проект
Фракция «Родина»
Основы политики Российской Федерации
в отношении СНГ и зарубежных
соотечественников
Одной из ключевых целей российской внешней политики
является государственное воссоединение постсоветского пространства, «русского
мира». Возможные издержки от такого воссоединения перекрываются преимуществами
в самих различных сферах. Вопрос о правовых формах и порядке воссоединения
носит вторичный характер по сравнению с политическим решением о воссоединении.
Фактическое воссоединение может и должно сопровождаться созданием некоторых
переходных режимов, устраивающих политические элиты воссоединяющихся субъектов.
В отношениях с Белоруссией необходимо сочетание двух
позиций, первая из которых должна поддерживать диалог с белорусским
руководством, а вторая – упорно склонять его не только к интеграционными
процессами, но и к быстрым шагам к полному государственному единству. Призыв к
воссоединению должен в большей мере обращаться к общественному мнению
Белоруссии.
«Непризнанные государства» Абхазия и Приднестровская
Молдавская Республика являются для России естественными союзниками, плацдармами
российского влияния и должны всячески поддерживаться как фактически
самостоятельные государства, чье население ясно выразило свою волю к
обособлению от тех государств, которые сами обособились от единого государства
СССР («Большой России»). Обособление этих территорий ни в коей мере нельзя
считать результатом действий сепаратистов. Напротив, в «непризнанных
государствах» в данном случае проявился инстинкт единства. Следует всячески
поддерживать в Абхазии и ПМР пророссийские настроения и готовить общественное
мнение этих государственных образований к присоединению к России.
Отношение к российским соотечественникам должно строиться
на представлении, что вместе с гражданами России они составляют единую
политическую нацию. В связи с этим следует точно определить, что такое
соотечественники. Главным образом для того, чтобы снять ненужные спекуляции,
приравнивающие выходцев из России, вернувшихся на свою историческую Родину или
утративших связь с Россией, к соотечественникам. Для соотечественника никакая
другая страна, кроме России, не может считаться исторической Родиной. Заявление
России в качестве своей исторической Родины, сделанное в официальной форме,
означает самоопределение в качестве
соотечественника. Россия должна предоставить соотечественникам возможность
сделать такое заявление и документально зафиксировать его. Необходимо также
определить преимущества для соотечественников в сравнении с остальными
иностранцами (заявительный характер предоставления гражданства, переселенческие
программы, образование в России и др.) Одно из «преимуществ» - внимание к
организациям соотечественников, встречи с которыми должны входить в
обязательную программу пребывания российских политиков в зарубежных странах.
Ключевым вопросом о влиянии России на зарубежье является
обеспечение высокого уровня присутствия там русского языка и русской культуры.
Необходимы специальные издательские
программы (учебники, классическая художественная и специальная литературы) и
образовательные инициативы. При этом следует всячески ограждать зарубежных
соотечественников от низкопробной продукции СМИ, бульварной литературы и
«современного искусства», разлагающих традиционную мораль и ломающих культурную
идентичность. Соответственно, необходим государственный контроль за культурным
«экспортом».
Иммиграция в Россию может быть для России желательной и
нежелательной. Желательная иммиграция – переселение в Россию лиц, которые будут
иметь минимальные проблемы с адаптацией к российским условиям жизни. Факторами,
указывающими на облегченность предстоящей адаптации является наличие
родственников, проживающих в России, свободное владение русским языком,
образование, полученное на русском языке, готовность поселяться в тех
территориях, где наблюдается недостаток рабочей силы (прежде всего, в сельской
местности и в слабозаселенных территориях). Нежелательной является миграция лиц
с низким адаптационным потенциалом – недостаточно хорошо владеющих русским
языком, не относящихся к коренным народам России, не имеющих востребованных
профессий и стремящихся жить в мегаполисах, имеющих нормы морали, отличные от
традиционно российских.
Государства постсоветского пространства во многом зависят
от России, но и Россия зависит от них. Прежде всего потому, что именно через
эти государства осуществляют «транзит» иностранной политики Запада и Востока на
территорию нашей страны. «Естественными» проводниками этой политики становятся
российские «титульные» республики, которые могут вести собственную внешнюю
политику и оказывать давление на федеральный центр, шантажируя его
этносепаратистскими и этнонационалистическими настроениями, распространенными
среди части властных элит. Это обстоятельство требует предпринять меры к
консолидации внешней политики и лишению республик права вести обособленную
внешнюю политику. Следует добиваться и от иностранных государств (а также от
общественных и религиозных деятелей) ведения дел исключительно с Москвой, а с
регионами – только с санкции федерального центра.
В «ближнем
зарубежье» активно действуют антироссийские силы. При этом экономические связи
с Россией обуславливают возможность взаимодействия этих сил с российскими
экономическими субъектами, которые в ряде случаев идут на спонсирование
влиятельных политических группировок и организаций, не учитывая их позиций по
отношению к России и российским соотечественникам. В частности, известны факты
поддержки прибалтийских нацистских формирований со стороны российских сырьевых,
торговых, транспортных организаций, имеющих свой бизнес и коммерческий интерес
в прибалтийских республиках. Выявление такого рода сотрудничества, проверка
поступающей информации должны стать предметом деятельности ФСБ и стать
предметом внимательного изучения в парламенте. Необходимо создать систему
формальных и неформальных правил, препятствующих участию российских
предпринимателей в поддержке антироссийских сил. В частности, необходимо
сформировать четкие критерии того, какие политики и организации «ближнего
зарубежья» враждебны или недоброжелательны к России, а также разграничения
чисто экономического сотрудничества и соучастия в поддержке определенного
политического курса через организацию или под видом экономического
сотрудничества.
Единственной общей для постсоветского пространства негосударственной
организацией является Русская Православная Церковь. В связи с этим от
российских политиков требуется бережное отношение и внимание к проблемам нашей
родной Церкви. Зарубежные визиты политиков и государственных деятелей не должны
обходить контактов с представителями РПЦ. Невозможность закрепить особую роль
РПЦ в создании и поддержании российской государственности не означает
невозможности политики, которая признает такую роль и соответствующим образом
выстраивает взаимоотношения с иностранными государствами.
Июнь 2004