проект

 

 

Фракция «Родина»

 

Основы политики Российской Федерации

в отношении СНГ и зарубежных соотечественников

 

Одной из ключевых целей российской внешней политики является государственное воссоединение постсоветского пространства, «русского мира». Возможные издержки от такого воссоединения перекрываются преимуществами в самих различных сферах. Вопрос о правовых формах и порядке воссоединения носит вторичный характер по сравнению с политическим решением о воссоединении. Фактическое воссоединение может и должно сопровождаться созданием некоторых переходных режимов, устраивающих политические элиты воссоединяющихся субъектов.

В отношениях с Белоруссией необходимо сочетание двух позиций, первая из которых должна поддерживать диалог с белорусским руководством, а вторая – упорно склонять его не только к интеграционными процессами, но и к быстрым шагам к полному государственному единству. Призыв к воссоединению должен в большей мере обращаться к общественному мнению Белоруссии.

«Непризнанные государства» Абхазия и Приднестровская Молдавская Республика являются для России естественными союзниками, плацдармами российского влияния и должны всячески поддерживаться как фактически самостоятельные государства, чье население ясно выразило свою волю к обособлению от тех государств, которые сами обособились от единого государства СССР («Большой России»). Обособление этих территорий ни в коей мере нельзя считать результатом действий сепаратистов. Напротив, в «непризнанных государствах» в данном случае проявился инстинкт единства. Следует всячески поддерживать в Абхазии и ПМР пророссийские настроения и готовить общественное мнение этих государственных образований к присоединению к России.

Отношение к российским соотечественникам должно строиться на представлении, что вместе с гражданами России они составляют единую политическую нацию. В связи с этим следует точно определить, что такое соотечественники. Главным образом для того, чтобы снять ненужные спекуляции, приравнивающие выходцев из России, вернувшихся на свою историческую Родину или утративших связь с Россией, к соотечественникам. Для соотечественника никакая другая страна, кроме России, не может считаться исторической Родиной. Заявление России в качестве своей исторической Родины, сделанное в официальной форме, означает  самоопределение в качестве соотечественника. Россия должна предоставить соотечественникам возможность сделать такое заявление и документально зафиксировать его. Необходимо также определить преимущества для соотечественников в сравнении с остальными иностранцами (заявительный характер предоставления гражданства, переселенческие программы, образование в России и др.) Одно из «преимуществ» - внимание к организациям соотечественников, встречи с которыми должны входить в обязательную программу пребывания российских политиков в зарубежных странах.

Ключевым вопросом о влиянии России на зарубежье является обеспечение высокого уровня присутствия там русского языка и русской культуры. Необходимы специальные  издательские программы (учебники, классическая художественная и специальная литературы) и образовательные инициативы. При этом следует всячески ограждать зарубежных соотечественников от низкопробной продукции СМИ, бульварной литературы и «современного искусства», разлагающих традиционную мораль и ломающих культурную идентичность. Соответственно, необходим государственный контроль за культурным «экспортом».

Иммиграция в Россию может быть для России желательной и нежелательной. Желательная иммиграция – переселение в Россию лиц, которые будут иметь минимальные проблемы с адаптацией к российским условиям жизни. Факторами, указывающими на облегченность предстоящей адаптации является наличие родственников, проживающих в России, свободное владение русским языком, образование, полученное на русском языке, готовность поселяться в тех территориях, где наблюдается недостаток рабочей силы (прежде всего, в сельской местности и в слабозаселенных территориях). Нежелательной является миграция лиц с низким адаптационным потенциалом – недостаточно хорошо владеющих русским языком, не относящихся к коренным народам России, не имеющих востребованных профессий и стремящихся жить в мегаполисах, имеющих нормы морали, отличные от традиционно российских.

Государства постсоветского пространства во многом зависят от России, но и Россия зависит от них. Прежде всего потому, что именно через эти государства осуществляют «транзит» иностранной политики Запада и Востока на территорию нашей страны. «Естественными» проводниками этой политики становятся российские «титульные» республики, которые могут вести собственную внешнюю политику и оказывать давление на федеральный центр, шантажируя его этносепаратистскими и этнонационалистическими настроениями, распространенными среди части властных элит. Это обстоятельство требует предпринять меры к консолидации внешней политики и лишению республик права вести обособленную внешнюю политику. Следует добиваться и от иностранных государств (а также от общественных и религиозных деятелей) ведения дел исключительно с Москвой, а с регионами – только с санкции федерального центра.

 В «ближнем зарубежье» активно действуют антироссийские силы. При этом экономические связи с Россией обуславливают возможность взаимодействия этих сил с российскими экономическими субъектами, которые в ряде случаев идут на спонсирование влиятельных политических группировок и организаций, не учитывая их позиций по отношению к России и российским соотечественникам. В частности, известны факты поддержки прибалтийских нацистских формирований со стороны российских сырьевых, торговых, транспортных организаций, имеющих свой бизнес и коммерческий интерес в прибалтийских республиках. Выявление такого рода сотрудничества, проверка поступающей информации должны стать предметом деятельности ФСБ и стать предметом внимательного изучения в парламенте. Необходимо создать систему формальных и неформальных правил, препятствующих участию российских предпринимателей в поддержке антироссийских сил. В частности, необходимо сформировать четкие критерии того, какие политики и организации «ближнего зарубежья» враждебны или недоброжелательны к России, а также разграничения чисто экономического сотрудничества и соучастия в поддержке определенного политического курса через организацию или под видом экономического сотрудничества.

Единственной общей для постсоветского пространства негосударственной организацией является Русская Православная Церковь. В связи с этим от российских политиков требуется бережное отношение и внимание к проблемам нашей родной Церкви. Зарубежные визиты политиков и государственных деятелей не должны обходить контактов с представителями РПЦ. Невозможность закрепить особую роль РПЦ в создании и поддержании российской государственности не означает невозможности политики, которая признает такую роль и соответствующим образом выстраивает взаимоотношения с иностранными государствами.

 

Июнь 2004


Реклама:
-