М.Г. Делягин

 

Социальная реформа носит откровенно людоедский характер

 

Михаил Геннадьевич, завтра Государственная дума рассмотрит в первом чтении пакет законопроектов о замене льгот денежными выплатами. Значительная часть политиков и общественных деятелей сегодня проводит по всей стране акции протеста и грозит власти социальным взрывом в случае принятия этих законов. Основной их аргумент - в правительстве сидят макроэкономисты, которые руководствуются исключительно экономической теорией, а реальная жизнь – это совсем другое. Есть ли опасность социальной нестабильности, реального социального взрыва, способно ли на это российское население? И насколько оправдана критика в адрес правительства?

 

Опасности социального взрыва сейчас нет, потому что уровень жизни, хотя с начала года и снижается, но не очень сильно. Что касается критики в адрес того, что в правительстве сидят экономисты-теоретики, то я ее не очень понимаю, потому что теория может быть экономически верная, беда в том, что в правительстве либеральные фундаменталисты осознанно ставят задачи развития бизнеса за счет населения. Логика очень простая – мы снизим налоги, бизнесу станет лучше, бизнес станет развиваться. Чтобы снизить налоги, нужно снизить бюджетные расходы, а чтобы снизить бюджетные расходы, надо снизить социальные расходы. Социальные расходы в условиях 60%-ной бедности (это минимальная оценка бедности) снижать просто нельзя. С другой стороны, в условиях незащищенности собственности снижение налогов и увеличение средств, которые остаются у бизнеса, стимулируют не инвестиции в развитие производства, а потребление, в том числе, показное, инвестиции в московскую недвижимость и коррупцию, потому что эти деньги начинают отнимать коррупционеры. Я не верю в социальные игры сейчас, но я хочу обратить внимание на то, что президентский рейтинг падает в апреле-мае. Раньше такого не было, это вызвано подготовкой социальной реформы. Она носит откровенно людоедский характер - это подготовка социального геноцида. Я думаю, что эти законы будут приняты с незначительными поправками. Возможно, кому-то из депутатов Единой России удастся вымолить у своих кремлевских хозяев право голосовать против и случайно не оказаться в зале во время голосования. Я думаю, что одновременно с этими законами Единая Россия примет постановление, в котором укажет на многочисленные недостатки этих законов и не необходимость их изменения. Постановление для общественного мнения, но в целом правительство взяло абсолютно разрушительный курс, который может разрушить само правительство.

 

Вы говорите, что правительство ставит своей целью снизить социальные расходы бюджета. Но недавно Путин сказал, что правительство должно быть готово к тому, что социальные расходы по замене льгот на денежные выплаты должны вырасти в двадцать раз.

 

Товарищ Путин, наверное, не в ладах с арифметикой, потому что он говорил только о двух категориях. Он говорил, что инвалидам войны выплаты надо повысить в 20 раз, а ветеранам войны в 10 раз. Сам я это не слышал, но цитата выглядела так, как будто это сказал Жириновский, интонации которого проглядывали очень ясно. Если посчитать, сколько это будет, получится, что на эти две категории – инвалиды войны и ветераны войны (чуть меньше 1 млн. 100 тыс. человек) - потребуется больше денег, чем на всю монетизацию льгот. 235 млрд. дополнительных рублей понадобится только на эти две категории, а их просто нет. Я думаю, что это высказывание Президента постигнет такая же участь, какая постигнет его высказывание о сокращении бедности в 2 раза, об удвоении ВВП, о снижении инфляции до 3% и т.д. Он сказал это, не подумав. Гораздо более серьезное высказывание А. Жукова, который сказал, что расходы федерального бюджета в результате монетизации льгот вырастут в 4 раза. Надо сказать, что региональные расходы тоже должны вырасти почти в 4 раза. Там все очень просто – региональным бюджетам не планируется никаких денег, они будут крутиться, исходя из сегодняшнего объема. Что касается федерального бюджета, я готов согласиться с тем, что те расходы, которые официально фиксируются как возвраты за льготы, действительно, увеличатся более чем в 4 раза – примерно с 40 млрд. до 171 млрд. рублей. Во-первых, многие расходы на обеспечение льгот скрыты в других больших статьях бюджета. Расходы на содержание МПС находятся не в разделе социальных льгот, не в разделе социальной помощи. Во-вторых, все говорят только о замене льгот денежными компенсациями, на самом деле, очень большая часть социальной помощи отменяется безвозмездно - чернобыльцы, все детские пособия, все 25%-ные надбавки для бюджетников, которые работают в сельской местности (учителя, врачи, работники культуры), северные надбавки, единая тарифная сетка, которая раньше работала для бюджетников. В результате бюджет, помимо увеличения расходов на сами льготы, по другим статьям получает огромную экономию денег. Если сравнить бюджет 2005 года с бюджетом 2004 года, окажется, что там в реальном выражении с учетом инфляции идет сокращение социальных расходов. Социальные расходы сокращаются сами по себе, включая в бюджет помощь региональным бюджетам (эта помощь носит в основном социальный характер), которая сокращается в процентах к общей величине расходов. Если мы увеличиваем льготы в 4 раза, а общие объемы социальной помощи при этом сокращаются, что-то в этом увеличении в 4 раза не так. На самом деле мы имеем дело с сокращением бюджетных расходов. Отдельные статьи типа расходов на Героев Советского Союза, может, увеличатся. Хотя сами Герои посчитали, и у них получилось, что льготы, которые они имеют, в год стоят 189 тыс. рублей. А им сейчас будут платить 3 тыс. 500 руб. в месяц, что существенно меньше, а Герои – самая обеспеченная часть льготников, которым платили больше всех денег. Дело в том, что реально бюджетные расходы сократятся. Правительственная пропаганда сводится к тому, что люди, которые живут в сельской местности и не получают льгот, теперь получат деньги. Во-первых, очень большая часть этих людей живет в дотационных регионах сельской местности, они ничего не получат просто потому, что эти регионы бедны, а денег им никто давать не будет. Во-вторых, люди, которые не пользуются льготами, по крайней мере, горожане, которые не пользуются льготами, получат немного больше, чем у них было. Люди, которые использовали эти льготы и зависели от них, лишатся этих льгот, а компенсация для них будет совершенно недостаточна. Оксана Дмитриева подсчитала по детям-инвалидам Санкт-Петербурга, что они сейчас имеют льгот от 1 тыс. 160 рублей до 4 тыс. 800 рублей в месяц. Денег им будут платить 1 тыс. в месяц, что ниже минимального уровня. Это значит, что здоровым людям, которые чувствуют себя хорошо, будет легче. А у тех, кто зависит от социальной помощи, которые сами по себе прожить не могут, отнимается единственная возможность для выживания. Это геноцид по социальному признаку – создание невыносимых условий для людей, которые наиболее нуждаются в социальной помощи. Такая разгрузка социальной и пенсионной системы. Через год в результате этой реформы социально незащищенных людей будет уже заметно меньше, тратить на них можно будет существенно меньше. Именно это и вызывает протест и недовольство.

 

А почему социальный взрыв невозможен?

 

Если человек является инвалидом, у него нет сил выйти на улицу. Может, на один митинг у него сил хватит, а не революцию у него сил не хватит. Все это касается 25 млн. человек. У нас в стране 140 млн., но каждый живет по принципу - сам за себя. Нефтедоллары обеспечили в 2001-2003 гг. достаточно высокий уровень жизни, достаточно серьезный рост реальных доходов: даже с учетом снижения реальных доходов в 2004 году уровень жизни остается достаточно высоким. Люди пока не склонны к выражению своего протеста в прямой форме. Но они могут перестать воспринимать эту власть в качестве власти. А власть, которую люди отрицают, может рухнуть без всякого социального протеста, без всякого социального взрыва.

 

1 июля 2004

Опек


Реклама:
-