Н. Ефимов

 

Родина: патриоты и негодяи

 

У каждого времени свои знаковые фразы, которые передают либо величие, либо низость устремлений. Почти два десятилетия, начиная с горбачевской “катастройки”, правда, в последние два-три путинских года значительно реже, либеральная пресса, либеральные политики твердили как заклинание, как приговор: “Патриотизм — это последнее прибежище негодяев”. И трактовалась эта фраза однозначно: патриот и негодяй суть одно и то же. Больше того, подразумевался не патриотизм вообще, а патриотизм русский или российский. Патриотизм американцев почему-то не вызывал возражений, он даже умилял: они так любят вывешивать из окон своих домов и квартир национальные флаги и всегда поют свой гимн. Не смущал наших либералов патриотизм англичан, поляков, латышей и прочих шведов.

Но наш патриотизм раздражал и раздражает.

Вначале эту фразу приписывали Л. Толстому, будто автор “Севастопольских рассказов” и “Войны и мира” спал и видел, как бы отождествить патриотов и негодяев. Затем — С. Джонсону, английскому критику, лексикографу, эссеисту и поэту, жившему в XVIII веке. Но С. Джонсон не писал этой фразы. Она взята из книги его биографа. По-английски звучит так: “Patriotism is the last refuge of a scoundrel”. Джонсон славился острословием и парадоксами. Смысл этой фразы, приведенной биографом, абсолютно иной. Чуть ниже вы увидите, что на самом деле думал о патриотизме и патриотах этот замечательный англичанин. И лишний раз убедитесь, что у нас не принято заглядывать в святцы.

Еще в годы перестройки, когда эта фраза стала активно вбиваться в наши головы, я спрашивал знакомых англичан, в чем ее истинный смысл. Московский корреспондент одной лондонской газеты разъяснил:

— Совсем не в том, что приписывают Джонсону у вас. Он же составил первый “Словарь английского языка”, то есть сделал то, что В. Даль сделал в России в XIX веке. Мог ваш Даль быть ненавистником патриотов? Разумеется, среди патриотов есть негодяи, демагоги, недалекие и глупые люди, помешанные на чем-либо, и т. п. Но такие есть повсюду — среди верующих, среди атеистов, среди приверженцев любой политической партии, среди министров и даже священников. Но это совсем другая тема.

Знакомый корреспондент напомнил мне историю с английским военным министром Профьюмо. Министр тайком навещал сомнительное заведение, где встречался с некоей Кристиной Киллер, смазливой жрицей любви. И в благодарность за приемы почему-то подробно делился с ней информацией, которую в министерстве обороны держали под грифом “Совершенно секретно”. А Кристина, как разведали репортеры, пересказывала услышанное капитану Иванову. Разразился грандиозный скандал. Капитана мгновенно отправили домой. Профьюмо отправлять было некуда. Он, конечно, мог бы спровадить себя в мир иной, но не решился. Карьера, естественно, оборвалась, все двери в Англии — и официальные, и неофициальные — перед ним захлопнулись. Для англичан он стал подлинным негодяем. Когда скандал, в конце концов, сошел на нет, пресса забыла о Профьюмо, как о покойнике. И вдруг четыре или пять лет спустя какая-то газета мельком сообщила, что забытый экс-министр все эти годы усердно работал в благотворительных организациях, помогая обездоленным, делал посильное благо для своей страны. В этом было его душевное спасение.

— Так вот, — продолжал знакомый корреспондент, — смысл фразы: не все пропало даже у самого пропащего человека, если в его душе сохраняется чувство Родины, в ней его последняя надежда и спасение.

Кстати, английское слово refuge (прибежище) имеет ряд смысловых оттенков, которые пропадают при переводе. Это не просто прибежище, а спасение, спасительное прибежище.

Но обратимся к первоисточнику. Во всех английских энциклопедиях и биографических словарях среди работ С. Джонсона упоминается нашумевшее в свое время эссе “Патриот”. Опубликованное в 1774 году, оно имело подзаголовок “Обращение к избирателям Великобритании”. Кстати, достать его оказалось не так просто. Историческая библиотека и Библиотека иностранной литературы ответили быстро и четко: “Не располагаем”. В “Ленинке” хоть и не сразу, но нашелся все-таки 8-й том Собрания сочинений С. Джонсона, изданный в Лондоне в 1792 году, где и помещено эссе. И тут уж без длинной цитаты не обойтись. Но это подлинный Джонсон.

Он писал перед очередными выборами в парламент о патриотизме и патриотах: “В конце каждого семилетия наступает пора сатурналий (римский праздник в честь бога Сатурна, длившийся 7 дней. — Н. Е.), и свободные мужчины Великобритании могут поздравить себя: у них есть из кого выбирать своих представителей. Отобрать и направить в парламент депутатов, которым принимать законы и определять налоги, это высокая честь и серьезная ответственность: каждый избиратель должен задуматься, как поддержать такую честь и как оправдать такую ответственность.

Необходимо убедить всех, кто имеет право голоса в этом национальном обсуждении: только Патриот достоин места в парламенте. Никто другой не защитит наших прав, никто другой не заслужит нашего доверия.

Патриотом же является тот, чья общественная деятельность определяется лишь одним-единственным мотивом — любовью к своей стране, тот, кто, представляя нас в парламенте, руководствуется в каждом случае не личными побуждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами”.

Джонсон, как видите, не только не ставил знак равенства между патриотом и негодяем, но и само слово “Патриот” уважительно писал с большой буквы.

Больше того, предостерегал избирателей: опасайтесь деятелей, озабоченных “не благом собственной страны, а осуществлением своих преступных замыслов”. И настаивал: “Не может быть Патриотом человек, который хотел бы видеть, как у его страны отбирают права”. Эссе заканчивалось призывом к избирателям объединиться вокруг Патриотов.

Чем не памятка для любых выборов и в России!

Наша либеральная интеллигенция, похоже, не доросла еще до уровня Джонсона или, наоборот, опустилась намного ниже этого уровня.

Академик А. Губер, известный искусствовед, как-то взял у своего сына школьный учебник (это было в 50-е годы), посмотрел, как авторы подают Достоевского, Фета и Тютчева, рассмеялся и воскликнул: “Какие дураки!” Просто ли дураки нынешние либералы, равняя патриота с негодяем, историю России сводя к цепи несуразиц, преступлений и неудач? А русский народ — к темной, безликой и бесталанной массе? И дури, похоже, у либералов хватает, но не это главное. За этим эмоции и обиды на народ, который их не принял. Не хотят, оказывается, русские, чтобы их страна развалилась на 12—15 частей. Не так голосуют (помните, “Россия, ты сдурела”). Им подавай другой народ. За этим сугубо практические — неблаговидные! — цели. За этим взятая на веру чужая кабинетная теория, будто государство — всего лишь ночной сторож, который не должен ведать, что творят “грязнохваты” (определение А. Солженицына) днем.

Сила русской интеллигенции всегда была в тесной связи с народом. Русская литература потому и стала великой, что была совестью народа, выражала его дух, его миропонимание. “Я никогда не мог понять мысли, — писал Ф. Достоевский в “Дневнике писателя”, — что лишь одна десятая доля людей должна получать высшее развитие, а остальные девять десятых должны послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке”. Достоевский — не мог. Нынешняя либеральная интеллигенция не только смогла, но и всячески способствовала, чтобы одна десятая как раз и жила припеваючи, покупая то лондонские футбольные клубы, то “боинги”, какие не снились и американскому президенту, то просаживая сотни тысяч в казино “Ударник”.

Русские люди не были готовы в одночасье перейти в рыночные условия. Их исторический опыт, особенности национального сознания, чувство коллективизма не способствовали такому переходу. Можно насмехаться над ними за это, можно восхищаться ими, но факт есть факт. Не в бирюльки играли они десять пятилеток, а сообща обустраивали свои просторы и сделали немало. Чтобы все это растащить и прикарманить, надо было “умный, добрый наш народ” (А. С. Грибоедов) одурманить, сбить с толку, лишить духовной опоры, веры в свои ценности, в свою историю, в свои свершения. Потому и появилась эта фраза о патриотах и негодяях. И что показательно: за тысячелетия цивилизации ни один выдающийся ум не поставил под сомнение чувство любви к Родине. Пришлось переиначивать, искажать то, что попалось под руку, и как тараном начали бить фальшивкой по национальному сознанию, лишь бы провернуть дурное дело.

И еще вопрос, прямо связанный с данной темой, — положение русского народа. В советское время был период, когда слово “русский”, мягко говоря, не поощрялось. Была, например, армянская или грузинская литература, но стыдились писать “русская литература”. Хотя в паспорте тогда все же значилось — русский, грузин или аварец.

Когда у нас обсуждаются какие-либо национальные или межнациональные проблемы, то, как и в советское время, речь и сейчас идет почему-то исключительно о малых народах. Им, говорят, надо создать такие условия, чтобы они жили хорошо. Спорить не о чем: все народы нашей страны должны жить хорошо. Но ведь и русские — тоже. Наша беда, что русский — государствообразующий — народ жил и живет плохо. Одна из главных причин развала СССР в этом. Не мог народ выдюжить, когда ежегодно из бюджета России изымалась на дотации остальным союзным республикам астрономическая сумма — около 50 млрд. долларов (см. “Русский фактор” в российской политике” — доклад, подготовленный департаментом политических проблем фонда “Реформа” под руководством А. Миграняна, “НГ-сценарий”, 14.06.2000 г.).

В годы советской власти за счет России, то есть прежде всего за счет русского народа, развивались практически все союзные республики. В 20-е годы — даже Украина. На праздновании 50-летия СССР Брежнев с гордостью говорил об этом, как о подвиге русского народа, а первые секретари из союзных республик славословили щедрость русского народа. Многие тогда считали, что такая политика справедлива: жили в одной стране, одной семьей. Сегодня возникают сомнения. Да, помощь — дело благородное, но Россия не дойная корова. Посильно ли было отрывать от русского народа по 50 млрд. долларов в год? Не лучше ли было бы обустраивать Центральную Россию, то же Нечерноземье, а не прокладывать, например, каналы для будущего туркменбаши?

Положение русского народа никак не должно забываться при обсуждении национальных проблем. Это ключевой вопрос. Будет жить хорошо государствообразующий народ, будет хорошо всем остальным.

Кампания против патриотизма и патриотов носила, на мой взгляд, антирусский характер. Русский народ всегда испытывал глубокие чувства к Родине. “О Русская земля, ты уже за холмом” — сколько чувств в этом восклицании безвестного автора “Слова о полку Игореве”. Любовь к Отечеству помогала во всех испытаниях выстоять народу, сохраниться как этносу. Недаром Гитлер ставил целью не просто разгромить СССР, а “разгромить русских как народ”. В годы либеральных реформ шло ожесточенное наступление на само понятие “Родина”. Защитников Отечества высмеивали, подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной, подвергались глумлению, герои — забвению. Даже подвиг Красной армии, всего народа, переломавших, как признавал Черчилль, хребет гитлеровскому вермахту, замалчивался. Как утверждал один школьный учебник, решающим во всей войне было сражение за остров Кваджалейн. За крохотный островок в Тихом океане. И Победу отнимали у народа. Преувеличение? Ничуть. Вот весьма примечательный штрих. Газета “Ведомости”, издаваемая совместно с американской The Wall Street Journal и английской The Financial Times, так закончила рецензию на выступление Д. Хворостовского на Красной площади: “Он уверенно вернул публике лучшее из утраченного — память о войне, патриотизме, честную лирику”. Для любой страны этот перечень утрат таков, что не приведи Господи. Главное — личность,  нет ничего важнее свободы и прав личности, а страна, общество — что-то второстепенное. Так внушали СМИ. Человек, убеждали нас, вправе менять Родину как перчатки. Принятие того или иного гражданства — это акт самоопределения личности, и не более того. Понравилось жить здесь — принимаешь гражданство, разонравилось — ищешь другое подданство. Насаждалось какое-то торгашеское отношение к Родине. Совсем как у раннего Мандельштама: “Но люблю мою бедную землю оттого, что иной не видал”. И вся любовь.

Великая русская литература не приемлет такого подхода. Жуковский, Пушкин, Достоевский, Блок или Есенин относились к Родине по-иному. Вспомните хотя бы есенинские строки:

 

Если крикнет рать святая,//“Кинь ты Русь, живи в раю!”//Я скажу: “Не надо рая,//Дайте Родину мою”.

 

Разумеется, Родина не должна быть тюрьмой для человека. Но не может она быть и проходным двором. Речь не о том, чтобы снова городить “железный занавес”. Да он и не нужен. Финансовый занавес действует изощреннее и не менее жестко. Видимо, следует смириться с тем, что есть люди, в том числе и русские, начисто лишенные чувства Родины, русского национального сознания. Их можно только пожалеть за отсутствие этого великого дара. Они уезжали и уезжают. И, как говорится, скатертью дорога. Лишь бы не мешали. Возможно, фраза о патриотах и негодяях им даже служит утешением.

Надо только помнить неустаревающую “памятку” Джонсона избирателям. На сельских, городских, региональных или федеральных выборах голосовать за Патриотов, а они не могут быть монополией какой-либо одной партии. То есть голосовать за тех, кто действует не по принципу “норови в карман”, а отстаивает общие интересы. Люди, лишенные чувства Родины, не должны у нас писать школьные учебники, рулить телеканалами, ведать ее культурой, направлять ее экономику. С ними нашу общую беду не перемочь, России не возродить. Стране нужны люди, любящие Родину, умеющие делать дело. Русского можно ошеломить, на какое-то время сбить с толку, но чуть ли не на генном уровне в нем крепко заложено: не будет честный человек сам по себе жить хорошо, если Родине нехорошо, если над ней нависла опасность. За этой верой опыт столетий, усвоенный русским народом, — Куликовская битва, изгнание поляков, Бородино, Сталинград и Курская дуга. И великие предки — от Сергия Радонежского и Козьмы Минина с Пожарским до маршала Жукова.

Наши либералы прекрасно знают, но молчат — в цивилизованных странах, на которые они молятся, живут и действуют именно по Джонсону. Не искаженному, а подлинному. Или, если хотите, по Наполеону Бонапарту, который считал, что любовь к Родине — первое достоинство цивилизованного человека.

 

РФ-сегодня №12 2004-07-06

 

Что для вас значит любить Россию?

 

Константин КОСАЧЕВ (“Единая Россия”):— Сразу скажу, чем любезный моему сердцу патриотизм отличается от национализма. Авторство, правда, не мое, но мне это очень нравится: патриот любит свой народ, а националист ненавидит другие народы. В этом, по-моему, квинтэссенция патриотизма. Для меня любовь к Родине — это тот брак, который заключен поистине на небесах, и чувство это не обсуждается. Я люблю Россию не потому, что она счастливая или несчастливая, великая или униженная, богатая или бедная, а просто потому, что это — моя Родина! А также Родина моих детей. Это место, где похоронены мои предки. Поэтому для меня лично вопроса “жить или не жить в России?” попросту не существует. Зато существует другой вопрос: “А все ли я делаю для того, чтобы решать имеющиеся в моей стране проблемы?” По мере сил я стараюсь делать так, чтобы никто никогда не подвергал сомнению ее величие, ее могущество и ее процветание. Вот, пожалуй, в этом и заключается моя любовь к России.

 

Геннадий ЗЮГАНОВ (КПРФ): — Любить Россию — это прежде всего понимать, что в ней происходит, уважать ее историю и содействовать сохранению и сбережению ее народа. К сожалению, сегодня Россия — единственная в мире страна, которая вымирает ударными темпами. А это означает, что она теряет будущее. Я — интернационалист и уважаю все народы и дружбу между ними. Но политика — это всегда выбор приоритетов. Сегодня необходимо спасать русский народ, русскую культуру, поскольку наш народ — это народ-собиратель, народ-объединитель, народ, вокруг которого расстилаются гигантские просторы, на которых многие другие народы сохранили свою веру, культуру, традиции, язык и письменность. Любить Россию для меня означает: а) помочь русскому народу освободиться из этого “духовного Освенцима”, куда его загоняют; от той идеологической молотилки, которая парализует волю и сознание, от нашествия тухлого спирта, СПИДа и туберкулеза; б) бороться за хорошее и доступное образование, за достойную работу и освоение новых технологий; в) активно готовить сопротивление тому антинародному курсу, на пути которого у России только одно будущее — стать спецназом для авантюр на Ближнем Востоке. Также наша страна нужна будет лишь как нефтегазовая труба и лесоповал. Для всего этого в ней потребуется населения не больше 50 миллионов (вместо 140, как есть сейчас!). Чтобы любить Россию, надо обладать сильным характером и уметь опираться на всю ее уникальную тысячелетнюю историю. Любить Россию — значит осознавать, что она всегда стояла на таких столпах, как государственность, высокая духовность, немыслимая без православной культуры и понимания роли православной церкви в нашей истории, это чувство справедливости (без чего русский человек не может существовать) и правда. Опираясь на это, можно не только любить Россию, но и помочь ей в самое тяжелое время.

 

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ (ЛДПР): — Желать процветания собственной стране и радоваться ее успехам. Для этого мало быть просто наблюдателем — важно, чтобы каждый из нас почувствовал свою личную ответственность за судьбу России. Нужно вернуть людям гордость за свою страну, веру в справедливость, вернуть простые земные радости, о которых люди, измученные реформами, стали забывать, нужно научиться жить без потрясений, тем более что для этого есть все возможности: люди, территории, природные ресурсы и вера в Россию. Я объездил десятки стран, но всегда меня тянет домой, в Россию. Пусть дома не все так хорошо и ухоженно, как в других странах, но лучше нашей природы, наших человеческих отношений все равно нигде не встречал. От России веет теплом. Она вообще самая лучшая страна в мире. Именно так и надо относиться к своей стране. Перестать поливать ее грязью, охать и ахать. Сейчас самое время, чтобы сделать ее процветающей и более культурной. Сегодня, пережив немало горя и перенеся много трудностей, люди начинают понимать, что такое Родина, единое государство. И начинают любить Россию иначе — сокровенней. И не надо пытаться быть похожими на кого-то, например на американцев. Мы — другие.

 

Александр ЧУЕВ (“Родина”):— Любить Россию — это прежде всего любить свою семью, детей, свой народ, свою историю и культуру, а также любить свою малую родину, то есть город детства, улицу, по которой делал первые шаги в жизнь. Любовь к Родине, к Отечеству складывается из таких маленьких кирпичиков, каждый из которых имеет большое значение — это и твой двор, и твоя школа, и парк, где ты гулял в пору первой влюбленности. Одним словом, это система неких ценностных понятий и неповторимых ощущений.

Если шире рассматривать понятие “патриотизм”, то скажу, что, на мой взгляд, он состоит из приверженности тому образу жизни и той культуре, в которой ты вырос, и за которую готов бороться, и которую готов защищать. Все это гораздо важнее, чем сиюминутная прибыль или пресловутое собственное благополучие. Когда бы на одну чашу весов поставить убеждения человека, его веру и любовь, а на другую — материальные ценности, то, бесспорно, человек, искренне любящий свою Родину, выберет первое, то есть непреходящие ценности.

Я считаю, что в России всегда был силен дух патриотизма (даже в самые тяжелые времена). Русский народ отличает большое терпение, терпимость и искреннее приятие других народов с их обычаями и культурой. Однако есть предел, достигнув который, начинает вступать в силу самопожертвование. И в этом русскому народу равных нет. Это действительно так, ибо завоевать нас пока не удалось никому, да и вряд ли удастся и впредь. Как только возникает явная угроза для России, люди сплачиваются и проявляют чудеса храбрости, а главное — способность и готовность к самопожертвованию как высшему проявлению патриотизма. Русский патриотизм зиждется на глубинных христианских ценностях, именно для православной традиции характерно самопожертвование. В этом смысле наше единство, наша целостность и наше будущее неразрывно связаны с возрождением и дальнейшим развитием православия в России, и, думаю, в нем наша духовная и нравственная сила, в нем величие России и любовь к ней.

 

Геннадий ГОРБУНОВ член Совета Федерации от Государственной Думы Астраханской области: — Для меня любить Россию означает делать все, чтобы она была могучей державой, чтобы с ней считались в мире, а не указывали, как ей жить. Мне хочется, чтобы она богатела не на сырьевой игле, а за счет добавленной стоимости производимых товаров, продуктов и услуг. Сегодня, к сожалению, пока не так.

Своей личной задачей (как и моих коллег по аграрному Комитету) я считаю принятие закона о сельскохозяйственном развитии, который поможет деревне. Без нее Россия не будет великой. Пусть Греф, Кудрин или еще там те, кто заматывает этот вопрос, поедут в любую деревню и на месте посмотрят, как там люди живут. А ведь именно там еще сохранена самобытность, истинная культура и вековые традиции. Если там все закончится, то не останется у нас больше ничего. Я, может, и излишне эмоционально говорю, но это оттого, что боль в душе, да. А как это назвать? Видимо, как ответ на ваш вопрос.

 

Шамиль ЗАЙНАЛОВ член Совета Федерации от Народного Собрания Республики Дагестан: — Моя малая родина — Дагестан, а большая — вся многонациональная Россия, а раньше Советский Союз. В моем понимании любить Родину — значит быть патриотом, то есть любить свой народ, свои обычаи и традиции. Если у нас что-то плохо, то не надо делать из этого трагедию, а лучше делать по максимуму добро. Мне лично очень хочется, чтобы каждый гражданин Российской Федерации жил достойно и был защищен в своих правах. Я, как сенатор, прилагаю к этому усилия, мы с коллегами принимаем законы, по которым придется жить и будущим поколениям. Поэтому тщательно подходим к каждой букве законов. Вот, например, мы с делегацией были в Словакии, и там нам объясняли, что у них нет очень богатых людей, зато у них крепкий средний слой населения, и они живут стабильно. Я тоже понимаю “жить богато” как “жить нормально, не бояться за завтрашний день”. А что касается моего родного Дагестана, то я никому не советую прийти на его землю с плохими намерениями — все его сыны будут как один в строю и будут защищать Родину до последнего.

 

Виктор ДОБРОСОЦКИЙ член Совета Федерации от Законодательного Собрания Пермской области — Для меня важнее не говорить об этом, а что-то конкретное делать для того, чтобы Россия стала процветающей страной, в которой люди жили бы достойно. Мне кажется, что тот, кто отдает максимум сил на благо России, тот ее любит, и наоборот. Знаете, ученые когда-то обнаружили, что даже обычная клетка, живой организм, всего лишь на двадцать процентов работает на себя, а остальные восемьдесят — на вне, на другие клетки. Вот, наверное, и человек тоже должен так работать — на 80 процентов для окружающего его мира и только на 20 процентов для себя. Если поэтически сказать, то лучше Пушкина не получится, а именно: “души прекрасные порывы” надо посвящать Отчизне.

 

Олег ПАНТЕЛЕЕВ член Совета Федерации от администрации Курганской области:Последнее время стало как-то теряться понятие “патриотизм”. Говорю это как бывшая разведка, как Первое управление КГБ СССР. Плохо, что с 1990 по почти 2000 год нас вполне целенаправленно отучали любить Россию. Повторяю, такое делалось умышленно. Но сейчас, к счастью, пошел обратный процесс, все больше наблюдается в людях возрождение патриотизма. И пусть российский человек живет не очень богато, но страну свою любит искренне. (Я говорю не об Абрамовиче, а о подавляющем большинстве российских граждан.) Считаю, что за отмеченное мною десятилетие идеология в России была потеряна, но сегодня необходимо (также целенаправленно) растить молодое поколение на примерах Александра Матросова, Виктора Талалихина, Тимура Фрунзе, генерала Карбышева и т. д.

 

Николай РЫЖКОВ член Совета Федерации от администрации Белгородской области:Кто-то правильно сказал: “Им есть куда уезжать, а нам есть где умирать!” Я, например, никогда никуда не уеду. Никогда! Умирать буду здесь. Я родился на русской земле, я жил на ней — в нее и уйду.

Как можно предать своих отцов, дедов и прадедов? Они своим потом поливали почву, на которой взросло не одно поколение настоящих сынов России. А сколько за нее жизней отдано? Смотрите, у нашей Родины, матушки-России, было три важнейших ратных поля — Куликово, Бородинское и Прохоровское. Именно на них в разные периоды русской истории насмерть стояли защитники своего Отечества. А это и называется любить Родину и в жестоких схватках добывать для нее свободу и мирную жизнь. Сам я родом не с Белгородчины и не имел к ней никакого отношения. Однако, когда одиннадцать лет назад ко мне обратились с просьбой помочь в строительстве мемориального комплекса “Прохоровское поле”, я принял это предложение. Считаю, что это поле — олицетворение русского патриотизма. И вообще, я категорически против того безрассудства, той бессовестности, с которыми последнее десятилетие ХХ века топтали нашу историю. Ведь раздавались в адрес ветеранов Второй мировой войны даже такие речи: “Что вы бряцаете своими наградами? Да зачем вы воевали? Лучше бы баварское пиво сейчас пили...” и т. д. Но не все идиоты, не все же сволочи, и я помню, как на строительство того же комплекса простые люди присылали по пять—десять рублей! Копейки, но как они дороги!!! Вот это как называется, а? Любить Россию!

 

Александр СУВОРОВ член Совета Федерации от администрации Томской области: — О-о! Это очень объемное понятие. Оно, на мой взгляд, включает в себя и бережное отношение к природе, и рачительность в сельском хозяйстве, и стройную политику в экономике, и сохранение национальных традиций, и многое-многое другое. Но все это в широкомасштабном плане. А для себя лично я бы остановился сегодня на одной крайне важной стороне нашей жизни, тоже расшифровывающей понятие “любить Родину”. Знаете, есть такое наблюдение: твои дети будут относиться к тебе так же, как ты относишься к своим родителям. Исходя из этой истины, я понимаю, что сейчас, как никогда, может быть, необходимо создать прекрасные условия жизни для наших ветеранов войны и труда. Они заслужили, чтобы молодое поколение относилось к ним с большим уважением. Они не жалели сил для того, чтобы мы жили лучше, а теперь наш черед ответить им тем же. Быть благодарными. Возможно, на нашем примере и наши дети, а потом внуки-правнуки тоже будут стараться бережно относиться к старикам, и тогда в России возродится ценность человеческой жизни, а вместе с ней и все остальное, особенно ответственность к своей работе и понимание нужности своего труда. В этой связи для меня показателен пример моей бабушки, которая прожила ровно 100 лет (!), и весь свой век она трудилась не покладая рук. А когда однажды я предложил: “Бабушка, отдохни, я сам все сделаю — и грядку вскопаю, и полью, и прополю”, она расстроилась и прямо на грядке заплакала: “Значит, я уже стала совсем плохая и моя работа никому не нужная?” Я-то хотел ей помочь... Она, неграмотная, выросла на христианских ценностях, а любовь к труду, к земле, к ближнему передала своим детям и внукам. Поэтому “любить Родину” для меня не абстрактное понятие, а очень даже глубинное.

 

РФ сегодня № 12 2004


Реклама:
-