все положения, касающиеся гарантий в сфере труда. В том числе исключается норма, предоставляющая медицинским и фармацевтическим работникам право на компенсационную выплату в процентах к должностным окладам за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Аналогичную по своему содержанию норму предлагается также исключить из Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», лишив врачей-психиатров, иных специалистов, медицинский и другой персонал, участвующих в оказании психиатрической помощи, прав на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, занятых деятельностью в особых условиях труда.

Законопроект предлагает оставить в текстах этих законов общие положения об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью.

Также из Основ предлагается исключить право медицинских и фармацевтических работников на первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, а также право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Ряд изменений предлагается внести и в Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)».

Статьей 21 Закона в настоящее время установлено право работников предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей на получение государственных пособий, а также размеры этих пособий.

Вместо этого авторы комментируемого Законопроекта предлагают предоставить указанным лицам право на возмещение ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

V. Изменения в правовом регулировании гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям

 

Правительство РФ предлагает внести изменения в закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года и главу 50 ТК РФ.

Концепция изменений, предлагаемая Правительством следующая. Уровень гарантий работников ставится в зависимость от источника финансирования организации, в которой они работают. По этому критерию выделяются следующие виды организаций:

 организации, финансируемые из федерального бюджета

 организации, финансируемые из бюджетов субъектов РФ

 организации, финансируемые из местных бюджетов

 организации, не относящиеся к бюджетной сфере.

Сразу же хотелось бы отметить, что законодательного понятия «организации, не относящейся к бюджетной сфере» не существует. Это, в принципе, не правовой термин, но поскольку он используется в Законопроекте, то мы будем ее придерживаться.

Новая редакция Закона, в соответствии с Законопроектом закрепит только гарантии и компенсации для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций будет определять Правительство.

В соответствии с этим, гарантии и компенсации работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, будут устанавливаться законами субъектов РФ и финансироваться за счет их бюджетов; организаций, финансируемых из местных бюджетов, - устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и финансироваться за счет местных бюджетов.

Что самое интересное, Законопроектом предлагается, чтобы гарантии и компенсации для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливались и финансировались - работодателем (!!!).

Аналогичным образом, то есть в зависимости от вида организации, решается вопрос об установлении:

- размера и порядка применения районного коэффициента,

- размера процентной надбавки за стаж работы в этих районах и местностях и порядка применения этой надбавки.

В соответствии с предлагаемыми поправками в Закон и Трудовой кодекс РФ, предусмотренное этими нормативными актами право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно предусмотрено теперь только для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета. То же самое касается гарантий и компенсаций расходов, связанных с переездом.

Также признается утратившей силу ст. 14 Закона, регулирующая продолжительность дополнительных отпусков для трех категорий работников, работающих:

- в районах Крайнего Севера,

- в приравненных к ним местностях,

- и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.

Поскольку Трудовой кодекс дублирует отпуска только первым двум категориям работников, лица, работающие в остальных районах Севера, окончательно лишаются права на дополнительный отпуск.

Предлагается признать утратившими силу ст. ст. 6, 7, 12, 15, 21, 22 Закона, которые фактически утратили силу в связи с принятием соответствующих статей Трудового кодекса РФ, а именно ст. ст. 318, 315, 314, 322, 319, 320.

Признаются утратившими силу ст. ст. 17-19 Закона, регулирующие жилищные отношения.

Из сферы регулирования закона исключаются гарантии и компенсации лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (районный коэффициент и процентная надбавка к стипендии)

В соответствии с Законопроектом, предлагается гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа исключить из сферы регулирования закона и регулировать общими нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом РФ, законодательством РФ в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения.

Видимо, в развитие указанного положения, признается утратившей силу ст. 24 Закона, устанавливающая гарантии при исчислении и выплате пособия по временной нетрудоспособности, и ст. 16, касающаяся размеров пособия по беременности и родам.

Также из закона предлагается исключить все нормы, касающиеся пенсионного обеспечения.

Правительство предлагает также изменить статью 34 Закона, установив, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории России и обратно один раз в три года осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, гарантии и компенсации, связанные с работой на Севере, перестают быть государственными.

 

VI. Отмена законов, регулирующих отношения в социально-трудовой сфере

 

Также Правительство РФ предлагает отменить следующие законы, регулирующие отношения в социально-трудовой сфере:

Закон РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»;

Закон РФ от 6 декабря 1991 года № 1991-1 «О повышении минимального размера оплаты труда»;

Постановление Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. № 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений»;

Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях»;

Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»

Федеральный закон от 19 июня 1996 года № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации»

Федеральный закон от 1 августа 1996 года № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

Федеральный закон от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»;

Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 99-ФЗ «О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении»;

Федеральный закон от 28 мая 1999 года № 102-ФЗ «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»;

Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

Часть вторую статьи 1 и статью 2 Федерального закона от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 139-ФЗ «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

 

VII. Реформа системы социального обслуживания населения

 

Законопроект предлагает внести изменения в два основных федеральных закона, регулирующих отношения в данной сфере: «Об основах социального обслуживания в РФ» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 август 1995 года № 122-ФЗ.

Говоря о реформировании системы социального обслуживания граждан, необходимо отметить два существенных момента: один касается социального обслуживания как такового, то есть клиентов социальной службы, второй – работников учреждений социального обслуживания. Оба эти момента, в принципе, вытекают из главного предложения авторов Законопроекта – передать систему социального обслуживания полностью на уровень субъектов РФ, сделав само социальное обслуживание и финансирование учреждений социального обслуживания расходными обязательствами субъектов РФ. При этом полностью исключается участие и деятельность в данной сфере не только Российской Федерации и органов государственной власти РФ, но и муниципальных органов. Из всего этого следуют два важнейших, на наш взгляд, момента:

1. отмена федеральных государственных стандартов социального обслуживания, обязательных для всех социальных служб независимо от формы собственности на всей территории РФ;

2. отмена гарантий и льгот для работников государственной системы социальной служб, в том числе и медицинских работников, устанавливаемых на федеральном уровне. Законопроектом предлагается, что все гарантии, а также меры социальной поддержки для этих работников могут предусматриваться законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Причем для социальных работников речь идет об отмене не только собственно льгот (напр., первоочередная установка квартирного телефона, бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа). Законопроектом затрагиваются и иные их права, например, на работу на условиях трудового договора, бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований; обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством РФ. В случае принятия Законопроекта все гарантии будут предоставляться только в случае, если они предусмотрены нормативными актами субъектов РФ и только в объеме, определенном этими актами.

 

МиК 2.07.04



[1] Настоящий комментарий принадлежит Центру социально-трудовых прав Анны Гвоздицких и Ольги Крыловой  и был опубликован Институтом «Коллективное действие». Название материала дано Редакцией «Золотого льва»


Реклама:
-