М. Смолин

 

Внутриполитические вызовы России

 

Мобилизация сил русской нации, прежде всего, необходима для ответа на внутриполитические вызовы России. Здесь видится два проблемных блока: государственностроительный и межнациональный. В первом блоке крупнейшими проблемами являются государственный федерализм, ослабляющий единство страны, и финансовый олигархизм, не дающий сконцентрировать власть — и политическую, и экономическую — в руках самого государства, а не частных лиц (олигархов). Во втором блоке опаснейшими надо назвать две проблемы: исламистская угроза и падение рождаемости русской нации…

Принцип федеративности в строении государства сам по себе не положителен и не отрицателен. Эти оценочные факторы федеративность получает только на конкретной национальной почве. Так, в Швейцарии, или в США федерализм явился тем самым слагаемым единства швейцарских кантонов и американских штатов, которого им в отдельности не хватало для создания большого государства. Примерно то же самое мы видим и в ФРГ, в которой религиозная, историческая и даже династическая разность во многих землях могла быть преодолена лишь введением принципа федеративности государства. В этих странах объединительные процессы с одновременным сохранением определенной самостоятельности землями, штатами и кантонами были необходимым шагом в государственном строительстве. Федеративная идея, по сути, и дала этим государствам возможность появиться на свет.

Однако надо отметить и то, что федерации — образования неустойчивые, и одни из них развиваются в сторону унитарного государства (в США и ФРГ штаты и земли все менее самостоятельны в отношении своего федерального центра), а другие, напротив, в сторону разрыва подобного союза (Югославия, Чехословакия).

В России идея федерации, появившаяся в имперские времена унитарного государства, с точки зрения государственного единства была большим шагом назад. У нас прошло уже пятьсот лет с того момента, когда из раздробленных княжеств было восстановлено единое централизованное русское государство (XV век), а потому федеративная идея в России стала знаменем не русской нации, а всевозможных инородческих движений и освободительно-разрушительного революционного фронта — от либералов-кадетов до коммунистов-большевиков.

Большевистская революция реализовала федеративное устройство, уничтожив Россию «единую и неделимую», как было записано в Основных законах Российской Империи. Тогда реализация федеративной идеи стоила нам потерь земель Великого княжества Финляндского, Царства Польского, Прибалтийских губерний, южнорусских губерний Малороссии, западных белорусских губерний и прочего и прочего и прочего. Проект советской федерации просуществовал недолго, и в немалой степени развал произошел из-за заложенной в него идеи самоопределения национальных республик. Большой России в конце XX века вновь не стало...

Но осталась Российская федерация — причудливо вырезанный большой территориальный кусок из Большой России. Осталось в урезанной России то же государственное федеративное устройство, что и в развалившемся Советском Союзе. Такое положение несет в себе очень опасную тенденцию — склонность к распаду по национально-территориальному признаку. При президенте Ельцине этот вектор уже чуть не привел к переходу Российской Федерации в конфедерацию независимых нерусских национальных государств внутри России.

В президентство В.В. Путина распад федерации, по всей видимости, приостановлен, но без реформы государственного устройства России проблема территориального единства страны будет каждый раз вставать перед государством при серьезной внешнеполитической экспансии. Татарстан, Саха-Якутия, Чечня и другие национальные республики, доставшиеся нам в наследство из интернационального советского прошлого, потенциально всегда будут стремиться к наиболее возможной самостоятельности, вплоть до отделения, если к этому сложатся определенные предпосылки. Нужны ли нам такие дополнительные центробежные соблазны, как существование в теле России национально-территориальных образований нерусских народов? Думаю, что всякий, кто хочет видеть Россию в будущем единой и сильной мировой державой, согласится, что сильным вовне может быть только тот, кто является таковым внутри своего дома.

В этом аспекте как положительную тенденцию можно отметить первый унитарный опыт администрации В.В. Путина — соединение Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской губернией. Это событие прошло незаметно, но может иметь громадное положительное значение, если станет общегосударственным вектором административной реформы территориального деления России. На первом этапе необходимо полное растворение автономий на территориях разных губерний. А далее естественным шагом была бы унификация всех национальных республик в губернии единого и неделимого российского государства.

Сегодняшняя слабость нашего государства, во многом будучи следствием федерализма, породила и другую внутриполитическую проблему — финансовую олигархию с претензией на политическое руководство страной. Все эти Березовские, Гусинские, Ходорковские, Абрамовичи и иже с ними возжелали реализовать своеобразную конвертацию своих денег на власть в государстве. Цель — получение еще больших прибылей, но уже без всяких ограничений со стороны купленного ими государства.

Такая попытка уничтожения государства как гаранта справедливости и социальной защищенности всех граждан — олигархический вызов власти. Новый президент, приняв этот вызов, имеет немало шансов своим курсом дать достойный ответ олигархам…

Говоря о втором проблемном блоке, межнациональном, необходимо прежде всего обратить внимание на исламский экспансионизм. Исламизм своей пропагандой будоражит массы мусульман эфемерной возможностью мусульманизации России. Это очень опасный цивилизационный вызов не только русским, но и всему православному миру, и здесь наше государство должно быть непреклонно в отстаивании господствующего положения традиционных ценностей России.

Исламистский террор в нашей стране уже давно перерос границы локальной русско-чеченской войны, являясь орудием международных и внутренних сил (гораздо более серьезных, чем собственно силы ичкерийских бандитов), которые хотят дестабилизировать обстановку в России. Смысл деятельности этих международных сил огласил еще в 90-е годы американский геополитик Бжезинский: «Мы будем поджаривать Россию на чеченском пожаре»…

На фоне высокой рождаемости среди мусульманских народностей в России встает более выпукло и проблема отрицательного прироста русского населения страны. В этом вопросе нам жизненно необходим перелом, поскольку численность населения является весьма убедительным рычагом в политике. Не будь в России революции и сохранись тот же естественный прирост населения, что в Российской Империи начала XX столетия,— к 1950 году население России равнялось бы 500 миллионам. А сейчас, в начале XXI века, стало бы равным населению Китая. При миллиарде населения и военной мощи атомного и обычного вооружения никаких серьезных противников Россия сегодня не имела бы. После же всех социальных и либеральных революционных экспериментов XX века, обошедшихся России катастрофически дорого, а главное — абсолютно бесцельных, мы не дотягиваем и до 150 миллионов.

Наше положение более чем сложно, и если у России в обозримом будущем не появится нового поколения прагматически мыслящих политиков, опирающихся в своих действиях на традиционное православное мировоззрение, с которым наши предки построили величайшую в мире Российскую Империю, то в грядущих цивилизационных противоборствах наша страна вновь удивит весь мир своей внутренней слабостью.

Вместе мы сила!


Реклама:
-