Пять лет спустя

 

6 августа 1999 года Государственная Дума утвердила кандидатуру Владимира Путина на пост премьера. Политологи отметили 100 дней после повторного переизбрания В.Путина президентом.

Уже давно никто не задает вопрос: «Who is m-r Putin?» Русские – потому, что в большинстве своем одобряют деятельность президента, аналитики и эксперты – потому, что получили на него ответ, удовлетворяющий одних и разочаровывающий других.

Критерии восприятия деятельности В.Путина внутри страны и за рубежом различаются, особенно в отношении того, чего достигла Россия 13 лет спустя после «победы демократии и обретения свободы».

Большая часть населения оценивает произошедшие изменения позитивно, ориентируясь на собственные ощущения и не вдаваясь в серьезный анализ поставленных президентом стратегических целей, конъюнктуру цен на нефть, события вокруг ЮКОСа, ситуацию в СМИ и прочие вещи. Аналитики же, особенно западные, отмечая ряд успехов В. Путина во внешней политике и признавая его вклад в укрепление международного авторитета России, обращают внимание на существенное свертывание демократических свобод в стране, объясняя сегодняшние экономические достижения России и уверенное поведение власти, в первую очередь, высокими ценами на нефть.

 

Путин в глазах русских

 

Наиболее полно картину восприятия россиянами деятельности президента на своем посту позволяет представить опрос фонда «Общественное мнение». И она довольно противоречива. Достаточно отметить только один факт - русские считают главным достижением В.Путина на посту президента социальную политику, а главной неудачей – материальные проблемы людей (?!).

Еще один нюанс - снижение всех одобрительных показателей по сравнению с апрелем с.г., о причинах которого аналитики высказывают разные суждения – от констатации того, что снижение рейтинговых показателей несколько месяцев спустя после выборов – явление закономерное, до акцентирования внимания на ряде неблагоприятных событий последних месяцев.

Ожидания, присутствовавшие у русских пять лет назад, оправдались у половины из них, при этом больше половины опрошенных считают, что президент находится в курсе их чаяний…

 

В августе исполняется пять лет с тех пор, как В.Путин был назначен председателем правительства России. Поговорим об изменениях, которые произошли в жизни нашей страны за эти пять лет. Если говорить в целом, жизнь в стране за последние пять лет изменилась к лучшему, к худшему или не изменилась?

Если говорить в целом, в деятельности В.Путина за пять лет было

больше достижений или неудач?

 

Вы ожидаете или не ожидаете, что в ближайшем будущем в стране произойдут перемены? И если да, то в лучшую или в худшую сторону?

Скажите, пожалуйста, деятельность В.Путина на посту президента

соответствует или не соответствует тому, что лично вы от него ожидали?

 

Скажите, пожалуйста, а в вашей жизни за последние пять лет произошли перемены

к лучшему, к худшему или перемен не произошло?

 

На ваш взгляд, В.Путин знает или не знает, какие настроения царят сегодня в обществе,

о чем думают люди?

 

Скажите, пожалуйста, на прошедшей неделе вы видели или не видели выступления В.Путина или репортажи о нем по телевизору?

 

 

Как вам кажется, за последние месяцы В. Путина стали показывать по телевизору чаще, чем раньше, реже или показывают столько же, сколько раньше? (ответы тех, кто смотрит телевизор.)

 

Какое впечатление производят на вас выступления В.Путина по телевизору - благоприятное, неблагоприятное или нейтральное? (ответы тех, кто смотрит телевизор.)

 

В чем, по вашему мнению, состоит главное, самое существенное достижение В. Путина

за прошедшие пять лет?

 

 

В чем состоит главная, самая серьезная неудача В. Путина за прошедшие пять лет?

 

 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 августа 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

 

Мнение западных аналитиков:

 

Обозреватель DW-World Гасан Гусейнов:

- Главный аргумент тех, кто склонен положительно оценивать период правления президента Путина, по сравнению с хаотичными 90-ми годами, состоит в утверждении: Россия с Путиным обрела стабильность и начала возвращать себе черты, которые, по их мнению, делали прежний СССР авторитетным членом мирового сообщества. Речь идет не просто о таких символах, как слегка отредактированный гимн Советского Союза, но и о превращении молодого Путина в серьезного партнера лидеров важнейших развитых государств.  Правильным позиционированием России как партнера западного мира в борьбе с международным терроризмом после 11 сентября 2001 года он заставил замолчать критиков жесткой линии в Чечне. Но не добился обещанного прекращения войны.

Экономические достижения путинской России основаны, главным образом, на традиции сохранения роли сырьевого придатка развитых стран. С этой ролью России смирился и крупный международный бизнес, инвестиционная стратегия которого сегодня более всего напоминает соглашение "газ - трубы", достигнутое между ФРГ и брежневским СССР три десятилетия назад. Начав операцию по удалению из страны олигархов под лозунгом "возвращения к идее социального равенства", Путин пять лет спустя, в августе 2004 года, заявляет, что 30 миллионов - пятая часть населения России - живет за чертой бедности. Но за пятилетку больше стало миллиардеров (сегодня их, по разным подсчетам, около 35 человек) и миллионеров (около 85 тысяч человек). Таким образом, система распределения национальных богатств всё та же, что и в хаотичные ельцинские годы.

Пять лет упорных попыток "привязать" к России возможно большее число отошедших от нее бывших республик СССР не привели пока к желаемой стабилизации ни в одном из зависимых от России регионов. Особенно очевидно фиаско путинской политики на Кавказе - и не только во "внутреннем зарубежье", в Чечне, но и по соседству - в Грузии, где к власти пришел президент, уверенно уводящий свою страну из зоны влияния России.

Есть только одно по-настоящему доведенное до конца дело, которое затмевает провалы президента Путина и его команды на всех прочих направлениях деятельности. Президент России последовательно восстановил систему государственного контроля над СМИ и, прежде всего, - над телевидением. На смену неуютной и рискованной политической свободе 90-х годов пришло второе и более грубое издание телевидения образца восьмидесятых. Главный герой сегодняшнего российского ТВ - президент, успокаивающий своих сограждан. Единственное, что могло бы внушить телезрителям беспокойство, - это все более частые жалобы президента на происки не называемых внешних врагов. Они, якобы, хотят ослабить Россию и желают ей той же судьбы, что постигла несколько лет назад Советский Союз, державу, медийного сходства с которой Владимир Путин уже почти добился.

 

Кристофер Уифер, главный стратег Альфа-банка, статья в "The Moscow Times":

- Самый богатый российский олигарх сидит в тюрьме потому, что хотел сделать Россию новой Саудовской Аравией. Президент Владимир Путин заявляет, что Россия должна следовать европейской экономической модели и догонять в развитии Португалию (бывшую еще недавно самым бедным государством-членом ЕС по уровню дохода на душу населения). События последних месяцев - дело ЮКОСа и пробуксовка ключевых экономических и административных реформ - вызывают недоумение российских и иностранных инвесторов относительно того, какую модель хочет воспроизвести правительство. Такая неопределенность привела к резкому увеличению оттока капитала - как ожидается, в этом году до 12 миллиардов долларов - и падению оценки активов на фондовом рынке (за четыре месяца на 30%). Окажутся ли эти тенденции временными или долгосрочными, зависит от того, сможет ли правительство восстановить доверие или отсутствием конструктивных действий только укрепит теперешние сомнения.

Авторитарное правительство, имеющее легкий доступ к потокам наличности, созданным экспортом, - отличная комбинация для проведения широких реформ, создающих базу экономического роста. Но при такой комбинации очень легко злоупотреблять фискальной мощью и упустить возможности. Сегодня Россия стоит на перекрестке или, вернее, на распутье: ей нужно свернуть в одну или в другую сторону.

Сегодня, как и каждый день в этом году, Россия заработает на экспорте нефти и газа примерно 300 миллионов долларов. Шесть лет назад Россия ежедневно получала в среднем 70 миллионов. Нет никаких сомнений в том, что резкий рост доходов от экспорта был важнейшим фактором в восстановлении экономики страны после августовского кризиса 1998-го года, так же, как и в том, что упадок нефтяной отрасли был основным фактором, приведшим к дефолту. Но снижение объемов экспорта нефти и их последующее восстановление - это еще не все.

Одной из причин, по которым события вокруг ЮКОСа и отсутствие прогресса в реформах производят такое негативное впечатление, заключается в том, что инвесторы уже поверили в выход России на путь глобальной интеграции и модернизации. Путин убедил инвесторов, что экономический хаос и политическая неразбериха ельцинской эпохи позади, а на смену им пришли два важнейших фактора, отличающих стабильную экономику от такой, где царят риск и непостоянство. Это политическая стабильность и экономическая предсказуемость.

 

Питер Лавелль в "In The National Interest":

- Уже целый год аналитики нефтяного рынка, политики и инвесторы размышляют о причинах юридической войны Кремля с самой крупной частной компанией в России - нефтяным гигантом ЮКОС. Большинство наблюдателей считает, что атаки на ЮКОС и доведение его до банкротства, особенно на фоне нестабильности на нефтяных рынках, противоречат интересам России - как внутренним, так и международным. Однако понять 'безумие' Путина возможно. Он намеревается полностью изменить характер нефтяной политики, в вопросах которой Россия должна играть первую роль.

Путин смотрит в будущее. С 1999 г. производство нефтепродуктов в России увеличилось на 48%, прежде всего, благодаря разработке новых скважин. С ежедневными девятью миллионами баррелей Россия является крупнейшим производителем нефти. Учитывая это, Путин призвал чиновников, ответственных за нефтяной сектор, доработать планы по увеличению числа экспортных трубопроводов с тем, чтобы к 2009 г. добывалось уже 11 миллиардов баррелей в день. Ожидаемое увеличение поставок нефти из России и других важных стран-экспортеров должны снизить цену на нефть-сырец к 2006 г.

Благодаря невиданному росту спроса, кремлевская казна получает дополнительно полтора миллиарда долларов в месяц, а ряд экспертов по нефтяному рынку утверждают, что высокие цены на нефть обеспечили примерно 3% из 7-процентного роста российского ВНП. Также, по оценкам экспертов, каждый доллар, прибавленный к среднегодовой цене в 22 доллара за баррель дает ВНП дополнительные 0,25%.

Путин заявил, что 'правительство должно основывать свои решения на интересах государства, а не отдельных компаний'. Это не просто слова - российские нефтяные гиганты 'ЛУКойл' и 'Сибнефть' очень хорошо знают, что Путин говорит всерьез.

«ЛУКойл», вторая крупнейшая российская нефтяная компания, уже понял, что Путин имеет в виду и всячески выражает готовность платить больше налогов и работать проводником внешней энергетической политики Кремля. 'Сибнефть', третий по величине экспортер нефти, принадлежащий олигарху Роману Абрамовичу, любителю английского футбола, также привлек к себе внимание Кремля. При том, что идет расследование деятельности Абрамовича и 'Сибнефти', подчинение 'Сибнефти' Кремлю - дело времени.

Судьба активов ЮКОСа после их раздела является предметом домыслов. Говорят, что фаворитом Кремля является мелкая компания 'Роснефть' - некоторые из ключевых помощников Путина заседают там в совете директоров. Думают и о газовом монополисте 'Газпроме', тоже государственной компании. В конце концов, это не так важно. В результате преобразования ЮКОСа на свет появится то, что Кремль задумал с самого начала - КремПЕК (Корпорация 'Кремль' по экспорту нефти).

У корпорации 'Кремль' амбициозные цели на международной арене. Терроризм угрожает гиганту нефтяного экспорта Саудовской Аравии, цена барреля нефти достигла 45 долларов, галлон бензина стоит 2,5 доллара в США и много больше в Европе, 'а средства мелкого поражения' в ближайшее время не дадут иракской нефти повлиять на ситуацию на мировых рынках. Прибавьте к этой ситуации тот факт, что нуждающиеся в топливе Китай и Индия крайне заинтересованы в новых и безопасных рынках экспорта энергоносителей для подпитки своего экономического роста.

Кремль также продумал вариант, при котором Саудовская Аравия станет мишенью более широкомасштабных атак террористов. Без саудовского экспорта сырца ОПЕК потеряет влиятельного защитника своих интересов. Россия, крупнейший в мире производитель, могла бы изменить свою позицию по вопросу членства в международном нефтяном картеле, если экспорт Саудовской Аравии подвергнется риску в долгосрочной перспективе. Россия, имеющая в ОПЕК статус наблюдателя, в прошлом подавала знаки о желании вступить в эту организацию. Однако первоочередной задачей было вернуть себе долю бывшего Советского Союза на нефтяном рынке. Если в скором будущем нефтяная промышленность в стране полностью окажется под контролем Кремля, достижение этой цели может стать реальностью.

Кроме того, у России нет особых стимулов тесно сотрудничать с ОПЕК, пока цены на нефть высоки. Однако, поскольку будущие поставки находятся под вопросом, а цены неопределенны, у Кремля есть повод пересмотреть свою позицию. Россия как мировой энергетический центр - эта идея, несомненно, импонирует Путину, желающему вернуть своей стране статус великой державы.

 

МиК 23.08.2004

 


Реклама:
-